АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621-14.4.1682), протопоп, один из основателей русского старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника. В 1646-1647, находясь в Москве, был связан с "кружком ревнителей благочестия" и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. А. резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но А. не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к А. многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 А. был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе А. не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные произведения: "Книгу бесед", "Книгу толкований", "Житие" (между 1672 и 1675) и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками А. был сожжён в срубе.
Отстаивая старую веру, А. в своих сочинениях резко обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядов. В борьбе со сторонниками Никона А. обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Популярность А. была велика, обличительные проповеди его находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. Становясь на сторону "старой веры", они выражали этим протест против феодального гнёта. Однако формы борьбы, которые предлагал А., были реакционны: самосожжение, религиозный фанатизм, проповедь конца света.
А. был выдающимся писателем своего времени. Его "Житие" является одним из замечательных произведений древнерусской литературы. Он сумел превратить традиционный жанр "Жития" в автобиографическую повесть. Яркость образов и характеристик людей, сочность и непосредственность живого русского языка захватывают читателя.
Соч.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч., М., 1960.
Лит.: История СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966; Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917-1953 гг., в сб.: Труды Отдела древнерусской литературы, т. 10, М.-Л., 1954; Гусев В. Е., "Житие" протопопа Аввакума - произведение демократической литературы XVII в., там же, т. 14, М.-Л., 1958; Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963.
АВВАКУ́М Петрович (1620 или 1621-82) - протопоп, один из основателей старообрядчества, писатель. Сын сел. священника, дьякон и священник сел. прихода в Нижегородском у. Изгнан из прихода после столкновения с "начальниками", в 1646-47 в Москве, сблизился с "Кружком ревнителей благочестия" во гл. с С. Вонифатьевым, познакомился с царем Алексеем Михайловичем. В 1652 назначен протопопом в Юрьевец, вскоре вернулся в Москву, служил в Казанском соборе на Красной пл. В 1652-53 выступил против реформ патриарха Никона, арестован, сослан в Сибирь. В 1656 назначен духовником в экспедицию А. Ф. Пашкова в Даурию. В 1664 возвращен в Москву, с "огнепальной ревностью" обличал "еретическую блудню никониан", приобрел новых сторонников, в т. ч. и среди знати (боярыня Ф. П. Морозова, кн. Е. П. Урусова и др.), подал царю челобитную с призывом отказаться от новшеств. В том же году А. сослали в Мезень. В 1666 доставлен в Москву, после увещеваний на церк. Соборе, созванном для суда над Никоном, расстрижен и проклят; в ответ А. сам предал анафеме архиереев. В 1667 бит кнутом и сослан в Пустозерск. Последние 15 лет жизни А. провел в земляной тюрьме на хлебе и воде. В заточении создал свои "Книгу бесед", "Книгу толкований", "Житие", рассылал грамоты о старой вере, ободрял своих сторонников, призывал их пострадать за старину, обличал власти и офиц. церковь. 14 апр. 1682 А. и его сторонники сожжены за "великие на царский дом хулы".
Соч.: Житие протопопа Аввакума // Изборник. М., 1969; Пустозерский сб. Автографы соч. Аввакума и Епифания. Л., 1975; Пустозерская проза. М., 1989; Послания и челобитные. СПб., 1995.
Лит.: Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. СПб., 1900.
Священномученик Аввакум (в центре) с избранными святыми. Старообрядческая икона. 18 в.