прил.
1. Относящийся к Успению [Успение I], связанный с ним.
2. Свойственный Успению [Успение I], характерный для него.
3. По времени приходящийся на Успение I; Успеньев день.
прил.
1. Относящийся к Успению [Успение I], связанный с ним.
2. Свойственный Успению [Успение I], характерный для него.
3. По времени приходящийся на Успение I; Успеньев день.
УСПЕ́НСКИЙ, успенская, успенское (церк.). прил. к успение во 2 знач. Успенский пост.
успе́нский, успе́нская, успе́нское, успе́нские, успе́нского, успе́нской, успе́нских, успе́нскому, успе́нским, успе́нскую, успе́нскою, успе́нскими, успе́нском, успе́нск, успе́нска, успе́нско, успе́нски
Эта известная русская фамилия восходит к распространенному названию Успенское - так называли поселки вблизи церкви Успения (то есть кончины) Богородицы.
УСПЕНСКИЙ
Семинарская фамилия. По названию церквей, посвященных дню Успения (то есть смерти) богородицы. (Ф).
- Детский писатель, придумавший Чебурашку.
- Детский поэт, придумавший сюжет сказки «Пластилиновая ворона».
- Детский писатель, придумавший дядю Фёдора, Шарика и Матроскина.
- Детский писатель, автор стихотворения «Разноцветная семейка».
- Русский писатель, написавший вместе с Андреем Лазарчуком трилогию «Гиперборейская чума».
- Собор московского Кремля.
- Российский писатель, автор сказки «25 профессий Маши Филипенко».
Успе́нский Борис Андреевич (р. 1937), филолог, доктор филологических наук (1972), профессор МГУ (с 1977) и Неаполитанского Восточного университета. Труды по проблемам общего языкознания (в том числе структурной типологии), славянской филологии (в том числе русскому и церковнославянскому языкам), литературоведению (поэтике) и искусствознанию, семиотике, истории русской церкви.
Успе́нский Борис Андреевич (р. 1937), филолог, доктор филологических наук (1972), профессор МГУ (с 1977) и Неаполитанского Восточного университета. Труды по проблемам общего языкознания (в том числе структурной типологии), славянской филологии (в том числе истории русского и церковно-славянского языков), литературоведению (поэтике) и искусствознанию, семиотике, истории русской церкви.
Успе́нский Виктор Александрович (1879-1949), музыкант-этнограф, композитор, народный артист Туркменской ССР (1929) и Узбекской ССР (1937), доктор искусствоведения (1943). Исследователь музыкальной культуры Средней Азии. Автор музыкальной драмы «Фархад и Ширин» (1939). Профессор Ташкентской консерватории (с 1936).
* * *
УСПЕНСКИЙ Виктор Александрович - УСПЕ́НСКИЙ Виктор Александрович (1879-1949), музыкант-этнограф (см. ЭТНОГРАФИЯ) , композитор, народный артист Туркмении (1929) и Узбекистана (1937), доктор искусствоведения (1943). Исследователь музыкальной культуры Ср. Азии. Автор музыкальной драмы «Фархад и Ширин» (1936). Профессор Ташкентской консерватории (с 1936).
УСПЕНСКИЙ Виктор Александрович (1879-1949) - музыкант-этнограф, композитор, народный артист Туркмении (1929) и Узбекистана (1937), доктор искусствоведения (1943). Исследователь музыкальной культуры Ср. Азии. Автор музыкальной драмы "Фархад и Ширин" (1936). Профессор Ташкентской консерватории (с 1936).
УСПЕ́НСКИЙ Глеб Ив. (1843-1902) - писатель. Род. в семье чиновника. Учился в Тульск. и Черниг. г-зиях (1853-61), Петерб. (1861) и Моск. (1862) ун-тах. Известность. У. принесли "Нравы Растеряевой улицы" (1866-67) - цикл очерков, в к-ром с глубоким знанием действительности рассказано о горестной жизни тульских ремесленников и рабочих, уродливом быте чиновников, мещан, лавочников. С 1868 У. становится постоянным сотр. ж. "Отечественные записки". Крупнейшее произв., опубл. здесь, "Разоренье" (1869-71), в к-ром У. старается понять тенденции обществ. прогресса, но разорившаяся рус. жизнь дает ему мало оснований для оптимизма. Большую роль в развитии связей У. с рев.-народниками сыграли его поездки за границу (1872 и 1875-76). Наблюдения над рус. жизнью, в к-рую вторглись капиталистич. отношения, отражены У. в цикле "Новые времена, новые заботы" (1873-78). Следуя народническим доктринам, У. едет в Новгород, губ. (1877), затем в Самарскую, где служит письмоводителем ссудно-сберегат. т-ва (1878); в 1880 поселяется в дер. близ ст. Чудово Новгород. губ. (там сейчас находится мемор. музей У.). Итоги его изучений отразились в циклах "Из деревенского дневника" (1877-80), "Крестьянин и крестьянский труд" (1880) и "Власть земли" (1882). В них показана широкая картина диких дер. нравов, процесс "раскрестьянивания" под влиянием проникающего в крест. жизнь и разобщающего ее "кредитного купона" и высказана утопич. идея "власти земли". Для У. крестьянин - высш. человеч. тип, а крест. жизнь, подчин. земле, - благо, к к-рому должно стремиться человечество. Однако у крестьянина нет защитников; его жизнь уходит из-под власти земли и разрушается от наступления "власти капитала" (так хотел назвать У. новый цикл очерков). С нач. 1890-х гг. обострилась тяжелая душевная болезнь У., и он не мог продолжать свою лит. деят-ность.
Г. И. Успенский
Успе́нский Глеб Иванович (1843-1902), русский писатель. Реалистически показал жизнь городской бедноты, социальные противоречия пореформенной деревни (циклы очерков, повестей и рассказов: «Нравы Растеряевой улицы», 1866, «Разоренье», 1869-83, «Власть земли», 1882, и др.). Творчество проникнуто демократическими, народническими идеями.
* * *
УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович - УСПЕ́НСКИЙ Глеб Иванович (1843-1902), русский писатель. Реалистически показал нужду и угнетение городской бедноты, социальные противоречия пореформенной деревни (циклы очерков «Нравы Растеряевой улицы», 1866; «Разорение», 1869; «Власть земли», 1883, и др.). Творчество проникнуто демократическими, народническими идеями.
УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (1843-1902) - русский писатель. Реалистически показал нужду и угнетение городской бедноты, социальные противоречия пореформенной деревни (циклы очерков "Нравы Растеряевой улицы", 1866; "Разорение", 1869; "Власть земли", 1883, и др.). Творчество проникнуто демократическими, народническими идеями.
УСПЕ́НСКИЙ Лев Вас. (1900-78) - прозаик. Род. в Петербурге, в семье инж.-геодезиста. Учился в Лесном ин-те, был землемером в Псковской губ. (1918-23). В 1920 мобилизован в Кр. армию. После демобилизации сменил мн. профессий (тов. лесничего, лектор по биологии, преподаватель черчения, рус. яз. и др.). Окончил Высшие гос. курсы иск-воведения при Ин-те истории иск-в (1929). Занимался в аспирантуре Гос. ин-та речевой культуры (1930-32). Писать начал, еще будучи гимназистом. Дебюты в печати (оба 1928): ст. "Язык революции" (в сб. "Пять искусств") и детекивный ром. "Запах лимона" (в соавт. с Л. Рубиновым, под общим псевд. Лев Рубус). В 30-е гг. публикует рассказы в ж. "Чиж" и "Еж"; один из организаторов Дома занимат. науки в Ленинграде. Переработал для детей мифы Др. Греции: "Двенадцать подвигов Геракла" (1938), "Золотое руно" (1941, в соавт. с В. В. Успенским). В годы Вел. Отеч. войны - воен. корр. Балтфлота. Картины этого времени отражены в ром. "60-я параллель" (1955, в соавт. с Г. Н. Караевым). Осн. обл. работы У., писателя-филолога, - популяризация яз.-знания ("Слово о словах", 1954; "Ты и твое имя", 1960; этимологич. словарик школьника "Почему не иначе?", 1967; очерки по топонимике "Имя дома твоего", 1967; "По закону буквы", 1973 и др.). У. опубликовал ряд кн. по истории Ленинграда: "На 101 острове. Рассказы о Ленинграде" (1957, в соавт. с К. Н. Шнейдер), "Ленинград. Из истории города" (1957, в соавт. с В. В. Успенским), "Записки старого петербуржца" (1970). В последние годы жизни У. работал над кн. рассказов "Записки старого скобаря".
Успе́нский Лев Васильевич (1900-1978), русский писатель. «Слово о словах» (1954) и другие научно-популярные книги о русском языке; повести, рассказы.
УСПЕНСКИЙ Лев Васильевич (1900-78) - русский писатель. "Слово о словах" (1954) и другие научно-популярные книги о русском языке; повести, рассказы.
УСПЕ́НСКИЙ Ник. Вас. (1837-89) - писатель. Род. в семье дер. священника. Двоюродный брат Г. И. Успенского. Учился в духовной семинарии, затем - в Медико-хирург. академии, на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та. Печататься начал в 1857, а с 1858 - постоянный сотр. ж. "Современник". Сб. "Рассказы" У. (1861) позволил Н. Г. Чернышевскому высказать мысль о новом качестве лит-ры о народе (по ср. с И. С. Тургеневым, Д. В. Григоровичем и др.), ясно обозначившемся в очерках и рассказах писателей-разночинцев: они сказали полную и трезвую правду о нар. жизни. В этом качестве произв. У. явились как бы образцом такой лит-ры. Но имя У. очень скоро было забыто. Отчасти причиной тому был он сам. В 1861 он решительно разорвал с "Современником" и, получив диплом учителя, преподавал в Яснополянской школе; потом поссорился с Л. Толстым и уехал по приглашению И. С. Тургенева в Спасское-Лутовиново. С Тургеневым он тоже повздорил и в 1864-75 служил в различных уч-щах и г-зиях. Неудачная женитьба, пьянство и, как следствие, нужда обрекают У. на скитания: ночует в ночлежках и рассказывает в трактирах биографии рус. писателей. В 1888 У. опубликовал о них воспоминания ("Из прошлого"), вызвавшие скандал. Покончил жизнь самоубийством, и редкие периодич. изд. откликнулись на эту тему.
Успе́нский Николай Васильевич (1837-1889), русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления.
* * *
УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич - УСПЕ́НСКИЙ Николай Васильевич (1837-89), русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления.
УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич (1837-89) - русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления.
Успе́нский Николай Дмитриевич (1900-1987), музыковед, педагог. Исследования по древнерусскому певческому искусству, византийской гимнографии, русской церковной музыке, фольклору. Преподавал в Ленинградской консерватории, профессор Ленинградской духовной академии.
Успе́нский Николай Дмитриевич (19001987), музыковед, педагог. Исследования по древнерусской и византийской музыке, гимнографии, русской церковной музыке. В 19391954 (с перерывами) преподавал в Ленинградской консерватории; профессор Ленинградской духовной академии.
Успе́нский Пётр Демьянович (1877-1947), философ, мистик. Жил в Москве, с 1908 в Санкт-Петербурге, неоднократно путешествовал по Востоку; с 1921 в Лондоне, в 1941-46 в США. Испытал влияние теософии, йоги, с 1915 влияние Г. И. Гурджиева. Основные сочинения: «Четвёртое измерение» (1910), «Терциум органум. Ключ к загадкам мира» (1911), «Новая модель универсума» (1931).
* * *
УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович - УСПЕ́НСКИЙ Петр Демьянович (1877-1947), русский философ, мистик. Жил в Москве и с 1908 в Петербурге, неоднократно путешествовал по Востоку; с 1921 в Лондоне, в 1941-46 в США. Испытал влияние теософии (см. ТЕОСОФИЯ), йоги (см. ЙОГА), Г. И. Гурджиева (см. ГУРДЖИЕВ Георгий Иванович) с 1915. Основные сочинения - «Четвертое измерение» (1910), «Терциум органум. Ключ к загадкам мира» (1911), «Новая модель универсума» (1931).
УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович (1877-1947) - русский философ, мистик. Жил в Москве и с 1908 в Петербурге, неоднократно путешествовал по Востоку; с 1921 в Лондоне, в 1941-46 в США. Испытал влияние теософии, йоги, Г. И. Гурджиева с 1915. Основные сочинения - "Четвертое измерение" (1910), "Терциум органум. Ключ к загадкам мира" (1911), "Новая модель универсума" (1931).
Успе́нский собо́р - во Владимире, памятник владимиро-суздальской школы. Построен в 1158-60. После перестройки в 1185-89 - 6-столпный, 5-нефный, 3-апсидный храм с 5 главами. Фрагменты фресок XII-XIII вв., а также 1408 (Андрей Рублёв и Даниил Чёрный).
УСПЕНСКИЙ СОБОР (в Москве) - УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р Московского Кремля, памятник архитектуры. Великолепный своей строгостью, простотой и выразительностью храм, созданный руками русских мастеров по проекту и под руководством Аристотеля Фьораванти (см. ФЬОРАВАНТИ Аристотель) в средневековой деревянной Москве (1475-1479), долгое время служил источником вдохновения и образцом для многочисленных подражаний.
Реконструкция Московского Кремля 15 века
Москва конца 15 века представляла собой ряд деревень, соединенных административно-военным и торговым центром, Кремлем, и торговым посадом, будущим Китай-городом (см. КИТАЙ-ГОРОД). Город не насчитывал и десятка каменных зданий, причем только культовых: церковь Михаила Архангела (1333), собор в Андрониковом монастыре (1380), церковь Рождества Богородицы (1393) и др. Белокаменные стены Кремля, построенные еще при Дмитрии Донском (см. ДМИТРИЙ Донской), обветшали от многочисленных пожаров. Повсюду на них были видны деревянные заплатки (вычинки), подпорки и многочисленные обрушения. Московский Кремль (см. КРЕМЛЬ Московский)- резиденция великого князя московского Иван III (см. ИВАН III Васильевич) - нуждался в обновлении и более репрезентативном виде, соответствующем столице сильного европейского государства. Великий князь и митрополит Филипп решают начать реконструкцию Кремля с возведения главной святыни государства - Успенского собора.
Место будущего собора
Первые деревянные церкви на месте Успенского собора, как свидетельствуют археологические находки, относятся к 12-13 векам. Там же найдены остатки захоронений, говорящие о наличии кладбища. В 1326-1327 на месте деревянного Успенского собора был построен каменный. В 1448 Русская православная церковь стала автокефальной (см. АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ), независимой от Константинопольского патриарха, после чего строительство центрального собора страны становится совершенно необходимым.
Первая попытка
Подряд на строительство Успенского собора получили московские мастера Ивашка Кривцов и Мышкин. Для знакомства с местными храмами они были посланы во Владимир и, вернувшись, заявили, что построят храм больше владимирского. Вокруг старого собора, который временно был сохранен, выкопали траншеи, забили сваи, выложили фундамент. Стены вывели на высоту человеческого роста, и только после этого разобрали старый храм. Затем, по приказу князя, внутри строящихся стен поставили временную деревянную церковь, в которой Иван III обвенчался с приехавшей гречанкой Софьей Палеолог (см. СОФЬЯ Палеолог). Общее руководство работами было поручено опытному Василию Ермолину и Ивану Голове, однако Ермолин, чувствуя недостаток опыта строительства большепролетных храмов, от руководства отказался. Здание возвели до сводов, оставалось только поставить среднюю главу, как вдруг оно рухнуло (20 мая 1474). Попытка воздвигнуть при помощи московских мастеров храм, который должен был превзойти размерами и красотой постройки старых владимирских мастеров, на этом закончилась. Псковские мастера, вызванные в Москву, от опасной работы отказались.
Поиски «доброго муроля»
Иван III поручает своему послу Семену Толбузину найти в Италии и привезти в Москву «доброго муроля», которому можно было бы поручить строительства главного московского собора. Определенную роль в выборе именно итальянского зодчего, вероятно, сыграла молодая великая княгиня Софья Палеолог, которая воспитывалась при дворе римского папы Сикста IV.
В марте 1475 в Москву прибывает знаменитый итальянский архитектор, инженер, фортификатор, гидротехник и литейных дел мастер Аристотель Фьораванти (см. ФЬОРАВАНТИ Аристотель) со своим сыном Андреа и помощником Петром. Жалование ему положили десять рублей, или два фунта серебром, в месяц.
Начало строительства. Путешествие Фьораванти
Фьораванти не стал использовать оставшиеся стены рухнувшего собора, а сломал их с помощью специального тарана, чем весьма удивил москвичей. Затем в районе нынешнего Калитниковского кладбища был построен кирпичный завод, выпускавший прочный большемерный кирпич, и в июне 1475 приступили к рытью траншеи и забивке дубовых свай под фундамент. Оставив постройку под наблюдением сына и помощника Петра, Фьораванти едет знакомиться с русской архитектурой во Владимир и Суздаль, а затем дальше на север до самых Соловков. По дороге он посетил Ростов Великий, Ярославль, Вологду и Великий Устюг. Он оказался первым европейским путешественником, начиная с 9 века, который достиг северного Поморья. Шестидесятилетний Фьораванти совершил это нелегкое путешествие вдвоем с проводником-переводчиком.
Строительство собора
Работы на стройке шли быстрыми темпами, и летом 1476 стены уже были выложены «по киоты», то есть до аркатурного пояса. Новшеством при строительстве собора были железные связи, заложенные в кладку для прочности, кирпич на леса уже не носили на плечах, а поднимали с помощью специальной лебедки, которую русские мастера назвали «векшею».
На четвертое лето собор вчерне был готов. Для облегчения сводов их вывели толщиной в один кирпич. Кроме большой средней главы, собор увенчивали еще четыре меньшие маковки. Барабаны глав для облегчения также были сделаны из кирпича. Выложили мозаичный пол, перед западным входом построили открытую террасу («лоджу»), что тоже было новшеством.
Архитектурные особенности собора
Летом 1479 стройка была закончена. Новый собор не был копией владимирского Успенского собора (см. УСПЕНСКИЙ СОБОР (во Владимире)), хотя сохранял общность основной идеи. В плане Аристотель впервые в русской архитектуре вместо тяжеловесных четырехугольных пилонов использовал круглые столбы. Внутреннее пространство стало просторным и напоминало зал для общественных собраний, наполненный светом и воздухом. Фасады храма разделяются на равные части сильно выступавшими пилястрами (см. ПИЛЯСТРА). Через все фасады, кроме восточного, проходит арочный пояс владимиро-суздальского типа. Его пропорции соответствуют пропорциям аркатур (см. АРКАТУРА) Дмитриевского собора (см. ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР) и храма Покрова на Нерли (см. ПОКРОВА НА НЕРЛИ (церковь)). Вероятно, Фьораванти обмерял их и зарисовал в свой путевой альбом во время поездки во Владимир. Южный фасад собора, выходящий на Соборную площадь, трактуется мастером как главный. Асимметрия фасада воспринимается слабо благодаря небольшой стенке, закрывающей абсиды (см. АБСИДА). Четыре равновеликие арки закомар (см. ЗАКОМАРА) возвращают нас к итальянским аркадам Филиппо Брунеллески (см. БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо).
В столице далекой Московии умением и талантом болонского мастера был воздвигнут собор, достойный стать украшением любой европейской столицы. В горниле творчества итальянского зодчего архитектурное достояние Рима, Византии, Владимира и Великого Новгорода органически претворилось в одно художественное целое, совершенно самостоятельное и во всех отношениях отвечающее самым высоким требованиям архитектурного искусства.
Освящение собора
12 августа 1479 собор был освящен митрополитом Геронтием (см. ГЕРОНТИЙ (митрополит)), а 25 августа в него торжественно перенесли мощи митрополита Петра (см. ПЕТР (митрополит)), строителя собора при Иване Калите (см. ИВАН I Калита). Иван III устроил для духовенства, бояр и приближенных парадный обед и раздал богатые подарки. Щедро был награжден и строитель собора, а также его помощники. В 1514 все стены и своды собора внутри были покрыты фресками византийского типа. За прошедшие годы они не раз страдали от пожаров и подвергались реставрации.
УСПЕНСКИЙ СОБОР (во Владимире) - УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р во Владимире, памятник владимиро-суздальской школы (см. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА). Построенный в 1158-1160 годах, он послужил образцом при строительстве более поздних соборов. Сооружен из белого тесаного камня по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор был шестистолпным, трехнефным, одноглавым с тремя небольшими притворами (южным, северным и западным) и башнями у западных углов. Ширина центрального нефа равна ширине пролета Золотых ворот Владимира (20 греческих футов). Высота собора 32, 3 м. Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски.
В 1185-1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни были розобраны и заменены обширнами и высокими галереями, для сообщения с которыми в стенах были прорублены арки. После перестройки собор стал пятиглавым, пятинефным, трехапсидным. В новом аркатурном фризе появились фигурные консоли в виде женских и львиных масок, птиц и различных химерических существ. Старая скульптура была вынесена на фасады галерей, причем две композиции («Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских») были срублены. Часть фасадных женских масок появилась в 19 в. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158-1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.
Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее), к росписи 1189 - фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столбах, к 13 в. - часть композиции «Чудо Федора Тирона» в южной галерее. В 1408 собор был расписанАндреем Рублевым (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ) и Даниилом Черным (см. ДАНИИЛ ЧЕРНЫЙ). Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, а также другие фрески. Наибольшей психологической заостренностью отличается образ апостола Павла из композиции «Шествие праведных в рай» (на своде смежного южного нефа). Для иконостаса собора Андреем Рублевым и Даниилом Черным были созданы грандиозный деисусный чин (в Третьяковской галерее и Русском музее) и иконы праздничного ряда.
УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р В МОСКО́ВСКОМ КРЕМЛЕ́ - гл. храм Моск. гос-ва, место венчания на царство князей, царей и императоров России, поставления митрополитов и патриархов, усыпальница высш. церк. иерархов.
Первый белокаменный собор заложен в 1326. При раскопках выявлены небольшие фрагменты его нижних ч. В 1472 моск. мастера Кривцов и Мышкин начали возведение нового храма по образцу Успенского собора во Владимире, но почти завершенный храм обрушился. Приглашенный из Италии арх. и инж. Аристотель Фиораванти начал постройку по собственному плану и довел стр-во до завершения (1475-79). Внутр. структура и внешний облик храма традиционны. 6-столпный в плане компактный объем здания перекрыт по закомарам и увенчан величавым пятиглавием. Почерк итал. зодчего проявился в регулярности форм (разбивка плана, членение фасадов), зальном характере интерьера, использовании в качестве опор колонн, а не пилонов, применении крестовых сводов. Аркатурно-коленчатый пояс, перспективные порталы, узкие проемы окон подчеркивают внушительную мощь и торжественную красоту целого.
Архитектура У. С. послужила образцом для стр-ва гор. и монаст. соборов 16-17 вв. Интерьер сохранил фрагменты росписи 1481-82, выполненной под рук-вом Дионисия. Заново собор был расписан в 1642-43 артелью художников во гл. с Иваном Паисеиным. В иконостасе собора находилась чудотворная икона Владимирской Богоматери (нач. 12 в). Среди др. шедевров иконописи - "Устюжское Благовещение" (нач. 12 в.) и икона Спаса (12 в.), вывезенные из Новгорода, "Петр и Павел" работы Феофана Грека, "Спас Ярое Око" (14 в.), житийные иконы митр. Петра и Алексея кисти Дионисия и др. Уникальными произв. являются собранные в соборе предметы прикл. иск-ва (юж. врата, царское и патриаршее места, шатровая сень и др.) Иосиф Волоцкий сравнивал У. С. с солнцем, сияющим "посреди Русской земли".
Успенский собор Московского Кремля.
УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р ВО ВЛАДИ́МИРЕ - осн. при Андрее Боголюбском (1158-60, перестроен в 1185-89), гл. храм Владимиро-Суздальского княж-ва. Белокаменный 6-столпный, 5-нефный собор с 3-мя аспидами и 5-ю главами, с хорами, превосходивший по высоте Софию Киевскую. Рядом с осн. объемом - 3 притвора, со стороны зап. фасада - кам. здания епископского двора.
Собор, построенный для знаменитой иконы Владимирской Богоматери, символизировал покровительство Богоматери Владимиро-Суздальской земле. На фрагментах ранних фасадов (заключ. после пожара как бы в "футляр" расшир. здания) сохранились фигуры пророков между колонками аркатуры. В интерьере уцелели фрагменты фресок 12-13 вв. и фресок 1408, исполн. Андреем Рублевым и Даниилом Черным.
Успенский собор во Владимире
УСПЕ́НСКИЙ Фед. Ив. (1845-1928) - историк, византиновед и славист. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1872). До 1894 работал в Новорос. ун-те (Одесса), содействовал учреждению и стал пред. ун-тского ист.-филол. об-ва, создав при нем византийскую секцию. С 1893 - чл.-кор. АН, с 1900 - акад. В 1894-1914 - дир. открытого его усилиями Рус. археол. ин-та в Константинополе. Настаивал на неразрывности византиноведения и славистики. Весьма значителен его вклад в изучение истории Болгарии: работы об отношениях ее с Византией, докт. дисс. "Образование Второго Болгарского царства" (1879), орг-ция и проведение раскопок в Абобе - Плиске, первое изд. протоболгарских надписей и др. Соц.-экон. история также занимала одно из гл. мест в его творчестве (генезис феодализма и крест, община в Византии и т. д.), им введено в науч. оборот мн. важнейших документ, источников. Одна из лучших работ У. по истории культуры - "Очерки по истории византийской образованности" (1891). Неоценимы заслуги У. по спасению рос. византиноведения в первое десятилетие сов. власти.
Лит.: Памяти академика Ф. И. Успенского. Л., 1929. Библиогр.; Ершов С. А. и др. Русский археологический институт в Константинополе // Палестин. сб. 1987. Вып. 29 (92). С. 3-12.
Успе́нский Фёдор Иванович (1845-1928), историк, академик Петербургской АН (1900), РАН (1917), АН СССР (1925). В 1894-1914 директор Русского археологического института в Константинополе. Главный труд - «История Византийской империи».
* * *
УСПЕНСКИЙ Федор Иванович - УСПЕ́НСКИЙ Федор Иванович (1845-1928), историк, академик АН СССР (1925; академик РАН с 1917, академик Петербургской АН с 1900). В 1894-1914 директор Русского археологического института в Константинополе. Главный труд - «История Византийской империи».
Успенский Эдуард Николаевич (р. 1937)
Русский писатель. Среди произведений - повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Чебурашка и его друзья» (1970).
Афоризмы, цитаты
"Дядя Федор, пес и кот"
Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног. - (кот Матроскин)
Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное. - (кот Матроскин)
УСПЕ́НСКИЙ Эд. Ник. (род. 1937) - поэт, прозаик. Окончил Моск. авиац. ин-т (1961). Печатается с 1960. Кн. "Крокодил Гена и его друзья" (1966), "Чебурашка и его друзья" (1970) принесли У. широкую известность. У. работает в жанре комедийно-поэтич. сказки для детей, обращается к игровым и условным сюжетам, опираясь на традиции нар. творчества, создавая картины будничного и в то же время необычного мира, в к-ром живут его герои. У. склонен к гротеску, буффонаде ("Дядя Федор, пес и кот", 1974; "Школа клоунов", 1983 и др.). Автор стихов для детей: "Смешной слоненок" (1965), "Воздушные шары" (1971), "Академик Иванов" (1974) и др. Им написаны сценарии для мультф. Переводил и пересказывал произв. А. А. Милна ("Винни-Пух"), П. Трэверс ("Мэри Поппинс"), Л. Кэрролла ("Алиса в стране чудес").
Успе́нский Эдуард Николаевич (р. 1937), русской писатель. Произведения для детей: повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья» (1966; продолжения в разных жанрах - «Чебурашка и его друзья», 1970, «Отпуск Крокодила Гены», 1974, и др.), «Вниз по волшебной реке» (1972; герои - персонажи русской сказки), «Дядя Фёдор, пёс и кот» (1974), «Гарантийные человечки» (1975). Книга «Юности честное зерцало» (1994) о правилах этикета. Стихи, сценарии мультфильмов, пьесы. Авторская радио- и телепередача «В нашу гавань заходили корабли» - на материале городского фольклора.
* * *
УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич - УСПЕ́НСКИЙ Эдуард Николаевич (р. 1937), русский детский писатель. Проза и поэзия отмечены гротеском, буффонадой, иронией. Повести «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке» (1972) и др., пьесы, в т. ч. «Чебурашка и его друзья» (1970), «Наследство Бахрама» (1973), «Отпуск крокодила Гены» (1974, все совместно с Р. Качановым). Сборник стихов «Все в порядке» (1976).
УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич (р. 1937) - русский детский писатель. Проза и поэзия отмечены гротеском, буффонадой, иронией. Повести "Крокодил Гена и его друзья" (1966), "Вниз по волшебной реке" (1972) и др., пьесы, в т. ч. "Чебурашка и его друзья" (1970), "Наследство Бахрама" (1973), "Отпуск крокодила Гены" (1974, все совместно с Р. Качановым). Сборник стихов "Все в порядке" (1976).
Глеб Иванович Успенский.
УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (1843 - 1902), русский писатель. Реалистически показал жизнь городской бедноты, социальные противоречия пореформенной деревни (циклы очерков "Нравы Растеряевой улицы", 1866, "Разорение", 1869, "Власть земли", 1883, и др.). Творчество проникнуто демократическими, народническими идеями.