АКАДЕМ, -а, м., АКАДЕМКА, -и, ж.
Перерыв в обучении в вузе (обычно на один год) по состоянию здоровья или другим уважительным причинам; академический отпуск.
Взять академ.
Уйти в академку.
АКАДЕМ, -а, м., АКАДЕМКА, -и, ж.
Перерыв в обучении в вузе (обычно на один год) по состоянию здоровья или другим уважительным причинам; академический отпуск.
Взять академ.
Уйти в академку.
В греческой мифологии афинский герой. Он указал Диоскурам место, где Тесей спрятал их сестру Елену. Считается, что философ Платон проводил свои занятия в роще близ Афин, в которой был похоронен Академ. Впоследствии ученики Платона и их школа получили название «Академия».
- Афинский герой, который помог найти Елену, похищенную Тесеем.
- Древнегреческий герой, похороненный в священной роще к северо-западу от Афин, чьим именем была названа школа.
АКАДЕМ... Первая часть сложных слов.
1. Обозначает отнесённость к процессу обучения в среднем и высшем учебном заведении; учебный. Академгруппа, академзадолженность, академуспеваемость.
2. Обозначает отнесённость чего-л. к академии; академический. Академкнига, академцентр.
м.
Комплекс научных институтов Академии наук, жилых домов и культурно-бытовых учреждений для сотрудников.
АКАДЕМГОРО́ДОК -дка́; м. Комплекс научных институтов, жилых домов, культурно-бытовых учреждений и т.п., принадлежащих академии наук. Жить в академгородке.
-дка́, м.
Название отдельно расположенного специального комплекса, в котором находятся научные институты Академии наук СССР (напр., Сибирское отделение АН СССР), жилые дома и культурно-бытовые учреждения для сотрудников.
Прямо из окон здания нового Красноярского академгородка, что стоит на высоком берегу Енисея, открывается панорама гористого правобережья. [Литературная газета, 1974, 44].
Академгородок, дка, м.
Комплекс научных институтов Академии наук СССР, жилых домов и культурно-бытовых учреждений для сотрудников (чаще - о Новосибирском Академгородке).
• Создавая Академгородок, ученые мечтали о развитии большой науки в Сибири. Старт-3, 128.
- Комплекс научных институтов Академии наук, жилых домов и культурно-бытовых учреждений для сотрудников.
АКАДЕМИ ДЕ БАГАТЕЛЬ * académie des bagatelles. Один из моих товарищей, уже офицер, представил меня как увенчанного комика вашему же родственнику А. А. Бибикову; из его гостиной я перепрыгнул через несколько странноприимных гостиных в большой свет, пустился французить, сделался непоследним членом стихотворного общества графа Чернышева, названного Académie des bagatelles. 1. 3. 1836. А. А. Шаховской - П. М. Бакуниной.
АКАДЕМИЗАЦИЯ и, ж. académisme m. Получение статуса академического учреждения. Монголы так одарены музыкально и пластически, что всё, что делают на сцене своего "Большого театра", требующего хотя бы некоторой академизации, находится где-то между искусством, игрой и любовью. М. Арбатова Опыт .. скульптуры.
I м.
1. Направление, сложившееся в художественных академиях Российского государства в XVI - XIX вв., основанное на подражании внешним формам эпохи античности и Ренессанса в сочетании с идеализацией образов, театральностью композиции, условностью рисунка и колорита.
2. Следование в искусстве, науке и т.п. строгим классическим образцам, установившимся традициям, сложившимся правилам.
II м.
Сугубо теоретическая направленность научных и учебных занятий, их оторванность от практики, требований жизни.
АКАДЕМИ́ЗМ, академизма, мн. нет, муж.
1. отвлеч. сущ. к академический во 2 знач.
2. Пренебрежение к общественной работе под предлогом первостепенной важности академических занятий (в высших учебных заведениях).
АКАДЕМИ́ЗМ, -а, муж. (книжн.).
1. Академическое (во 2 и 4 знач.) отношение к чему-н.
2. Направление в искусстве, догматически следующее сложившимся канонам искусства античности и эпохи Возрождения.
АКАДЕМИ́ЗМ1́, -а, м
Методология, характеризующаяся чисто теоретической направленностью научных исследований и учебных занятий вне связи с практикой, требованиями современности.
Сейчас перед учителями стоит сложная задача - поддержание баланса между традиционным академизмом, свойственным нашему образованию, и социализацией детей, которой требует наше время (Журн.).
АКАДЕМИ́ЗМ2́, -а, м Книжн.
Направление в искусстве (существовавшее в XVI-XIX вв.) в европейских художественных академиях, основанное на догматическом следовании канонам, сочетавшее подражание внешним классическим формам античности и итальянского Возрождения с идеализацией образов, театральностью композиции, условностью рисунка и колорита;
Ант.: модернизм.
Одно время Сурикова потянуло к античному миру, к классике, к академизму (В. Сол.).
АКАДЕМИ́ЗМ -а; м.
1. Не связанная с практикой чисто теоретическая направленность научных исследований и учебных занятий.
2. В изобразительном искусстве 16 - 19 вв.: направление, сочетавшее подражание внешним формам античности и Ренессанса с идеализацией образов, театральностью композиции, условностью рисунка и колорита.
3. Следование определённым классическим образцам, установленным традициям и правилам (в поэзии, балете и т.п.). Поэзия в духе академизма. Привнести а. в обучение классическому танцу.
* * *
академи́зм (франц. académisme), 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании. 2) Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики. 3) В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX вв.: следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные идеализированные образы, отвлечённые нормы красоты.
* * *
АКАДЕМИЗМ - АКАДЕМИ́ЗМ (франц. academisme),
1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании.
2) Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики.
3) В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях 16-19 вв.: следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) , насаждало условные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные нормы красоты.
АКАДЕМИЗМ (франц. academisme) - 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании.
2) Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики.
3) В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях 16-19 вв.: следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные нормы красоты.
-а, м.
1. Чисто теоретическое направление в научных и учебных занятиях, оторванность их от практики, от требований жизни.
2. Направление в изобразительном искусстве, догматически следовавшее канонам, сложившимся в античном искусстве и в искусстве эпохи Возрождения.
От холодного академизма с его ходульным, изжившим себя ложноклассицизмом ---, от Ахиллов, Аяксов и Рогнед - художники обратились к суровой и трезвой реальной действительности. В. Яковлев, О великих русских художниках.
АКАДЕМИ́ЗМ - в пластич. иск-вах ев-роп. стран А. складывается в худож. академиях в 16-19 вв. и основывается на следовании формам классич. иск-ва античного мира (Др. Греция и Рим). Предлагал вневременные формы красоты, идеализиров. образы, сюжеты, заимствов. из античной мифологии, Библии, др. истории. Являлся, как правило, офиц. (придворным) иск-вом. Способствовал систематизации худож. образования, развитию классич. традиций в изобразит. иск-вах и архитектуре, созданию вненационального и внесословного идеала красоты посредством выработки системы худож. канонов. В 19 в. частично вытесняется нац. худож. школами, ставящими задачей создание "нац." иск-ва, растущей индивидуализацией процесса творчества, взаимопроникновением культур разл. цивилизаций, обращением к "неклассич." периодам европ. истории и эстетики (напр., средние века). В 20 в. происходит возрождение А., часто в модернизиров. формах. В рус. иск-ве А. связан с деятельностью Имп. АХ в СПб. (1757-1918).
АКАДЕМИЗМ (французское academisme), направление, сложившееся в академиях художественных 16 - 19 вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства античности и Возрождения. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению традиций классического искусства, но культивировал условные идеализированные образы, отвлеченные нормы красоты.
1) следование традициям в науке и искусстве
2) теоретический характер, оторванность от реальной жизни
академи́зм, академи́змы, академи́зма, академи́змов, академи́зму, академи́змам, академи́змом, академи́змами, академи́зме, академи́змах
академи́зм
- 1) чисто теоретическая направленность в научной и учебной деятельности, оторванность от практики, от требований жизни, от актуальных задач и жизненных интересов народа;
2) направление в искусстве 17-19. вв., сложившееся в дворянских и буржуазных академиях художеств и основанное на догматическом следовании канонам искусства античности и Возрождения (Ренессанса); а. противостоял (особенно в 19 в.) прогрессивному реалистическому искусству.
АКАДЕМИЗМ а, м. académisme m. 1845. Рей. 1876. Лексис.
1. Чисто теоретическая направленность в научных и учебных занятиях. БАС-2. Литературоведческие опыты почтенного ученого .. необыкновенно скучны. Такую скуку часто принимают за академизм, при том, что академизм - вторая отличительная черта работ Е. Эткинда. // Октябрь 1998 6 192. Словечко "академизм" на какое-то время < 20-30 гг.> сделалось ругательством, и на горизонте вновь замаячил вопрос о праве Академии на существование. ОЗ 2002 7 213. || Пренебрежение к общественной работе под предлогом первостепенной важности академических занятий. Уш. 1934.
2. Направление, сложившееся в художественных академиях в 16-19 вв. и сочетавшее подражание внешним формам античности и ренессанса с идеализацией образов, театральностью композиции, условностью рисунка и колорита. БАС-2. И декорации и костюмы - это чудовищный шарж на академизм, рапэнская бляга стиля тех рисунков и карикатур, которыми изукрашены стены парижских мастерских. Волошин Лики Парижа. // В. Автобиогр. проза 1991 106.
3. Следование определенным классическим образцам, установившимся традициям, правилам. БАС-2.
4. Привычки, манера поведения людей, связанных с научной деятельностью, кабинетными занятиями и т. п.; академичность. СНС. - Лекс. Брокг.: академизм; САН 1933: академи/зм.
- Излишняя теоретичность.
- Литературное течение 16-19 вв, насаждало условные идеализированные образы, далёкие от жизни сюжеты.
- Приверженность традиции в науке.
- Направление в искусстве 16-19 вв.
Акаде́мии вое́нные - высшие учебные заведения; готовят командные, инженерно-технические, научные, научно-педагогические и другие кадры для Вооруженных Сил.
* * *
АКАДЕМИИ ВОЕННЫЕ - АКАДЕ́МИИ ВОЕ́ННЫЕ, высшие учебные заведения; готовят командные, инженерно-технические и др. кадры для Вооруженных Сил.
АКАДЕМИИ ВОЕННЫЕ - высшие учебные заведения; готовят командные, инженерно-технические и др. кадры для Вооруженных Сил.
Акаде́мии Нау́к хребе́т - в Западном Памире, в Таджикистане. Длина около 110 км. Высота до 7495 м (пик Коммунизма). Ледники (площадь оледенения 660 км2).
* * *
АКАДЕМИИ НАУК ХРЕБЕТ - АКАДЕ́МИИ НАУ́К ХРЕБЕ́Т, в Зап. Памире, в Таджикистане. Длина ок. 110 км. Высота до 7495 м (пик Коммунизма). Ледники (площадь оледенения 660 км2).
АКАДЕМИИ НАУК ХРЕБЕТ - в Зап. Памире, в Таджикистане. Длина ок. 110 км. Высота до 7495 м (пик Коммунизма). Ледники (площадь оледенения 660 км²).
Акаде́мии худо́жественные - научно-творческие центры в области пластических искусств (преимущественно государственный учреждения), высшие художественные школы (иногда частные). Возникли в Италии в XVI в. В 1648 основана Королевская академия живописи и скульптуры в Париже, по образцу которой в XVII-XVIII вв. создана АХ в Вене, Берлине, Лондоне и др. В 1757 основана Академия художеств в России (Санкт-Петербург; существовала до 1918); в 1947 воссоздана в Москве как Академия художеств СССР, с 1992 Российская академия художеств.
* * *
АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ - АКАДЕ́МИИ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЕ, научно-творческие центры в области пластических искусств (преимущественно государственные учреждения), высшие художественные школы (иногда частные). Возникли в Италии в 16 в. В 1648 основана Королевская академия живописи и скульптуры в Париже, по образцу которой в 17-18 вв. создана АХ в Вене, Берлине, Лондоне и др. В 1757 основана Академия художеств (см. АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ (Санкт-Петербург)) в России (С.-Петербург; существовала до 1918; в 1947 воссоздана в Москве как Академия художеств СССР, с 1992 Российская академия художеств).
АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ - научно-творческие центры в области пластических искусств (преимущественно государственные учреждения), высшие художественные школы (иногда частные). Возникли в Италии в 16 в. В 1648 основана Королевская академия живописи и скульптуры в Париже, по образцу которой в 17-18 вв. создана АХ в Вене, Берлине, Лондоне и др. В 1757 основана академия художеств в России (С.-Петербург; существовала до 1918; в 1947 воссоздана в Москве как академия художеств СССР, с 1992 Российская академия художеств).
АКАДЕ́МИИ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЕ - научно- или уч.-творч. (гос. или частные) учреждения, являющиеся центрами пластич. иск-в. Первые А. Х. возникли в Италии в 16 в. как свободные объединения художников, изучающих античное наследие, приемы великих мастеров Ренессанса и развивающих их худ. принципы. Первая А. Х. в совр. смысле - Королевская академия живописи и скульптуры в Париже (осн. в 1648, действовала до Вел. франц. революции 1789), по образцу к-рой в 17-18 вв. были созданы академии в др. европ. странах (в Вене - 1692, Берлине - 1694, Лондоне - 1768). Академия в Париже сыграла важную роль в формировании эстетич. принципов классицизма - т. н. "большого стиля" офиц. придворного иск-ва. В 19 в. академиями стали называться и нек-рые частные студии (напр., Академия Жюлиана в Париже). Постепенно расширяющаяся свобода творчества сокращала влияние А. Х., оставляя им роль хранителей классич. идеалов красоты. Имп. Академия художеств в СПб. создана в 1757 по проекту графа И. Шувалова (первый ректор) как необходимая составная часть европ. стиля худ. жизни. Среди первых учеников - Баженов, Лосенко, Шубин, Рокотов и мн. др. (см. Академия художеств в России).
АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, научно-творческие центры в области пластического искусства (преимущественно государственные учреждения), высшие художественные школы (иногда частные). Возникли в Италии в 16 в. В 1648 основана Королевская академия живописи и скульптуры в Париже, по образцу которой в 17 - 18 вв. созданы художественные академии в Вене, Берлине, Лондоне, Санкт-Петербурге и др.
I м.
1. Учёный, художник, скульптор и т.п., избранный членом соответствующей академии [академия 1.].
отт. Действительный член академии как звание.
2. разг.
Студент, слушатель или выпускник академии [академия 2.].
II м. разг.
Тот, кто хорошо разбирается в каком-либо деле (обычно с оттенком иронии или шутливости).
АКАДЕ́МИК - сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) кого? акаде́мика, кому? акаде́мику, (вижу) кого? акаде́мика, кем? акаде́миком, о ком? об акаде́мике; мн. кто? акаде́мики, (нет) кого? акаде́миков, кому? акаде́микам, (вижу) кого? акаде́миков, кем? акаде́миками, о ком? об акаде́миках
Академик - это действительный член какой-либо академии наук, а также соответствующее научное звание.
Академик Российской академии наук. | Академики негосударственных академий. | Трижды академик профессор Иванов.
АКАДЕ́МИК, академика, муж.
1. Член академии наук.
|| Высшее художественное звание, присуждаемое Академией художеств. Академик архитектуры.
2. Окончивший курс или учащийся в высшем учебном заведении, носящем название академии: военной, духовной и др. (разг. дорев.).
Академик
-а, м.
1) Действительный член академии, а также звание действительного члена академии.
Речь академика.
Академик Алтынай известна на всю страну (Айтматов).
2) Звание ученого, художника, скульптора и т. п., избранного в соответствующую академию.
Родственные слова:
акаде́мия
Этимология:
От польского akademik (← лат. academicus). В русском языке - с Петровского времени.
АКАДЕ́МИК, -а, м
Человек, имеющий звание члена академии наук, в академиях с двухступенчатой структурой членства - высшее (действительного члена академии, в отличие от члена-корреспондента), а также само звание ученого, избранного в соответствующую академию.
Затем я говорю студентам о нашей семье… об отце, ученике прославленного византииста, профессора, академика Кондакова… (В. Катаев).
АКАДЕ́МИК -а; м.
1. Действительный член академии наук.
2. Звание учёного, художника, скульптора и т.п., избранного в соответствующую академию.
3. Разг. О человеке, много знающем, хорошо разбирающемся в чём-л. В анатомии он а.
* * *
акаде́мик - звание члена академии. В академиях с двухступенчатой структурой членства звание академик - высшее (в отличие, например, от члена-корреспондента). В академиях ряда стран существуют звания почётный академик.
* * *
АКАДЕМИК - АКАДЕ́МИК, звание члена академии. В академиях с двухступенчатой структурой членства звание академик - высшее (в отличие, напр., от члена-корреспондента). В академиях ряда стран существует звание почетный академик.
АКАДЕМИК - звание члена академии. В академиях с двухступенчатой структурой членства звание академик - высшее (в отличие, напр., от члена-корреспондента). В академиях ряда стран существует звание почетный академик.
-а, м.
1. Действительный член академии наук.
2. Звание ученого, художника, скульптора и т. п., избранного в соответствующую академию.
3. разг. устар.
Окончивший курс или учащийся академии (во 2 знач.).
Академик - руководящее лицо или специалист с большим опытом, многое знающий и умеющий, гуру своего дела
Академик, в написании этого слова ошибиться трудно, а вот в произношении... Некоторые склонны произносить это слово «красиво»: [акадэ/мик], но единственно верным будет произношение с мягким «д», как, например, в слове дело.
акаде́мик, акаде́мики, акаде́мика, акаде́миков, акаде́мику, акаде́микам, акаде́миком, акаде́миками, акаде́мике, акаде́миках
Польское - akademik (учитель, наставник).
Латинское - akademicus.
Греческое - akademeia.
Слово «академик» было распространенным в русском языке уже в Петровскую эпоху, то есть в конце XVII - начале XVIII вв.
Слово было заимствовано из польского, где akademik - «учитель, наставник». В польский язык слово пришло из латинского, где существительное akademicus («наставник») представляет собой суффиксальное производное от akademia - «учебное заведение».
Первоисточником же является греческое akademeia, слово, образованное от имени собственного Академ. Так звали мифического героя Аттики, в саду которого якобы читал свои знаменитые лекции великий философ Платон.
Академиями в Древней Греции называли философские школы Платона, позже - греческие учебные и научные заведения, а академиками - преподавателей в этих заведениях.
Производное: академический.
Заимств. из польск. яз. в Петровскую эпоху. Польск. akademik «учитель, наставник» восходит к лат. academicus, суф. производному от academia < греч. akadēmeia (буквально «школа Платона», находившаяся в саду мифического героя Академа).
Академик - спортсмен называется так, потому что занимается спортом. Школьник - потому что ходит в школу (см.). А почему академик - академик?
Примерно четыре тысячи лет тому назад в Древней Греции, в Афинах, был сад, в котором великий ученый Платон собирал своих учеников. Они гуляли по аллеям, занимались спортом, а также вели мудрые беседы. Сад носил имя легендарного древнегреческого героя, который, как считалось, был где-то здесь похоронен. Звали героя Академ. Поскольку в саду собирались ученые, то позже высшее собрание людей науки стали называть академией, а их самих - академиками.
АКАДЕМИК (лат. academicus, от греч. academia). 1) ученый или художник, принадлежащий к составу академии. 2) последователь Платона.
- Высшая степень учёности учёного.
- Генерал науки.
- Келдыш или Сахаров.
- Самый маститый учёный.
- Достиг потолка научной карьеры.
I м. устар.
Студент, слушатель или выпускник какой-либо академии [академия 2.] - высшего учебного заведения.
II м.
Приверженец академизма [академизм I 1.] - направления в искусстве, науке и т.п., отличающегося следованию строгим классическим образцам, установившимся традициям, сложившимся правилам.
III м.
Участник студенческой организации "академическая лига", "академический союз", формально проводившей принцип невмешательства студентов в общественно-политическую жизнь страны, а фактически противодействовавшей революционному движению среди студентов (в Российском государстве до 1917 г.).
академи́ст, академи́сты, академи́ста, академи́стов, академи́сту, академи́стам, академи́стом, академи́стами, академи́сте, академи́стах
См. ученик...
АКАДЕМИСТ а, м. académiste m., нем. Akademist, пол. akademist.
1. Студент, воспитанник академии. Сл. 18. Одоард упал. Силвии бросился на него. Доктор просит за него, как за свое академиста. Ит. ком. 157. Академист кто в рыцарской академии учится ездить на лошадях, танцовать, фехтовать и проч. ФРЛ-1 1 10. Старик-дед непременно хотел, чтоб его внук был военным, как все графы Баскаковы, и притом ученым военным, академистом. Шеллер Хлеба и зрелищ. // Ш. 10 357.
2. То же, что академик; ученый. Сл. 18. Контракты с профессорами учинить надлежит: 1) Должен каждый академист на пять лет обязаться в науках прилежно трудиться. МАН 1 54.
3. Последователь академизма в искусстве.
4. В дореволюционной России - участник реакционной студенческой организации .., формально проводившей принцип невмешательства студентов в общественно-политическую жизнь страны, а фактически противодействовавшей революционному движению среди студентов. БАС-2. Г. Г. Замысловский, который просил нас рекомендовать ему нескольких лично известных студентов-академиков, чтобы они приехали на предстоящий в середине марта съезд академистов. 8. 2. 1912. ВИ 1999 10 107. Тогда в институте невысоко ценились студенты, которые занимались главным образом учебой, их презрительно называли "академистами", большим уважением пользовались общественники. М. Лилина По эту сторону колючей проволоки. // Звезда 1998 11 68.
5. Спортсмен, занимающийся академической греблей. СНС. - Лекс. Лекс. 1762: академист; Сл. 18: академи/ст 1724.
АКАДЕМИСЬЕН académicien m. 1555. Лексис.Член Французской Академии. Академисьен, аранжимент, аранжировщик, арондисман, комбатант, комптуар, отбанкетиться, регулон <?>, реноватор, фиксизм, фонтан-грифон, шмен-де-фер. Список слов без описания. СМ-77.
Академи́ческая гимна́зия - первое в России светское среднее общеобразовательное учебное заведение (1726-1805) при АН в Санкт-Петербурге, готовило учащихся к поступлению в Академический университет. В 1758-1765 Академическую гимназию возглавлял М. В. Ломоносов.
* * *
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ - АКАДЕМИ́ЧЕСКАЯ ГИМНА́ЗИЯ, первое в России светское среднее общеобразовательное учебное заведение (1726-1805). Была учреждена при Академии наук в Санкт-Петербурге в 1724, открыта в 1726. Готовила учащихся к поступлению в Академический университет (см. АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) и для государственной службы. Контингент учащихся - мальчики из различных свободных сословий. В гимназии преподавались латинский, немецкий, французский языки, русская словесность, история, география, математика, естественные науки, рисование. В 1758-1765 Академическую гимназию возглавлял М. В. Ломоносов (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич), который в 1759 составил ее «Регламент». Ломоносов считал гимназию за «Universitatis nutrix sen penu atque promtuarium» - «Кормилицу университета, его кладовую и поставщицу».
В 1765 было открыто подготовительное отделение для маленьких детей. В 1770 Академическая гимназия была объединена с Академическим университетом и стала именоваться Академическим училищем, или училищем Академии, при этом сохранилось и старое название - Академическая гимназия. Обучались студенты (элевы) из числа старших гимназистов по университетской программе. В 1805 Академическая гимназия была закрыта, а 55 ее учащихся составили первый набор вновь учрежденной Петербургской губернской гимназии.
Академическая гимназия размещалась в доме на подворье Троице-Сергиевой лавры на углу 15-й линии Васильевского острова и набережной Невы, а с 1765 - на Тучковой набережной в доме баронов Строгановых.
Среди учеников: натуралист, путешественник, академик И. И. Лепехин (см. ЛЕПЕХИН Иван Иванович), ученый Н. Я. Озерецковский (см. ОЗЕРЕЦКОВСКИЙ Николай Яковлевич), церковный деятель П. Н. Озерецковский, государственный деятель А. Г. Волков, литератор В. В. Попугаев, ученый Я. Д. Захаров (см. ЗАХАРОВ Яков Дмитриевич), педагог, ученый В. М. Севергин (см. СЕВЕРГИН Василий Михайлович).
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ - первое в России светское среднее общеобразовательное учебное заведение (1726-1805) при АН в Санкт-Петербурге, готовило учащихся к поступлению в Академический университет. В 1758-65 академическую гимназию возглавлял М. В. Ломоносов.
АКАДЕМИ́ЧЕСКАЯ ГИМНА́ЗИЯ - первое в России светское ср. общеобразоват. уч. заведение при АН (1726); готовило к поступлению в Академич. ун-т; 2 отделения: нем. школа (3 года обуч.) и лат. школа (2 года обучения). Осн. предметы: языки, словесность, история, математика, рисование, естествознание. После создания в 1731 Шляхетского кадетского корпуса дети дворян, как правило, перестали поступать в А. Г., в осн. в ней обучались дети солдат, мастеровых, мелких ремесленников. В 1758-65 ее возглавлял М. В. Ломоносов, улучшивший материальное положение г-зии. Он составил Регламент уч.-воспитат. работы, основой обучения сделал рус. яз. и лит-ру, открыл интернат для бедных детей. Закрыта в связи с реформой образования (1805).
Академи́ческая гре́бля - вид гребного спорта - гонки на академических судах. Зародилась в 1-й половине XIX в. в Великобритании. В Международной федерации гребных обществ (FISA, основана в 1892) около 80 стран (1997). В программе Олимпийских игр с 1900, чемпионаты мира с 1962, Европы с 1893.
* * *
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРЕБЛЯ - АКАДЕМИ́ЧЕСКАЯ ГРЕ́БЛЯ, вид гребного спорта - гонки на академических судах (см. АКАДЕМИЧЕСКИЕ СУДА). В Международной федерации гребных обществ (FISA, основана в 1892) ок. 80 стран (1999). В программе Олимпийских игр с 1900, чемпионаты мира с 1962, Европы с 1893.
Гребля является одним из древнейших видов спорта. Самые ранние сведения о гонках на гребных судах, которые проводились на Ниле в Древнем Египте, восходят к 25 веку до н. э. Позднее такие состязания стали проводиться в Древнем Риме. С начала 13 века в Англии интенсивно использовались небольшие лодочки и баржи для перевозки пассажиров и грузов через Темзу, а также вверх и вниз по Темзе близ Лондона, а уже в 16 веке перевозчики стали устраивать гонки. К началу 18 века в Лондоне насчитывалось более чем 40 тыс. перевозчиков-профессионалов, носивших специальную форму. В 1715 состоялась первая, организованная английским актером Томасом Доджетом гонка, которая впоследствии стала называться его именем. Это старейшее состязание по гребле в мире. Первая известная регата (см. РЕГАТА) состоялась в 1775 на Темзе. Гонки между Оксфордом и Кэмбриджем, а также Хенлейская королевская регата в 19 веке положили начало академической гребле как виду спорта.
В России гребля начала развиваться так же, как и в Англии, в 18 веке. В 1718 Петр I подписывает указ о создании в России «Невского флота с тем, чтобы «...научить подданных без страха плавать по морям и любить его». С 1742 в Петербурге и Москве большой интерес вызывают гонки «краснорубашечников», перевозчиков «рабочего люда и товаров». Гребные лодки того времени были мало приспособлены для проведения спортивных соревнований. Постепенно стали появляться различные новшества, в частности широкие сидения, смазанные салом, по которым гребцы, одетые в кожаные штаны, сгибая ноги, легко скользили. В 1830, появились выносные уключины, в 1857 - подвижные банки, а в 1904 - металлические уключины с колковыми вертлюгами (см. ВЕРТЛЮГ), которые затем были заменены на вращающиеся. К началу 20 века академические лодки достигли своего современного вида.
Первой спортивной организацией в России со своим «Уставом и командором» стал Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, открытый 21 мая 1860. Здесь были разработаны первые правила ведения гонок, установлена длина соревновательной дистанции, появились протокольные записи результатов гонок. В 1867 такой же клуб открылся в Москве: Московский речной яхт-клуб, который существует и поныне, располагаясь у развилки реки Москвы и обводного канала. Называется он «Гребная база «Стрелка».
В 1892 проводится первое первенство России, победителем которого стал москвич Сергей Шустов. На дистанции 690 саженей (1140 м) он показал результат 6 мин 30 сек. Всего было проведено 22 чемпионата, в которых на одиночках участвовали гребцы только из Москвы и Петербурга. 7 раз побеждали москвичи, 15 раз - гребцы северной столицы.
С 1909 российские гребцы стали встречаться с зарубежными спортсменами. Петербуржец Михаил Кузик дважды выиграл открытый чемпионат Нидерландов и принял участие в Играх олимпиады 1912 года в Стокгольме, где вышел в полуфинал. В эти же годы москвич Анатолий Переселенцев на одиночке выиграл первенство Франции, и в двойке парной - чемпионат Европы.
В 1922 было проведено первое первенство РСФСР по гребле и плаванию, а в 1925 в Ленинграде - первое первенство СССР, в котором все призовые места достались представителям Москвы и Ленинграда. В 1928 в Москве состоялась Первая Всесоюзная спартакиада, собравшая более 7 тысяч участников. В ее программу были включены заезды и по академической гребле. С 1945 проведение чемпионатов Советского Союза стало ежегодным.
В 1950 на Москве-реке были проведены первые международные соревнования со спортсменами из Чехословакии, входившими тогда в элиту мировой гребли. И несмотря на это, все заезды были выиграны советскими гребцами. В 1951 советские гребцы впервые выехали за рубеж, в Берлин, для участия в Первых Всемирных студенческих играх и, завоевав 6 золотых медалей, заняли первое место в общекомандном зачете. Академическая гребля входит в программу олимпийских соревнований, начиная с 1900. До 1976 в олимпийских регатах участвовали только мужчины. На Олимпиаде в Монреале впервые стартовали женщины.
В 1952 году в Хельсинки советские гребцы дебютировали на Олимпийских играх (см. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ (летние)). Дебют оказался удачным, выступление советских гребцов расценивалось как самая большая сенсация олимпийской регаты. Ленинградский спортсмен, 22-летний Юрий Тюкалов (см. ТЮКАЛОВ Юрий Сергеевич), переживший блокаду, в упорной борьбе завоевал золотую медаль на одиночке, обыграв австралийского гребца М. Вуда. Серебряные награды получили гребцы из Киева Г. Жилин и И. Емчук, выступавшие в двойке парной, и восьмерка, целиком составленная из спортсменов общества «Крылья Советов» с загребным В. Крюковым. В командном зачете сборная гребцов СССР набрала 18 очков и заняла второе место, уступив всего одно очко команде США.
На следующей Олимпиаде в Мельбурне (1956) соперничество Тюкалова и Вуда продолжилось. Оба сменили класс лодок и выступали в двойках парных. И вновь победу со своим напарником А. Беркутовым праздновал Тюкалов. Он стал двукратным олимпийским чемпионом. Потом эта замечательная пара пять раз подряд (1956-1960) выиграла европейское первенство (чемпионаты мира по академической гребле в те годы не проводились) и завоевала серебряные медали на Олимпиаде в Риме в 1960.
В 1956 в Мельбурне свою первую золотую награду завоевывает В. Н. Иванов (см. ИВАНОВ Вячеслав Николаевич), победивший австралийца С. Маккензи. На Играх в Риме (1960) и Токио (1964) Иванов одержал очередные победы и стал первым трехкратным олимпийским чемпионом среди одиночников. Его результат удалось повторить только финскому гребцу Пертти Карпинену (см. КАРПИНЕН Пертти), победившему на Играх 1976 в Монреале, 1980 в Москве и 1984 в Лос-Анджелесе.
Но «абсолютным» олимпийским чемпионом среди гребцов является англичанин Стив Редгрейв (см. РЕДГРЕЙВ Стив). Он пять раз (в 1984, 1988, 1992, 1996, 2000) побеждал на Олимпийских играх и 7 раз становился чемпионом мира.
На Олимпиаде в Афинах российские гребцы после 28-летнего перерыва (последнее золото было завоевано на Играх в Мельбурне, 1976) сенсационно завоевали золотые награды в классе мужских четверок парных (С. Федоровцев, И. Кравцов, А. Свирин, Н. Спинев).
Федерация гребли СССР вступила в Международную ассоциацию гребных обществ в 1952. С 1993 официальные чемпионаты мира проводятся по следующей программе: одиночка (мужчины и женщины), двойка парная (мужчины и женщины), двойка распашная без рулевого (мужчины и женщины), двойка распашная с рулевым (мужчины), четверка парная (мужчины и женщины), четверка распашная без рулевого (мужчины и женщины), четверка распашная с рулевым (мужчины), восьмерка (мужчины и женщины). Программа Олимпийской регаты включает те же самые классы лодок, кроме двойки и четверки распашных с рулевым. Длина гоночной дистанции для всех категорий лодок - 2000 м.
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРЕБЛЯ - вид гребного спорта - гонки на академических судах. Зародилась в 1-й пол. 19 в. в Великобритании. В Международной федерации гребных обществ (FISA, основана в 1892) 71 страна (1991). В программе Олимпийских игр с 1900, чемпионаты мира с 1962, Европы с 1893.
Академическая гребля.
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРЕБЛЯ, вид гребного спорта - гонки на академических судах [класс наиболее быстроходных гребных лодок с веслами на уключинах и подвижными (на роликах) сиденьями - банками]. Зародилась в Великобритании в 1-й половине 19 в., в России в 1860-х гг. В 1892 основана Международная федерация гребных обществ (ФИСА); объединяет около 80 стран. Чемпионаты Европы с 1893, мира с 1962.
Академическая свобода
(academic freedom), право получать знания, проводить исследования или преподавать, не подчиняясь никакому полит, контролю. Без А.с. наука не может развиваться, т.к. необходимо независимое исследование фактов и мнений. В 1632 г. Галилей был обвинен в ереси за утверждение, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не вокруг Земли. По мере секуляризации образования религ. вмешательство в академические исследования сменилось давлением со стороны политиков и коммерч. структур. В большинстве стран существует контроль над академической и образовательной системами, тоталитарные режимы используют этот контроль в целях насаждения своей доктрины. В 1930-х гг., напр., мн. сов. ученые-генетики лишились своего места работы из-за того, что их исследования якобы шли вразрез с принципами марксизма. Еще больше ученых еврейской национальности (включая 20 действительных и будущих лауреатов Нобелевской премии) были вынуждены эмигрировать, опасаясь репрессий со стороны нацистов. Направление академических исследований в большей степени зависит от гос. инвестиций в науку и спонсорства со стороны коммерч. структур. Ученые, находящиеся на гос. службе, ощущают на себе еще более сильное давление со стороны пр-ва.
академические позы (принимать) - иноск.: изысканные (намек на позы натурщиков в Академии художеств)
Ср. Опуская свой... стакан в колодец, они (некоторые посетители Пятигорска) принимают академические позы.
Лермонтов. Княжна Мери.
Так говорят об искусственно-изысканных позах. < Намек на позы натурщиков в Петербургской Академии художеств.