АВИДЬЯ - АВИ́ДЬЯ (санскр.), понятие индийской религии и философии. Одно из центральных понятий в буддизме (см. БУДДИЗМ), означающее: 1) незнание как безначальную силу жизни, обрекающую существа страдать и перерождаться в самсаре; 2) отсутствие непосредственного интуитивного видения подлинной реальности; 3) хаос нашего сознания, препятствующий видеть высшую духовную цель Пути освобождения, заставляющий принимать недействительное за действительное, невечное за вечное, пустоту самосущего за сущее Я; 4) незнание 4-х благородных истин (см. БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ), неумение применять их в Пути. Авидья - первое звено 12-членной цепи взаимозависимого происхождения, дающее главную характеристику прошлому рождению как жизни, прошедшей в незнании и хаосе (что и становится причиной, наряду с кармой (см. КАРМА), нового рождения). В этом смысле авидья - это вся мотивирующая сфера сознания с сонмом желаний, мечтаний, побуждений, страхов и т. д., которые движут действиями, словами, мыслями человека, сотворяя карму. Поэтому авидья - самое прочное ярмо (из 10) для перерождающегося человека, от которого освобождаются уже в конце духовного пути только святые лица буддизма - архаты (см. АРХАТ) и бодхисаттвы (см. БОДХИСАТТВА) 10-го уровня (бхуми).
авидья
Энциклопедический словарь
Евразийская мудрость от А до Я.
АВИДЬЯ
(санскр.-отсутствие знания): - важнейшее понятие древней и современной индийской философии, означающее иллюзорные представления повседневного человеческого сознания о действительности; невежество обыденного ума, естественное проявление его принципиального несовершенства. В адвайтаведанте это субъективная сторона майи - объективной мировой иллюзии. Авидья представляет нам мир в виде множественного и дробного, наполненного индивидуальными конечными предметами, в то время как истинным является лишь целостный, единый и бесконечный Брахман - объективный дух, составляющий сущность бытия. Именно авидья порождает переживание индивидуального «я», которого на самом деле не существует. С «я», в свою очередь, связаны все человеческие привязанности, приносящие страдания, привязанность к собственной жизни, к другим людям и т.д. Авидья затемняет путь к Брахману, однако она не есть проявление неких «злых начал» и может быть устранена с помощью «видьи» - знания. «Видья» открывается человеку на пути самосовершенствования: отказа от иллюзии «я», от контроля над чувствами.