Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фук

Толковый словарь

I м.; = фу́ка

Шашка, которую снимают у противника при его ошибке в игре.

II нескл. разг.

Глухой отрывистый звук.

III предик. разг.

О действии при игре в шашки (когда у соперника снимают шашку из-за его ошибки).

IV предик. разг.

Обозначение тушения чего-либо, сопровождающегося глухим отрывистым звуком, как действия.

V межд. разг.

Употребляется при обозначении, при передаче глухого отрывистого звука при тушении чего-либо.

Толковый словарь Ушакова

1.

ФУК1, в знач. сказуемого (разг.). Фукнул. Фук на огонь. Фук мою шашку.

2.

ФУК2, фука, муж.

1. только ед. Действие по гл. фукнуть во 2 знач. - фукать.

2. Шашка, которую фукнул партнер (см. фукнуть во 2 знач.). Взять фук.

Энциклопедический словарь

ФУК

1. ФУК, межд. в функц. сказ. Разг. Употр. для обозначения быстрого действия (по зн. фу́кнуть и фу́кать). Фонарики - фук! - и скрылись.

2. ФУК, -а; м.; ФУ́КА, -и; ж. В шашечной игре: шашка, которую снимает партнёр за ошибку в игре противника.

Академический словарь

1)

междом. в знач. сказ. разг.

Употребляется по значению глаголов: фукнуть (во 2 знач.) и фукать.

Фонарики - фук! - и скрылись. Шишков, Угрюм-река.

2)

-а, м. и фу́ка, -и, ж.

В шашечной игре: шашка, которую снимает партнер за недосмотр в игре.

Поговорки

Пустить фука. Жарг. угол. Поджечь что-л. СРВС 3, 15.

Орфографический словарь

фук 1, неизм.

Формы слов для слова фук

1. фу́к, фу́ки, фу́ка, фу́ков, фу́ку, фу́кам, фу́к, фу́ки, фу́ком, фу́ками, фу́ке, фу́ках

2. фук

Морфемно-орфографический словарь

фук/.

Грамматический словарь

фук м 3a

фук межд.; предик.

Сканворды для слова фук

- Наказание в шашках.

- В шашках - ошибка в игре, за которую снимают с доски фигуру.

Полезные сервисы

фука

Толковый словарь

разг. ж.; = фук I

Толковый словарь Ушакова

ФУ́КА, фуки, жен. То же, что фук2 во 2 знач.

Толковый словарь Даля

ФУКА, фукнуть, см. фу.

Энциклопедический словарь

ФУК

1. ФУК, межд. в функц. сказ. Разг. Употр. для обозначения быстрого действия (по зн. фу́кнуть и фу́кать). Фонарики - фук! - и скрылись.

2. ФУК, -а; м.; ФУ́КА, -и; ж. В шашечной игре: шашка, которую снимает партнёр за ошибку в игре противника.

Словарь русского арго

ФУКА, -и, ж. (или фука-ляка-бяка-кака, -и).

Гадость, бяка.

Из детск.

Синонимы к слову фука

сущ., кол-во синонимов: 3

бяка, гадость

Полезные сервисы

фука-ляка-бяка-кака

Словарь русского арго

ФУКА, -и, ж. (или фука-ляка-бяка-кака, -и).

Гадость, бяка.

Из детск.

Полезные сервисы

фукавший

Синонимы к слову фукавший

Полезные сервисы

фукалит

Синонимы к слову фукалит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

фукамизация

Сканворды для слова фукамизация

- В романе «Волны гасят ветер» Аркадия и Бориса Стругацких - совокупность медицинских процедур, проводимых над беременной с целью повышения жизненных сил будущего ребёнка.

Полезные сервисы

фукание

Толковый словарь

I ср. разг.

1. процесс действия по гл. фукать I

2. Звук, возникающий в процессе такого действия.

II ср. разг.

1. процесс действия по гл. фукать II

2. Звук, возникающий в процессе такого действия.

III ср. разг.

1. процесс действия по гл. фукать IV 1.

2. Результат такого действия.

Полезные сервисы

фуканье

Толковый словарь Ожегова

ФУ́КНУТЬ, -ну, -нешь; сов. (разг.).

Орфографический словарь

фу́канье, -я

Синонимы к слову фуканье

сущ., кол-во синонимов: 2

сдувание, фук, зевание

Морфемно-орфографический словарь

фу́/ка/нь/е [й/э].

Грамматический словарь

фу́канье с 6*a

Полезные сервисы

фукать

Толковый словарь

I несов. неперех. разг.

1. Дуть, производя глухой отрывистый звук.

2. Произносить "фу" с целью погасить или охладить что-либо.

3. С шумом выпускать воздух, пар и т.п. (о машине, моторе и т.п.).

II несов. неперех. разг.

Произносить "фу" с целью прогнать, выгнать кого-либо.

III несов. перех. разг.

Снимать у противника с доски шашку при его ошибке в игре.

IV несов. неперех. разг.

1. Вспыхнув, гаснуть.

2. перен.

Быстро расходовать, тратить.

Толковый словарь Ушакова

1.

ФУ́КАТЬ1, фукаю, фукаешь. несовер. к фукнуть.

2.

ФУ́КАТЬ2, фукаю, фукаешь, несовер. (разг. фам.). Говорить, часто повторяя слово "фу".

Толковый словарь Ожегова

ФУ́КНУТЬ, -ну, -нешь; сов. (разг.).

Академический словарь

-аю, -аешь.

несов. к фукнуть.

Орфографический словарь

фу́кать, -аю, -ает

Формы слов для слова фукать

фу́кать, фу́каю, фу́каем, фу́каешь, фу́каете, фу́кает, фу́кают, фу́кая, фу́кал, фу́кала, фу́кало, фу́кали, фу́кай, фу́кайте, фу́кающий, фу́кающая, фу́кающее, фу́кающие, фу́кающего, фу́кающей, фу́кающих, фу́кающему, фу́кающим, фу́кающую, фу́кающею, фу́кающими, фу́кающем, фу́кавший, фу́кавшая, фу́кавшее, фу́кавшие, фу́кавшего, фу́кавшей, фу́кавших, фу́кавшему, фу́кавшим, фу́кавшую, фу́кавшею, фу́кавшими, фу́кавшем

Синонимы к слову фукать

см. дуть

зевать, дуть, сдувать, выбрасывать, выкидывать

Омонимы к слову фукать

фукать I

дуть, производя глухой отрывистый звук

произносить «фу» с целью погасить или охладить что-либо

с шумом выпускать воздух, пар и т. п. (о машине, моторе и т. п.)

произносить «фу» с целью прогнать, выгнать кого-либо

фукать II

снимать у противника с доски шашку при его ошибке в игре

фукать III

быстро расходовать, тратить

Морфемно-орфографический словарь

1. фу́/ка/ть¹ (от фу).

2. фу́к/а/ть² (от фук/).

Грамматический словарь

фу́кать нсв нп 1a

Этимологический словарь русского языка

Общесл. Образовано с помощью суф. -кати от звукоподражательного фу.

Этимологический словарь

фу́кать

укр. фу́кати "фыркать, бранить, кричать", болг. фу́кам, сврш. фу́кнъ "сдувать (о ветре), отбрасывать", сербохорв. фу̑ка̑м, фу́кати "шипеть, шумно есть", словен. fȗkati "шмыгать, дышать, свистеть", чеш. foukati "дуть, веять, ругать", слвц. fúkаt᾽ "дуть", польск. fukać "ругать, накинуться", в.-луж. fukać "шмыгнуть, скользнуть", н.-луж. fukaś "дуть, дурачить, надувать". От звукоподражательного *fu; см. Бернекер I, 286.

Полезные сервисы

фукающий

Синонимы к слову фукающий

прил., кол-во синонимов: 6

зевающий, дующий, выбрасывающий

Полезные сервисы

фукая

Синонимы к слову фукая

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Полезные сервисы

фуке

Грамматический словарь

Фуке́ ф. 0

Сканворды для слова фуке

- Суперинтендант финансов Франции в ранние годы правления Людовика XIV с 1653 по 1661 год, один из самых могущественных и богатых людей Франции.

- Французский живописец эпохи Раннего Возрождения, автор портрета Карла VII.

- Этот всесильный суперинтендант финансов так лихо заведовал казной Людовика XIV, что угодил в Бастилию.

Полезные сервисы

фуке (fouque) фридрих де ла мотт (de la motte)

Большой энциклопедический словарь

Фуке́ (Fouque) Фридрих де ла Мотт (de la Motte) (1777—1843), барон, немецкий писатель. Рыцарские романы; драматическая трилогия «Герой севера» (1808—1810). Романтическая повесть «Ундина» (1814), известная в России в переложении В. А. Жуковского.

Полезные сервисы

фуке (fouque) фридрих мотт

Большой энциклопедический словарь

ФУКЕ (Fouque) Фридрих де ла Мотт (de la Motte) (1777-1843) - немецкий писатель. Рыцарские романы; драматическая трилогия "Герой севера" (1808-10). Романтическая повесть "Ундина" (1814), известная в России в переложении В. А. Жуковского.

Полезные сервисы

фуке (fouquet) жан

Большой энциклопедический словарь

ФУКЕ (Fouquet) Жан (ок. 1420 - между 1477 и 1481) - французский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Строгие и точные по характеристике портреты ("Карла VII", ок. 1444), миниатюры.

Полезные сервисы

фуке (fouquet, foucquet) никола

Большой энциклопедический словарь

Фуке́ (Fouquet, Foucquet) Никола виконт де Во (de Vaux), маркиз де Бель-Иль (de Belle-Isle) (1615—1680), генеральный контролёр (министр финансов) Франции в 1653—1661. В период Фронды поддерживал Дж. Мазарини. В 1664 обвинён в заговоре, хищении государственных средств. Умер в заключении.

Полезные сервисы

фуке жан

Энциклопедический словарь

Фуке́ Жан (Fouquet) (около 1420 - между 1477 и 1481), французский живописец эпохи Раннего Возрождения. Строгие и точные по характеристике портреты («Карл VII», около 1444), миниатюры.

* * *

ФУКЕ Жан - ФУКЕ́ (Fouquet) Жан (ок. 1420 - между 1477 и 1481), французский живописец. Представитель Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . Строгие и точные по характеристике портреты («Карла VII», ок. 1444), миниатюры.

Энциклопедия Кольера

ФУКЕ Жан (Fouquet, Jean)

(ок. 1420 - между 1477 и 1481), французский живописец и миниатюрист, один из основоположников искусства раннего Возрождения во Франции. Произведения Фуке, особенно миниатюры Часослова Этьена Шевалье, отличаются тщательностью и тонкостью отделки и яркими сияющими красками. Фуке родился в Туре. Работал подмастерьем художника, в 1446 посетил Рим, где, вероятно, исполнял обязанности официального представителя французского короля при папской курии. В Италии Фуке испытал сильное влияние итальянского искусства раннего Возрождения, интересовался законами перспективы и изображения предметов в пространстве. По возвращении во Францию он открыл мастерскую в Туре, а в 1474 или 1475 получил звание придворного художника. Умер Фуке в Туре между 1477 и 1481. В миниатюре Троица из Часослова Этьена Шевалье (Шантийи, Музей Конде) хор ангелов изображен в пространстве, построенном в соответствии с законами перспективы; Мученичество св. Аполлонии показано мастером как театрализованное действо: на втором плане группа зрителей, а сама сцена мученичества на первом плане представлена так, словно мы, зрители мистерии, сидим в первом ряду. Будучи по преимуществу миниатюристом, Фуке, тем не менее, создал несколько монументальных образов в таких произведениях, как Меленский диптих (ок. 1451; одна створка находится в Антверпене, другая - в Берлине) и Снятие с креста (ок. 1455-1460, собор в Нуане). Способность Фуке проникать во внутренний мир человека демонстрирует портрет Карла VII (вероятно, 1450 или 1453, Лувр), в котором глубоко опечаленное лицо монарха, кажется, совершенно не соответствует надписи "Самый победоносный король Франции".

ЖАН ФУКЕ. МИНИАТЮРА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КАРЛА V

ЖАН ФУКЕ. МИНИАТЮРА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КАРЛА V

ЖАН ФУКЕ. ЭТЬЕН ШЕВАЛЬЕ И СВ. СТЕФАН

ЖАН ФУКЕ. ЭТЬЕН ШЕВАЛЬЕ И СВ. СТЕФАН

ЛИТЕРАТУРА

Золотова Е.Ю. Жан Фуке. М., 1984

Полезные сервисы

фуке никола

Энциклопедический словарь

Фуке́ Никола́ - виконт де Во (de Vaux), маркиз де Бель-Иль (de Belle-Isle) (1615-1680), генеральный контролёр (министр финансов) Франции в 1653-1661. В период Фронды поддерживал Дж. Мазарини. В 1664 был обвинён в заговоре, хищении государственных средств. Умер в заключении.

* * *

ФУКЕ Никола - ФУКЕ́ Никола (Fouquet, Foucquet) (1615, Париж - 23 марта 1680, замок Пиньероль), виконт де Во, маркиз де Бель-Иль, французский государственный деятель, генеральный контролер финансов в 1653-1661 гг.

В период Фронды (см. ФРОНДА) Никола Фуке был интендантом провинции и выдвинулся, поддерживая кардинала Мазарини (см. МАЗАРИНИ Джулио), который ввел его в Государственный совет, сделал министром и главным директором Компании островов Америки. С 1653 года Фуке занял пост генерального контролера финансов (до 1659 совместно с А. Сервьеном, затем единолично). Фуке стремился по примеру Ришелье и Мазарини сконцентрировать в своих руках реальную власть над Францией. Вокруг него сформировался ряд влиятельных лиц, обогащавшихся за счет усилившейся при Фуке системы откупов и займов. В Бретани генеральный контролер купил остров Бель-Иль и превратил его в настоящую крепость. Все это встревожило Людовика XIV Бурбона (см. ЛЮДОВИК XIV Бурбон), не забывавшего Фронды и боявшегося, что Фуке может встать на путь борьбы с королевским абсолютизмом. Не без влияния Жан-Батиста Кольбера (см. КОЛЬБЕР Жан Батист) Фуке в сентябре 1661 был арестован в Нанте и в 1664 осужден по обвинению в заговоре и в хищении государственных средств. Его имущество было конфисковано и последние 15 лет жизни Никола Фуке провел в заключении в замке Пиньероль.

Большой энциклопедический словарь

ФУКЕ Никола - виконт де Во, маркиз де Бель-Иль (1615-80), генерал контролер (министр финансов) Франции в 1653-61. В период Фронды поддерживал Дж. Мазарини. В 1664 был обвинен в заговоре, хищении государственных средств. Умер в заключении.

Полезные сервисы

фуке фридрих де ла мотт

Энциклопедический словарь

Фуке́ Фридрих де ла Мотт ((Fouqué de la Motte) (1777-1843), немецкий писатель. Рыцарские романы («Волшебное кольцо», 1813); в драматической трилогии «Герой Севера» (1808-1810) использованы мотивы скандинавского эпоса. Романтическая повесть «Ундина» (1814), известная в России в переложении В. А. Жуковского.

* * *

ФУКЕ Фридрих де ла Мотт - ФУКЕ́ (Fouque) Фридрих де ла Мотт (de la Motte) (1777-1843), немецкий писатель. Рыцарские романы; драматическая трилогия «Герой севера» (1808-10). Романтическая повесть «Ундина» (1814), известная в России в переложении В. А. Жуковского.

Полезные сервисы

фукеит

Синонимы к слову фукеит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

фуки

Синонимы к слову фуки

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

фукибари

Сканворды для слова фукибари

- Короткая бамбуковая трубка с отравленной стрелкой, спрятанная во рту.

Полезные сервисы

фукидид

Энциклопедический словарь

Фукиди́д (около 460 - 400 до н. э.), древнегреческий историк. Автор «Истории» (в 8 книгах) - труда, посвященного Пелопоннесской войне (до 411 до н. э.); это сочинение считается вершиной античной историографии.

* * *

ФУКИДИД - ФУКИДИ́Д (ок. 454 - ок. 396/399 до н. э.), древнегреческий историк, автор «Истории» (в 8 книгах), посвященной Пелопоннесской войне (см. ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА). Биографические сведения о Фукидиде, сохранившиеся у поздних авторов (ритор Маркеллин, 5-6 века; Суда (см. СУДА), 10 век), полны легендарных подробностей и малодостоверны. Плутарх называет отца Фукидида потомком фракийского царя Олора и упоминает о его родственных отношениях с Кимоном, сыном предводителя афинян в Марафонской битве Мильтиада; семья Фукидида владела обширными поместьями и золотыми рудниками во Фракии (см. ФРАКИЯ).

Некоторые факты биографии писателя можно реконструировать, исходя из текста «Истории»: он учился в Афинах у оратора Антифонта и был близок к кругу софиста Протагора (см. ПРОТАГОР), в первые годы Пелопоннесской войны находился в Афинах, был свидетелем борьбы политических партий и мнений, слушал речи Перикла (см. ПЕРИКЛ), сторонником которого являлся. Вместе с афинянами пережил тяжелейшую эпидемию чумы, во время которой скончался Перикл. Событиям начала войны Фукидид посвятил 1-ую и 2-ую книги «Истории».

В 424 Фукидид был избран стратегом и командовал афинской эскадрой у берегов Фракии. В период действий при Амфиполе Фукидид допустил непростительное промедление, из-за которого спартанскому полководцу Брасиду удалось захватить город. О своей неудаче писатель кратко сообщает в 4-й книге «Истории», ничем не стараясь оправдать себя.

В Афинах Фукидид был осужден как изменник и приговорен к пожизненному изгнанию (423 до н. э.). Он поселился во Фракии в своем поместье и как сторонний наблюдатель внимательно следил за событиями Пелопоннесской войны, стремясь беспристрастно излагать ход военных действий. На период изгнания Фукидида, длившегося более 20 лет, приходятся важнейшие этапы войны - Никиев мир 421 - 415 до н. э. (5-я кн.), Сицилийская экспедиция 415 - 412 до н. э. (6-7 кн.), Декелейская война и установление в Афинах олигархического правления Четырехсот (8-я кн.). Изложение событий Фукидид не довел до конца войны: история обрывается на рассказе о военной кампании осенью 411 до н. э. и восстановлении демократии в Афинах. Фукидиду было разрешено вернуться из изгнания только ок. 400 до н. э., когда его город, потерпевший поражение в войне, лишился былого могущества. Обстоятельства смерти Фукидида точно не известны. По сообщению Плутарха, он погиб во Фракии, откуда его останки были перенесены в Аттику (см. АТТИКА) и захоронены в усыпальнице Кимона рядом с могилой сестры Кимона Эльпиники (Плутарх, «Кимон»).

Во введении к своему труду Фукидид указывает, что приступил к рассказу о Пелопоннесской войне сразу же после начала военных действий, полагая, что эта война станет самым значительным событием всей греческой истории. Ход войны Фукидид прослеживает в строго хронологическом порядке по летним и зимним военным кампаниям, проявляя высокий профессионализм как в описании военных действий, так и в анализе факторов, приведших к той или иной победе или поражению.

Повествование основано на детальном изучении текстов договоров, декретов, надписей, точность передачи которых подтверждена последующими эпиграфическими находками; в ряд книг историк включил речи полководцев и государственных деятелей, построенные с соблюдением всех правил ораторского искусства. Фукидид восстанавливает события прошедших эпох по сохранившимся старинным обычаям и древним памятникам, предвосхищая возникновение метода исторической реконструкции.

Строгий и беспристрастный способ фиксации действительности, разработанный естественнонаучной школой Гиппократа (см. ГИППОКРАТ (врач)), Фукидид переносит на изложение событий истории, стараясь найти рациональное объяснение их причинам и следствиям. Он старается воздерживаться от эмоциональной оценки происходящего или упоминания случайных подробностей, утверждая, что его произведение призвано служить не развлечению читателя, но быть достоянием веков (I, 22).

Приводя знаменитую речь Перикла над павшими воинами (II, 34-46), Фукидид как бы высказывает и свои взгляды на значение Афинского государства для всей Эллады. Эпоха Перикла являлась для него примером гармоничного состояния государства, которое война неизбежно должна была разрушить. Прологом грядущих бедствий становится в «Истории» рассказ об эпидемии чумы в Афинах, принадлежащий к лучшим страницам мировой прозы (II, 47-54). Пелопоннесская война представлена у Фукидида как состояние болезни общества, когда в государстве нарушаются все моральные нормы и обычным становятся насилие и предательство (III, 69-84; V, 84-116). Личный опыт приводит историка к убеждению, что военные действия определяются не талантом стратегов и героизмом воинов, но мелочным честолюбием политиков и слепой прихотью толпы, примером чему служит история сицилийского похода афинян.

Подобно афинским мыслителям 5 в. до н. э., Фукидид ставит в своем труде важнейшие вопросы этики и политики; по мнению автора, «История» призвана служить великим уроком для человечества, поскольку все изложенное в ее книгах, по свойству природы людей, может неоднократно повториться (I, 22). Уже в античности труд Фукидида считался непревзойденным по глубине анализа исторических событий; продолжателями великого историка были Ксенофонт (см. КСЕНОФОНТ), Феопомп и Кратипп (полностью дошла до нас только «Греческая история» Ксенофонта). Влияние Фукидида испытали римские историки Саллюстий (см. САЛЛЮСТИЙ) и Тацит (см. ТАЦИТ).

Текст «Истории» сохранился в греческих рукописях 10-12 веков и небольших папирусных отрывках. «История», разделенная в древности на 8 книг, написана на аттическом диалекте; ее сжатый и емкий слог делает Фукидида наиболее трудным для перевода греческим писателем. В 1452 итальянский гуманист Лоренцо Валла перевел сочинение Фукидида на латинский язык. Первое печатное издание «Истории» вышло в Венеции в типографии Альда Мануция в 1502.

Большой энциклопедический словарь

ФУКИДИД (ок. 460-400 до н. э.) - древнегреческий историк. Автор "Истории" (в 8 кн.) - труда, посвященного истории Пелопоннесской войны (до 411 до н. э.); это сочинение считается вершиной античной историографии.

Энциклопедия Кольера

ФУКИДИД

ФУКИДИД

(ок. 460 - ок. 400 до н.э.), афинский историк. Даты рождения и смерти Фукидида устанавливаются предположительно, на основании его собственных косвенных сообщений, а также того, что в его Истории, незавершенном труде, посвященном Пелопоннесской войне между Афинами и Спартой (431-404 до н.э.), нет указания на события, происходившие в 4 в. до н.э. Фукидид приступил к написанию Истории в самом начале войны и собирался дойти до 404 до н.э., однако изложение обрывается зимой 411. Семья историка владела золотыми приисками во Фракии. Его отец Олор - тезка (вероятно, родственник) фракийца, который был тестем знаменитого Мильтиада, так что Фукидид был родственником Кимона, сына Мильтиада. Плутарх (Кимон 4) видел нагробие Фукидида среди могил семьи Кимона в Афинах. Почти наверняка родственником историка был другой Фукидид, сын Мелесия, противник Перикла. Таким образом, Фукидид принадлежал к знатному роду, унаследовал немалое богатство и к тому же располагал таким преимуществом, как источник существования вне Афин: его фракийские связи оказались весьма кстати, когда в 424 до н.э. Фукидид подвергся изгнанию за то, что не смог спасти Амфиполь (во Фракии) от захвата спартанским полководцем Брасидом. В молодости Фукидид вращался в кругу известных государственных деятелей, что дало ему наилучшую подготовку для написания труда по истории. Знатное происхождение не помешало Фукидиду сделаться пылким приверженцем демократии Перикла, идеалы которой он превозносит в надгробной речи, вложенной им в уста Перикла (II 35-46). Однако Фукидид не был последовательным демократом, поскольку полагал, что олигархическая конституция 411 до н.э. являлась лучшим государственным устройством из всех, какие только знали современные ему Афины. Фукидид сообщает, что переболел страшной болезнью, опустошившей Афины в 430-427 до н.э. Отправившись в изгнание, Фукидид посетил Пелопоннес, а возможно и Сицилию - его описание Сиракуз обнаруживает хорошее знание местной топографии. Фукидиду, от природы склонному к беспристрастности, пошло на пользу изгнание, которое позволило ему ознакомиться с врагами Афин. Некоторые замечания относительно Спарты позволяют предполагать, что в это время Фукидид встречался с Алкивиадом. После капитуляции Афин в 404 до н.э. Фукидид недолгое время пробыл в городе; сообщается, что его смерть была насильственной, однако это предание, возможно, появилось в связи с неожиданным прекращением повествования в VIII книге. Согласно другому малодостоверному источнику, сочинение Фукидида подготовил к публикации историк Ксенофонт; и в самом деле, Ксенофонт начинает свою Греческую историю с того места, на котором остановился Фукидид. Но кто бы ни был редактором Истории Фукидида, он проявил при работе над ней чрезвычайную сдержанность. Вступление к I книге подчеркивает важность избранного предмета в сравнении со всеми предшествовавшими событиями мировой истории. После краткого, но весьма основательного очерка ранней истории Греции Фукидид рассматривает причины войны. Хотя поводом к ней послужил спор афинян с Коринфом из-за Керкиры, истинные причины надо искать гораздо глубже: Спарта опасалась возраставшей мощи Афин. Война должна была разразиться, даже если бы инцидента с Керкирой не произошло. Война оказалась общегреческой, она расколола надвое всю Грецию, причем демократы, как правило, становились на сторону Афин, а олигархические правительства поддерживали Спарту. Чтобы показать могущество Афин, Фукидид дает очерк роста Афинской архэ (державы) начиная с 479 и до 440 до н.э., перекидывая таким образом мост от своего труда к истории греко-персидских войн Геродота. Фукидид подробно излагает жизненный путь Фемистокла, который чем-то напоминает Алкивиада: на обоих Афины возлагали величайшие надежды, и оба удалились в изгнание к врагам Афин. Из трех гениальных политиков, появившихся в Афинах в этом веке, лишь Периклу оказалось по силам удержать власть в демократическом государстве, но и он в конце жизни навлек на себя неблагосклонность граждан. С начала II книги и по главу V 24 Фукидид описывает первый этап войны, называемый Десятилетней (или Архидамовой) войной, вплоть до Никиева мира (421 до н.э.). Изложение здесь неизменно сопровождается указаниями на "зиму" или "лето", так что год оказывается разбитым на две части. После 424 до н.э., когда Фукидид удалился в изгнание, повествование о событиях в Афинах становится менее подробным, а ход дипломатических переговоров с Персией изложен плохо. Вслед за Никиевым миром наступил завершившийся сицилийской экспедицией период, когда войны вроде бы не было, но вчерашние враги продолжали активно выводить из строя союзников противника. Победой при Мантинее в 418 до н.э., которую Фукидид подробно описывает, спартанцы восстановили свой престиж. В "мелосском диалоге" (V 85-111) читателю предлагаются фактически две речи, излагаемые параллельно, тезис за тезисом. Афиняне не делают осажденным островитянам никаких уступок, они открыто заявляют, что по закону природы слабый подчиняется сильнейшему, и пока Афины остаются владыками морей, Мелос обязан повиноваться и платить им дань. В VI и VII книгах описана афинская экспедиция на Сицилию, предприятие, изначально обреченное на провал из-за бегства Алкивиада и окончательно загубленное очевидной некомпетентностью Никия. VIII книга - это неполный отчет о Декелейской войне, когда спартанская армия, базировавшаяся в Аттике, держала Афины в постоянном напряжении и лишила их территории вне городских стен. Здесь же рассказывается о захвате власти в Афинах олигархами (411 до н.э.) и о происках Персии во время войны на море в Ионии. Фукидид пишет сжато (Дионисий Галикарнасский, О Фукидиде 24, называет это качество "быстротой"), избегая украшательств. В изобилии встречаются отвлеченные понятия, выраженные прилагательным или причастием с артиклем среднего рода. Фукидид склонен к противопоставлениям, однако ради симметричной фразы никогда не отклоняется от хода повествования. Иногда Фукидид убирает слова с их законного места, словно для того, чтобы застать читателя врасплох, или изменяет конструкцию предложения. Результат бывает подчас резким, но никогда не оказывается грубым. Проза Фукидида - это прекрасно настроенный инструмент острого аналитичного ума. Значительная часть истории была написана по горячим следам. Однако труд складывался медленно и с большими усилиями, Фукидид правил и делал вставки, с учетом полученных дополнительно сведений или последующих событий. Датировать определенные куски Истории очень непросто, выводы чаще всего ненадежны; нет сомнения в том, что в ней имеются периоды, внесенные в черновой текст, причем некоторые - уже после капитуляции Афин (например, II 65, 12). Повествование пересыпано речами, когда контекст оправдывает их появление. Проза этих речей сложна, местами даже темна. Фукидид не мог в точности передать все, что говорилось афинскими и спартанскими военачальниками, да он и не ставил себе такой задачи. Он передает мысли деятелей в своей собственной манере, а в тех случаях, когда нет возможности прибегнуть к записям или памяти, сам сочиняет соответствовавшую случаю речь. Эти речи вносят в чисто повествовательный труд драматические эффекты. Фукидид установил себе очень строгие правила отбора материала, и иногда они принуждали его опустить события, которые современный историк не мог бы оставить в стороне, не навлекая на себя нареканий. Так, он упоминает, что Гипербол подвергся остракизму лишь тогда, когда описывает смерть этого демагога на Самосе в 411 до н.э., и ни словом не упоминает о хитроумном ходе, которым Алкивиад добился изгнания этого политика, в то время как Гипербол первый затевал изгнание Алкивиада. Фукидид не проявляет особого интереса к социальным или экономическим проблемам, хотя и вкладывает в уста Перикла перечень ресурсов, которыми располагали афиняне к началу войны, доказывая таким образом, что в тот момент они были вправе рассчитывать на окончательную победу. Перикл не мог предвидеть мора, после которого афинянам оставалось надеяться в лучшем случае на ничейный исход. Не всегда Фукидид скрывает свои пристрастия. Клеона он ненавидел как демагога, а Перикловой мощью восхищался. Однако к Клеону Фукидид несправедлив. После неудачи, постигшей Никия, Клеон в 425 до н.э. взял Сфактерию, а его гибель на поле боя после в целом успешной кампании во Фракии подтверждает, что Клеон был настоящим воином. Стратегия, которой придерживался Клеон, весьма схожа с рекомендованной Периклом, но Фукидид этого как бы не замечает. Впрочем, трактовка Клеона - исключение, которое, несомненно, возникает вследствие аристократического презрения к вульгарности и дурным манерам, а не из зависти или злобы.

ЛИТЕРАТУРА

Фукидид. История. М., 1993

Афоризмы

Фукидид (Thukydides) (ок. 460 - 400 до н.э.)

Греческий историк. Во время Пелопонесской войны являлся военачальником. После поражения в битве за Амфиполь в 424 был изгнан на 20 лет из Афин во Фракию. Фукидид считается основателем прагматической историографии. Автор "Истории" в 8 книгах, посвященной Пелопоннесской войне (до 411 до н. э.), считающейся вершиной античной историографии. В Европе стал известен благодаря латинскому переводу Лоренцо Валлы и английскому Гоббса.

Афоризмы, цитаты

Люди негодуют на несправедливость равных себе более, чем на насилия своих властелинов.

Господство знати предоставляет массе участие в опасностях; сама знать не только извлекает наибольшую часть выгоды, но и всю ее прибирает к рукам.

История - это философия в примерах.

Для граждан гораздо полезнее, когда все государство процветает, чем когда отдельные лица живут в довольстве, целое же разрушается.

Большая часть людей слишком ленивы для того, чтобы докапываться до истины; они довольствуются первым же попавшимся им авторитетным мнением.

Кажется, люди больше гневаются, когда их правам наносится легкий ущерб, чем когда они совершенно лишаются их благодаря насилию. Первое называется быть обманутым, второе - уступить более сильному.

Фукидид

(ок. 460 - ок. 400 гг. до н.э.) историк

Людей (…) больше раздражает несправедливость, якобы им причиненная, нежели самое жестокое насилие: в этом они усматривают пренебрежение со стороны равных себе, в другом - необходимость подчиняться насилию более могущественного.

Начиная войну, люди сразу же приступают к действиям, с которыми следовало бы повременить, и уж после неудач обращаются к рассуждениям.

Успех в войне зависит не от оружия, а от денежных средств, при которых оружие только и приносит пользу.

Не следует строить расчеты на ожидаемых ошибках противника.

Никто (…) не бывает равно предусмотрительным, задумывая план и приводя его в исполнение. В рассуждениях мы тверды, а в действиях уступаем страху.

Очень редко войну ведут по заранее определенному плану, но чаще война сама выбирает пути и средства в зависимости от обстоятельств.

Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении.

Люди с большим воодушевлением принимают решение воевать, чем на деле ведут войну, и меняют свое настроение с переменой военного счастья.

Любое требование - малое или большое, - выставляемое против равных себе до решения суда, притязает на порабощение.

Вещи существуют для людей, а не люди для них.

Рассудительность и полная казна важнее всего для военного успеха.

Люди верят в истинность похвал, воздаваемых другим, лишь до такой степени, в какой они считают себя способными совершить подобные подвиги. А все, что свыше их возможностей, тотчас же вызывает зависть и недоверие.

Признание в бедности - не позор, но позорно не стремиться избавиться от нее трудом.

Невежественная ограниченность порождает дерзкую отвагу, а трезвый расчет - нерешительность.

Оказавший услугу другому - более надежный друг, так как он старается заслуженную благодарность поддержать и дальнейшими услугами. Напротив, человек облагодетельствованный менее ревностен: ведь он понимает, что совершает добрый поступок не из приязни, а по обязанности.

(Афины) - школа всей Эллады.

Гробница доблестных - вся земля.

Считайте за счастье свободу, а за свободу - мужество.

При жизни доблестные люди возбуждают зависть, мертвым же (они ведь не являются уже соперниками) воздают почет без зависти.

Та женщина заслуживает величайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин, в порицание или в похвалу.

Процветание города в целом принесет больше пользы отдельным гражданам, чем благополучие немногих лиц при всеобщем упадке.

Добиваться тирании несправедливо, отказаться от нее - опасно.

Страх отнимает память.

Только взаимный страх делает союз надежным.

Все люди склонны совершать недозволенные проступки как в частной, так и в общественной жизни, и никакой закон не удержит их от этого. Государства испробовали всевозможные карательные меры, все время усиливая их. (…) Со временем почти все наказания были заменены смертной казнью. (…) Однако и от этой меры преступления не уменьшились. Итак, следовало бы либо придумать еще более страшные кары, либо признать, что вообще никаким наказанием преступника не устрашить.

Следует на насилие (…) отвечать насилием.

… Война, учитель насилия.

Большинство людей предпочитает слыть ловкими плутами, нежели честными глупцами.

Стрелы ценились бы гораздо дороже, если бы умели отличать людей доблестных. (Ответ пленного афинянина на насмешливый вопрос победителя, были ли павшие в бою людьми доблестными.)

Я упрекаю не тех, кто стремится к господству, а тех, кто слишком поспешно готов этому подчиниться. Ведь человек по своей натуре всегда желает властвовать над теми, кто ему покоряется.

Будущее (…) исполнено неопределенности, но (…) эта обманчивость будущего (…) является величайшим благом.

В человеческих взаимоотношениях право имеет смысл только тогда, когда при равенстве сил обе стороны признают общую для той и другой стороны необходимость. В противном случае более сильный требует возможного, а слабый вынужден подчиниться.

Надежда по природе расточительна.

Для тирана и для могущественного города, господствующего над другими городами, все, что выгодно, то и разумно.

Если как враг я причинил вам столько бед, то я могу быть полезным другом. (Алкивиад - спартанцам.)

Город - это люди, а не стены.

Когда спартанский царь Архидам спросил Фукидида (представителя знатного афинского рода), кто лучше в кулачном бою - он или Перикл, тот ответил: «Право, не знаю; если даже я собью его с ног, он будет уверять, что не падал, убедит всех присутствующих и победит».

Не должно гордиться случайными неудачами противника. Уверенность в себе следует питать тогда только, когда превзойдены планы его.

История - это философия в примерах.

Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным.

Грамматический словарь

Фукиди́д мо

Словарь древнегреческих имен

Фукидид (460-396 до н. э.)

Греческий историк, военачальник во время Пелопоннесской войны. В 424, после поражения в битве за Амфиполь, его изгнали на двадцать лет из Афин во Фракию. Его «История Пелопоннесской войны» состоит из восьми книг, последняя заканчивается событиями 411 (дальнейшее изложение продолжил Ксенофонт). Фукидид первый из историков начал рассматривать исторические события в органической взаимосвязи с главными движущими силами и путями развития, оценивать вредное влияние войн на народный характер. Свои повествования он пишет сжато, выразительно, ясным греческим языком. Но его длинные речи, служащие средством для анализа общественного мнения и последствий разногласий, слишком абстрактны и трудны для восприятия. Наиболее известен его диалог, в котором обсуждается моральное право сильной центральной власти использовать силу против не желающих подчиниться союзников, если военная ситуация и выгода требуют того; а также подробные речи Перикла, в которых убедительно обоснован вклад Афин в цивилизацию. Фукидид был известен во времена эпохи Возрождения благодаря латинскому переводу Лоренцо Баллы и английскому - Гоббса.

Сканворды для слова фукидид

- Древнегреческий историк.

- «Истории» этого автора считается вершиной античной историографии.

Полезные сервисы

фукин

Сканворды для слова фукин

- Герой Валерия Носика в фильме «Большая перемена».

Полезные сервисы

фукинагаши

Сканворды для слова фукинагаши

- Форма бонсай, словно согнутая веером.

Полезные сервисы

фукнувший

Синонимы к слову фукнувший

Полезные сервисы

фукнутый

Толковый словарь Ушакова

ФУ́КНУТЫЙ, фукнутая, фукнутое; фукнут, фукнута, фукнуто. прич. страд. прош. вр. от фукнуть.

Орфографический словарь

фу́кнутый

Синонимы к слову фукнутый

прил., кол-во синонимов: 4

зевнутый, профуканный, провороненный

Морфемно-орфографический словарь

фу́/к/ну/т/ый.

Полезные сервисы

фукнуть

Толковый словарь

I сов. неперех. разг.

1. однокр. к гл. фукать I

2. см. тж. фукать I

II сов. неперех. разг.

1. однокр. к гл. фукать II

2. см. тж. фукать II

III сов. перех. разг.

1. однокр. к гл. фукать III

2. см. тж. фукать III

IV сов. перех. разг.

1. однокр. к гл. фукать IV 1.

2. см. тж. фукать IV 1.

Толковый словарь Ушакова

ФУ́КНУТЬ, фукну, фукнешь, совер. (к фукать1).

1. что и без доп. Дунуть, сдуть; дунув, погасить (разг. фам.). Фукнул - и бумажки слетели со стола. Фукнуть свечку.

2. что. Снять у противника с доски шашку при его ошибке в игре. Он у меня две шашки фукнул.

3. кого-что. Выгнать, прогнать (прост. фам.). Вот я тебя фукну из комнаты за эти слова.

Толковый словарь Ожегова

ФУ́КНУТЬ, -ну, -нешь; совер. (разг.).

1. что или на что. Дунуть или, дунув, задуть или сдуть. Ф. на свечку. Ф. со стола бумажки.

2. что. В шашках: снять с доски шашку соперника при его ошибке в игре.

| несовер. фукать, -аю, -аешь.

| сущ. фуканье, -я, ср.

Энциклопедический словарь

ФУ́КНУТЬ -ну, -нешь; св.

1. Разг. Издать глухой отрывистый звук; произнести "фу". Только фукни! Ещё хоть раз фукни.

2. Разг. Дунуть, производя глухой отрывистый звук. Ф. на одуванчик, на замёрзшее стекло. Ф. водой в лицо.

3. Погаснуть, издав глухой отрывистый звук. Свечка фукнула. Лампочка тихо фукнула.

4. Разг. Испортить воздух, пукнуть. Кто-то явно фукнул.

5. что. Нар.-разг. Быстро израсходовать, потратить. Ф. денежки. Ф. сразу всю зарплату.

6. что. В шашечной игре: взять фуку

Фу́кать, -аю, -аешь; нсв.

Академический словарь

-ну, -нешь; сов. (несов. фукать).

1. разг. Произнести „ф-ф", „фу",

с шумом выпуская воздух изо рта.

Полозов утер лицо фуляром и тяжело фукнул: «Пощади, дескать; не заставляй еще произносить слова». Тургенев, Вешние воды.

||

Издать отрывистый глухой звук (о животных); фыркнуть.

[Конь], оглянувшись искоса на Чертопханова своим надменным черным глазом, фукнул и переступил передними ногами. Тургенев, Конец Чертопханова.

[Медведь] посмотрел на нахала, фукнул носом и окончательно рассердился. Мамин-Сибиряк, Аленушкины сказки.

2. разг.

Дунуть, производя глухой отрывистый звук.

Философ остался один. Сначала он зевнул, потом потянулся, потом фукнул в обе руки и наконец уже обсмотрелся. Гоголь, Вий.

- Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. М. Пришвин, Золотой луг.

[Мальчик] подскочил на топчане, фукнул в стекло лампочки. Ляшко, Сладкая каторга.

||

Погаснуть, издав глухой отрывистый звук.

- Свечка, знаешь, перед тем, как фукнуть, трещит громче. Лавренев, Сказка.

Язычок пламени вытянулся в лампе, оторвался от фитиля и умер. Лампа тихонько фукнула. Шукшин, Любавины.

3. перех. груб. прост.

Выгнать, прогнать.

4. перех. прост.

Быстро израсходовать, потратить.

Фукнул денежки.

Орфографический словарь

фу́кнуть, -ну, -нет

Формы слов для слова фукнуть

фу́кнуть, фу́кну, фу́кнем, фу́кнешь, фу́кнете, фу́кнет, фу́кнут, фу́кнул, фу́кнула, фу́кнуло, фу́кнули, фу́кни, фу́кните, фу́кнувший, фу́кнувшая, фу́кнувшее, фу́кнувшие, фу́кнувшего, фу́кнувшей, фу́кнувших, фу́кнувшему, фу́кнувшим, фу́кнувшую, фу́кнувшею, фу́кнувшими, фу́кнувшем

Синонимы к слову фукнуть

выбросить, дмухнуть, дохнуть, дунуть, выкинуть, профукать, фук, сдуть, подуть, зевнуть

Морфемно-орфографический словарь

фу́/к/ну/ть.

Грамматический словарь

фу́кнуть св нп 3a

Полезные сервисы

фуко

Орфографический словарь

Фуко́, нескл., муж.: ма́ятник Фуко́

Грамматический словарь

Фуко́ ф. 0

Словарь галлицизмов русского языка

ФУКО Сколько унизительно оскудела и полиняла земля, подарившая миру десятки байронов, сотни фуко и тысячи геростратов. С. Соколов Палисандрия. // Октябрь 1991 10 85.

Сканворды для слова фуко

- Французский физик, доказавший вращение Земли вокруг оси.

- Французский физик, изобретатель гироскопа.

- Роман итальянского писателя Умберто Эко «Маятник ...».

- Французский физик, проводивший опыты с маятником.

- Французский физик, обнаруживший электрические вихревые токи.

- Французский физик, определивший скорость света в воздухе и воде методом, названным его именем.

Полезные сервисы

фуко (foucault) жан бернар леон

Большой энциклопедический словарь

ФУКО (Foucault) Жан Бернар Леон (1819-68) - французский физик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1860). Определил (1850) скорость света в воздухе и воде методом, названным его именем. Осуществил (1851) опыт с маятником (т. н. маятником Фуко), подтвердивший суточное вращение Земли. Обнаружил электрические вихревые токи (токи Фуко).

Полезные сервисы

фуко (foucault) мишель поль

Большой энциклопедический словарь

ФУКО (Foucault) Мишель Поль (1926-84) - французский философ, историк культуры и науки, представитель структурализма, создатель концепции "археологии знания".

Полезные сервисы

фуко жан бернар леон

Энциклопедический словарь

Фуко́ Жан Бернар Леон (Foucault) (1819-1868), французский физик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1860). Определил (1850) скорость света в воздухе и воде методом, позднее названным его именем. Осуществил (1851) опыт с маятником (так называемым маятником Фуко), подтвердивший суточное вращение Земли. Обнаружил электрические вихревые токи (токи Фуко). Изобрёл гироскоп.

* * *

ФУКО Жан Бернар Леон - ФУКО́ (Foucault) Жан Бернар Леон (1819-68), французский физик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1860). Определил (1850) скорость света в воздухе и воде методом, названным его именем. Осуществил (1851) опыт с маятником (т. н. маятником Фуко), подтвердивший суточное вращение Земли. Обнаружил электрические вихревые токи (токи Фуко).

Энциклопедия Кольера

ФУКО Жан Бернар Леон (Foucault, Jean Bernard Leon)

(1819-1868), французский физик, известный своими экспериментами по оптике и механике. Родился 18 сентября 1819 в Париже. Начальное образование получил дома. По настоянию отца изучал медицину, но увлекся экспериментальной физикой. С 1845 - научный обозреватель газеты "Журнал дискуссий" ("Journal des Dbats"), с 1855 - сотрудник Парижской обсерватории, с 1862 - член Бюро долгот. Основные исследования относятся к оптике, механике, электромагнетизму. Вместе с А.Физо провел ряд оптических исследований, наиболее известное из них - наблюдение интерференции света при большой разности хода. В 1849-1850 измерил скорость света в воздухе и воде, используя быстро вращающееся зеркало. Эти сравнительные измерения окончательно подтвердили волновую природу света. В 1851 при помощи маятника (маятник Фуко) продемонстрировал вращение Земли вокруг оси. В 1852 изобрел гироскоп, широко применяющийся теперь в технике и навигации. В 1855 обнаружил нагревание проводящего материала вихревыми индукционными токами (токи Фуко) и предложил способ их уменьшения. Разработал прецизионный способ изготовления зеркал для больших рефлекторов и предложил использовать вместо металлических зеркал более легкие и дешевые стеклянные, покрытые пленкой серебра. Среди других изобретений Фуко - автоматический регулятор света для дуговой лампы, фотометр, поляризационная призма, пригодная для работы в УФ-области. Фуко был членом Лондонского королевского общества, Берлинской академии наук; за научные заслуги награжден медалью Копли. Умер Фуко в Париже 11 февраля 1868.

ЛИТЕРАТУРА

Фуко Л. Об относительных скоростях света в воздухе и воде. - В кн.: Классики физической науки. М., 1989

Полезные сервисы

фуко мишель

Словарь народов и культуры

Фуко Мишель

(Foucault, Michel) (1926-84), франц. философ, историк культуры и науки, представитель структурализма. Ф. стремился выявить происх. и тем самым случайный характер тех представлений и действий, к-рые составляют совр. повседневную жизнь. Он стремился освободить людей от превратного убеждения в рациональной обоснованности подобных представлений и действий. Ф. интересовали в первую очередь знания о человеке, заключенные в таких дисциплинах, как медицина, психология и теория обществ, управления. В соч. История безумия в классическую эпоху (1961) он исследовал, напр., как возникали представления о здоровье и безумии и как они влияли на определение душевного нездоровья. В соч. Наблюдать и наказывать. Рождение тюрьмы (1975) Ф. анализирует дисциплинарные методы в тюрьмах, рассматривая их как поясняющие примеры того, каким образом человеческие знания могут навязывать людям стандарты норм, поведения.

Полезные сервисы

фуко мишель поль

Энциклопедический словарь

Фуко́ Мишель Поль (Foucault) (1926-1984), французский философ, историк культуры и науки. Представитель структурализма. Основные сочинения: «История безумия в классическую эпоху» (1961), «Слова и вещи» (1966), «Археология знания» (1969), «Наблюдать и наказывать. Рождение тюрьмы» (1975), «История сексуальности» (т. 1, 1976).

* * *

ФУКО Мишель Поль - ФУКО́ (Foucault) Мишель Поль (15 октября 1926, Пуатье - 25 июня 1984, Париж), французский философ, историк культуры и науки, представитель структурализма (см. СТРУКТУРАЛИЗМ) , создатель концепции «археологии знания».

Один из наиболее влиятельных мыслителей послевоенной Европы. Философское образование получил в Высшей нормальной школе, преподавал психологию и философию в ряде средних и высших учебных заведений, в том числе в Коллеж де Франс.

Первые работы Фуко - «Душевная болезнь и личность», «Введение» к книге Л. Бинсвангера (см. БИНСВАНГЕР Людвиг) «Сон и существование» - созданы в контексте своеобразного отталкивания от академической психологии и медицинской психиатрии. Фуко поддерживает распространенные в те годы тенденции феноменологической и экзистенциальной психологии, повлиявшей впоследствии на становление антипсихиатрии. Однако собственный проект Фуко, предполагавший создание экзистенциальной антропологии или «антропологии выражения», не получает развития: в 1961 году выходит «История безумия в классическую эпоху», в которой Фуко объявляет иллюзией антропологический способ постановки философских вопросов. Речь отныне будет идти о генеалогическом исследовании, способном реконструировать исторически сформировавшиеся дискурсивные и властные практики, в поле которых возникают такие научные объекты, как «безумие» или «душевное заболевание». Само понятие «генеалогии» заимствуется Фуко у Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), на протяжении 1960 гг. оно используется как синоним «археологии» - философского и исторического исследования, направленного на изучение условий возможности возникновения тех или иных феноменов культуры. Фуко обращается к археологии некоторых регионов современного знания - в 1966 году выходит знаменитая работа «Слова и вещи. Опыт археологии гуманитарных наук», в которой исследуется образование современной «эпистемы», предполагающей конструирование человека как работающего, живущего и говорящего существа. Одним из выводов, ставшим своеобразным лозунгом всей археологической стратегии, стало «стирание человека», то есть представление о завершении и исчерпании концептуализации человека и соответствующей гуманистической мысли. Теоретическое оформление «археологическая практика» получает в методологической монографии «Археологии знания». Важнейшими понятиями Фуко становятся «дискурс» и «высказывание». Дискурс не относится к сфере «означающего» или просто речи, в действительности, он, согласно предпосылке Фуко, представляет собой набор условий и правил, позволяющих вычленять и изучать те или иные объекты, организовывать дисциплинарные единства и проводить между ними границы. В дальнейшем Фуко, вовлеченный во многие политические события 1960-х гг., занимается генеалогией таких институтов современного общества, как клиника («Рождение клиники») и тюрьма («Надзирать и наказывать»), определив современное общество в качестве общества «дисциплинарного типа», покоящегося на практиках интернирования, заключения, разграничения и т.п. По мнению, Фуко современное общество, каким оно предстает уже в 19 веке, образовано гомологичными формами надзора, наказания и принуждения, причем такие формы могут реализовываться как в сфере образования («нормальные школы»), так и в пенитенциарной системе («паноптикум» Бентама (см. БЕНТАМ Иеремия)) или в экономике. Изучение становления пенитенциарной системы у Фуко было тесно связано с участием в «Группе информации о тюрьмах», которая, просуществовав с 1971 по 1972 год, способствовала снятию ограничений на распространение информации о жизни заключенных и о их требованиях.

Определенный поворот в исследованиях Фуко намечается с выходом первого тома «Истории сексуальности», которая так и не была завершена в первоначально предложенном виде. В своей работе Фуко отвергает расхожие представления о буржуазном обществе как обществе подавления сексуальности, показывая, что, напротив, многочисленные властные и дискурсивные практики формируют субъекта в качестве того, кто только и делает, что говорит о своей сексуальности. Принуждение к такому высказыванию является конститутивным для всей современной культуры, в этом отношении психоанализ является лишь одной из ее составляющих. Отвергая «репрессивную теорию» власти, Фуко одновременно отрицает традиционное представление о власти как некоем институциональном центре, воплощенном, прежде всего, в государстве. Власть - это не что-то реально существующее где-то и в какое-то время, это всегда локальный набор отношений сил и противодействий, стратегий и тактик. В таком пространстве власть оказывается не чем-то, что запрещает и вытесняет, а, напротив, чем-то формирующим и определяющим. Фуко отвергает ранее присущий ему взгляд о возможности обнаружения за предметами познания и сформированными властью субъектами некоего изначального опыта, «самого безумия» или же опыта «трансгрессии». Вместе с тем, занимаясь аналитикой власти, Фуко приходит к выводу о недостаточности своего анализа и о необходимости его дополнения «практиками себя» или исторической теорией субъективации. Уже греки предполагали, что для управления другими необходимо научиться управлять собой, то есть отношение к себе, возникая в поле власти, получает определенную автономию, которая задает многообразие исторических практик познания себя и управления собой. В 1980 гг. Фуко читает лекции, посвященные «герменевтике субъекта», то есть проблеме определения различных способов отношения субъекта к самому себе, в каковом отношении он только и может быть задан. Этой же теме посвящен последний созданный Фуко том «Истории сексуальности» - «Забота о себе».

Энциклопедия Кольера

ФУКО Мишель Поль (Foucault, Michel) (1926-1984), французский философ и историк культуры, книги которого о безумии, социальных науках, медицине, тюрьмах и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей в современной французской литературе. Фуко родился в Пуатье 15 октября 1926 в семье врача. Получив образование в Сорбонне, преподавал в университете Клермон-Феррана в 1960-1968, а затем в новом университете в Венсене. В 1970 занял кафедру истории систем мышления в Коллеж де Франс. Умер Фуко в Париже 25 июня 1984. Фуко впервые изложил свои идеи в книге История безумия в классическую эпоху (L'Histoire de la folie l'age classique, 1961), где утверждал, что в "эпоху разума" (конец 17-18 вв.), когда разум пытается определить себя, исключая любые элементы неразумия, возникает совершенно новое понимание безумия. Безумных людей начинают заключать в больницы. В конце этого периода изобретают дома умалишенных, а также возникает новая врачебная профессия, в задачи которых входит контроль над больными и жесткое обращение с ними. Общий урок: человеческая мысль характеризуется радикальной дискретностью, понятия внезапно возникают и так же внезапно исчезают. Фуко пытается дать определение безумия, как оно понимается в данную эпоху, принимая во внимание все, что говорилось о безумных, и все, что с ними делали. Подразумевается, что эта концептуальная схема, принадлежавшая прошлому, является предпосылкой нынешних представлений. Другой пример такой исторической трансформации понятий приводится в книге Рождение клиники (Naissance de la clinique, 1963), прослеживающей появление клинической медицины в период Великой французской революции. Новые клиники - не просто изменение в медицинской практике, но также изменение в мышлении врача. Теперь лечатся отдельные органы больного, а не человек в целом. Медики переключают внимание на совершенно иной класс объектов. Фуко также прослеживает связи этого феномена с другими изменениями и утверждает, что философские движения позитивизма и феноменологии являются необходимыми следствиями новых способов "смотрения" и "видения". Ряд подходов объединяет Фуко со структурализмом: 1) холизм, т.е. видение системы знания как связного целого, а не совокупности отдельных единиц; 2) внимание к слову, т.е. видение системы знания прежде всего как изощренной сети связей между высказываниями; 3) презрение к "смыслу". Дискурс должен анализироваться не с точки зрения того, что он означает или подразумевает; он представляет собой более или менее бессознательное отражение прочно укоренившихся предпосылок и установок; 4) стремление к выявлению "глубинных структур" дискурса, лежащего в его основе набора принципов, определяющих то, что высказывается. Поиски такого архе, или руководящего принципа дискурса, Фуко полушутя-полусерьезно называет "археологией"; 5) предпочтение анонимных высказываний высказываниям известных авторов. Все эти темы разрабатываются в его главном труде - Слова и вещи (Les Mots et les choses, 1966), исследовании гуманитарных наук и тех структур мышления, которые им предшествовали. Публичный дискурс о труде, жизни и языке - экономика, биология и филология - имеет свое особое происхождение, это мутация классического (картезианского) анализа богатства, естественной истории и общей грамматики. "Человек", существо, являющееся одновременно и объектом изучения и его субъектом, есть побочный продукт нового дискурса о жизни, труде и языке. Фуко утверждает, что гуманитарные науки должны иметь другой предмет, и книга завершается драматическим, но не вполне ясным рассуждением, по которому выходит, что псевдопредмет "человек" скоро исчезнет и будет заменен анонимным и автонимным дискурсом, в котором полярное противопоставление субъективного и объективного, присущее понятию "человек", будет преодолено. К главному труду примыкает попытка описать новую методологию, предпринятая в книге Археология знания (L'Archologie du savoir, 1969). Исследование тюрьмы, Надзирать и наказывать (Surveillir et punir, 1975), во многом сходно с предыдущими работами Фуко, однако содержит, кроме того, описание новых установлений во властной структуре общества. Его история сексуальности (1-й том - Воля знать, La Volont de savoir, 1976; 2-й том - Употребление удовольствий, L'Usage des plaisirs, 1984; 3-й том - Забота о себе, Le Souci de soi, 1984) начинается с типично иконоборческого наблюдения, что викторианская эпоха была одержима сексом. Но допускались лишь определенные формы соответствующего дискурса. Фуко полагает, что это способ контроля общества над самим собой, осуществляемый не с помощью явных мер, но через более глубокие структурные принципы, определяющие, какие слова можно говорить, а какие - нельзя.

ЛИТЕРАТУРА

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977

Полезные сервисы

фуко токи

Энциклопедический словарь

Фуко́ то́ки - то же, что вихревые токи.

* * *

ФУКО ТОКИ - ФУКО́ ТО́КИ, то же, что вихревые токи (см. ВИХРЕВЫЕ ТОКИ).

Большой энциклопедический словарь

ФУКО ТОКИ - то же, что вихревые токи.

Полезные сервисы

фукоза

Сканворды для слова фукоза

- Моносахарид класса гексоз, один из стереоизомеров которого входит в состав гликопротеидов крови, различных тканей и секретов организма.

Полезные сервисы