Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фуки

Синонимы к слову фуки

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

фукибари

Сканворды для слова фукибари

- Короткая бамбуковая трубка с отравленной стрелкой, спрятанная во рту.

Полезные сервисы

фукидид

Энциклопедический словарь

Фукиди́д (около 460 - 400 до н. э.), древнегреческий историк. Автор «Истории» (в 8 книгах) - труда, посвященного Пелопоннесской войне (до 411 до н. э.); это сочинение считается вершиной античной историографии.

* * *

ФУКИДИД - ФУКИДИ́Д (ок. 454 - ок. 396/399 до н. э.), древнегреческий историк, автор «Истории» (в 8 книгах), посвященной Пелопоннесской войне (см. ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА). Биографические сведения о Фукидиде, сохранившиеся у поздних авторов (ритор Маркеллин, 5-6 века; Суда (см. СУДА), 10 век), полны легендарных подробностей и малодостоверны. Плутарх называет отца Фукидида потомком фракийского царя Олора и упоминает о его родственных отношениях с Кимоном, сыном предводителя афинян в Марафонской битве Мильтиада; семья Фукидида владела обширными поместьями и золотыми рудниками во Фракии (см. ФРАКИЯ).

Некоторые факты биографии писателя можно реконструировать, исходя из текста «Истории»: он учился в Афинах у оратора Антифонта и был близок к кругу софиста Протагора (см. ПРОТАГОР), в первые годы Пелопоннесской войны находился в Афинах, был свидетелем борьбы политических партий и мнений, слушал речи Перикла (см. ПЕРИКЛ), сторонником которого являлся. Вместе с афинянами пережил тяжелейшую эпидемию чумы, во время которой скончался Перикл. Событиям начала войны Фукидид посвятил 1-ую и 2-ую книги «Истории».

В 424 Фукидид был избран стратегом и командовал афинской эскадрой у берегов Фракии. В период действий при Амфиполе Фукидид допустил непростительное промедление, из-за которого спартанскому полководцу Брасиду удалось захватить город. О своей неудаче писатель кратко сообщает в 4-й книге «Истории», ничем не стараясь оправдать себя.

В Афинах Фукидид был осужден как изменник и приговорен к пожизненному изгнанию (423 до н. э.). Он поселился во Фракии в своем поместье и как сторонний наблюдатель внимательно следил за событиями Пелопоннесской войны, стремясь беспристрастно излагать ход военных действий. На период изгнания Фукидида, длившегося более 20 лет, приходятся важнейшие этапы войны - Никиев мир 421 - 415 до н. э. (5-я кн.), Сицилийская экспедиция 415 - 412 до н. э. (6-7 кн.), Декелейская война и установление в Афинах олигархического правления Четырехсот (8-я кн.). Изложение событий Фукидид не довел до конца войны: история обрывается на рассказе о военной кампании осенью 411 до н. э. и восстановлении демократии в Афинах. Фукидиду было разрешено вернуться из изгнания только ок. 400 до н. э., когда его город, потерпевший поражение в войне, лишился былого могущества. Обстоятельства смерти Фукидида точно не известны. По сообщению Плутарха, он погиб во Фракии, откуда его останки были перенесены в Аттику (см. АТТИКА) и захоронены в усыпальнице Кимона рядом с могилой сестры Кимона Эльпиники (Плутарх, «Кимон»).

Во введении к своему труду Фукидид указывает, что приступил к рассказу о Пелопоннесской войне сразу же после начала военных действий, полагая, что эта война станет самым значительным событием всей греческой истории. Ход войны Фукидид прослеживает в строго хронологическом порядке по летним и зимним военным кампаниям, проявляя высокий профессионализм как в описании военных действий, так и в анализе факторов, приведших к той или иной победе или поражению.

Повествование основано на детальном изучении текстов договоров, декретов, надписей, точность передачи которых подтверждена последующими эпиграфическими находками; в ряд книг историк включил речи полководцев и государственных деятелей, построенные с соблюдением всех правил ораторского искусства. Фукидид восстанавливает события прошедших эпох по сохранившимся старинным обычаям и древним памятникам, предвосхищая возникновение метода исторической реконструкции.

Строгий и беспристрастный способ фиксации действительности, разработанный естественнонаучной школой Гиппократа (см. ГИППОКРАТ (врач)), Фукидид переносит на изложение событий истории, стараясь найти рациональное объяснение их причинам и следствиям. Он старается воздерживаться от эмоциональной оценки происходящего или упоминания случайных подробностей, утверждая, что его произведение призвано служить не развлечению читателя, но быть достоянием веков (I, 22).

Приводя знаменитую речь Перикла над павшими воинами (II, 34-46), Фукидид как бы высказывает и свои взгляды на значение Афинского государства для всей Эллады. Эпоха Перикла являлась для него примером гармоничного состояния государства, которое война неизбежно должна была разрушить. Прологом грядущих бедствий становится в «Истории» рассказ об эпидемии чумы в Афинах, принадлежащий к лучшим страницам мировой прозы (II, 47-54). Пелопоннесская война представлена у Фукидида как состояние болезни общества, когда в государстве нарушаются все моральные нормы и обычным становятся насилие и предательство (III, 69-84; V, 84-116). Личный опыт приводит историка к убеждению, что военные действия определяются не талантом стратегов и героизмом воинов, но мелочным честолюбием политиков и слепой прихотью толпы, примером чему служит история сицилийского похода афинян.

Подобно афинским мыслителям 5 в. до н. э., Фукидид ставит в своем труде важнейшие вопросы этики и политики; по мнению автора, «История» призвана служить великим уроком для человечества, поскольку все изложенное в ее книгах, по свойству природы людей, может неоднократно повториться (I, 22). Уже в античности труд Фукидида считался непревзойденным по глубине анализа исторических событий; продолжателями великого историка были Ксенофонт (см. КСЕНОФОНТ), Феопомп и Кратипп (полностью дошла до нас только «Греческая история» Ксенофонта). Влияние Фукидида испытали римские историки Саллюстий (см. САЛЛЮСТИЙ) и Тацит (см. ТАЦИТ).

Текст «Истории» сохранился в греческих рукописях 10-12 веков и небольших папирусных отрывках. «История», разделенная в древности на 8 книг, написана на аттическом диалекте; ее сжатый и емкий слог делает Фукидида наиболее трудным для перевода греческим писателем. В 1452 итальянский гуманист Лоренцо Валла перевел сочинение Фукидида на латинский язык. Первое печатное издание «Истории» вышло в Венеции в типографии Альда Мануция в 1502.

Большой энциклопедический словарь

ФУКИДИД (ок. 460-400 до н. э.) - древнегреческий историк. Автор "Истории" (в 8 кн.) - труда, посвященного истории Пелопоннесской войны (до 411 до н. э.); это сочинение считается вершиной античной историографии.

Энциклопедия Кольера

ФУКИДИД

ФУКИДИД

(ок. 460 - ок. 400 до н.э.), афинский историк. Даты рождения и смерти Фукидида устанавливаются предположительно, на основании его собственных косвенных сообщений, а также того, что в его Истории, незавершенном труде, посвященном Пелопоннесской войне между Афинами и Спартой (431-404 до н.э.), нет указания на события, происходившие в 4 в. до н.э. Фукидид приступил к написанию Истории в самом начале войны и собирался дойти до 404 до н.э., однако изложение обрывается зимой 411. Семья историка владела золотыми приисками во Фракии. Его отец Олор - тезка (вероятно, родственник) фракийца, который был тестем знаменитого Мильтиада, так что Фукидид был родственником Кимона, сына Мильтиада. Плутарх (Кимон 4) видел нагробие Фукидида среди могил семьи Кимона в Афинах. Почти наверняка родственником историка был другой Фукидид, сын Мелесия, противник Перикла. Таким образом, Фукидид принадлежал к знатному роду, унаследовал немалое богатство и к тому же располагал таким преимуществом, как источник существования вне Афин: его фракийские связи оказались весьма кстати, когда в 424 до н.э. Фукидид подвергся изгнанию за то, что не смог спасти Амфиполь (во Фракии) от захвата спартанским полководцем Брасидом. В молодости Фукидид вращался в кругу известных государственных деятелей, что дало ему наилучшую подготовку для написания труда по истории. Знатное происхождение не помешало Фукидиду сделаться пылким приверженцем демократии Перикла, идеалы которой он превозносит в надгробной речи, вложенной им в уста Перикла (II 35-46). Однако Фукидид не был последовательным демократом, поскольку полагал, что олигархическая конституция 411 до н.э. являлась лучшим государственным устройством из всех, какие только знали современные ему Афины. Фукидид сообщает, что переболел страшной болезнью, опустошившей Афины в 430-427 до н.э. Отправившись в изгнание, Фукидид посетил Пелопоннес, а возможно и Сицилию - его описание Сиракуз обнаруживает хорошее знание местной топографии. Фукидиду, от природы склонному к беспристрастности, пошло на пользу изгнание, которое позволило ему ознакомиться с врагами Афин. Некоторые замечания относительно Спарты позволяют предполагать, что в это время Фукидид встречался с Алкивиадом. После капитуляции Афин в 404 до н.э. Фукидид недолгое время пробыл в городе; сообщается, что его смерть была насильственной, однако это предание, возможно, появилось в связи с неожиданным прекращением повествования в VIII книге. Согласно другому малодостоверному источнику, сочинение Фукидида подготовил к публикации историк Ксенофонт; и в самом деле, Ксенофонт начинает свою Греческую историю с того места, на котором остановился Фукидид. Но кто бы ни был редактором Истории Фукидида, он проявил при работе над ней чрезвычайную сдержанность. Вступление к I книге подчеркивает важность избранного предмета в сравнении со всеми предшествовавшими событиями мировой истории. После краткого, но весьма основательного очерка ранней истории Греции Фукидид рассматривает причины войны. Хотя поводом к ней послужил спор афинян с Коринфом из-за Керкиры, истинные причины надо искать гораздо глубже: Спарта опасалась возраставшей мощи Афин. Война должна была разразиться, даже если бы инцидента с Керкирой не произошло. Война оказалась общегреческой, она расколола надвое всю Грецию, причем демократы, как правило, становились на сторону Афин, а олигархические правительства поддерживали Спарту. Чтобы показать могущество Афин, Фукидид дает очерк роста Афинской архэ (державы) начиная с 479 и до 440 до н.э., перекидывая таким образом мост от своего труда к истории греко-персидских войн Геродота. Фукидид подробно излагает жизненный путь Фемистокла, который чем-то напоминает Алкивиада: на обоих Афины возлагали величайшие надежды, и оба удалились в изгнание к врагам Афин. Из трех гениальных политиков, появившихся в Афинах в этом веке, лишь Периклу оказалось по силам удержать власть в демократическом государстве, но и он в конце жизни навлек на себя неблагосклонность граждан. С начала II книги и по главу V 24 Фукидид описывает первый этап войны, называемый Десятилетней (или Архидамовой) войной, вплоть до Никиева мира (421 до н.э.). Изложение здесь неизменно сопровождается указаниями на "зиму" или "лето", так что год оказывается разбитым на две части. После 424 до н.э., когда Фукидид удалился в изгнание, повествование о событиях в Афинах становится менее подробным, а ход дипломатических переговоров с Персией изложен плохо. Вслед за Никиевым миром наступил завершившийся сицилийской экспедицией период, когда войны вроде бы не было, но вчерашние враги продолжали активно выводить из строя союзников противника. Победой при Мантинее в 418 до н.э., которую Фукидид подробно описывает, спартанцы восстановили свой престиж. В "мелосском диалоге" (V 85-111) читателю предлагаются фактически две речи, излагаемые параллельно, тезис за тезисом. Афиняне не делают осажденным островитянам никаких уступок, они открыто заявляют, что по закону природы слабый подчиняется сильнейшему, и пока Афины остаются владыками морей, Мелос обязан повиноваться и платить им дань. В VI и VII книгах описана афинская экспедиция на Сицилию, предприятие, изначально обреченное на провал из-за бегства Алкивиада и окончательно загубленное очевидной некомпетентностью Никия. VIII книга - это неполный отчет о Декелейской войне, когда спартанская армия, базировавшаяся в Аттике, держала Афины в постоянном напряжении и лишила их территории вне городских стен. Здесь же рассказывается о захвате власти в Афинах олигархами (411 до н.э.) и о происках Персии во время войны на море в Ионии. Фукидид пишет сжато (Дионисий Галикарнасский, О Фукидиде 24, называет это качество "быстротой"), избегая украшательств. В изобилии встречаются отвлеченные понятия, выраженные прилагательным или причастием с артиклем среднего рода. Фукидид склонен к противопоставлениям, однако ради симметричной фразы никогда не отклоняется от хода повествования. Иногда Фукидид убирает слова с их законного места, словно для того, чтобы застать читателя врасплох, или изменяет конструкцию предложения. Результат бывает подчас резким, но никогда не оказывается грубым. Проза Фукидида - это прекрасно настроенный инструмент острого аналитичного ума. Значительная часть истории была написана по горячим следам. Однако труд складывался медленно и с большими усилиями, Фукидид правил и делал вставки, с учетом полученных дополнительно сведений или последующих событий. Датировать определенные куски Истории очень непросто, выводы чаще всего ненадежны; нет сомнения в том, что в ней имеются периоды, внесенные в черновой текст, причем некоторые - уже после капитуляции Афин (например, II 65, 12). Повествование пересыпано речами, когда контекст оправдывает их появление. Проза этих речей сложна, местами даже темна. Фукидид не мог в точности передать все, что говорилось афинскими и спартанскими военачальниками, да он и не ставил себе такой задачи. Он передает мысли деятелей в своей собственной манере, а в тех случаях, когда нет возможности прибегнуть к записям или памяти, сам сочиняет соответствовавшую случаю речь. Эти речи вносят в чисто повествовательный труд драматические эффекты. Фукидид установил себе очень строгие правила отбора материала, и иногда они принуждали его опустить события, которые современный историк не мог бы оставить в стороне, не навлекая на себя нареканий. Так, он упоминает, что Гипербол подвергся остракизму лишь тогда, когда описывает смерть этого демагога на Самосе в 411 до н.э., и ни словом не упоминает о хитроумном ходе, которым Алкивиад добился изгнания этого политика, в то время как Гипербол первый затевал изгнание Алкивиада. Фукидид не проявляет особого интереса к социальным или экономическим проблемам, хотя и вкладывает в уста Перикла перечень ресурсов, которыми располагали афиняне к началу войны, доказывая таким образом, что в тот момент они были вправе рассчитывать на окончательную победу. Перикл не мог предвидеть мора, после которого афинянам оставалось надеяться в лучшем случае на ничейный исход. Не всегда Фукидид скрывает свои пристрастия. Клеона он ненавидел как демагога, а Перикловой мощью восхищался. Однако к Клеону Фукидид несправедлив. После неудачи, постигшей Никия, Клеон в 425 до н.э. взял Сфактерию, а его гибель на поле боя после в целом успешной кампании во Фракии подтверждает, что Клеон был настоящим воином. Стратегия, которой придерживался Клеон, весьма схожа с рекомендованной Периклом, но Фукидид этого как бы не замечает. Впрочем, трактовка Клеона - исключение, которое, несомненно, возникает вследствие аристократического презрения к вульгарности и дурным манерам, а не из зависти или злобы.

ЛИТЕРАТУРА

Фукидид. История. М., 1993

Афоризмы

Фукидид (Thukydides) (ок. 460 - 400 до н.э.)

Греческий историк. Во время Пелопонесской войны являлся военачальником. После поражения в битве за Амфиполь в 424 был изгнан на 20 лет из Афин во Фракию. Фукидид считается основателем прагматической историографии. Автор "Истории" в 8 книгах, посвященной Пелопоннесской войне (до 411 до н. э.), считающейся вершиной античной историографии. В Европе стал известен благодаря латинскому переводу Лоренцо Валлы и английскому Гоббса.

Афоризмы, цитаты

Люди негодуют на несправедливость равных себе более, чем на насилия своих властелинов.

Господство знати предоставляет массе участие в опасностях; сама знать не только извлекает наибольшую часть выгоды, но и всю ее прибирает к рукам.

История - это философия в примерах.

Для граждан гораздо полезнее, когда все государство процветает, чем когда отдельные лица живут в довольстве, целое же разрушается.

Большая часть людей слишком ленивы для того, чтобы докапываться до истины; они довольствуются первым же попавшимся им авторитетным мнением.

Кажется, люди больше гневаются, когда их правам наносится легкий ущерб, чем когда они совершенно лишаются их благодаря насилию. Первое называется быть обманутым, второе - уступить более сильному.

Фукидид

(ок. 460 - ок. 400 гг. до н.э.) историк

Людей (…) больше раздражает несправедливость, якобы им причиненная, нежели самое жестокое насилие: в этом они усматривают пренебрежение со стороны равных себе, в другом - необходимость подчиняться насилию более могущественного.

Начиная войну, люди сразу же приступают к действиям, с которыми следовало бы повременить, и уж после неудач обращаются к рассуждениям.

Успех в войне зависит не от оружия, а от денежных средств, при которых оружие только и приносит пользу.

Не следует строить расчеты на ожидаемых ошибках противника.

Никто (…) не бывает равно предусмотрительным, задумывая план и приводя его в исполнение. В рассуждениях мы тверды, а в действиях уступаем страху.

Очень редко войну ведут по заранее определенному плану, но чаще война сама выбирает пути и средства в зависимости от обстоятельств.

Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении.

Люди с большим воодушевлением принимают решение воевать, чем на деле ведут войну, и меняют свое настроение с переменой военного счастья.

Любое требование - малое или большое, - выставляемое против равных себе до решения суда, притязает на порабощение.

Вещи существуют для людей, а не люди для них.

Рассудительность и полная казна важнее всего для военного успеха.

Люди верят в истинность похвал, воздаваемых другим, лишь до такой степени, в какой они считают себя способными совершить подобные подвиги. А все, что свыше их возможностей, тотчас же вызывает зависть и недоверие.

Признание в бедности - не позор, но позорно не стремиться избавиться от нее трудом.

Невежественная ограниченность порождает дерзкую отвагу, а трезвый расчет - нерешительность.

Оказавший услугу другому - более надежный друг, так как он старается заслуженную благодарность поддержать и дальнейшими услугами. Напротив, человек облагодетельствованный менее ревностен: ведь он понимает, что совершает добрый поступок не из приязни, а по обязанности.

(Афины) - школа всей Эллады.

Гробница доблестных - вся земля.

Считайте за счастье свободу, а за свободу - мужество.

При жизни доблестные люди возбуждают зависть, мертвым же (они ведь не являются уже соперниками) воздают почет без зависти.

Та женщина заслуживает величайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин, в порицание или в похвалу.

Процветание города в целом принесет больше пользы отдельным гражданам, чем благополучие немногих лиц при всеобщем упадке.

Добиваться тирании несправедливо, отказаться от нее - опасно.

Страх отнимает память.

Только взаимный страх делает союз надежным.

Все люди склонны совершать недозволенные проступки как в частной, так и в общественной жизни, и никакой закон не удержит их от этого. Государства испробовали всевозможные карательные меры, все время усиливая их. (…) Со временем почти все наказания были заменены смертной казнью. (…) Однако и от этой меры преступления не уменьшились. Итак, следовало бы либо придумать еще более страшные кары, либо признать, что вообще никаким наказанием преступника не устрашить.

Следует на насилие (…) отвечать насилием.

… Война, учитель насилия.

Большинство людей предпочитает слыть ловкими плутами, нежели честными глупцами.

Стрелы ценились бы гораздо дороже, если бы умели отличать людей доблестных. (Ответ пленного афинянина на насмешливый вопрос победителя, были ли павшие в бою людьми доблестными.)

Я упрекаю не тех, кто стремится к господству, а тех, кто слишком поспешно готов этому подчиниться. Ведь человек по своей натуре всегда желает властвовать над теми, кто ему покоряется.

Будущее (…) исполнено неопределенности, но (…) эта обманчивость будущего (…) является величайшим благом.

В человеческих взаимоотношениях право имеет смысл только тогда, когда при равенстве сил обе стороны признают общую для той и другой стороны необходимость. В противном случае более сильный требует возможного, а слабый вынужден подчиниться.

Надежда по природе расточительна.

Для тирана и для могущественного города, господствующего над другими городами, все, что выгодно, то и разумно.

Если как враг я причинил вам столько бед, то я могу быть полезным другом. (Алкивиад - спартанцам.)

Город - это люди, а не стены.

Когда спартанский царь Архидам спросил Фукидида (представителя знатного афинского рода), кто лучше в кулачном бою - он или Перикл, тот ответил: «Право, не знаю; если даже я собью его с ног, он будет уверять, что не падал, убедит всех присутствующих и победит».

Не должно гордиться случайными неудачами противника. Уверенность в себе следует питать тогда только, когда превзойдены планы его.

История - это философия в примерах.

Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным.

Грамматический словарь

Фукиди́д мо

Словарь древнегреческих имен

Фукидид (460-396 до н. э.)

Греческий историк, военачальник во время Пелопоннесской войны. В 424, после поражения в битве за Амфиполь, его изгнали на двадцать лет из Афин во Фракию. Его «История Пелопоннесской войны» состоит из восьми книг, последняя заканчивается событиями 411 (дальнейшее изложение продолжил Ксенофонт). Фукидид первый из историков начал рассматривать исторические события в органической взаимосвязи с главными движущими силами и путями развития, оценивать вредное влияние войн на народный характер. Свои повествования он пишет сжато, выразительно, ясным греческим языком. Но его длинные речи, служащие средством для анализа общественного мнения и последствий разногласий, слишком абстрактны и трудны для восприятия. Наиболее известен его диалог, в котором обсуждается моральное право сильной центральной власти использовать силу против не желающих подчиниться союзников, если военная ситуация и выгода требуют того; а также подробные речи Перикла, в которых убедительно обоснован вклад Афин в цивилизацию. Фукидид был известен во времена эпохи Возрождения благодаря латинскому переводу Лоренцо Баллы и английскому - Гоббса.

Сканворды для слова фукидид

- Древнегреческий историк.

- «Истории» этого автора считается вершиной античной историографии.

Полезные сервисы

фукин

Сканворды для слова фукин

- Герой Валерия Носика в фильме «Большая перемена».

Полезные сервисы

фукинагаши

Сканворды для слова фукинагаши

- Форма бонсай, словно согнутая веером.

Полезные сервисы