Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

хань

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Словарь русского арго

Синонимы к слову хань

сущ., кол-во синонимов: 4

Сканворды для слова хань

Полезные сервисы

хань (династия)

хань восточная

Энциклопедический словарь

ХАНЬ ВОСТОЧНАЯ - ХАНЬ ВОСТО́ЧНАЯ (Han), династия в древнем Китае (25 - 220 гг.).

Является продолжением династии Западной Хань, свергнутой Ван Маном (см. ВАН МАН).

После поражения повстанцев в крестьянской войне, уничтожившей власть узурпатора Ван Мана, Лю Сю, представитель династии Хань, был провозглашен императором. Еще в течение нескольких лет императорские войска предпринимали серьезные усилия, чтобы подавить сопротивление остатков разрозненных крестьянских повстанческих отрядов.

Лю Сю всячески стремился как можно скорее уничтожить остатки нерациональной, пагубной и бесчеловечной политической и экономической системы, введенной Ван Маном. Так, в самом начале его царствования были освобождены тысячи несправедливо обращенных в рабство, отменена уравнительная система распределения земли, сняты ограничения в сфере торговли, снижены налоги. Был восстановлен административный аппарат, что, правда, привело к усилению влияния коррумпированной бюрократии.

К первым десятилетиям правления династии Восточной Хань относится процесс складывания своего рода магнатского землевладения. Наиболее богатые землевладельцы, так называемые хаоцзу, т. е. «могущественные дома», брали под патронат маломощные земледельческие хозяйства, получая, видимо, с них натуральные поборы, но платя за них государственные налоги. Таким образом, мелкие сельские хозяева становились лично зависимыми от магнатов, причем патронат фактически привязывал крестьян к земле. Магнаты присваивали себе и право суда над своими крестьянами. Существование крупных магнатских хозяйств, близких к натуральному, с публично-правовыми функциями приводило к упадку денежного обращения и возрождению натурального товарообмена.

Рабство в Китае по-прежнему было распространено повсеместно, причем одним из важных его источников было обращение в рабство по суду за совершенные преступления. Тем не менее, рабство не могло играть сколько-нибудь существенной общественной роли. В обширных магнатских хозяйствах для массовой эксплуатации рабов не хватало средств принуждения. Власти пытались сохранить и даже усилить централизованную администрацию и стабилизировать налогообложение, однако сумма собираемых налогов сокращалась.

Несмотря на эту неблагоприятную для государства тенденцию, во время царствования Лю Сю и его непосредственных преемников наступила относительная стабилизация, и к середине I в. империя вновь стала могущественной державой. Это позволило ей вновь сконцентрировать военные силы для борьбы с кочевниками. Начались новые войны против гуннов. В борьбе с гуннами Китай опирался на враждебные им племена Восточного Туркестана и Средней Азии. В 73, после того, как северные гунны потерпели поражение от китайских войск, находившихся под командованием Доу Гу, в Восточный Туркестан отправился талантливый полководец и дипломат Бань Чао. Бань Чао удалось привлечь на свою сторону местные племена, с помощью которых он в 91 нанес решительное поражение гуннам, вступил в Среднюю Азию и в 97 прошел до Антиохии Маргианы - эллинистического полиса в Бактрии. Походы Бань Чао способствовали восстановлению нарушенной гуннами торговой связи со Средней Азией по великому караванному («шелковому») пути, по которому Китай вывозил на запад шелк, парчу, ценившуюся в Средиземноморье на вес золота, железо, изделия белой керамики и лакированные изделия. Китайские купцы проникали на запад до Персидского залива. Постепенно Китай преодолевал географическую замкнутость, и культурный и торговый обмен с западом, то затухая, то возрождаясь, продолжался.

Тем временем обстановка в империи оставалась далеко не радужной. В начале 2 века продолжались катастрофические наводнения на р. Хуанхэ. Северный Китай подвергся нашествиям новых кочевников - сяньби. Отчасти в связи с этим происходит весьма важный процесс, который стал возможным благодаря освоению техники грядочного земледелия и в особенности рисоводства. Началось отселение части «могущественных домов» вместе со всеми зависимыми от них людьми на более безопасные в военном отношении и ранее незаселенные заболоченные или покрытые густыми лесами пространства Южного Китая.

Усиление магнатского землевладения, естественно, вело к ослаблению центральной власти и, в конечном счете, к развалу империи. В 184 вспыхнуло восстание, направленное против имперского режима и господствовавшей конфуцианской идеологии. Это восстание, известное под названием «Желтых повязок (см. ЖЕЛТЫХ ПОВЯЗОК ВОССТАНИЕ, не носило крестьянского характера. Возглавил его даосский проповедник Чжан Цзио. Чжан Цзио и его последователи призывали к свержению существующего порядка, именовавшегося ими «серым небом», и установлению «желтого неба», которое основывалось бы на «тайпин дао» - пути великого благоденствия. Повстанцы носили в качестве отличительного знака желтые наголовные повязки. Восстание охватило большую часть империи. Инсургенты разоряли и сжигали правительственные учреждения, открывали тюрьмы, захватывали имущество и земли «могущественных домов», освобождали рабов. Движение продолжалось более 20 лет. «Желтые повязки» были разбиты, но восстание нанесло смертельный удар по имперской системе. В среде победителей-магнатов не было единства. Одновременно усилилось давление на северо-западные, северные и северо-восточные границы Китая со стороны кочевников. Все это привело в 220 к падению династии Хань и образованию на территории бывшей империи нескольких независимых государств.

Полезные сервисы

хань западная

Энциклопедический словарь

ХАНЬ ЗАПАДНАЯ - ХАНЬ ЗА́ПАДНАЯ (Han), династия в древнем Китае (202 - 9 гг. до н. э.).

В ходе гражданской войны в 207 г. до н. э. пала династия Цинь (см. ЦИНЬ (династия)). К власти пришел один из вождей крестьян-повстанцев Лю Бан (247 - 195 до н. э.). Происходивший из земледельцев, деревенский староста Лю Бан в 208 до н. э. присоединился к вспыхнувшему в 209 до н. э. крестьянскому восстанию и вскоре благодаря организаторским и военным талантам стал руководителем одной из повстанческих армий. Соединившись с аристократами - противниками циньского императора Эр Ши Хуанди, Лю Бан разгромил циньские войска и в 206 до н. э. объявил себя царем Хань - одного из некогда существовавших в древнем Китае независимых от императора государств, а в 202 до н. э. был провозглашен императором под именем Гао Цзу (или Гао Ди) и обосновался в новой столице - г. Чанъань.

Стремясь заручиться поддержкой крестьянства в борьбе с другими претендентами на императорский трон, Лю Бан снизил налоги и отменил некоторые наиболее жестокие законы, введенные в Китае императором Цинь Ши Хуанди.

Лю Бан, которому последовательно наследовали 11 его потомков, стал основателем Первой, или Западной, Ханьской династии. Это была вторая (после Цинь) императорская династия в Китае. В эпоху Западной Хань сформировались основные черты китайского государства - империи, которые с в общем-то сравнительно небольшими изменениями будут присущи ему до 1911. Время правления династии Хань - важная веха в процессе складывания китайской нации. Название династии стало самоназванием китайского народа.

В ханьскую эпоху завершился переход Китая к феодализму, хотя пережитки общинных и рабовладельческих отношений сохранялись в китайском обществе и в более поздние времена. Так, в эпоху западной Хань явно прослеживалась тенденция к увеличению числа государственных рабов. Свободные крестьяне-общинники попадали во все большую зависимость от постепенно прибиравших к рукам землю кланов хаоцзу («могущественных домов», т. е. крупных собственников).

В сфере религии по-прежнему господствовали архаические культы Неба и предков, правда, испытавшие серьезное влияние конфуцианства (см. КОНФУЦИАНСТВО) и даосизма (см. ДАОСИЗМ). Конфуцианство в своих многочисленных разновидностях по-прежнему оставалось превалирующим, по крайней мере, в среде образованных китайцев, этическим, духовным и своего рода политическим учением.

Значительное укрепление и расширение Ханьской империи произошло в конце 2 в. до н. э. в царствование императора У Ди (140 - 87 до н. э.). При нем был окончательно сломлен сепаратизм крупных и могущественных аристократических родов, их земельные владения дробились. Был обновлен и усилен государственный аппарат, что, правда, привело к дальнейшей бюрократизации управления, порождавшей коррупцию. Конфуцианство получило официальное признание и стало играть роль господствующей идеологии.

У Ди создал постоянное войско и с его помощью вел активную и успешную внешнюю политику. Наиболее напряженными были войны против кочевого племенного союза гуннов, который сложился еще в 3 в. до н. э. на огромном пространстве от Маньчжурии до Средней Азии. В результате победы над гуннами и другими соседями империя Хань овладела громадными территориями на севере и западе, а также на юге, в том числе частью Юньнани. В 138 до н. э. У Ди в целях достижения с кочевыми племенами юэчжи соглашения о совместной борьбе с гуннами на запад была отправлена дипломатическая миссия, руководителем которой был назначен Чжан Цянь. Попав в плен к гуннам, дипломат был вынужден прожить у них свыше десяти лет. Бежав из гуннского плена, Чжан Цянь побывал в Фергане, Хорезме, Согдиане и достиг границ Бактрии. В 126 до н. э. он вернулся в Китай. В 115 до н. э. он совершил еще одну поездку на запад - в Семиречье. Путешествия Чжан Цяня способствовали расширению географического кругозора китайцев и налаживанию связей империи со Средней Азией. В скором времени между этими регионами возникла интенсивная караванная торговля.

Социально-экономические отношения в Китае эпохи Хань номинально регулировались императорской фамилией. Верховным собственником всей земли считался император, но фактически земля находилась во владении у титулованной знати, крупной бюрократии и у землевладельцев, не связанных с родовитой аристократией и не находящихся на государственной службе. Земля вместе с крестьянами отдавалась императором во временное (часто фактически в наследственное) пользование своим родственникам и крупным чиновникам. Некоторые крупные землевладельцы отдавали свои земли мелкими участками в обработку крестьянам, забирая в качестве арендной платы до 50 % (иногда даже больше) урожая. Новые завоевания пополнили фонд государственных земель, на которых создавались крестьянские и военные поселения.

Произвол землевладельцев в условиях ослабления государственного контроля и процветавшей коррупции привели к нарушению социальной стабильности. На рубеже нашей эры страну потрясли несколько крупных восстаний крестьян и рабов. Положением в стране были недовольны и некоторые из влиятельных конфуцианских чиновников. Выразителем этого недовольства и осознания необходимости существенных перемен стал Ван Ман (см. ВАН МАН), родственник императора и крупный сановник, захвативший в 9 до н. э. власть и свергнувший династию Западной Хань.

Полезные сервисы

хань фэй

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

хань шу

Энциклопедия Кольера

Книга [[о династии]] Хань, История [[династии]] Хань. Другое название - Цянь Хань шу (Книга о Ранней [[династии]] Хань, История Ранней Хань). Официальная история династии Западная (Ранняя) Хань (206 до н.э. - 8 н.э.). Хронологически продолжает и структурно копирует первое и ставшее на века образцовым историко-энциклопедическое произведение такого рода - Исторические записки (Ши цзи) Сыма Цяня (2-1 вв. до н.э.), но отличается от него соотнесенностью с одной династией, а не всеми прошедшими эпохами, что было в дальнейшем канонизировано официальной историографией. По своему мировоззрению китайский Геродот - Сыма Цянь склонялся к даосизму. Главный же автор-составитель Хань шу - придворный историк Бань Гу (1 в.) - самим названием подчеркивал связь этого труда с конфуцианским каноническим сводом исторических документов Шан шу. В современный текст Хань шу, восходящий к печатному изданию 1034-1037 годов и номинально состоящий из 100 цзюаней ("свитков") (реально - из 120), входят некоторые цзюани, написанные Бань Бяо, отцом Бань Гу (по крайней мере № 9, 10, 73, 84, 98), Бань Чжао, сестрой Бань Гу (№ 13-20), и Ма Сюем (№ 26). Философской проблематикой пронизаны цзюани 21-30, составляющие раздел Чжи (Трактаты), в котором излагаются также естественнонаучные, социально-экономические, географико-этнографические, правовые, исторические, искусствоведческие и другие сведения и теории. Богатый историко-философский материал содержат биографии философов, входящие в раздел Ле чжуань (Жизнеописания), в частности, в цзюань 56 включены Три доклада о Небе и человеке (Тянь жэнь сань цэ) Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), существенно дополняющие корпус его сочинений. Основанный на материалах Лю Сяна и его сына Лю Синя (46 до н.э. - 23 н.э.) цзюань 30 (И вэнь чжи - Библиографический трактат, вариант перевода - Трактат о литературе и искусствах) представляет собой древнейший универсальный каталог китайской литературы, охватывающий 596 авторов, в том числе 189 философов, сгруппированных в 10 школ (ши цзя). К шести выделенным в Ши цзи философским школам - конфуцианство, даосизм, инь-ян цзя (школа "темного и светлого" начал, "натурфилософия"), легизм, мин цзя (школа имен, номенализм) и моизм - здесь прибавлены цзун-хэн цзя ("дипломаты", "политологи"), цза цзя ("эклектики", "энциклопедисты"), нун цзя ("аграрники") и сяо-шо цзя ("фольклористы", собиратели "малых поучений"). Происхождение каждой школы возведено к определенной категории чиновников: конфуцианство - к чиновникам, ведавшим культом и просвещением, даосизм - к историкам, инь-ян цзя - к астрономам-астрологам, легизм - к правоведам-судейским, мин цзя - к церемониймейстерам, моизм - к храмовым сторожам, цзун-хэн цзя - к дипломатам, цза цзя - к политическим советникам, нун цзя - к распорядителям сельскохозяйственных работ, сяо-шо цзя - к мелким чиновникам-информаторам, следившим за народной молвой. Кроме того, в специальные разделы выделены каноническая литература

(см. ШИ САНЬ ЦЗИН),

сочинения по военному искусству

(см. БИН ЦЗЯ)

и математике. В цзюане 20 дана оригинальная классификация 1955 выдающихся личностей Китая от мифической древности до конца 3 в. до н.э. по девяти категориям согласно их моральным и интеллектуальным качествам. Наиболее высоко здесь оценены конфуцианцы, за ними в порядке понижения значимости следуют моисты, даосы, легисты, мин цзя. В цзюане 23, представляющем собой правовой трактат, Бань Гу воспроизвел близкие ему взгляды Сюнь Куана (Сюнь-цзы, 4-3 вв. до н.э.). В Хань шу признается необходимость сочетания в управлении государством этико-ритуальных норм (ли2) и юридических законов (фа1), широкого контроля государства над экономикой, поощрения земледелия и подавления торгового капитала. В духе учения Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4-3 вв. до н.э.) отстаивается правомерность устранения порочного государя (см. МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ)

и целесообразность организации сельского хозяйства по утопической системе "колодезных полей" (цзин тянь). В цзюане 27 обобщенно изложено универсально-классификационистское и общеметодологическое учение о "пяти элементах" (у син1).

ЛИТЕРАТУРА

Синицын Е.П. Бань Гу - историк древнего Китая. М., 1975 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы. М., 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Восточная поэтика: Тексты. Исследования. Комментарий. М., 1996

Полезные сервисы

хань юй

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

ханьга

Толковый словарь Даля

Синонимы к слову ханьга

сущ., кол-во синонимов: 2

Этимологический словарь

Полезные сервисы

ханьдань

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Синонимы к слову ханьдань

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Сканворды для слова ханьдань

Полезные сервисы

ханькать

Толковый словарь Даля

Этимологический словарь

Полезные сервисы

ханькоу

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

ханьский

Орфографический словарь

Полезные сервисы

ханьцзян

Сканворды для слова ханьцзян

Полезные сервисы

ханьшуй

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Синонимы к слову ханьшуй

сущ., кол-во синонимов: 1

река (2073)

Сканворды для слова ханьшуй

Полезные сервисы

ханья

Энциклопедический словарь

Ханья́ (Chania), город в Греции, на о. Крит, административный центр нома Ханья. Свыше 60 тыс. жителей. Порт в зал. Ханья Эгейского моря (вывоз оливкового масла, цитрусовых, вина). Археологический музей. Один из древнейших городов. Архитектурные памятники.

* * *

ХАНЬЯ - ХАНЬЯ́ (Chania), город в Греции, на о. Крит, административный центр нома Ханья. Население 54,6 тыс. человек (2004). Второй по численности населения город Крита. Порт в зал. Ханья Эгейского м. (вывоз оливкового масла, цитрусовых, вина).

Археологический музей. Один из древнейших городов. Мореходный музей, археологический музей. Критский Исторический Архив.

Венецианский маяк, крепость Фиркас, венецианский квартал Топана, большие крепостные стены города венецианской эпохи (1540), Кастелли.

Квартал Спладза с церквями Святого Рокко, Святого Николая и Святых Бессребреников, базилика св. Франциска (здесь археологический музей), Митрополичий Собор. Царагольский Тройцкий монастырь (1634), монастырь Госпожи Ангелов Гувернето (11 в.)

Сканворды для слова ханья

Полезные сервисы

ханья (chania)

ханьян

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы