Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

текстовые композиционно-речевые нормы

Лингвистические термины

Нормы, включающие правила формальной организации текста:

1) мотивированную последовательность частей в развертывании содержания, их логичность и пропорциональность, эффективность зачина и концовки, оправданный выбор композиционно-речевых приемов;

2) соблюдение языковых норм, важных для понимания текста адресатом: фонетических, орфоэпических, орфографических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических, словообразовательных, стилистических.

В художественных текстах допускаются эстетически оправданные отступления от языковых норм.

Т.к.-р.н. определяются:

1) фактором адресата;

2) интенциями автора;

3) соотнесенностью с языком (кодом);

4) спецификой канала связи (в проекции на модель речевой коммуникации). Они формируются на основе вербально-семантического, тезаурусного и мотивационного уровней языковой личности автора и адресата. Т.к.-р.н. связаны со следующими коммуникативными качествами речи: уместностью, богатством, точностью, ясностью, выразительностью, логичностью. Они формируют связность текста и его модальность, его системные качества: интегративность, структурность, информативность, регулятивность.

Аанализа текста

Нормы, включающие правила формальной организации текста:

1) мотивированную последовательность частей в развертывании содержания, их логичность и пропорциональность, эффективность зачина и концовки, оправданный выбор композиционно-речевых приемов;

2) соблюдение языковых норм, важных для понимания текста адресатом: фонетических, орфоэпических, орфографических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических, словообразовательных, стилистических.

В художественных текстах допускаются эстетически оправданные отступления от языковых норм.

Т.к.-р.н. определяются:

1) фактором адресата;

2) интенциями автора;

3) соотнесенностью с языком (кодом);

4) специфика канала связи (в проекции на модель речевой коммуникации).

Они формируются на основе вербально-семантического, тезаурусного и мотивационного уровней языковой личности автора и адресата. Т.к.-р.н. связаны со следующими коммуникативными качествами речи: уместностью, богатством, точностью, ясностью, выразительностью, логичностью. Они формируют связность текста и его модальность, его системные качества: интегративность, структурность, информативность, регулятивность.

Полезные сервисы

текстовые нормы формирования содержательного плана

Лингвистические термины

Соотнесенность текста с действительностью. Опираются на вербально-семантический и тезаурусный уровни языковой личности автора и потенциального адресата, определяют:

1) точность;

2) уместность;

3) смысловую завершенность;

4) отдельность;

5) цельность текста;

6) информативность;

7) интегративность.

Данные нормы предполагают соответствие содержательного плана текста теме, идее (авторскому замыслу); этическим и эстетическим нормам, принятым в обществе в рамках данной сферы.

Аанализа текста

Соотнесенность текста с действительностью. Опираются на вербально-семантический и тезаурусный уровни языковой личности автора и потенциального адресата, определяют:

1) точность;

2) уместность;

3) смысловую завершенность;

4) отдельность;

5) цельность текста;

6) информативность;

7) интегративность.

Данные нормы предполагают соответствие содержательного плана текста теме, идее (авторскому замыслу); этическим и эстетическим нормам, принятым в обществе в рамках данной сферы.

Полезные сервисы

текстовые нормы, связанные с техническим оформлением текста

Лингвистические термины

Нормы, предполагающие точность цитирования и оформления сносок, статистических данных, библиографии. Они включают деление текста на абзацы, обоснованный выбор дополнительных графических средств, шрифта и т.п. Данный тип норм отражает своеобразие канала связи автора и адресата в проекции на модель речевой коммуникации. Они ориентированы на мотивационный и тезаурусный уровни языковой личности адресата, определяют точность и ясность речевых сообщений;

формируют цельность и модальность текста, его регулятивность и информативность.

Аанализа текста

Нормы, предполагающие точность цитирования и оформления сносок, статистических данных, библиографии. Они включают деление текста на абзацы, обоснованный выбор дополнительных графических средств, шрифта и т.п. Данный тип норм отражает своеобразие канала связи автора и адресата в проекции на модель речевой коммуникации. Они ориентированы на мотивационный и тезаурусный уровни языковой личности адресата, определяют точность и ясность речевых сообщений; формируют цельность и модальность текста, его регулятивность и информативность.

Полезные сервисы

текстовые ошибки

Педагогическое речеведение

Текстовые ошибки - вид ошибок, связанных с нарушением правил эффективного (для восприятия и понимания) построения текста. Т. о. проявляются в непродуманном расположении частей текста, нарушении логической связи между ними, в непоследовательности избранного способа развертывания содержания текста и т. д.

В.Н. Мещеряков

Методические термины

ТЕ́КСТОВЫЕ ОШИ́БКИ.

Ошибки, связанные с нарушениями норм и правил построения текста. Выражаются в неправильном расположении частей текста, нарушении логической связи между ними, непоследовательности изложения содержания и др.

Полезные сервисы

текстовые упражнения

Методические термины

ТЕ́КСТОВЫЕ УПРАЖНЕ́НИЯ.

Вид упражнений, которые в отличие от фонетических, лексических, грамматических упражнений опираются не на отдельные языковые единицы, а на текст как результат речевой деятельности. Лингвистической основой Т. у. служат современная теория текста, теория речевой деятельности, синтаксис текста.

Т. у. подразделяются на:

a) работу учащихся с готовым текстом (языковой анализ текста, выделение из текста сложных синтаксических целых и работа с ними, анализ встречающихся в тексте единиц языка с точки зрения их значения и употребления, перестройка текста, составление плана к тексту, пересказ и письменное изложение текста);

б) составление текста самими учащимися (определение темы текста, написание сочинения, тезисов, реферата и др.). Упражнения в сочинении, например, подразделяются по видам текста (описание, повествование, рассуждение), по стилям и жанрам. Т. у. могут быть устными и письменными, аудиторными и домашними, коллективными и индивидуальными.

Полезные сервисы