Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

абстрактно

Толковый словарь

I нареч. качеств.-обстоят.

1. Основываясь в процессе познания на абстрагировании, на отвлечении от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков.

2. Не опираясь на реальные факты.

II предик.

Оценочная характеристика чьих-либо действий как не опирающихся на реальные факты.

Академический словарь

нареч. к абстрактный.

Синонимы к слову абстрактно

отвлеченно, умозрительно, трансцендентально, философически, теоретически, беспредметно, метафизически, философски, невещественно, книжно, спекулятивно

неизм.

1.

отвлеченно

умозрительно

основываясь на абстракции)

2.

отвлеченно

умозрительно

спекулятивно

теоретично

в отрыве от реальной действительности, что заслуживает отрицательной оценки)

Антонимы к слову абстрактно

Полезные сервисы

абстрактно доказанный

Слитно. Раздельно. Через дефис

абстра/ктно дока/занный

Полезные сервисы

абстрактно обобщённый

Слитно. Раздельно. Через дефис

абстра/ктно обобщённый

Синонимы к слову абстрактно обобщённый

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

абстрактно обобщенный

Синонимы к слову абстрактно обобщенный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

абстрактно рассмотренный

Слитно. Раздельно. Через дефис

абстра/ктно рассмо/тренный

Полезные сервисы

абстрактно(конкретно)

Сборник слов и иносказаний

Абстрактно - отвлеченно (односторонне, без применения), умственно; конкретно - в известном наглядном применении, предметно

Ср. Он работает не как обыкновенные смертные, но идет в экспедицию и свернет себе там шею не во имя любви к ближнему, а во имя таких абстрактов, как человечество, будущие поколения, идеальная порода людей...

А.П. Чехов. Дуэль. 9.

Ср. Все непритворно в нем: теорий темный бред;

Абстрактность - Гегеля неизгладимый след...

А. Мазов. Бор. Ник. Чичерин.

Ср. Abstractus (abstrahere, отвлекать), абстракт - отвлеченность, отвлеченный (расплывчатый).

Ср. Concretus (concrescere, сгущаться, срастаться) - предметный (сгущенный), примененный.

См. конкретный.

Полезные сервисы

абстрактно-алгебраический

Слитно. Раздельно. Через дефис

абстра/ктно-алгебраи/ческий

Полезные сервисы

абстрактно-аналитический

Слитно. Раздельно. Через дефис

абстра/ктно-аналити/ческий

Полезные сервисы

абстрактно-грамматический

Слитно. Раздельно. Через дефис

абстра/ктно-граммати/ческий

Полезные сервисы

абстрактно-гуманистический

Слитно. Раздельно. Через дефис

абстра/ктно-гуманисти/ческий

Полезные сервисы

абстрактно-идеалистический

Слитно. Раздельно. Через дефис

абстра/ктно-идеали/стический

Полезные сервисы

абстрактно-логический

Слитно. Раздельно. Через дефис

абстра/ктно-логи/ческий

Полезные сервисы

абстрактно-отвлечённый

Синонимы к слову абстрактно-отвлечённый

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

абстрактно-отвлеченный

Синонимы к слову абстрактно-отвлеченный

Полезные сервисы

абстрактно-символический

Слитно. Раздельно. Через дефис

абстра/ктно-символи/ческий

Полезные сервисы

абстрактно-теоретический

Слитно. Раздельно. Через дефис

абстра/ктно-теорети/ческий

Полезные сервисы

абстрактно-философский

Слитно. Раздельно. Через дефис

абстра/ктно-филосо/фский

Орфографический словарь

абстра́ктно-филосо́фский

Полезные сервисы

абстрактное

Евразийская мудрость от А до Я.

АБСТРАКТНОЕ -

то, что изолировано и рассматривается отдельно.

Полезные сервисы

абстрактное искусство

Популярный словарь

Абстрактное искусство

направление в живописи, скульптуре и графике ХХ в., абстракционизм

Кандинский особенно любит сравнение живописи с музыкой, и потому абстрактное искусство является, с его точки зрения, извлечением чистого звука (Рейнгардт)

Энциклопедический словарь

Абстра́ктное иску́сство (абстракционизм), направление в искусстве XX в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 10-х гг., в конце 40-х - начале 60-х гг. принадлежало к наиболее распространённым течениям искусства. Некоторые течения абстрактного искусства (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объёмов, другие (ташизм) - стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объёмов.

* * *

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО - АБСТРА́КТНОЕ ИСКУ́ССТВО (абстракционизм, беспредметное искусство (см. БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО), нефигуративное искусство), совокупность направлений в изобразительном искусстве 20 в., заменивших непосредственное воспроизведение натурной действительности живописно-пластическими знаками и символами либо «чистой» игрой художественных форм. «Чистую» абстракцию следует воспринимать условно, поскольку даже в самых отвлеченных от конкретной натуры образах всегда можно угадать определенные предметно-фигурные мотивы и прототипы - натюрмортные, пейзажные, архитектурные и т. д.

Постоянным резервуаром такого рода форм всегда служило искусство орнамента. Важными историческими предварениями абстрактного искусства были также издревле проявлявшаяся увлеченность художников анаморфозами (или как бы «случайными» образами), которые угадывались в природных фактурах (например, в срезах минералов), а также народившийся в эпоху Возрождения принцип нон-финито (см. НОН-ФИНИТО) (внешней незаконченности, позволяющей любоваться игрой линий и красок независимо от сюжетных форм). Преимущественно орнаментальное искусство ислама, а также дальневосточная каллиграфика, освободившая кисть от необходимости постоянного подражания внешней природе, все Средневековье развивались в беспредметном русле. В Европе же в эпоху романтизма и символизма, то есть в 19 в., художники иногда, - обычно на стадии эскиза, но порой и в законченных вещах,- уходили в мир нефигуративных видений (таковы отдельные фантазии позднего Дж. М. У. Тернера (см. ТЕРНЕР Уильям) или эскизы Г. Моро); но это были лишь отдельные исключения, решающий же перелом произошел лишь в начале 1910-х гг.

Искусство «великой духовности»

Первые собственно абстрактные картины были созданы в 1910-1911 гг. В. В. Кандинским (см. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич) и чехом Ф. Купкой (см. КУПКА Франтишек), причем уже в 1912 первый из них подробно обосновал свои творческие открытия в программном сочинении «О духовном в искусстве». В последующие 12 лет произошли и другие этапные события: около 1913 М. Ф. Ларионов (см. ЛАРИОНОВ Михаил Федорович) и Н. С. Гончарова (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна) перешли к абстрактному искусству от футуризма (Ларионов назвал новый метод «лучизмом»); тогда же аналогичный сдвиг произошел и в творчестве итальянца Дж. Баллы (см. БАЛЛА Джакомо). В 1912-1913 гг. народился беспредметный «орфизм» Р. Делоне (см. ДЕЛОНЕ Робер), а в 1915-1917 гг. - более строгий, геометрический вариант абстрактного искусства, созданный К. С. Малевичем (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович) в России (супрематизм), а затем П. Мондрианом (см. МОНДРИАН Пит) в Нидерландах (неопластицизм). В итоге образовалось экспериментальное поле, где пересекались почти все авангардистские стили того времени, от футуризма до дадаизма.

Сразу обозначились три направления абстрактного творчества: 1) геометрическое; 2) знаковое (т. е. уделяющее основное внимание символам или пиктограммам); 3) органическое, следующее ритмике природы (в России крупнейшим приверженцем такой абстрактной органики был в первую очередь П. Н. Филонов (см. ФИЛОНОВ Павел Николаевич)). Такая классификация, впрочем, касается лишь внешних, формальных признаков, поскольку все варианты раннего абстрактного искусства были так или иначе символичны и все так или иначе вдохновлялись «космическими ритмами» природы. Орфизм же Делоне, исходивший из шкалы чистых цветов, составил особое направление, которое можно условными назвать «хроматическим».

За формальными различиями скрывалось родство внутреннего содержания. Испытав сильное влияние теософии и сходных мистических течений (т. е. влияние таких авторов как Е. П. Блаватская (см. БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна) и ее последователи, а также П. Д. Успенский (см. УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович) в России и М. Схоэнмекерс в Нидерландах), Кандинский, Купка, Малевич и Мондриан были убеждены, что их картины, где прежний мир наглядно исчезает в космическом «ничто», представляют собой художественный апокалипсис или, иными словами, являют зрителю тот порог, за которым открывается новая «эпоха великой духовности» (Кандинский) и происходит «ввод в мировой расцвет» (Филонов). Наступление же периода войн и революций лишь укрепило эти романтико-идеалистические убеждения.

Дизайн и лирика

В 1920-е гг. абстрактное искусство, сохранив свою утопическую подоснову (но уже не столь «апокалиптическую») стало более практичным и менее мистическим. «Баухауз (см. БАУХАУЗ)» в Германии активно осваивал его творческий потенциал (прежде всего, в его геометрической версии) для обновления дизайна, а вместе с ним и социального быта в целом. Абстракционизм начал внедряться в жизнь, в том числе и в моду (к примеру, С. Делоне-Терк (см. ДЕЛОНЕ Соня) использовала мотивы картин своего мужа для оформления тканей, интерьеров и даже автомобилей). Именно абстрактное искусство мощно способствовало формированию того, что начали называть «современным стилем» декоративного творчества. В свою очередь, беспредметность активно осваивалась и в скульптуре, как станковой, так и монументально-декоративной (Х. Арп (см. АРП Ганс (Жан)), К. Брынкуши (см. БРАНКУЗИ Константин), Н. Габо (см. ГАБО Наум Абрамович), А. Певзнер и др.). Деятельность же французского объединения «Абстракция-творчество» («Abstraction-creation») способствовала переходу абстрактного искусства от философских утопий к более созерцательным и лирическим образам.

Однако окончательно новое, четвертое направление этого искусства, т. н. «лирический абстракционизм» (ставший личностным, по-своему исповедальным, самовыражением художников) оформилось несколько позже, в 1940-е гг. в Нью-Йорке. Это был абстрактный экспрессионизм, где доминировал очень крупный, фактурный, как бы спонтанно брошенный на холст живописный мазок (Дж. Поллок (см. ПОЛЛОК Джексон), В. де Кунинг (см. КУНИНГ Виллем), и др.). Драматическое напряжение, свойственное многим этим вещам, обрело в Западной Европе 1940-1950-е гг. еще более трагический характер в т. н. «информеле (см. ИНФОРМЕЛЬ)» (Вольс, А.Тапиес, Ж. Фотрие), тогда как в ташизме (см. ТАШИЗМ), напротив, возобладало мажорно-эпическое или импрессионистически-пейзажное начало (Ж. Матье, П. Таль-Коат, Х. Хартунг и др.); первоначально средоточием обоих этих направлений (названия которых иногда используют синонимически) был Париж. В тот же период наметились и точки сближения между абстрактным искусством и дальневосточной каллиграфией (например, в творчестве американца М. Тоби и работавшего во Франции китайца Зао-Вуки).

Между подпольем и славой

Официальное признание абстрактного искусства на Западе произошло в середине 20 в., в пору господства интернационального стиля в архитектуре (беспредметные - живописные или скульптурные - формы весьма оживили монотонность стеклобетонных структур). Параллельно этому возникла мода на «живопись цветовых полей», исследующую выразительные возможности крупных, ровно (или с легкими тональными вариациями) закрашенных цветовых поверхностей (Б. Ньюмен, М. Ротко (см. РОТКО Марк)), а в 1960-е гг. - на резко-контурный «хардедж» (Hard-Edge) или «живопись четких краев». Позднее абстрактное искусство, как правило, уже стилистически не обособлялось, сливаясь с поп-артом, оп-артом и другими постмодернистскими течениями.

В Советской России абстрактное искусство долгое время (с 1930-х гг.) фактически развивалось в условиях подполья, поскольку официально считалось средоточием «реакционно-формалистических влияний Запада» (характерно, что слова «абстракционизм» и «модернизм» в советской прессе нередко употреблялись как синонимы). В период «оттепели» своеобразной отдушиной для него служила архитектура, нередко включавшая в свое оформление абстрактные или полуабстрактные композиции. Выйдя к публике в годы перестройки, новое российское абстрактное искусство продемонстрировало богатый спектр разнообразных тенденций (в основном в живописи и графике), самобытно продолжающих начинания раннего русского авангарда. Среди его признанных мастеров (1960-1990-х гг.) - Э. М. Белютин (см. БЕЛЮТИН Элий Михайлович), Ю. С. Злотников, Е. Л. Кропивницкий (см. КРОПИВНИЦКИЙ Евгений Леонидович), М. А. Кулаков, Л. Я. Мастеркова, В. Н. Немухин (см. НЕМУХИН Владимир Николаевич), Л. В. Нусберг (см. НУСБЕРГ Лев Вальдемарович), В. Л. Слепян, Э. А. Штейнберг (см. ШТЕЙНБЕРГ Эдуард Аркадьевич).

Большой энциклопедический словарь

АБСТРАКТНОЕ искусство (абстракционизм - беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо-культуре 20 в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще). Издревле беспредметное творчество существовало в виде орнамента или нон-финито, но только в новейшей истории оформилось в особую эстетическую программу. Среди родоначальников абстрактного искусства - В. В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Мондриан, мастера орфизма. Сложилось несколько его вариантов: геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция.

Энциклопедия Кольера

Национальный музей современного искусства. Париж.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Абстрактное искусство. В.В. Кандинский. Композиция. Акварель. 1910. Национальный музей современного искусства. Париж.

Абстрактное искусство. В.В. Кандинский. "Композиция". Акварель. 1910.

Национальный музей современного искусства. Париж.

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (абстракционизм), направление в авангардистском (смотри Авангардизм) искусстве 20 в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 10-х гг., принадлежало к наиболее распространенным направлениям искусства в конце 40-х - начале 60-х гг. Некоторые течения абстрактного искусства (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических форм и объемов, другие (абстрактный экспрессионизм) - стремились выразить бессознательность, стихийность художественного творчества в динамике пятен или объемов. В 60-х гг. абстрактное искусство утрачивает ведущую роль в авангардизме и вытесняется различными направлениями, обращающимися к изображению реальных явлений.

Абстрактное искусство. Василий Кандинский. Смутное. 1917 г. Холст, масло.

Абстрактное искусство. Василий Кандинский. "Смутное". 1917 г. Холст, масло.

Синонимы к слову абстрактное искусство

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

абстрактное мышление

Лингвистические термины

Опирающийся на язык, высший, собственно человеческий тип мышления, осуществляемый в форме понятий, суждений, умозаключений.

Полезные сервисы

абстрактное представление

Синонимы к слову абстрактное представление

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

абстрактной истины нет, истина всегда конкретна

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Из работы «Что делать?» (1902) В. И. Ленина (1870-1924).

Он имел в виду следующее место из сочинения немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) «Лекции по истории философии» («Введение», 1816): «Если истина - абстрактна, то она - не истина. Здравый человеческий разум стремится к конкретному». Этот гегелевский тезис В. И. Ленин часто цитировал в своих работах («Шаг вперед, два шага назад», 1904; «Еще раз о профсоюзах», 1920 и др.). Причем он, видимо, пользовался уже готовой формулой Н. Г. Чернышевского, который в своих «Очерках гоголевского периода русской литературы» (гл. VI) перефразировал это место из Гегеля так: «Отвлеченной истины нет; истина конкретна».

Полезные сервисы

абстрактность

Толковый словарь

ж.

отвлеч. сущ. по прил. абстрактный I

Толковый словарь Ушакова

АБСТРА́КТНОСТЬ, абстрактности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к абстрактный. Абстрактность мышления. Абстрактность теории.

Толковый словарь Ожегова

АБСТРА́КТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Основанный на абстракции (в 1 знач.), отвлеченный. Абстрактное понятие. Абстрактное мышление.

Академический словарь

-и, ж.

Свойство по знач. прил. абстрактный; отвлеченность.

Абстрактность мышления.

Орфографический словарь

абстра́ктность, -и

Формы слов для слова абстрактность

абстра́ктность, абстра́ктности, абстра́ктностей, абстра́ктностям, абстра́ктностью, абстра́ктностями, абстра́ктностях

Синонимы к слову абстрактность

отвлеченность, умозрительность, спекулятивность, метафизичность, абстракт, (отвлеченное, безусловное, неприкладное) понятие, академичность, невещественность, беспредметность, трансцендентальность, спекулятивность, книжность, теоретичность, абстракция. Ant. конкретность

сущ.

отвлеченность

умозрительность

спекулятивность

метафизичность

оторванность от реальной действительности, заслуживающая отрицательной оценки)

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: отвлеченность, умозрительность, спекулятивность (кн.), метафизичность (кн.)

Ant: конкретность

Антонимы к слову абстрактность

Грамматический словарь

абстра́ктность ж 8a

Сканворды для слова абстрактность

- Отвлечённость.

Полезные сервисы

абстрактность // абстракция

Паронимы

АБСТРАКТНОСТЬ // АБСТРАКЦИЯ

АБСТРАКТНОСТЬ. Свойство чего-либо, имеющего абстрактный, отвлечённый характер. Синоним: отвлечённость.

Абстрактность: полная, абсолютная, относительная ~; ~ мышления, восприятия, суждений, понятий, сравнений.

• Для большинства так называемых экономистов, решительно незнакомых с философскими терминами и приёмами, они [рассуждения о распределении ценностей] столь же трудны абстрактностью, как для обыкновенного человека теория эллиптических функций. Н.Чернышевский. Капитал и труд.

АБСТРАКЦИЯ. 1. Мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков. 2. Отвлечённое понятие, теоретическое обобщение опыта.

Абстракция: 1) изолирующая, обобщающая ~; ~ обосновывается; ~ реализуется; ~ выделяется; ~ соответствует цели; 2) научная, метафизическая, идеалистическая, ложная ~.

• Абстракция даёт возможность познать природу и общество глубже и полнее, чем простое чувственное восприятие. Политический словарь. Под. ред. Б.Н.Пономарёва.

• Научные абстракции суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей». Философская энциклопедия.

Сравните: абсолютная абстрактность — абсолютная отвлечённость; абсолютная абстракция — абсолютное отсутствие конкретности.

Полезные сервисы