-а, м. Стар. редк.
Отч.: Авваки́рович, Авваки́ровна.
Производные: Ки́ра.
АВВАКУМ (7 в. до н. э.) - древнееврейский пророк, один из двенадцати малых пророков. Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя. Память в Православной церкви 2 (15) декабря.
-а, м.; разг. Абаку́м, -а.
Отч.: Авваку́мович, Авваку́мовна; разг. Авваку́мыч.
Производные: Авваку́мка; Авваку́ша
Абаку́мка; Аба́ша.
[Др.-евр. Hăbaqqūq - имя библейского пророка. От hābaq - обнимать.]
† 19 июля, 15 дек.
-а, муж.; разг. Абакум, -а.
Отч.: Аввакумович, Аввакумовна; разг. Аввакумыч.
Производные: Аввакумка; Аввакуша; Абакумка; Абаша.
Происхождение: (Др.-евр. Habaqquq - имя библейского пророка. От habaq - обнимать.)
Именины: 19 июля, 15 дек.
Объятие (любовь) Божие (евр.).
19 (6) июля - мученик Аввакум Римский.
15 (2) декабря - пророк Аввакум.
- Библейский пророк.
- Сожженный протопоп.
- Протопоп, выступивший против реформы Никона.
- Над своим «Житием» он работал 15 лет в земляной тюрьме Пустозёрья.
- Ему часто приходилось менять приходы, так как суровый нравственный ригоризм, который он проведовал, не нравился прихожанам, и его порой сильно били.
- Он был духовным отцом боярыни Морозовой.
- В городе Белоозеро был сожжен этот духовный лидер.
- В Библии - 8-й из двенадцати малых пророков, живший в царствование Иосии, современник пророка Иеремии, автор книги пророчеств из трёх глав.
- Глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, протопоп.
АВВАКУМ (протопоп) - АВВАКУ́М Петрович (1620 или 1621 - 14 апреля 1682), русский религиозный деятель, протопоп (см. ПРОТОПОП), глава старообрядчества и идеолог раскола в Русской православной церкви.
Сын сельского священника, Аввакум пошел по стопам своего отца. В 1646-1647 годах, находясь в Москве, он был связан с «кружком ревнителей благочестия», стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 году был протопопом в городе Юрьевце-Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. Аввакум резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 году с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 году царь, стремясь примирить популярного в народе Аввакума с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но Аввакум не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к Аввакуму многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова). В 1664 году Авакум был сослан в Мезень. В 1666 году вновь вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 году сослали в Пустозерский острог. Во время пятнадцатилетнего пребывания в сыром земляном срубе Аввакум не прекращал борьбы, написал свои главные сочинения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675). По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками был сожжен в срубе.
Отстаивая старую веру, Аввакум в своих сочинениях обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие), жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядов. В борьбе со сторонниками Никона он обличал царскую власть, самого царя, его воевод. Обличительные проповеди Аввакума находили отклик в среде крестьян и посадских людей. Аввакум был выдающимся писателем своего времени. Его «Житие» является одним из замечательных произведений древнерусской литературы. Он сумел превратить традиционный жанр «Жития» в автобиографическую повесть полную ярких образов и характеристик людей, с сочным и непосредственным живым русским языком.
Авваку́м Петро́в (1620/1621 - 1682), глава старообрядчества и идеологического раскола в православной церкви, протопоп, писатель. В 1646-1647 член «Кружка ревнителей благочестия». Выступил против реформы патриарха Никона. Сослан с семьёй в 1653 в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращён в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666-1667 осуждён на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провёл в земляной тюрьме. По приговору церковного собора сожжён в срубе. Автор свыше 100 литературных произведений, наиболее известно автобиографическое «Житие».
АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621-82) - глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, протопоп, писатель. В 1646-47 член "Кружка ревнителей благочестия". Выступил против реформы Никона. Сослан с семьей в 1653 в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666-67 осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал "Житие" и многие другие сочинения. По царскому указу сожжен.
АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621-14.4.1682), протопоп, один из основателей русского старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника. В 1646-1647, находясь в Москве, был связан с "кружком ревнителей благочестия" и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. А. резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но А. не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к А. многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 А. был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе А. не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные произведения: "Книгу бесед", "Книгу толкований", "Житие" (между 1672 и 1675) и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками А. был сожжён в срубе.
Отстаивая старую веру, А. в своих сочинениях резко обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядов. В борьбе со сторонниками Никона А. обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Популярность А. была велика, обличительные проповеди его находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. Становясь на сторону "старой веры", они выражали этим протест против феодального гнёта. Однако формы борьбы, которые предлагал А., были реакционны: самосожжение, религиозный фанатизм, проповедь конца света.
А. был выдающимся писателем своего времени. Его "Житие" является одним из замечательных произведений древнерусской литературы. Он сумел превратить традиционный жанр "Жития" в автобиографическую повесть. Яркость образов и характеристик людей, сочность и непосредственность живого русского языка захватывают читателя.
Соч.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч., М., 1960.
Лит.: История СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966; Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917-1953 гг., в сб.: Труды Отдела древнерусской литературы, т. 10, М.-Л., 1954; Гусев В. Е., "Житие" протопопа Аввакума - произведение демократической литературы XVII в., там же, т. 14, М.-Л., 1958; Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963.
АВВАКУ́М Петрович (1620 или 1621-82) - протопоп, один из основателей старообрядчества, писатель. Сын сел. священника, дьякон и священник сел. прихода в Нижегородском у. Изгнан из прихода после столкновения с "начальниками", в 1646-47 в Москве, сблизился с "Кружком ревнителей благочестия" во гл. с С. Вонифатьевым, познакомился с царем Алексеем Михайловичем. В 1652 назначен протопопом в Юрьевец, вскоре вернулся в Москву, служил в Казанском соборе на Красной пл. В 1652-53 выступил против реформ патриарха Никона, арестован, сослан в Сибирь. В 1656 назначен духовником в экспедицию А. Ф. Пашкова в Даурию. В 1664 возвращен в Москву, с "огнепальной ревностью" обличал "еретическую блудню никониан", приобрел новых сторонников, в т. ч. и среди знати (боярыня Ф. П. Морозова, кн. Е. П. Урусова и др.), подал царю челобитную с призывом отказаться от новшеств. В том же году А. сослали в Мезень. В 1666 доставлен в Москву, после увещеваний на церк. Соборе, созванном для суда над Никоном, расстрижен и проклят; в ответ А. сам предал анафеме архиереев. В 1667 бит кнутом и сослан в Пустозерск. Последние 15 лет жизни А. провел в земляной тюрьме на хлебе и воде. В заточении создал свои "Книгу бесед", "Книгу толкований", "Житие", рассылал грамоты о старой вере, ободрял своих сторонников, призывал их пострадать за старину, обличал власти и офиц. церковь. 14 апр. 1682 А. и его сторонники сожжены за "великие на царский дом хулы".
Соч.: Житие протопопа Аввакума // Изборник. М., 1969; Пустозерский сб. Автографы соч. Аввакума и Епифания. Л., 1975; Пустозерская проза. М., 1989; Послания и челобитные. СПб., 1995.
Лит.: Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. СПб., 1900.
Священномученик Аввакум (в центре) с избранными святыми. Старообрядческая икона. 18 в.


Священномученик Аввакум (в центре) с избранными святыми. Старообрядческая икона. 18 в.
АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621 - 1682), глава старообрядчества, протопоп, писатель. В 1646 - 47 член "Кружка ревнителей благочестия". Выступил против реформ Никона. Сослан с семьей в 1653 в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666 - 67 осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал там собственное жизнеописание - "Житие", одно из лучших произведений русской литературы, и многие др. сочинения. По царскому указу сожжен.
АБАКШИН АБАШИН АБАШКИН АВАКУМОВ АВВАКУМОВ АБАКУМОВ ОБАКУМОВ ОБАКШИН ОБАКШИН
Фамилия образована от крестильного имени Абакум (официально писалось Аввакум) - с др.-евр. - любовь божия. Абаша, Абашка уменьшительные формы этого имени . Образована от полной формы этого имени, такие фамилии были характерны для среды священнослужителей.