ШЕХТЕЛЬ Федор Осипович - ШЕ́ХТЕЛЬ Федор Осипович [26 июля (7 августа) 1859, Петербург (по другим сведениям, Саратов) - 7 июля 1926, Москва], русский архитектор. Представитель стиля модерн (см. МОДЕРН). Работал в Москве.
Художник-оформитель
Родился в семье инженера; мать родом из известной купеческой семьи Жегиных. Окончил Тираспольскую католическую гимназию, учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1876-77), из которого ушел, не получив диплом. Работал помощником у известных в то время архитекторов К. В. Терского и А. С. Каминского. Последний оказал на молодого Шехтеля большое влияние; ввел его в среду просвещенного (в основном старообрядческого) купечества.
Первое время Шехтель пробует силы как художник-оформитель: иллюстрирует книги и журналы, рисует театральные афиши, меню торжественных обедов в ресторанах. Часто выступает и как театральный художник-декоратор, оформляет народные гулянья.
Основные постройки
Шехтель является типичным для конца 19 в. художником, перешедшим в архитектуру. Такими художниками были В. М. Васнецов (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович), В. Д. Поленов (см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич), С. В. Малютин (см. МАЛЮТИН Сергей Васильевич), М. А. Врубель (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович) и др. Однако для них архитектура осталась эпизодом в биографии, тогда как для Шехтеля она стала делом всей жизни.
На ранние работы архитектора большое влияние оказало романтическое течение и особенно готика (см. ГОТИКА). Это ярко отразилось в одной из его первых больших работ - особняке Морозова на Спиридоновке. Отличительной чертой этой постройки является ее «всефасадность», расчет на круговое восприятие. Фасады и великолепные интерьеры особняка создают впечатление удивительного единства. Эта постройка (1883) стала программной, и все последующее десятилетие Шехтель развивает заложенные в ней принципы.
К числу лучших произведений в неорусском (см. РУССКИЙ СТИЛЬ) стиле можно отнести павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901). В 1903-04 строит Ярославский вокзал, проект которого был разработан еще в 1902, когда Шехтель стал академиком петербургской Академии художеств.
К началу 1900-х гг. относятся такие значительные его работы, как постройка скоропечатни Левенсона в Трехпрудном переулке и перестройка Московского Художественного театра (ныне МХАТ; 1902). Перестройка включала в себя перепланировку бывшего театра Лианозова и внутреннюю отделку помещений (эта работа была выполнена архитектором безвозмездно). Зрительный зал спроектирован Шехтелем по принципу контраста темного низа и светлого верха.
В этот же период были построены особняки Дерожинской в Штатном переулке и Рябушинского на Малой Никитской улице (1900). Особняк Рябушинского является выдающимся произведением московского и русского модерна. Его композиция построена на контрасте геометрических форм основного объема и природной живописности деталей.
Конец 1900-х гг.
Вторая половина 1900-х гг. проходит для Шехтеля под знаком проектирования и строительства торговых и банковских сооружений, заказчиками которых было крупное московское купечество. Он перестроил банк Рябушинского на Биржевой площади, возвел торговые дома Кузнецова и Аршинова. В этих сугубо рациональных зданиях Шехтель применил некоторые конструктивные новшества, в частности, внутренний несущий каркас, который позволил существенно увеличить поверхность оконного остекления и облегчить наружные стены.
В конце 1900-х гг. в творчестве Шехтеля усиливаются мотивы ретроспективизма, в частности, появляются попытки обращения к неоклассике. Среди таких построек можно назвать библиотеку в Таганроге (1910) и собственный дом архитектора в Москве на Большой Садовой улице (1909).
Преподавал в СВХПУ (1898-1926), был председателем Московского архитектурного общества (1906-22). После революции продолжал занимать и ряд других должностей: был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем жюри по конкурсам, которые объявлялись Московским архитектурным обществом, ВСНХ, Наркомпросом. Разработал ряд проектов, которые не были осуществлены (Днепрогэс, памятник 26 бакинским комиссарам, крематорий и др.). Выступил с двумя докладами во Вхутемасе.
Умер в бедности, похоронен на Введенском кладбище.