прил.
Относящийся к литературно-письменной культуре славян эпохи IX - XI вв., связанный с нею.
СТАРОСЛАВЯ́НСКИЙ, старославянская, старославянское (линг.).
1. О языке: то же, что древнеболгарский, древний церковнославянский. Старославянский язык.
2. Написанный на таком языке. Памятники старославянской письменности.
СТАРОСЛАВЯ́НСКИЙ, -ая, -ое. Относящийся к первому литературно-письменному языку славян эпохи 911 вв. С. язык. Старославянская письменность.
СТАРОСЛАВЯ́НСКИЙ -ая, -ое. Относящийся к литературно-письменной культуре славян эпохи 9 - 11 вв. С. язык. Памятники старославянской письменности.
◁ По-старославя́нски, нареч. Читать по-старославянски (на старославянском языке).
-ая, -ое.
Относящийся к литературно-письменной культуре славян эпохи 9-11 вв.
Старославянский язык. Памятники старославянской письменности.
старославя́нский, старославя́нская, старославя́нское, старославя́нские, старославя́нского, старославя́нской, старославя́нских, старославя́нскому, старославя́нским, старославя́нскую, старославя́нскою, старославя́нскими, старославя́нском, старославя́нск, старославя́нска, старославя́нско, старославя́нски
См. slavone.
***
Старославянский язык - древнейшая письменная обработка
славянской речи, произведённая во второй половине IX в. Его
разновидность - церковнославянский язык - служил в России одним из видов
литературного языка до XVII в., а при богослужениях
употребляется до настоящего времени. Памятники дошли до нас в
двух видах письма, так называемых глаголице и кириллице.
Глаголица (см. первый текст) - видоизменение византийского
мелкого скорописного письма, кириллица (см. второй текст) -
видоизменение византийского уставного письма, применявшегося в
церковных книгах. Буквы кириллицы послужили основой современного
русского письма.
Старославя́нский язы́к - первый письменно-литературный язык славян в IX-XI вв. Относится к славянским языкам. Сложился на основе переводов Кириллом и Мефодием богослужебных книг с греческого языка на южнославянский солунский диалект. Старославянский язык пользовался двумя системами письма - кириллицей и глаголицей. Имел характер славянского международного языка, оказал влияние на формирование многих славянских литературных языков. Продолжением старославянского языка как языка литературного был церковно-славянский язык.
* * *
СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК - СТАРОСЛАВЯ́НСКИЙ ЯЗЫ́К, первый письменно-литературный язык славян в 9-11 вв. Относится к славянским языкам (см. СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ). Сложился на основе переводов Кириллом и Мефодием богослужебных книг с греческого языка на южнославянский солунский диалект. Старославянский язык пользовался двумя системами письма - кириллицей (см. КИРИЛЛИЦА) и глаголицей (см. ГЛАГОЛИЦА). Имел общеславянское значение, оказал влияние на формирование многих славянских литературных языков. Продолжением старославянского языка как языка литературного был церковнославянский язык (см. ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК).
СТАРОСЛАВЯНСКИЙ язык - первый письменно-литературный язык славян в 9-11 вв. Относится к славянским языкам. Сложился на основе переводов Кириллом и Мефодием богослужебных книг с греческого языка на южнославянский солунский диалект. Старославянский язык пользовался двумя системами письма - кириллицей и глаголицей. Имел общеславянское значение, оказал влияние на формирование многих славянских литературных языков. Продолжением старославянского языка как языка литературного был церковнославянский язык.
СТАРОСЛАВЯ́НСКИЙ ЯЗЫ́К - первый слав. письм. яз., сложившийся во 2-й пол. 9 в. в процессе переводч. деят-сти Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников. Этот яз. в средневековье выполнял функцию междунар. надэтнического лит. яз. славян. Возникновение старослав. (= др.-слав. лит.) яз. - гл. событие в культурной истории славян.
С. Я. в том виде, в каком слависты представляют себе его существование в 9 - нач. 10 в., является результатом реконструкции, т. к. старослав. памятники, относящиеся к этому периоду, не сохранились. Дошедшие до нас старослав. рукописи, в т. ч. содержащие кирилло-мефодиевские пер., относятся к кон. 10-11 в. и являются б. или м. точными копиями древнейших, что позволяет довольно надежно реконструировать начальное состояние С. Я. Для реконструкции исходной системы С. Я., особенно его звукового и грамматич. строя, в первую очередь привлекаются самые древние списки старослав. текстов. Что касается лексики, то важную роль играют и б. поздние списки и редакции.
Старослав. памятники написаны двумя видами письма - глаголицей и кириллицей. Глаголица - это алфавит, созданный Кириллом приблизительно в 862-63, тогде как кириллица - исторически сложившийся алфавит, к-рый возник в кон. 9 в. в Болгарии в результате приспособления греч. алфавита к звуковому строю слав. речи по образцу глаголицы.
Диалектной основой С. Я. послужил юж.-слав. (македонский) говор Солуни, к-рый с детства был знаком Кириллу и Мефодию. Однако С. Я. появился не в результате спонтанного развития солунского говора, а в процессе перевода на понятный славянам язык греч. богослужебных текстов, поэтому греч. яз. визант. эпохи явился непосредств. моделью С. Я. как языка литературного. Будучи в первую очередь языком церковным, литургич. (поэтому его иногда называют "древнецерковнослав."), он выражал понятия и идеи, далекие от быта древних славян, что потребовало введения в С. Я. большого количества новых слов - заимствований и калек с греч. Греч. эл-ты пронизывали все уровни С. Я., особенно лексику и синтаксис. Кроме того, С. Я. включал в себя черты разных слав. диалектов, как зап.-слав., так и юж.-слав. Т. о., С. Я. с самого начала коренным образом отличался от живых слав. языков и диалектов, в 9-10 вв. был одинаково понятным и непонятным (требовавшим спец. изучения) для всех славян. Богатая др.-слав. устно-поэтич. традиция, а также уже сложившаяся к этому времени у славян, живших на терр. Визант. империи, христ. речевая традиция способствовали быстрой выработке С. Я. и сравнит. быстрому усвоению старослав. письменности всеми ветвями славянства.
Как правило, старослав. рукописи не датированы и не локализованы. Самой древней датированной слав. рукописной кн., содержащей старослав. текст, является Остромирово евангелие (1056-57), переписанное с вост.-болг. протографа в Киевской Руси, к-рое, впрочем, обычно не признается собственно старослав., т. к., несмотря на древность, имеет явные черты яз. вост.-слав переписчика. Самая древняя из сохранившихся старослав. рукописей - недатированный Киевский миссал (или Киевские листки), переписанный в Моравии, вероятно, в 10 в., - традиционно включается в старослав. канон, хотя также содержит ярко выраженные зап.-слав. особенности, а кроме того, представляет собой перевод с латинского мессы по римскому обряду, т. е. текст, непосредственно не связанный с деят-ностью Кирилла и Мефодия. Старослав. в узком смысле традиционно считаются зап.-болг. (македонские) и вост.-болг. памятники 10-11 вв.: глаголические Зографское, Мариинское и Ассеманиево евангелия, Синайская псалтирь, Синайский требник, Сборник Клоца и др., кириллические Саввина книга, Листки Ундольского, Енинский апостол, Супрасльская рукопись и др.
Создание старослав. письм. традиции и расцвет письменности на С. Я. имели место в Первом Болгарском царстве (поэтому С. Я. иногда называют "древнеболгарским"), где в 893 С. Я. был провозглашен языком церкви и гос-ва, сменив в этой функции греческий. В кон. 9 - нач. 10 в. в Болгарии переводятся новые греч. тексты, а также создаются компилятивные сборники и оригин. сочинения на С. Я., напр., Житие Мефодия, трактат "О письменах" черноризца Храбра, "Шестоднев" Иоанна Экзарха и др., большинство из к-рых дошло до нас в сравнит. поздних списках. Из Болгарии С. Я. распространяется на др. слав. (и не только слав.) терр. Во 2-й пол. 10 в. старослав. тексты начинают проникать в Киевскую Русь, где, согласно широко распространенным в славистике взглядам, дают начало формированию др.-рус. лит. языка.
Дальнейшее распространение С. Я. на разных терр. приводило к непроизвольным изменениям старослав. текстов под пером местных переписчиков, к-рые привносили в них те или иные особенности своих говоров. Это приводило к возникновению территориальных разновидностей, или изводов С. Я. Язык памятников того или иного извода С. Я. обычно называют церков-но-славянским. Различают след. изводы церковно-слав. яз.: среднеболгарский (Добромирово евангелие 12 в., Охридский апостол 12 в. и др. пам. 12-14 вв.), сербский (Мирославово евангелие 12 в., Выканово евангелие нач. 13 в., Шишатовский апостол 1324 и др.), хорватский (Венские листки миссала 12 в. и др.), чешский (Пражские глаголические отрывки 12 в.), русский (= вост.-слав.: Остромирово евангелие 1057, Изборник Святослава 1073, Минеи служебные 1095-97 и мн. др.).
Лит.: Вайан А. Руководство по старослав. языку. М., 1952; Селищев А. М. Старослав. язык: в 2 ч. М., 1951-52; Иванова Т. А. Старослав. язык. М., 1977; Старослав. словарь (по рукописям 10-11 вв.). М., 1994.
СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК, древнейший письменно-литературный язык славян (9 - 11 вв.). Относится к южно-славянской группе славянских языков. Сложился на основе переводов Кириллом и Мефодием богослужебных книг с греческого языка на южно-славянский солунский диалект. Памятники старославянскому языку писаны глаголицей и кириллицей (древнейшие, дошедшие до нас, - 10 - 11 вв.). Употреблялся как международный язык в среде западных славян, затем южных славян и с 10 в. восточных славян. Оказал влияние на формирование многих славянских литературных языков. Продолжением старославянского языка как языка литературного был церковно-славянский язык.
Старославя́нский язы́к -
язык древнейших дошедших до нас славянских памятников 10-11 вв.,
продолжавших традицию переведённых с греческого языка Кириллом
(Константином-Философом) и Мефодием в 9 в. богослужебных и
канонических книг, язык которых также принято называть С. я. В основу
С. я., древнейшего славянского литературного
языка, лёг южнославянский солунский диалект.
С самого возникновения С. я. носил характер славянского международного языка, употреблявшегося в
среде западных славян (чешские, моравские, словацкие и отчасти польские
земли), затем славян южных и несколько позже (с 10 в.) славян восточных.
Памятники С. я. писаны двумя азбуками: глаголицей и кириллицей. Большинство учёных предполагает,
что глаголица древнее кириллицы и что именно она была изобретена одним
из создателей славянской письменности Кириллом. Своеобразие
глаголического письма, не позволяющее уверенно связать его ни с одним из
известных в то время алфавитов, в т. ч. и с греческим минускульным письмом, подтверждает это
предположение. Кириллица довольно чётко воспроизводит манеру греческого
уставного письма 9 в. Дошедшие до нас старославянские памятники
отражают локальные типы древнейшего славянского литературного языка
10-11 вв.: «Киевские листки», или «Киевский миссал» (10 в.) - моравский
тип; Зографское, Мариинское, Ассеманиево евангелия, «Сборник Клоца» и
«Синайская псалтырь» (11 в.) - охридский (западномакедонский) тип;
Саввина книга, Супрасльская рукопись, Енинский апостол - преславский
(восточноболгарский) тип. Общее число старославянских книжных памятников
невелико - 16 (включая мелкие). Ценным дополнением к пергаменному
корпусу памятников являются надписи на камне (древнейшая - Добруджанская
надпись 943).
С. я. принадлежит к южнославянской группе
языков и отражает характерные фонетические
и морфологические черты этой группы:
1) начальные сочетания ра‑, ла- в соответствии с русскими ро‑, ло- («равьнъ», «ладии», ср. рус.
«ровный», «лодка»); 2) неполногласие («брада», «глава», «врѣдъ», «млѣко», ср. рус
«борода», «голова», «веред», «молоко»); 3) изменение древних сочетаний
*tj, *dj в št, žd («свѣща», «межда», ср. рус. «свеча», «межа») и др. Фонетический и
морфологический строй С. я., по справедливому мнению ряда учёных
(А. Мейе, Н. С. Трубецкой и другие), был близок к фонетике и морфологии
праславянского языка позднего периода. Для С. я. характерно наличие
редуцированных гласных («сънъ», «дьнь»,
«пъсалъмъ»), исчезновение которых знаменует, по представлению
большинства учёных, конец праславянского периода, наличие носовых гласных ę, ǫ («пѧть» -
«пять», «пѫть» - «путь»), ятя (ѣ) («свѣтъ») и др., а также -
в морфологии - существование шести типов склонения, двойственного числа, двух простых и двух сложных прошедших времён, супина,
ряда причастных форм и т. п.
Продолжением С. я. как языка литературного был церковнославянский язык.
Кульбакин С. М., Древнецерковнославянский язык, 3 изд.,
Хар., 1917;
Лавров П. А., Материалы по истории возникновения древнейшей
славянской письменности, Л., 1930;
Селищев А. М., Старославянский язык, ч. 1-2, М.,
1951-52;
Вайан А., Руководство по старославянскому языку, пер. с
франц., М. 1951;
Хабургаев Г. А., Старославянский язык, 2 изд., М.,
1986;
Trubetzkoy N., Altkirchenslavische Grammatik, W.,
1954.
Н. И. Толстой.
Древнеболгарский язык, на который во второй половине IX в. Константином и Мефодием и их учениками были сделаны переводы греческих богослужебных книг. Первоначально он распространялся церковно-книжным путем среди южных и западных славян, а после крещения Руси (988 г.) стал широко распространяться тем же путем и среди восточных славян. Будучи вначале только языком богослужения, он проник в дальнейшем и в нецерковные письменные стили, а затем и в устную русскую речь.
Старославянский язык - Древнейший славянский литературный идиом, язык первых славянских переводов частей Библии, церковных канонических текстов, а также оригинальных памятников. Генетически южнославянский (создан на основе солунских болгаро-македонских говоров)
Во второй половине Ⅸ века бытовал у мораван, чехов, словаков, отчасти у поляков, паннонских и альпийских славян, позже распространился у хорватов, македонцев, болгар, сербов. Иначе называется древнецерковнославянским, староболгарским (в болгарской лингвистике)
Сыграл огромную культурную роль, подобную роли латыни в Западной Европе. Особенное значение имеет влияние старославянского языка на языки славян, исповедующих православие (болгары, македонцы, сербы, восточные славяне)
Источник многочисленных заимствований в поздние литературные языки, по большей части отвлеченной лексики, религиозной, философской, юридической терминологии; обильно заимствуя и калькируя (средне)греческую лексику, стал мощным транслятором грецизмов. См. старославянизм. Поздние изводы (редакции) старославянского языка местных - восточнославянской, болгарской, македонской, сербской - традиций носят название церковнославянский язык.