Цвейг Стефан (1881-1942), австрийский писатель. С 1934 жил преимущественно в Лондоне, с 1941 - в Бразилии. Тончайшие движения души, аффектированные чувства - в многочисленных новеллах (сборники «Амок», 1922, «Смятение чувств», 1927), романе «Нетерпение сердца» (1939). Литературно-психологические портреты Стендаля, Ч. Диккенса, Дж. Казановы, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Марии Стюарт, З. Фрейда, Ф. Ницше, Ф. Магеллана, Ж. Фуше и др., проникнутые идеей вечного противостояния прогресса и реакции. Острое переживание экспансии фашизма привело Цвейга к самоубийству.
* * *
ЦВЕЙГ Стефан - ЦВЕЙГ Стефан (1881-1942), австрийский писатель. Мастер психологической новеллы (сборники «Амок», 1922, «Смятение чувств», 1927, и др.) и портрета (Стендаль, З. Фрейд, Ф. Ницше, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Ф. Магеллан, Ж. Фуше и мн. др.); романизированной биографии («Мария Антуанетта», 1932, «Триумф и трагизм Эразма Роттердамского», 1934, «Бальзак», опубликован 1946). С 1934 в эмиграции; покончил жизнь самоубийством.
* * *
ЦВЕЙГ (Zweig) Стефан (28 ноября 1881, Вена - 22 февраля 1942, Петрополис, Бразилия), австрийский писатель.
Литературный дебют
Родился в семье богатых еврейских промышленников. Изучал философию, германистику и романистику в Вене и Берлине. Дебютировал на литературной сцене двумя стихотворными сборниками, написанными в импрессионистическом духе («Серебряные струны»,1901; «Ранние венки», 1906) и книгой новелл «Любовь Эрики Эвальд», которая вышла в 1904. Они не имели успеха, и по совету одного из своих друзей Цвейг начал заниматься переводами, среди прочих переводил на немецкий П. Верлена (см. ВЕРЛЕН Поль) и Дж. Китса (см. КИТС Джон).
Предвоенные годы и «Первые переживания»
Перед Первой мировой войной Цвейг много путешествует, с интересом знакомится с культурой разных народов и стран. Посещает Индию, страны Индокитая, Северной Африки и Америки. Во время своего путешествия по Западной Европе Цвейг подружился с Э. Верхарном (см. ВЕРХАРН Эмиль), бельгийским поэтом-символистом, стихи которого стали широко известны в немецкоязычных странах после того, как они были переведены Цвейгом. Произведения Цвейга предвоенного десятилетия становятся все более реалистичными. Новеллы его сборника «Первые переживания» (1911) отличает сочетание критического подхода к изображаемым событиям и утонченного психологизма (так называемая социально-психологическая новелла). Этот сборник наконец принес писателю известность.
«Друзьям во вражеской стране»
В 1914 Цвейг отказался подписывать знаменитый «Манифест 93-х», документ, в котором деятели культуры Германии выражали одобрение началу военных действий. Более того, в сентябре того же года Цвейг пишет письмо «Друзьям во вражеской стране», в котором призывает всеобщим молчанием выразить протест против войны. В 1916 из-под пера Цвейга выходит антивоенная драма «Иеремия», написанная на библейский сюжет и поставленная в 1917.
Во время войны Цвейг переезжает в Швейцарию, где он работает в военном архиве и выступает с лекциями; знакомится с Г. Гессе (см. ГЕССЕ Герман), Дж. Джойсом (см. ДЖОЙС Джеймс) и А. Барбюсом (см. БАРБЮС Анри), в работе литературной группы которого принимает активное участие.
«Амок» и «Смятение чувств»
С 1919 писатель живет в Зальцбурге. В середине 1920-х годов создает свои самые известные сборники новелл: «Амок» (1922) и «Смятение чувств» (1927). Вошедшие в них рассказы повествуют в основном о любовных страданиях, разочарованиях молодости, об эмоциональных драмах на пороге старости; на этих новеллах лежит отпечаток теорий З. Фрейда (см. ФРЕЙД Зигмунд). Подобно Фрейду, Цвейг пытается пройти по темным лабиринтам души своих героев и отыскать таким образом источники внутренних конфликтов.
Беллетризованные биографии и исторические миниатюры
В 1929 появляется первая цвейговская беллетризованная биография «Жозеф Фуше», посвященная одному из министров наполеоновской Франции. Вообще, биографии, посвященные самым различным деятелям культуры, науки, политики, искусства, занимают значительное место в творчестве Цвейга («Эмиль Верхарн», 1910; «Ромен Роллан», 1921; «Мария Антуанетта», 1932; «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского», 1934; «Мария Стюарт», 1935; «Кастелло против Кальвина», 1936; «Магеллан», 1938; «Америго, или история одной исторической ошибки», опубликована в 1944; «Бальзак», опубликована в 1946). В них он следует своему принципу исследования «типологии духа», описывает типы «человеческо-духовного»; так, Фуше (см. ФУШЕ Жозеф) представляет собой «картину политического человека», Мария Антуанетта (см. МАРИЯ АНТУАНЕТТА) - «усредненный характер», Эразм - бессильного, идеалистичного гуманиста.
В цикле исторических миниатюр «Звездные часы человечества» Цвейг повествует о самых важных событиях в истории человеческого общества, к которым относятся, по мнению писателя, открытие Тихого океана (рассказ «Побег в бессмертие»), сочинение «Марсельезы» (см. МАРСЕЛЬЕЗА) («Гений одной ночи»), «Мариенбадская элегия», написанная И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) на пути из Карлсбада в Веймар, или изобретение телеграфа («Первое слово из-за океана») и др.
Россия в жизни Цвейга
В 1920-е годы, как и многие западные интеллектуалы, Цвейг обратился к России. По мнению писателя, революционная Россия противостоит буржуазной, «застывшей» Европе. Любовь писателя к России в целом постепенно перешла и на русскую литературу, в которой его особенно привлекала простота. В 1928 Цвейг в составе австрийской делегации посетил Москву.
Потеря родины
С приходом к власти в Германии фашистов, книги Цвейга попадают под запрет. После аншлюса (см. АНШЛЮС) в 1938 писатель принимает решение уехать в Лондон. Находясь в Англии, Цвейг впадает в глубокую депрессию, однако находит в себе силы совершить путешествие по странам Латинской Америки: Уругвай, Чили, Аргентина, Венесуэла.
Потеря родины усиливает желание Цвейга утвердить австрийскую и европейскую культуру. Он решает написать «типично австрийский роман» о канувшей в лету Австро-Венгрии. Так рождается проект автобиографического романа воспоминаний - «Вчерашний мир» (1940-1941), книги прощания с прошлым, полной боли о своей собственной судьбе.
В 1942 Цвейг, живя в Бразилии, покончил жизнь самоубийством.