- Имя мореплавателя Магеллана.
- Персонаж романа французского писателя Александра Дюма «Граф Монте-Кристо».
- Имя французского живописца Кормона.
- Имя французского живописца Леже.
Ферна́н Кабалье́ро (Fernán Caballero), настоящие имя и фамилия Сесилия Бёль де Фабер (BÖhl de Fáber) (1796-1877), испанская писательница. Романы «Чайка» (1848), «Клеменсия» (1852) и др. противопоставляют патриархальную чистоту «народной души» развращающему влиянию буржуазной городской цивилизации.
* * *
ФЕРНАН КАБАЛЬЕРО - ФЕРНА́Н КАБАЛЬЕ́РО (Fernan Caballero) (наст. имя Сесилия Бель де Фабер, Bohl de Faber) (1796-1877), испанская писательница. Романы «Чайка» (1848), «Клеменсия» (1852) и др. противопоставляют чистоту «народной души» развращающему влиянию буржуазной цивилизации.
ФЕРНАН КАБАЛЬЕРО (Fernan Caballero) (наст. имя Сесилия Бель де Фабер - Bohl de Faber) (1796-1877), испанская писательница. Романы "Чайка" (1848), "Клеменсия" (1852) и др. противопоставляют чистоту "народной души" развращающему влиянию буржуазной цивилизации.
Ферна́н Кабалье́ро (Fernán Caballero) (настоящее имя Сесилия Бёль де Фабер, Böhl de Fáber) (17961877), испанская писательница. Романы «Чайка» (1848), «Клеменсия» (1852) и др. противопоставляют патриархальную чистоту «народной души» развращающему влиянию буржуазной городской цивилизации.
Фернанде́ль (Fernandel), настоящие имя и фамилия Фернан Контанден (Contandin) (1903-1971), французский актёр. Выступал на эстраде, в ревю, опереттах. Его дар гротескного комизма, проявившийся в фильмах «Казимир» (1950), «Али-Баба и сорок разбойников» (1954), раскрылся в ролях, сочетающих фарс с драматизмом: фильмы: «Бальная записная книжка», «Закон есть закон», «Дьявол и десять заповедей», «Поездка отца» и др.
* * *
ФЕРНАНДЕЛЬ - ФЕРНАНДЕ́ЛЬ (Fernandel, наст. Фернан-Жозеф-Дезир Контанден, Fernand-Joseph-Desire Contandin) (8 мая 1903, Марсель - 26 февраля 1971, Париж), французский артист кино, эстрады и театра, один из лучших комиков Франции в 20 веке.
Отец будущего комика - Дени Контанден был мелким банковским служащим, но свое свободное время посвящал выступлениям на театральной и эстрадной сценах под псевдонимом Сине (анаграмма его имени Denis). Маленький Фернан дебютировал рядом с отцом в возрасте пяти лет и с удовольствием участвовал в многочисленных мелодрамах, в пасторалях, театрализованных сценах из Евангелия - везде, где требовался малолетний исполнитель. Вместе с Фернаном часто выступал и его младший брат Марсель. Дени Контанден любил сцену и мечтал, что его дети сделают артистическую карьеру.
Кумиром Фернана стал известный в то время куплетист-шансонье Полен. Увидев его выступление, Фернан твердо решил стать комиком. Через два дня, выучив репертуар Полена, он опробовал его в одном из кафе. Скабрезные куплеты в устах десятилетнего мальчика вызвали восторг у не слишком разборчивой публики марсельских кафе и кабаре. Это и стало первым успехом. Известность маленького Сине вышла за пределы родного бульвара Шав. Тогда же Фернан принял участие в конкурсе шансонье-любителей, проводимом одной парижской газетой, и занял второе место.
В 1914 началась война с Германией, отца призвали на фронт, и Фернану пришлось позаботиться о заработке. Неоднократные попытки, используя знакомства отца, пристроиться посыльным в какой-нибудь банк проваливались - мальчик был слишком непоседлив для такой работы. Кроме того, комическое выражение лица и лошадиная улыбка юного клерка настраивали клиентов на крайне несерьезный лад, что наносило ущерб деловой репутации учреждения. Но невзгоды не смущали Фернана: по вечерам он по-прежнему выступал с куплетами и скетчами, и лишь когда не было концерта, отправлялся в вечернюю школу.
После войны папаша Контанден задумал завести собственное дело - открыть небольшую харчевню, и призвал на помощь сыновей. Первая же финансовая операция, задуманная и осуществленная Фернаном, завершилась провалом - обвинением в мошенничестве и угрозой тюремного заключения. С тех пор Фернан испытывал стойкую неприязнь к всякого рода коммерческим делам. Он решил зарабатывать простым физическим трудом - пошел докером в марсельский порт. Увы, вскоре юноша понял, что мешки с сахаром убьют его быстрее, чем сахарный диабет. Профессии меняются как в калейдоскопе, Фернан снова и безуспешно пытается начать карьеру банковского служащего. Но по вечерам, при первой же возможности он с удовольствием выступает на сцене, с каждым разом совершенствуя свое актерское мастерство.
Верность к эстраде, оказалась вознагражденной. В 1922 Фернан Контанден получил свой первый профессиональный контракт с кабаре «Эльдорадо» в Ницце. Именно тогда появился псевдоним Фернандель. На афише в «Эльдорадо» было написано «Voici le Fernand d"elle» - «Вот ее Фернан». Elle - это Анриетта Манс, сестра его бывшего коллеги по банку и будущего сценариста Жана Манса, чьи песенки и оперетты станут постоянным репертуаром Фернанделя в течении многих лет.
После «Эльдорадо» Фернандель получил место в театральной труппе, гастролировавшей по городкам южной Франции. Два года он играл в незатейливых водевилях, фарсах, оперетках, закрепив за собой амплуа первого комика. В провинции молодой артист имел успех и по возвращении из турне ему был обеспечен ангажемент на марсельской сцене. Но драматическому театру Фернандель предпочел подмостки мюзик-холла.
В 1925 артистическая карьера прервалась призывом в армию. Службу Фернан начал писарем в 95-м горно-артиллерийском полку, но вскоре добился перевода в Марсель, где его ждали жена Анриетта и недавно родившаяся дочь Жозетта. Его популярность среди марсельцев облегчала тяготы службы: Фернан мог ночевать не в казарме, а дома, и даже иногда выступать в концертах со своим испытанным репертуаром.
Окончание срока армейской службы принесло молодому артисту неприятности - он не сумел договориться с импресарио и был вынужден искать иные источники доходов. Пришлось пойти служить на мыловаренный завод. Случайные выступления в кафе уже не могли удовлетворить Фернанделя - для того чтобы прокормить семью нужны были серьезные источники доходов. Поэтому предложение заезжего парижского антрепренера на многомесячный контракт с турне по всей Франции и заморским территориям показалось чудом. «В книге судеб было записано, что я не должен закончить свои дни в мыле», - вспоминал Фернандель. А после возвращения из турне он получил приглашение в парижский театр-кабаре «Бобино».
В Париже Фернандель с успехом выступал в кабаре, играл потешные сценки и распевал куплеты. Именно тогда окончательно сложилась его комическая маска человека с лошадиной челюстью и глазами печальной лягушки. Тем временем в кинематографе произошел технический переворот - появились звуковые фильмы, которые востребовали актеров, владеющих мастерством сценической речи - как раз то, в чем был силен Фернандель.
Первый раз Фернандель появился на съемочной площадке в 1930 у режиссера Марка Аллегре (Marc Allegret) в короткометражном фильме «Лучшая нянюшка» (La Meilleure bobone). В 1931 Марк Аллегре предлагает артисту роль неопытного налетчика в экранизации пьесы Саши Гитри (см. ГИТРИ Саша) «Белое и черное» (Le Blanc et le noir). Успех не заставил себя ждать, и предложения сниматься в кино последовали одно за другим. В 1932 Фернандель сыграл комедийные роли в киноводевилях «Мадемуазель Нитуш» и «Забавы эскадрона» (Les Gaietes de l"escadron, вместе с Жаном Габеном (см. ГАБЕН Жан), режиссер М. Турнер). В том же году появилась комедия с его участием «Избранник мадам Юссон».
Кино принесло Фернанделю национальную славу, он становится одним из самых популярных французских актеров. Режиссер М. Паньоль снимал его в своих фильмах «Анжела» (1934), «Сезар» (1936), «Возрождение» (1937), «Шпунц» (1938). В 1936 Фернандель успешно снялся у Кристиан-Жака (см. КРИСТИАН-ЖАК) во комедиях «Франциск I» (Francois I) о современнике, которого гипнотизер отправляет в шестнадцатый век, и в «Одном из легиона» (Un de la legion), где его герой сбегает от немилой жены в армию.
Обычное амплуа Фернанделя в кино - образ беззаботного и легкомысленного человека, часто он добивается комического эффекта чисто внешними средствами: гримасами, ужимками, своей неповторимой улыбкой - ослепительной, как солнце родного Прованса. Вместе с тем, актер обладал незаурядным драматическим талантом. Свое умение переходить от фарса и буффонады к драматическим ситуациям Фернандель продемонстрировал в одной из лучших своих ролей 1930-х годов - парикмахера в фильме Жюльена Дювивье (см. ДЮВИВЬЕ Жюльен) «Бальная записная книжка» (Un carnet de bal, 1937). Эта лента была признана лучшим иностранным фильмом на Венецианском кинофестивале (см. ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ).
С началом второй мировой войны артист был призван в армию и даже нес караульную службу на линии Мажино (см. МАЖИНО ЛИНИЯ). Впрочем, знаменитая улыбка часового собирала у поста такое количество зевак, что начальство поспешило освободить Фернанделя от солдатских тягот. В 1940 Франция потерпела катастрофическое поражение, и беззаботные годы канули в Лету. В годы войны французское кинопроизводство не было остановлено, но людям было не до смеха. Лишь иногда выпадает возможность выступить в любимом амплуа («Тайна Сен-Валя», Le mystere Saint-Val, 1943, полицейская комедия). Фернандель даже сам пытался выступить в качестве кинорежиссера и поставил ленты «Простак» (Simplet, 1942) и «Адриен» (Adrien, 1943).
Но после войны, в 1950-х годах творчество Фернанделя вновь переживает расцвет. Его слава шагнула за пределы Франции, он совершал концертное турне по Европе и Америке, неоднократно был награжден премией Куртелена, вручаемой лучшему комику Франции. В 1952 он стал кавалером ордена Почетного легиона. Среди наиболее примечательных ролей актера в эти годы - незадачливый коммивояжер в «Казимире» (1950), священник, связанный тайной исповеди, но пытающийся спасти жизнь своим спутникам в фильме Клода Отан-Лара (см. ОТАН-ЛАРА Клод) «Красная гостиница» (L"auberge rouge, 1951), сочинитель оперетт Флоридор в «Мадемуазель Нитуш» (Mam"zelle Nitouche, 1954).
В 1951 Фернандель снялся в фильме режиссера Жюльена Дювивье «Маленький мир дона Камилло» (др. «Мирок дона Камилло»), который положил начало серии из шести фильмов о сельском пасторе доне Камилло, длившейся на протяжении девятнадцати лет. Но лучший фильм Фернанделя - комедия Кристиан-Жака «Закон есть закон» (La loi c"est la loi, 1958), где его партнером выступил итальянский комик Тото (см. ТОТО). Этот фильм имел огромный успех, и не только во Франции.
В 1960-х годах Фернандель все реже снимался в комедиях, предпочитая мелодраматические сюжеты. Одна из последних его эксцентрических ролей - сбежавший из сумасшедшего дома больной в фильме Жюльена Дювивье «Дьявол и десять заповедей» (Le diable et les dix commandements, 1962). В эти годы Фернандель вместе со своим партнером по фильмам 1930-х годов Жаном Габеном создает кинокомпанию «Гафер» (название по первым слогам их фамилий). Для Гафера Габен и Фернандель снялись вместе в фильме «Неблагодарный возраст» (L"age ingrat, 1964). Ностальгическими чувствами и человечностью проникнута роль Фернанделя в картине «Поездка отца» (Le voyage du pere, 1966). Последней работой актера в кино стала лента «Счастлив тот, кто подобно Улиссу» (1970). Всего Фернандель сыграл более чем в 150 фильмах, причем некоторые из лент 1950-х годов были римейками его более ранних работ.
Фернандель.
ФЕРНАНДЕЛЬ (Fernandel) (настоящие имя и фамилия Фернан Контанден) (1903 - 71), французский актер. Выступал на эстраде, в ревю и опереттах. Его дар гротескного комизма, проявившийся в фильмах "Казимир" (1950), "Али-Баба и сорок разбойников" (1954), полностью раскрылся в ролях, требующих перехода от фарса к драме ("Закон есть закон", 1958; "Дьявол и десять заповедей", 1962), в серии фильмов о Дон Камилло, в мелодраме "Поездка отца" (1966).
Фернандель в фильме "Бальная записная книжка". 1937.
ФЕРНАНДЕС (Fernandez) Маседонио (1874-1952) - аргентинский писатель. Литературный наставник Х. Л. Борхеса, повлиял на творчество Х. Кортасара и др. Автор сборника стихов "Красавица Смерть" (1942), фантастических новелл, книг экспериментальной прозы "Бумаги новосела" (1928), "Начало романа" (1940), "Музей Вечной Литературы" (опубликована в 1967).
ФЕРНАНДЕС (Fernandez) Эмилио (1904-86) - мексиканский кинорежиссер, актер. Фильмы: "Мария Канделария" (1944), "Рио Эскондидо" (1948), "Верный солдат Панчо Вильи" (1967), "Чока" (1974), "Красная зона" (1975) и др.
Ферна́ндес де Лисарди (Fernández de Lizardi) Хосе Хоакин (17761827), мексиканский писатель. Первые латиноамериканские романы: сатирический роман «Перикильо Сарньенто» (18301831), педагогический роман в духе Ж. Ж. Руссо «Кихотита и её кузина» (18311832). Стихи, пьеса «Чувствительный негр» (1825).
Ферна́ндес де Лиса́рди Хосе Хоакин (Fernández de Lizardi) (1776-1827), мексиканский писатель. Первые латиноамериканские романы: сатирический роман «Перикильо Сарньенто» (1830-31), педагогический роман в духе Ж. Ж. Руссо «Кихотита и её кузина» (1831-32). Стихи, пьеса «Чувствительный негр» (1825).
* * *
ФЕРНАНДЕС ДЕ ЛИСАРДИ Хосе Хоакин - ФЕРНА́НДЕС ДЕ ЛИСА́РДИ (Fernandez de Lizardi) Хосе Хоакин (1776-1827), мексиканский писатель. Первые латиноамериканские романы: сатирический роман «Перикильо Сарньенто» (1830-1831), педагогический роман в духе Ж. Ж. Руссо «Кихотита и ее кузина» (1831-32). Стихи, пьеса «Чувствительный негр» (1825).
ФЕРНАНДЕС ДЕ ЛИСАРДИ (Fernandez de Lizardi) Хосе Хоакин (1776-1827) - мексиканский писатель. Первые латиноамериканские романы: сатирический роман "Перикильо Сарньенто" (1830-1831), педагогический роман в духе Ж. Ж. Руссо "Кихотита и ее кузина" (1831-32). Стихи, пьеса "Чувствительный негр" (1825).
ФЕРНАНДЕС ДЕ ЛИСАРДИ Хосе Хоакин (Fernndez de Lizardi, Jose Joaquin)
(1776-1827), мексиканский журналист и прозаик. Родился в Мехико. В юности увлеченно читал французских энциклопедистов, в 1812 основал сатирический журнал "Эль пенсадор мехикано" ("Мексиканский мыслитель"). Продолжал журналистскую деятельность до 1826, когда победа на выборах либеральных сил положила конец попыткам консерваторов вернуть страну под власть испанской короны. В 1816 Фернандес де Лисарди опубликовал первый латиноамериканский роман Перикильо Сарниенто (El Periquillo Sarniento), в котором изобразил нравы мексиканского общества. В эстетическом аспекте роман представляет собой любопытный сплав традиций плутовского жанра с местным колоритом. Хитросплетения судьбы заглавного героя проводят его через все социальные слои. Так по мере развития сюжета, снабженного критическими авторскими комментариями, выявляется порочность всех сфер мексиканского колониального общества. Умер Фернандес де Лисарди в Мехико 21 июня 1827.
ЛИТЕРАТУРА
Фернандес де Лисарди Х. Перикильо Сарньенто. М., 1964 Кутейщикова В. Мексиканский роман. М., 1971
ФЕРНАНДЕС Маседонио - ФЕРНА́НДЕС (Fernandez) Маседонио (1874-1952), аргентинский писатель. Литературный наставник Х. Л. Борхеса (см. БОРХЕС Хорхе Луис), повлиял на творчество Х. Кортасара (см. КОРТАСАР Хулио) и др. Автор сборника стихов «Красавица Смерть» (1942), фантастических новелл, книг экспериментальной прозы «Бумаги новосела» (1928), «Начало романа» (1940), «Музей Вечной Литературы» (опубликована в 1967).
Ферна́ндес Эмилио (Fernández) (1904-1986), мексиканский кинорежиссёр, актёр. Фильмы: «Мария Канделария» (1944), «Рио Эскондидо» (1948), «Верный солдат Панчо Вильи» (1967), «Чока» (1974), «Красная зона» (1975) и др.
* * *
ФЕРНАНДЕС Эмилио - ФЕРНА́НДЕС (Fernandez) Эмилио (1904-86), мексиканский кинорежиссер, актер. Фильмы: «Мария Канделария» (1944), «Рио Эскондидо» (1948), «Верный солдат Панчо Вильи» (1967), «Чока» (1974), «Красная зона» (1975) и др.
Фернандо де Рохас
(ок. 1465 - 1541 гг.) писатель
Когда старость бедна, она щедра, когда богата - скупа.
Нерешительность хуже, чем неудачная попытка; вода меньше портится, когда течет, чем когда стоит.
Нет таких сильных горестей, которых рассудок и время не могли бы смягчить.
Никто не настолько стар, чтобы не быть в состоянии протянуть еще годик; никто не настолько молод, чтобы, пожалуй, не умереть сегодня же.
Никто не хранит тайны лучше того, кто ее не знает.
Опаснее всего враг, о котором не подозреваешь.
Радостное выражение лица врача - начало выздоровления больного.
Смерть следует за нами, кружит около нас, не покидая нас ни на одно мгновение, под ее знаменем ежедневно овладевает нами сон.
Удовольствие, о котором нельзя говорить, не удовольствие.
Юность думает лишь о настоящем, зрелый же возраст не пренебрегает ни настоящим, ни прошлым, ни будущим.
Ферна́ндо-По - название острова Биоко в составе государства Экваториальная Гвинея до 1973.
* * *
ФЕРНАНДО-ПО - ФЕРНА́НДО-ПО, название о. Биоко (см. БИОКО) в составе государства Экваториальная Гвинея до 1973.
ФЕРНАНДО-ПО - название о. Биоко в составе государства Экваториальная Гвинея до 1973.