У́РОВЕНЬ ПОНИМА́НИЯ ТЕ́КСТА.
Один из показателей уровня обученности. Принято различать четыре У. п. т.: уровень фрагментарного понимания, при котором различаются и узнаются отдельные слова и словосочетания; уровень общего понимания текста, когда общий смысл адресату ясен, а его детали нет; уровень детального понимания, при котором уяснение общего смысла сопровождается пониманием деталей текста; уровень критического понимания (ясно не только содержание текста в деталях, но и его подтекст, цели, мотивы и др. речевого произведения). И. Р. Гальперин (1981) подразделяет все виды смысловой информации, содержащейся в тексте, на три группы:
1) содержательно-фактуальная информация (о чем текст),
2) содержательно-концептуальная информация (авторское отношение),
3) содержательно-подтекстовая информация (различные формы импликации смыслов, подтекста, анализ характера отношения к высказыванию).