ж.
1. Единица массы, в метрической системе мер равная 1000 кг.
2. Количество вещества, имеющее такой вес.
ж.
1. Единица массы, в метрической системе мер равная 1000 кг.
2. Количество вещества, имеющее такой вес.
ТО́ННА, тонны, жен. (франц. tonne). Название некоторых мер веса, массы и объема. Метрическая тонна (единица веса или массы, равная 1000 кг). Английская тонна (единица веса или массы, равная 1016 кг). Регистровая тонна (единица, которой в судоходстве измеряют объем помещения, могущего быть занятым под полезный груз, равная 2,83 м3; мор.).
|| То же, что метрическая тонна. Судно, водоизмещением в 40000 тонн.
Тонна
-ы, ж.
Единица массы в метрической системе мер, равная 1000 кг.
Сколько тонн? Несколько тонн.
Привезти четыре тонны песка.
Оказывается, в лесах только Российской Федерации вырастают следующие богатства: кедровых орехов - полтора миллиона тонн, клюквы - пятьсот тысяч тонн (Солоухин).
Родственные слова:
тонна́ж, многото́нный
ТО́ННА, -ы, ж
Единица измерения массы в метрической системе мер, равная 1000 килограммов.
За сутки он успел связаться по телефону с заводами и теперь имел точные данные: перерасход чугуна составил шестьдесят тысяч тонн (В. Дудинцев).
ТО́ННА -ы; ж. [франц. tonne]
1. Единица массы в метрической системе мер, равная 1000 килограммов. Т. зерна, овощей. Весом более тонны.
2. Разг. Об огромном количестве чего-л. Тонны доказательств. Обрушить на кого-л. тонну обвинений.
* * *
то́нна (франц. tonne, от средневекового лат. tunna - бочка), основная единица массы МТС системы единиц, равная 1000 кг; обозначается: т. В США применяются также длинная тонна (1016,047 кг) и короткая тонна (907,185 кг).
* * *
ТОННА - ТО́ННА (франц. tonne, от ср.-век. лат. tunna - бочка), основная единица массы МТС системы единиц (см. МТС СИСТЕМА ЕДИНИЦ), равная 1000 кг; обозначается т. В США применяются также длинная тонна (1016,047 кг) и короткая тонна (907,185 кг).
ТОННА (франц. tonne - от ср.-век. лат. tunna - бочка), основная единица массы МТС системы единиц, равная 1000 кг; обозначается т. В США применяются также длинная тонна (1016,047 кг) и короткая тонна (907,185 кг).
то́нна
стар. тон, начиная с Петра I; см. Смирнов 291. Скорее из голл. tоn "тонна", чем из англ. tоn (tʌn); форма на -а - из нов.-в.-н. Тоnnе - то же. Первоисточник этих слов надо искать в кельтск.; см. М.-Любке 748; Клюге-Гётце 621; Гамильшег, ЕW 848; Мёлен 212.
ТОННА ы, ж. tonne f.
1. устар. Во Франции -большая бочка. Всех приходящих иностранных судов шхипера, и прочие командиры, должны объявить капитану над портом о числе тонов или ластов балласта в кораблях. 1722. Регламент Адмиралт. ПСЗ 6 621. Барка. Морское трех-мачтовое судно употребляемое в Средиземном море. Самыя большия барки не бывают больше ста тонов. 1788. Куш. СМС Тонна или бочка угольев 6 копеек <стоит>. 1783. ТВЭО 4 92. Тонна или бочка. Петрушевский 1831.
2. Мера веса в метрической системе, равная 1000 кг. Ож. 1986. Знатоки ценили бралианты <так>, жемчуги и разныя драгоценныя камни на Царице в несколько тонн золота. ДЖ 1816 29 114. Яхта, одной вместительности тонн. 1847. ПСЗ-2 22 (1 154). Здесь неимоверно дорог уголь: тонн стоит десять фунтов стерлингов, оттого и пароход берет дорого за буксир. Гонч. Фрегат "Паллада".
3. фарц., бизнес. Тысяча денежных единиц. До начала инфляции - тысяча рублей, в 90-е гг. обычно - тысяча долларов. Юганов 1997. Лет пять назад позвонил как деловой и говорит: "Мишка, дай пять тонн на пару дней .. А на пять тысяч тогда можно было взять ровно две водяры. М. Берг Тридцать лет спустя. // Звезда 1998 5 174. - Лекс. Ян. 1806: тонна, тона и тон; Соколов 1834: то/нна.
ТОННА (фр. tonne). 1) мера вместимости жидких и сыпучих тел во многих странах Европы. 2) мера и вес, по которому определяется груз корабля = 42 куб. фут. и 65 пуд. 3) французская мера веса = ок. 60 пуд.
- Нешуточный вес.
- Мера веса грузовых автомобилей.
- Десять килограмм в третьей степени.
- Единица массы, недоступная даже тяжеловесам.
- Мера веса слонов.
- Мера веса, равная 1000 кг.
- Это слово в «Толковом словаре» Даля трактуется как «вес или мера вместимости корабля, равная 65 пудам или 40 кубическим футам».
- Коммуна в Германии, в земле Тюрингия.
- Тысяча рублей (жарг.).
м.
1. Грузовместимость или грузоподъёмность транспортных средств.
2. Вес продукции, выраженный в тоннах.
ТОННА́Ж, тоннажа, мн. нет, муж. (франц. tonnage).
1. Вес или объем судна в тоннах, водоизмещение (мор.). Брутто-тоннаж (водоизмещение судна при его полной нагрузке в метрических тоннах). Нетто-тоннаж (Максимальный для данного судна вес груза в метрических тоннах). Регистровый тоннаж (объем внутренних помещений судна в регистровых тоннах).
2. Максимальный для данного вагона, грузового автомобиля вес полезного груза (тех.). Автомобильный тоннаж.
3. Число тонн водоизмещения судов какого-нибудь флота или его части, или грузоподъемность транспорта в тоннах. Тоннаж торгового флота.
ТОННА́Ж, -а, муж. (спец.).
1. Объём внутренних помещений судна. Т. теплохода.
2. Грузоподъёмность транспортного средства в тоннах. Т. вагона.
| прил. тоннажный, -ая, -ое.
ТОННА́Ж, -а, м
Количество какой-л. продукции, выраженное в тоннах.
Увеличение тоннажа зерна - задача трудная, но выполнимая.
ТОННА́Ж -а; м. [франц. tonnage] Спец.
1. Водоизмещение судна, исчисляемое в регистровых тоннах. Т. крейсера, сухогруза. Судно среднего тоннажа.
2. Грузоподъёмность, грузовместимость транспортных средств, транспорта в тоннах. Вагонетка большого тоннажа.
3. Вес какой-л. продукции, выраженный в тоннах. Слитки стали большого тоннажа. Увеличение тоннажа плавки.
◁ Тонна́жный, -ая, -ое. Тонна́жность, -и; ж. Т. судов. Т. перевозок.
-а, м.
1. мор.
Объем внутренних помещений судна, исчисляемый в регистровых тоннах.
Тоннаж торгового флота. Крейсеры среднего тоннажа.
2. спец.
Грузоподъемность, грузовместимость транспортных средств, транспорта.
Тоннаж вагона. Тоннаж самолета.
3. спец.
Выпуск какой-л. продукции по весу.
[франц. tonnage]
тонна́ж, тонна́жи, тонна́жа, тонна́жей, тонна́жу, тонна́жам, тонна́жем, тонна́жами, тонна́же, тонна́жах
сущ., кол-во синонимов: 6
брутто-тоннаж (1)
вместимость (12)
водоизмещение (1)
грузоподъемность (7)
нетто-тоннаж (1)
объем (23)
тонна́ж
(фр. tonnage)
1) регистровая вместимость судна;
2) грузоподъемность, грузовместимость транспортных средств, транспорта.
ТОННАЖ а, м. tonnage m.
1. Водизмещение судна или грузоподъемность судна, автомобиля и т.п., выраженные в тоннах. БАС-1. Россия прекратила плановое строительство броненосных крейсеров и перешла к постройке бронепалубных крейсеров типа "Аврора" и "Богатырь". Костенко На "Орле" в Цусиме. В некоторых шахтах для передвижения вагонеток большого тоннажа предполагалось использовать .. откатку при помощи бесконечного каната. А. Терпиг. Восп. горн. инж. Во второй части сложных слов. Малотоннажник, крупнотоннажник. Проблемы расширения выпуска нового малотоннажника <автомобиля>. НИЖ 1997 2 3. Крупнотоннажный ая, ое. Даже в столичных центрах восточной Европы застряли неуместные для них отрасли металлургии, крупнотоннажной химии. ЗС 1995 11 57.
2. Вес какой-л. продукции, выраженный в тоннах. Слитки большого тоннажа. БАС-1. Завезли рекордный тоннаж клубники: эту ягоду - непременный атрибут Уилмбдона - в прошлые годы напрочь вытесняли гамбургеры и хот-доги. ЛГ 4. 7. 2001. - Норм. Экспансивное возрастание в рус. яз. продуктивности суффикса -аж с квантитативной семантикой: тоннаж, строкаж, рубляж. Норман Всерьез о шутке 1970 189. - Лекс. Уш. 1940: тонна/ж.
- Водоизмещение судна.
- Объём внутренних помещений судна.
- Для грузового судна важна не раскраска и не скорость, а ...
ТОННЕЛЕ нескл. tonnelet m. Коротенькая юбочка у виде бочонка у танцовщиков. Худеков Ист. 2 345. Я разбил уродливые маски, предал огню нелепые парики, изгнал стеснительные панье и еще более стеснительные тоннеле. Новерр 1965 40. Актеры в огромных пудреных париках, .. в облегающих торс кирасах и коротких юбочках-тоннэлэ, в шнурованных сандалиях. Давыдова 1974 14.
см. туннелестроение.
тонне́лестрое́ние, тонне́лестрое́ния, тонне́лестрое́ний, тонне́лестрое́нию, тонне́лестрое́ниям, тонне́лестрое́нием, тонне́лестрое́ниями, тонне́лестрое́нии, тонне́лестрое́ниях
м.
1. = тунне́ль
Подземное сооружение в виде сквозного коридора, прохода под землей для железнодорожных путей, автомобильных и пешеходных дорог и т.п.
2. разг.; = тунне́ль
Длинный проход, напоминающий такое сооружение.
ТОННЕ́ЛЬ [тонэль], тоннеля, муж. см. туннель.
ТОННЕ́ЛЬ [нэ ], -я и ТУННЕЛЬ [нэ ], -я, муж. Сооружение в виде коридора, по к-рому проложены пути (под землей, в горах, под каким-н. другим сооружением). Т. метрополитена. Транспортный т. Обводной т.
| прил. тоннельный, -ая, -ое и туннельный, -ая, -ое.
ТОННЕ́ЛЬ и {{stl_8}}тунне́ль{{/stl_8}}, -я, м
Сооружение, представляющее собой сквозной коридор, проход, по которому проложены пути (под землей, в горах, под каким-л. другим сооружением).
Лаз или тоннель нырял под ленточный фундамент, затем уклонялся от прямой только из-за камней или неточного забоя (Солж.).
ТОННЕ́ЛЬ, ТОННЕ́ЛЬНЫЙ см. Тунне́ль.
* * *
тонне́ль - туннель (англ. tunnel), подземное (подводное) сооружение для движения транспорта, перемещения воды, прокладки сетей городского хозяйства и др. Тоннели подразделяются на горные, подводные и равнинные, или городские; по назначению - железнодорожные, автомобильные, судоходные, тоннели метрополитенов, гидротехнические, пешеходные и др. Первый судоходный тоннель (около 160 м) был построен во Франции в 1679-81, первый железнодорожный (1190 м) - в Великобритании в 1826-30. Самый длинный (1992) тоннель («Сэйкан») проложен под проливом Цугару между островами Хонсю и Хоккайдо (общая длина 53,85 км, подводной части - 23,3 км).
* * *
ТОННЕЛЬ - ТОННЕ́ЛЬ (туннель) (англ. tunnel), подземное (подводное) сооружение для движения транспорта, перемещения воды, прокладки коммуникаций и др. Основные типы тоннелей (по назначению): автодорожные, железнодорожные, тоннели метрополитенов, судоходные, тоннели для разных видов транспорта (в одном сечении), гидротехнические, коммунальные, специального назначения (входящие в состав различных подземных сооружений, в т. ч. военного характера), части путепроводов на месте пересечения городских магистралей.
По расположения тоннели подразделяются на: равнинные, или городские, подводные и горные.
В зависимости от расположения и предназначения выбирается способ проектирования и прокладки трассы. Обязательно учитываются геологические, климатические и топографические условия. Определяется глубина заложения, длина, расположение в плане и профиле, вид поперечного сечения.
Основные способы производства тоннельных работ: горный, требующий до возведения обделки закрепления выработки временной крепью, и щитовой - с применением проходческого щита.
Элементы тоннелей
Для сооружения тоннеля в земле создается выработка - искусственная полость в земной коре. Ее создание начинается с прокладки штольни (см. ШТОЛЬНЯ), которую закрепляют (за исключением редких случаев прокладки тоннелей в крепкой горной породе). Временные крепи постепенно заменяются постоянной обделкой (монолитной или сборной). Обделка - конструктивный элемент, образует внутреннюю поверхность тоннеля. Именно обделка непосредственно воспринимает горное давление и обеспечивает защиту от подземных вод и плывунов.
Портал - входная часть туннеля. Обеспечивает устойчивость бокового и лобового откосов. Рампа - железобетонная конструкция корытообразного сечения, предназначенная для защиты от затопления входных участков.
Строительство
Прежде чем приступить к строительству, необходимо изучить геологическое строение территории, через которую пройдет тоннель. От типа грунта зависит выбор соответствующих методов конструирования. По-разному сооружаются тоннели в мягком грунте (земля, глина), в породах малой и средней плотности (глинистые сланцы, мел, песчаник), в твердой скале (гранит), а также под водой.
При прокладывании самых длинных и глубоких тоннелей иногда решаются на сооружение т. н. пилотного тоннеля, проходящего вдоль главной проходки. Он позволяет сравнить результаты геологических исследований с фактическим строением породы. Это дорогостоящий метод, однако после начала сооружения собственно прокопа пилотный тоннель может быть расширен и использован для технических нужд или как водоотводный канал (в подводных тоннелях).Для неглубоких тоннелей применяют открытый способ прокладки. В раскрытом котловане сооружаются конструкции тоннеля, а затем его засыпают. При закрытом способе прокладки проходка тоннеля и возведение обделки выполняется через стволы шахт или портал.
Щитовой метод разработан англичанином Марком Брунелем (Marc Brunel) при строительстве Лондонского метрополитена в 1863. При этом способе для выдалбливания породы применяется специальный щит, приводимый в действие сервомоторами (так называемый проходческий щит). Это устройство представляет собой соединение трубчатого кожуха длиной в несколько метров, со специальным ножом в передней части. Нож врезается в землю, а труба образует род крыши, которая предотвращает осыпание земли.
В тоннелях, вырубаемых в твердых породах на поверхности земли (например, в горах), гораздо чаще используют бурильные машины. Они проделывают отверстия, в которые помещают взрывчатые вещества, достаточные для взрыва большой мощности (например, нитроглицерин). После вывода машины происходит отпалка очередных зарядов. Выработанную внутри проходки породу шахтеры раздробляют пневматическими молотами и бурами.
Подводные тоннели сооружаются с помощью проходческого щита, открытой технологии или больших автоматических бурильных машин. Эти машины могут достигать 9 м в высоту и более 200 м в длину. Они оснащены врубовыми головками (барабаны с алмазными режущими щитами), на одном месте удерживаются с помощью распорок, прижимаемых к стенкам гидравлическими сервомоторами. Другие сервомоторы продвигают буровую головку вперед. Лазерные лучи, регистрирующие минимальные отклонения от намеченного курса, контролируют продвижение головки. При наличии отклонения запускается система гидравлических сервомоторов, направляющих головку и корректирующих направление бурения.
Стенки тоннелей, вырубаемых в мягком грунте и под водой, укрепляют с помощью тюбингов - элементов в форме выгнутых плит из стали, чугуна, железобетона или бетона. По краям каждого тюбинга находится фланец, позволяющий соединять сегменты, внутри - ребра жесткости. В твердой породе, где вероятность осыпания значительно снижена, установка тюбингов необязательна, стенки тоннеля укрепляются бетонной кладкой. В альпийском тоннеле Симплон (см. СИМПЛОН) сланцевые и гипсовые породы были укреплены стеной, ее толщина - 3 м.
Для удаления отработанной породы часто служат механические погрузчики-скреперы, которые пересыпают щебень в рельсовые вагончики, на конвейер или в кузов грузовика. На стадии экспериментирования находятся другие технологии вырубки пород, в частности с помощью лазерных лучей, ультразвука и струй воды под давлением.
Для обеспечения необходимой вентиляции тоннелей, особенно шоссейных, сооружается система труб и вентиляторов. По трубам, расположенным под проезжей частью, осуществляется приток свежего воздуха, а потолочные трубы очищают туннель от выхлопных газов.
Исторический очерк
История сооружения тоннелей насчитывает ок. 4 тыс. лет. Достоверно первый туннель описан в Древнем Вавилоне: ок. 2180-2160 гг. до н. э. построен подземный переход между царским дворцом и храмом Мардука под водами Евфрата. Строители изменили течение реки, чтобы выкопать по ее дну ров длиной примерно 900 м. Потом они укрепили стены кирпичом, засыпали землей и вернули прежнее течение реки.
Известны подобные сооружения и в античности. Грек Евпалинос из Мегары построил в 6 в. до н. э. на острове Самос километровый тоннель для акведука, а римлянин Луций Кокцеус Авкт (Lucius Cocceus Auctus) в I в. до н. э. прорыл один из самых ранних шоссейных тоннелей, которых проходил в горах из Неаполя в Путеоли (ныне Пуццуоли), его длина составляла 1,4 км.
В Средние века искусство тоннелестроения пришло в упадок. Лишь небольшие тоннели сооружались в военных целях. Постепенно развитие коммуникаций привело к возрождению тоннелестроительства в 17 в. Появление черного пороха сделало возможным прокладку коммуникаций в скальных породах. Первый судоходный тоннель (ок. 160 м) был построен во Франции в 1679-81. После появления в двадцатые годы 19 в. железных дорог, стали сооружаться железнодорожные тоннели (первый такой тоннель построен в Великобритании в 1826-30 на линии Ливерпуль-Манчестер). Появление автомобильного транспорта, развитие шоссейных дорог, совпало с изобретением пироксилина и динамита. В нач. 20 в. были изобретены бурильные машины. Этот период - настоящий взрыв строительства тоннелей. В Альпах их было проложено в 1914-18 гг. 26 тоннелей длиной более 5 км, в т. ч. Сен- Готард (15 км) и Симплон (19,8 км), причем последний протянулся на высоте 2100 м. В наст. время в Альпах продолжают строиться тоннели, хотя пожар в Симплоне и Сен-Готарде в 2002-03 и вызвал протест местных жителей и требования закрыть тоннель. Теперь усиливаются меры противопожарной безопасности. В шоссейных тоннелях каждые 200 м находятся телефоны и огнетушители. Использование огнетушителя автоматически включает сигнал тревоги в контрольном помещении. Пожарные могут проверить причину его включения с помощью телекамер. Пожар или другую чрезвычайную ситуацию можно переждать в эвакуационных помещениях (например, в пилотных тоннелях или специальных комнатах, вырубленных в стенах тоннеля).
Евротоннель, сооруженный в 1988-1993 гг., составляет 50,5 км в длину. Он состоит из трех стволов (двух коммуникационных, диаметром 7,6 м, и технического, диматром 4,8 м). Он был прорыт на глубине 50 м под морским дном. Самый длинный (1992) тоннель («Сэйкан») проложен под прол. Цугару между о-вами Хонсю и Хоккайдо (общая длина 53,85 км, подводной части - 23,3 км).
В 2000 г. было завершено строительство тоннеля, соединяющего норвежские города Орланд (Aurland) и Лердалсёйри (Laerdalsцyri), длиной 24,5 км (часть переправы Осло-Берген). Тогда это был самый длинный шоссейный тоннель в мире.
В России самый длинный тоннель проложен на Бурятском участке трассы БАМ. Это Северомуйский тоннель длиной 15,3 км, строился с 1977 по 2003 г.
ТОННЕЛЬ (туннель) (англ. tunnel) - подземное (подводное) сооружение для движения транспорта, перемещения воды, прокладки сетей городского хозяйства и др. Основные способы производства тоннельных работ: горный, требующий до возведения обделки закрепления выработки временной крепью, и щитовой - с применением проходческого щита. Первый судоходный тоннель (ок. 160 м) был построен во Франции в 1679-81, первый железнодорожный (1190 м) - в Великобритании в 1826-30. Самый длинный (1992) тоннель ("Сэйкан") проложен под прол. Цугару между о-вами Хонсю и Хоккайдо (общая длина 53,85 км, подводводной части - 23,3 км).
см. туннель.
ТОННЕЛЬ (туннель), подземный проход. Тоннели обычно прокладывают горным или щитовым способом через одну или несколько точек доступа без нарушения верхнего слоя пород. Многие подземные коммуникационные сооружения, построенные открытым способом, т.е. путем прокладки открытой траншеи с последующим ее покрытием, тоже называют тоннелями.
Классификация. Тоннели классифицируются по назначению: железнодорожные, метрополитена, автодорожные, водоснабжения, канализационные, пешеходные, дренажные, строительные (для пропуска речного потока на время строительства), напорные туннели ГЭС и др. С точки зрения строительства важно, в какой породе закладывается тоннель, - крепкой или слабой. В зависимости от этого выбирается способ проходки тоннеля.
Размеры. Форма поперечного сечения тоннеля может быть круглой, овальной или подковообразной. Прямоугольная и квадратная формы встречаются редко, поскольку при таких формах меньше прочность тоннеля. Строить тоннели диаметром 1-1,5 м нецелесообразно, т.к. рабочим при их проходке пришлось бы работать в согнутом положении. Самый длинный туннель в мире - это Делавэрский водовод Нью-Йорка, тянущийся на 137 км от гор Катскилл до водохранилища Хилл-Вью в Йонкерсе. Выдающимся достижением современной техники явилось сооружение открытого в 1994 тоннеля под проливом Ла-Манш, соединившего железные дороги Великобритании и Франции. Его длина - 52,5 км, глубина заложения - 38,6 м.
Монолитная бетонная перегородка удерживала сжатый воздух в головной рабочей камере, что позволяло комфортно дышать рабочим, удалявшим грунт и монтировавшим тюбинги. 1 - вагонетки с материалами; 2 - водопроводные, воздушные и гидравлические коммуникации; 3 - пожарный рукав; 4 - монтажная стрела; 5 - гидравлические домкраты; 6 - нож щита; 7 - отвал; 8 - обрушение; 9 - домкрат; 10 - платформа; 11 - стойка; 12 - нож щита; 13 - щит; 14 - замешивание раствора; 15 - чугунные тюбинги обделки тоннеля; 16 - защитное ограждение; 17 - раствор; 18 - бетонная перегородка; 19 - бетонная перегородка; 20 - воздушный шлюз для людей; 21 - контроль; 22 - шлюз для материалов.">
ЩИТОВАЯ ПРОХОДКА ТОННЕЛЯ. При сооружении тоннеля им. Линкольна, соединяющего Нью-Йорк с Уихокеном в шт. Нью-Джерси, применялся щитовой способ проходки. Проходческий щит длиной 5,5 м со стальным ножом проталкивали шагами по 80 см сквозь илистый донный грунт р.Гудзон 28 гигантских гидравлических домкратов с усилием подачи каждого, равным 200 т. Домкраты упирались в смонтированное ранее переднее чугунное кольцо обделки тоннеля. Всего в тоннеле было установлено 2031 такое кольцо из 14 тюбингов длиной около 2 м каждое. Монолитная бетонная перегородка удерживала сжатый воздух в головной рабочей камере, что позволяло комфортно дышать рабочим, удалявшим грунт и монтировавшим тюбинги. 1 - вагонетки с материалами; 2 - водопроводные, воздушные и гидравлические коммуникации; 3 - пожарный рукав; 4 - монтажная стрела; 5 - гидравлические домкраты; 6 - нож щита; 7 - отвал; 8 - обрушение; 9 - домкрат; 10 - платформа; 11 - стойка; 12 - нож щита; 13 - щит; 14 - замешивание раствора; 15 - чугунные тюбинги обделки тоннеля; 16 - защитное ограждение; 17 - раствор; 18 - бетонная перегородка; 19 - бетонная перегородка; 20 - воздушный шлюз для людей; 21 - контроль; 22 - шлюз для материалов.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ под проливом Ла-Манш.
ЛИТЕРАТУРА Маковский Л.В. Сооружение городских транспортных и пешеходных тоннелей. М., 1974 Тоннели и метрополитены. М., 1975
Боковой пандус тоннеля Линкольна. Нью-Джерси. США.
ТОННЕЛЬ (туннель), подземное (подводное) сооружение для движения транспорта, перемещения воды, прокладки коммуникаций и т.д. Первый известный транспортный тоннель (пешеходный) был проложен под рекой Евфрат в 3-м тысячелетии до нашей эры. Первый судоходный тоннель (около 160 м) построен во Франции в конце 17 в., первый железнодорожный тоннель (около 1,19 км) - в Великобритании в 1826 - 30. Самый длинный тоннель "Сэйкан" (Япония) проложен в 1988 под проливом Цугару (общая длина 53,85 км, подводной части - 23,3 км).
Горный тоннель. Аризона. США.
Тоннель через основание вулкана Алмазная голова. Гонолулу.
тоннель - подземный свод (напр. для железнодорожного пути)
Ср. Tunnel (нем.), Tunnel (англ.) - труба, подземный ход. Tonnelle (фр.), Tonnelle (ит.).
Ср. Узнав от кондуктора, что сейчас будет тоннель - довольно длинный, у молодых екнуло сердце при мысли - сидеть вместе, как бы наедине...
*** Путевые воспоминания.
тонне́ль, тонне́ли, тонне́ля, тонне́лей, тонне́лю, тонне́лям, тонне́лем, тонне́лями, тонне́ле, тонне́лях
сущ., кол-во синонимов: 13
выработка (69)
дюкер (7)
евротоннель (1)
каменный коридор (2)
микротоннель (1)
нора (22)
супертоннель (1)
термотоннель (2)
тоннель-мост (1)
труба (93)
туннель (7)
штольня (6)
тонне́ль
часто также тунне́ль (см.). Форма на -о- из англ. tunnel (tʌnl), возм., подверглась влиянию франц. tunnel, судя по конечному ударению; см. Ушаков 4, 827; Горяев, ЭС 371. Первоисточником является ст.-франц. tonnel "круглый, бочкообразный свод" (Гамильшег, ЕW 873).
- Подземный коридор.
- Пробитый в скалах или проходящий под землёй участок дороги.
- Место гибели принцессы Дианы.
- Дорога под Ла-Маншем.
- Роман Роберта Хайнлайна «... в небе».