Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

сретение

Толковый словарь

ср.

Один из двунадесятых церковных праздников у православных христиан, установленный, согласно евангельскому преданию, в память о встрече - сретении - Младенца Иисуса со старцем Симеоном и пророчицей Анной в храме, куда Дева Мария, согласно ветхозаветному закону, принесла Иисуса через сорок дней после рождения (отмечающийся 15 февраля - по новому стилю или 2 февраля - по старому).

Толковый словарь Ушакова

СРЕ́ТЕНИЕ, сретения, мн. нет, ср. (действие по старин. гл. сретити - встретить) (устар.).

1. Встреча (поэт. ритор.). «Феб лучезарный из морей поднялся… и в сретенье ему хор громких соловьев в густых лесах раздался.» Крылов.

2. Один из т.н. двунадесятых праздников у христиан (2 февраля по старому стилю; церк.).

Толковый словарь Ожегова

СРЕ́ТЕНИЕ, -я, ср. (С прописное). Один из двенадцати основных православных праздников в память о том, как праведник Симеон встретил у дверей храма Марию и Иосифа, несущих младенца Иисуса на руках для посвящения Богу. Заутреня на С.

Популярный словарь

Сретение

-я, только ед., с.

В православной церкви: один из двунадесятых праздников, праздник встречи человека и Бога, представления Христа-младенца Всевышнему.

Этимология:

Древнерусское, церковно-славянское сърhтениѥ господьне (букв. ‘встреча’) является калькой греческого выражения.

Энциклопедический комментарий:

Праздник Сретения Господня отмечается 2 (15) февраля. В его основу легла описанная в Евангелии от Луки встреча старца Симеона с младенцем Иисусом, которого родители, согласно обычаю, принесли в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения. Симеон благословил его как Бога и предсказал, что беспомощный младенец выйдет на служение спасения людей. Праздник Сретения был введен христианской церковью для вытеснения отмечавшегося на территории Римской империи праздника очищения и покаяния. Повсеместно в христианском мире он начал праздноваться лишь в VI в. При этом в ритуале празднования в народном быту были включены очистительные обряды, не имевшие прямого отношения к его содержанию. На Руси Сретение связывалось в народном сознании прежде всего с хозяйственными моментами. Оно знаменовало конец зимы и начало весны, подготовку к весенним полевым работам. Именно этим и определялось в первую очередь отношение к нему большинства верующих.

Словарь существительных

СРЕ́ТЕНИЕ и {{stl_8}}Сре́тенье{{/stl_8}}, -я, ср (С прописное).

Праздник (один из двенадцати основных православных), отмечаемый 2 (15 по новому стилю) февраля в память о встрече (сретении) младенца Иисуса, которого родители, согласно ветхозаветному закону, через 40 дней после рождения принесли в храм, со старцем Симеоном, предсказавшим великую миссию Иисуса Христа - быть Спасителем.

Праздник Сретения считается праздником Христовым и одновременно праздником Девы Марии, Пречистой Матери Божией (прот. А.Мень).

Энциклопедический словарь

СРЕ́ТЕНИЕ, СРЕ́ТЕНЬЕ, -я; ср.

1. Устар. и поэт. Встреча. * Феб лучезарный из морей Поднялся .. И в сретение ему Хор громких соловьёв в густых лесах раздался (Крылов).

2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый 2(15) февраля (в память о встрече некоего старца Симеона с младенцем Иисусом).

Сре́тенский, -ая, -ое (2 зн.). С-ие морозы.

* * *

Сре́тение - один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) с праведником Симеоном младенца Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2(15) февраля.

* * *

СРЕТЕНИЕ - СРЕ́ТЕНИЕ Господне, христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), посвященный воспоминанию событий, происшедших в сороковой день земной жизни Иисуса Христа, а именно встрече (слав. Сретение) Божественного Младенца в Иерусалимском Храме двумя ветхозаветными праведниками - Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей ( Евангелие от Луки 2:22-39). Празднуется 2 (15) февраля. В Православной Церкви - Господский и Богородичный двунадесятый праздник (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ).

Содержание праздника

По закону Моисееву, в сороковой день по рождении младенца мужского пола, первенца, мать должна была явиться с младенцем в храм для принесения жертвы о своем очищении, для представления младенца Богу и «выкупа», ибо по закону Моисееву все первенцы принадлежали Богу (Исход 13:12-13; Левит 12:1-8; Числа 3:13-18). В жертву приносили агнца (ягненка) и горлицу, а в случае бедности - двух горлиц, или голубиных птенцов. Выкуп же состоял из определенной законом цены (пяти сиклей). Пречистая Дева пришла в храм, чтобы исполнить все по закону. В очистительную жертву она, по своей бедности, могла принести только двух горлиц. В Иерусалимском храме младенца Иисуса встретили праведный Симеон, которому было обещано Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, и вдовица Анна, восьмидесяти четырех лет, жившая при храме. Праведный Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Анна Пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его.

История праздника и богослужебное празднование

Праздником Сретения завершается цикл рождественских праздников, посвященных прославлению явившегося в мир Спасителя. Древнейшим историческим свидетельством о праздновании Сретения на христианском Востоке являются записки западной паломницы в Иерусалиме конца 4 в. Сильвии, в которых Сретение еще не названо самостоятельным праздником, а именуется «сороковым днем от Богоявления». В кратких описаниях торжества, совершающегося в этот день в Иерусалиме, упоминается шествие в Храм Воскресения (как и на Пасху (см. ПАСХА христианская)), пресвитерские и епископские проповеди с толкованием Евангелия от Луки, затем обычная Литургия (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)) и отпуст. Аналогичное название праздника зафиксировано и в армянском Лекционаре, содержавшем краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале 5 в. Вероятно, в это время праздник Сретения существовал в Иерусалимской церкви как местночтимый и служил отданием всего сорокадневного цикла праздников, посвященных Богоявлению.

Закрепление праздника Сретения в календаре Константинопольской Церкви произошло не ранее первой половины 6 в. при византийском императоре Юстине I (правил 518-527), учредившем его торжественное празднование. Его преемник, Юстиниан I (см. ЮСТИНИАН I Великий), перенес праздник с 14 на 2 февраля, в соответствии с календарной традицией Римской Церкви, отмечавшей Рождество Христово 25 декабря.

В Иерусалимской традиции 5-7 вв. встречаются два основных названия праздника: Встреча Господа и праздник Очищения. Первое название закрепилось в Византии со времени официального введения там праздника Сретения, а также в григорианской традиции Рима. Второе - в многовековой богослужебной традиции папы Геласия (кон. 5 в.), согласно которой праздник именовался Очищением Блаженной Девы Марии. В Римской Церкви в древности доминировала богородичная тематика Сретения, в отличие от восточной традиции, согласно которой праздник имел статус Господского и постепенно был трансформирован в праздник Богородичный (в богослужебной литературе он иногда называется Сретение Пресвятой Богородицы). Так, согласно богослужебному Уставу, если праздник Сретения попадает на воскресенье, то служба воскресная не отменяется, а соединяется вместе с службой Сретения, как происходит и в двунадесятые Богородичные праздники.

Праздник Сретения имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) 1 (14) февраля - и семь дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО). Отдание - 9 (22) февраля.

На Западе только после 2-го Ватиканского собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) праздник вновь стал Господским и именуется по-латыни «Представление [Praesentatio] Господне», хотя среди русских католиков сохраняется название «Сретение Господне». Одной из важных особенностей богослужения Сретения в латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) является благословение свечей, с которыми верующие стоят на Мессе (см. МЕССА), а потом благоговейно хранят их дома в течение года (свеча в данном случае символизирует Христа - «Свет к просвящению язычников»). Обычай благословения свечей на Сретение воспринят и православными (в частности, во многих приходах Украины).

Сретение в народной традиции

В народном календаре славянских народов Сретение имело значение сезонной границы: этим праздником у восточных и западных славян отмечалась половина зимы, а в южнославянских регионах - и начало весны, с чем было связано значительное число примет погоды и урожая. Хорошая солнечная погода обычно предвещала долгую зиму, а мороз - раннюю весну; метель на Сретение обещала «подмести» все корма для скота раньше обычного и др.

У восточных (реже у западных и южных) славян о Сретении говорили: «Сретение - зима с летом встречается», в дополнение к чему рассказывали о том, как именно борются зима с летом: «Лето зиму по щеке ударяет: «полно тебе, зиме, зимовать - пора мне, лету, летовать». Восприятие Сретения как начала весны отразилось и в приметах: «На Сретение кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает» и др.

Представление о Сретении как о начале весны воплотилось в многочисленных рассказах о животных, которые в этот день якобы переворачиваются с бока на бок. Болгары рассказывали о медведице, вылезающей на Сретение из берлоги, чтобы увидеть свою тень: если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить сон; это означает, что еще в течение сорока дней будет холодно.

Сретение по многим параметрам сближалось с началом нового года, что отразилось в представлениях о судьбоносности встреч, случающихся в этот день: сербы верили, что если встретить в этот день здорового человека, то и весь год будешь здоров (и наоборот). В некоторых местах Сретение считалось неудачным и опасным днем: люди избегали выполнять в этот день какие-либо хозяйственные работы, чтобы не встретиться с волками. Украинцы полагали, что родившийся на Сретение будет несчастлив; у болгар беременные женщины воздерживались от работ с острыми предметами из боязни, что будущий ребенок будет иметь на теле знаки и отметины, напоминающие об этих работах.

Во всех славянских традициях большое значение придавалось свече, которую в этот день освящали в церкви. У украинцев и белорусов ее называли «громничной свечкой», ср. «Громницы» как одно из восточно- и западнославянских диалектных названий Сретения. Эту свечу хранили в течение года: ее зажигали во время грозы и града, давали в руки тяжело умирающему, ее дымом окуривали больных и чертили кресты на балках и матице, зажигали, чтобы уберечься от «ходячего» покойника; прикрепляли к посуде, из которой весной засевали; обходили с зажженной свечой скот при первом выгоне на пастбище; подпаливали детям волосы при головной боли, терли ею горло при болях; вешали над входом в дом в купальскую ночь, чтобы защититься от ведьмы, и т. д.

Большой энциклопедический словарь

СРЕТЕНИЕ - один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) праведником Симеоном мессии - ребенка-Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2(15) февраля.

Академический словарь

-я, ср.

1. устар. Встреча.

| с предлогами „в", „на": в сретение, на сретение.

Боткин рассказал ему весь ужас, с которым он идет на сретение своего счастья. Герцен, Былое и думы.

2. церк.

Один из так называемых двунадесятых праздников православной церкви (15 февраля).

Энциклопедия Кольера

СРЕТЕНИЕ - в Римско-католической церкви, праздник Очищения Девы Марии (2 февраля), посвященный воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершенном его матерью на сороковой день после рождения первенца. Название Сретение Господне (греч. Hypapante Kyriou), закрепившееся в православной традиции, указывает на встречу Христа и его матери со старцем Симеоном и пророчицей Анной. Освящение свечей для богослужебных целей, осуществляемое в этот день в соответствии с римским Миссалом, вошло в обиход в 11 в. Священник, в пурпурном облачении, читает пять особых молитв над восковыми свечами, окропляет их святой водой, зажигает и раздает присутствующим на богослужении, в то время как хор поет Песнь Симеона ("Ныне отпущаеши...", "Nunc dimittis", Лк 2:29-32). Торжественная процессия символизирует вступление Христа - "Света мира" - во храм. В Русской православной церкви праздник отмечается 2 февраля по старому стилю.

ЛИТЕРАТУРА

Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Гуманитарный словарь

СРЕ́ТЕНИЕ - двунадесятый праздник правосл. церкви. Отмечается 2(15) февр. Установлен в память о встрече старца Симеона с Девой Марией, принесшей в храм на 40-й день после рождения младенца Иисуса, и предсказании старца о том, что младенец посвятит себя служению людям и их спасению. Согласно ветхозаветному закону на 40-й день после рождения первенца муж. пола мать приносила его в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву своего очищения, представить младенца Богу и выкупить его, поскольку, по закону Моисея, каждый первенец принадлежал Богу. Мария принесла в храм младенца Иисуса и двух горлиц в жертву очищения. При входе в храм ее встретили Симеон и обитавшая при храме старица Анна. Св. Симеон, к-рому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа, взял младенца на руки и сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Лк 2, 29-31). Упоминания о празднике С. относятся к 3-4 вв., этому посвящены и беседы на С. Господне Григория Нисского. Сохранились нек-рые церк. песнопения, посв. этому дню. В 6 в. С. стало широко праздноваться в христ. мире. Песнопения и молитвы, составленные правосл. церковью к этому празднику, посв. Пресвятой Деве Марии, св. Симеону и Анне-пророчице. Праздник с пред-празднеством и послепразднеством длится 9 дней - с 1 по 9 февр. Если же на эти дни приходится начало поста, то он празднуется столько дней, ск. остается до поста. Если праздник С. Господнего совпадает с постом, то он празднуется в воскресный день, предшествующий четыре десятнице.

Сретение Господне. Худ. Андрей Рублев, Даниил Черный и мастера. 20-е гг. 15 в.

Сретение Господне. Худ. Андрей Рублев, Даниил Черный и мастера. 20-е гг. 15 в.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СРЕТЕНИЕ, один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь встречи (сретенья) праведником Симеоном Мессии - младенца Иисуса Христа, которого родители несли в храм для посвящения Богу. Отмечается на 40-й день после Рождества 2(15) февраля. Католическое название праздника - Очищение или Представление во храм.

Словарь церковнославянского языка

 сущ. (греч. συνάντησις) - встреча. Сретение Господне - праздник церковный, установленный в память того, как Иисус Христос в 40 день от Рождества был принесен в храм и встречен прав. Симеоном и пророчицей Анной.      (Числ. 23, 3).

Орфографический словарь

сре́тение, -я (встреча, устар. книжн.) и Сре́тение, -я (праздник, евангельский и иконографический сюжет)

Словарь ударений

сре́тение (устар. к встре́ча); Сре́тение (праздник)

Á сущ; 31 иск см. Приложение II

(с прописной буквы: один из православных праздников; со строчной буквы: книжн. устар. встреча)

Но там, где я искал гробницы,

Я целый мир живой обрел.

Запели, в сре́тенье денницы,

Давно истлевшие цевницы*,

И смерти луг - в цветах расцвел.

В. Я. Брюсов, К Армении

Сведения о старой норме ударения:

Произнося данное существительное по-иному - срете́ние, - вы следуете старой норме ударения, приводившейся словарями.

"Узелок на память":

у этимологически связанных слов сре́тение и встре́ча ударение падает на первый слог.

* Цевни́ца - многоствольная флейта, свирель.

Формы слов для слова сретение

сре́тение, сре́тения, сре́тений, сре́тению, сре́тениям, сре́тением, сре́тениями, сре́тении, сре́тениях

Синонимы к слову сретение

сущ., кол-во синонимов: 2

встреча

Архаизмы

Сретение - встреча

Морфемно-орфографический словарь

сре́тени/е [й/э].

Грамматический словарь

сре́тение с 7a

Сканворды для слова сретение

- Христианский праздник.

- Так называют встречу младенца Иисуса во храме со старцем Симеоном.

Полезные сервисы