ж.
Метод музыкальной композиции, предполагающий мобильность музыкального текста, когда элементы случайности возводятся в ранг формообразующих факторов.
ж.
Метод музыкальной композиции, предполагающий мобильность музыкального текста, когда элементы случайности возводятся в ранг формообразующих факторов.
Алеато́рика (от лат. alea - игральная кость; жребий, случайность), метод музыкальной композиции XX в., предполагающий мобильность музыкального текста, когда элементы случайности возводятся в ранг формообразующих факторов. Алеаторику использовали П. Булез, Дж. Кейдж, А. Г. Шнитке и др.
* * *
АЛЕАТОРИКА - АЛЕАТО́РИКА (от лат. alea - игральная кость, случайность), метод музыкальной композиции 20 в., использующий элементы случайности как формообразующий фактор.
АЛЕАТОРИКА (от лат. alea - игральная кость - случайность), метод музыкальной композиции 20 в., использующий элементы случайности как формообразующий фактор.
АЛЕАТО́РИКА (от лат. alea - игра в кости, случайность, жребий) - распространенная во 2-й пол. 20 в. техника композиции, опирающаяся на использование в процессе соч. или исполнения музыки фактора случайности. В рамках т. н. абсолютной, или тотальной А. орг-ция отд. эл-тов звучания может определяться композитором с помощью бросания игральной кости, разбрызгивания чернильных пятен по нотной бумаге и т. п. На осн. столь же случайных факторов исполнителю м. б. предложено определять последовательность и сочетаемость звуковых эл-тов, набор к-рых и является плодом композиторского творчества. В рамках т. н. "относительной" ("ограниченной и контролируемой") А. фактор случайности определяет не весь процесс звучания данной музыки, а лишь отд. фрагменты или слои фактуры (А. "внутр. формы"). Имея ист. прецедент в коллективной фольклорной импровизации, А., возникла в 1950-х гг. в экспериментах американца Дж. Кейджа, немца К. Штокхаузена и француза П. Булеза в качестве новой формы творч. мышления, противоположной серийным принципам орг-ции муз. текста - додекафонии, наряду с к-рой А. является одним из направлений совр. муз. авангарда, получившим широкое распространение в 1960-80 гг. (в России - в муз. А. Волынского, С. Слонимского, А. Шнитке и др.).
Лит.: Шнедерсон Г. О музыке живой и мертвой. М., 1964; Его же. Сериализм и алеаторика - "тождество противоположностей" // Сов. музыка, 1971. № 1.
АЛЕАТОРИКА (от латинского alea - игральная кость; жребий, случайность), метод музыкальной композиции 20 в., предполагающий мобильность музыкального текста, когда элементы случайности возводятся в ранг формообразующих факторов. Алеаторику использовали П. Булез, Дж. Кейдж, А.Г. Шнитке и др.
алеато́рика
(лат. alea игральная кость, случайность) течение в современном муз. искусстве, провозглашающее формалистический способ сочинения и исполнения музыки, основанный на случайном сочетании звуков.