Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

композиция

Толковый словарь

I ж.

1. Теория составления музыкальных произведений и построения произведений изобразительного искусства.

2. Строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы и искусства.

3. Произведение (живописи, музыки и т.п.), имеющее определённое построение, единство.

отт. Объединенное темой, сюжетом сочетание литературных, музыкальных и т.п. произведений или их частей.

II ж. устар.

Сочинение музыкального произведения.

III ж. устар.

Сплав различных металлов.

КОМПОЗИ́ЦИЯ - сущ., ж., ???

Морфология: (нет) чего? компози́ции, чему? компози́ции, (вижу) что? компози́цию, чем? компози́цией, о чём? о компози́ции; мн. что? компози́ции, (нет) чего? компози́ций, чему? компози́циям, (вижу) что? компози́ции, чем? компози́циями, о чём? о компози́циях

1. Когда вы говорите о композиции чего-либо, например литературного, музыкального произведения, вы имеете в виду способ, манеру расположения различных частей этого произведения относительно друг друга.

Композиция романа.

2. Композицией называют музыкальное, живописное и т. п. произведение, которое построено определённым образом.

В новый альбом вошли 15 композиций. | В центре композиции расположена женская фигура с зонтом. | Цвет играет важную роль в оформлении декоративной композиции.

3. Композицией называют сочетание литературных, музыкальных и т. п. произведений или их частей, которые объединены одним сюжетом, одной темой.

Хореографическая композиция.

4. Композицией называют искусство составления или построения музыкальных, живописных и т. п. произведений.

Класс композиции. | Уроки композиции в художественной школе. | Фэн-шуй - китайское искусство композиции.

композицио́нный прил.

Толковый словарь Ушакова

КОМПОЗИ́ЦИЯ, композиции, жен. (лат. compositio - составление) (книжн.).

1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе.

|| Музыкальное произведение (муз.). Это - очень талантливая композиция.

2. Отдел теории архитектуры, излагающий правила соединения частей в одно целое (архит.).

3. Художественная структура, построение произведения (иск.). Поэма, прекрасная по композиции, но недостаточно обработанная. Композиция лирического стихотворения. Композиция картины. Композиция романса, сонаты.

4. Материал, представляющий собой сплав, состав из нескольких веществ. «Медальон… из какой-то композиции.» Гончаров.

5. Имитация, подделка (преим. драгоценного камня; устар.). Малахитовая композиция.

Толковый словарь Ожегова

КОМПОЗИ́ЦИЯ, -и, жен.

1. Строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К. романа, картины, симфонии, книги.

2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. Скульптурная к. Хореографическая к. Литературно-музыкальная к. Архитектурная к.

3. Теория сочинения музыкальных произведений. Класс композиции.

4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (напр. железа и бетона, пластика и стекла, металла и неметалла) (спец.).

| прил. композиционный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.). Композиционные особенности романа. Композиционные материалы.

Популярный словарь

Композиция

-и, ж.

1) (чего) Строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его частей.

Композиция "Слова о полку Игореве". Композиция картины.

Синонимы:

архитекто́ника, построе́ние, структу́ра

2) Произведение (музыки, живописи и т. п.), имеющее определенное построение.

Скульптурная композиция.

Хореографическая композиция.

Литературно-музыкальная композиция.

Старик [учитель музыки]... снова сыграл свою чудную композицию (Тургенев).

3) Комбинация предметов, составленных определенным образом, фрагмент окружающей среды, вырванный взглядом художника, и т. п.

Баба торговала пирогами. Они были укрыты одеялом. Они, остывающие, еще не испустившие жара жизни, почти что лопотали под одеялом, возились, как щенки. В то время я жил плохо, как все, и такой благодатью, домовитостью, теплотой дышала эта композиция, что в тот день я принял твердое решение: купить себе такое же одеяло (Олеша).

4) только ед., муз. Сочинение музыки, а также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

Курс композиции.

Заниматься композицией.

Родственные слова:

композицио́нный, компози́тор

Этимология:

Из западноевропейских языков (нем. Komposition, фр. composition ← лат. compositio ‘составление’, ‘сочинение’). В русском языке - с Петровского времени.

Энциклопедический комментарий:

Композиция - важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения. Единицей композиции считается отрезок произведения, в котором сохраняется один способ изображения или единая точка зрения на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих отрезков образуют композиционное единство произведения. В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы. Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.

Словарь существительных

КОМПОЗИ́ЦИЯ, -и, ж

Произведение изобразительного искусства или музыки, сложное и неоднородное по составу, но обладающее определенным построением, единством.

… Я слышал, как экскурсовод объясняла: «Ермак расположен в центре композиции, чем подчеркивается его роль вождя, атамана, полководца» (В. Сол.).

КОМПОЗИ́ЦИЯ, -и, ж

Строение, соотношение и взаимное расположение составных частей какого-л. художественного произведения

. Композиция прозаической вещи должна быть доведенадо такого состояния, чтобы ничего нельзя было выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушился смысл повествования и закономерное течение событий (Пауст.).

Переводоведческий словарь

композиция - взаимодействие принципов внутреннего и внешнего построения текста в его язы-ково-стилистическом оформлении; это не только схема построения текста, а идейно-эстетическая категория, теснейшим образом связанная с содержанием.

Ср. архитектоника.

Энциклопедический словарь

КОМПОЗИ́ЦИЯ -и; ж. [от лат. compositio - составление]

1. Строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства. К. романа. К. оперы. К. картины. Мастерство композиции.

2. Произведение (музыки, живописи и т.п.), имеющее определённое построение, единство. Исполнить несколько композиций на фортепьяно. // Объединённое темой, сюжетом сочетание литературных, музыкальных и т.п. произведений или их частей. Литературно-музыкальная к. Театр показал композицию по стихам поэтов-фронтовиков. Хореографическая к. Цветочная к.

3. Иск. Теория составления музыкальных произведений и построения произведений изобразительного искусства. Класс композиции. Экзамен по композиции. Уроки композиции в художественной школе.

4. Устар. Сочинение музыкального произведения.

5. Спец. Сплав из различных металлов.

Композицио́нный, -ая, -ое (1, 5 зн.).

* * *

компози́ция (от лат. compositio - составление, связывание), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).

2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.

3) Произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.

4) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

* * *

КОМПОЗИЦИЯ - КОМПОЗИ́ЦИЯ (от лат. compositio - составление, связывание),

1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают «отрезок» произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих «отрезков» образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).

2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.

3) Произведение, включающее различные виды искусств (напр., литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.

4) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

Большой энциклопедический словарь

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio - составление - связывание),1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое Произведение.3) Произведение, включающее различные виды искусств (напр., литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.4) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

Академический словарь

-и, ж.

1. Строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства.

Композиция романа. Композиция оперы.

Окруженный солдатами, Оганесян начал разъяснять им смысл и композицию картин. Казакевич, Весна на Одере.

2. Произведение (музыки, живописи и т. д.), имеющее определенное построение, единство.

[Лемм] снова сыграл свою чудную композицию. Тургенев, Дворянское гнездо.

Никогда не учась рисовать, он набрасывал эскизы и композиции, которые обличали богато одаренное воображение и сильное артистическое чутье. Григорович, Пахатник и бархатник.

||

Объединенное темой, сюжетом сочетание литературных, музыкальных произведений или их частей.

Литературно-музыкальная композиция.

3. муз.

Теория составления музыкальных произведений.

Класс композиции.

||

Сочинение музыкальных произведений.

Видя, с какою неистовою страстью я предавался композиции, он старался отклонить меня от этой, по его мнению, пагубной склонности. Глинка, Записки.

4. устар.

Сплав из различных металлов.

Я сам купил у мальчишки медальон героя из какой-то композиции. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

[От лат. compositio - составление]

Гуманитарный словарь

КОМПОЗИ́ЦИЯ (от лат. composition - составление, соединение) - построение худож. произв., согласованность его частей, обусловл. его содержанием, характером и назначением; организующий эл-т худож. формы. В пластич. иск-вах К. объединяет частные моменты построения худож. формы (формирование пространства, объема, объединение отд. ч. произв. в гармоничное единство, согласованность масштабов и пропорций изображения, особенности тонального и цветового решения и т. п.). Разные страны и эпохи характеризуются своими собств. сравнительно устойчивыми формами (канонами) К. в архитектуре и изобр. иск-ве. К. непосредственно участвует в формировании стиля в иск-ве.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КОМПОЗИЦИЯ (от латинского compositio - сложение, составление),

1) построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

2) музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, а также произведение, включающее различные виды искусства (например, литературно-музыкальная композиция) или составленное из разных произведений и отрывков. Музыкальная композиция может фиксироваться нотным письмом.

Сборник слов и иносказаний

композиция -

компоновка (композиция)

сочинение

Композитор. Компоновать - сочинять

Ср. Надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере накопления, а известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать.

А.П. Чехов. Хмурые люди. Скучная история. 1.

Ср. Compono (compositum) - сочиняю.

Орфографический словарь

компози́ция, -и

Формы слов для слова композиция

компози́ция, компози́ции, компози́ций, компози́циям, компози́цию, компози́цией, компози́циею, компози́циями, компози́циях

Синонимы к слову композиция

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: произведение, составление, формирование

Антонимы к слову композиция

рассоединение

Лингвистические термины

композиция (лат. compоsitio - сочинение, связь)

Соотношение отдельных частей, компонентов текста, образующее единое целое. Структура, предполагающая использование отношений единства "первичных" элементов и закон композиции.

Морфемно-орфографический словарь

компози́ци/я [й/а].

Грамматический словарь

компози́ция ж 7a

Этимологический словарь

компози́ция

впервые у Куракина; см. Смирнов 152. Через польск. kоmроzусjа "сочинение" или нем. Komposition от лат. compositiō.

Композиция - см. компот

Словарь галлицизмов русского языка

КОМПОЗИЦИЯ и, ж.

1. composition f., пол. kompozycyja <, ит. composizione. Иск. Сочинение, создание произведений искусства; составление чего-л. Сл. 18. Фасад, в котором нижний карниз дорической, а главной средней карниз собственной господина сочинителя композиции. МАХ 238. А я, как без руля корабль, по пучине морской ношусь и не знаю, что делаю, а признавать подобно, что за худыя композиции при экзамене истязан буду, а по истязании следовательно будет и наказание и прочая. 23. 11. 1753. Василий Коржавин - брату Ерофею. // Арсеньев Бум. 413. Инвенции, подаваемые от директора Академии художеств компанировать для академии и подавать в канцелярию, а какие его композиции на меди вырезаны быть имеют оные для грыдоровальщиков рисовать ему так чтобы по оным грыдоровать .. и ретушировать скрайним <так> прилежанием. 1763. Молева Пед. сист. 342. Он <суфлер> поклялся мен, чьей она <пьеса> композиции <не знает>, а известно только то, что прислана к ним в комверте с партикулярным человеком. 1765. Лукин Письмо господину Ельчанинову. // Ком. 18в. 90. Заставляли его играть на скрипке; играл он не гораздо хорошо, видно, что недавнишняя его композиция. 1765. Порошин Зап. // РС 1881 31 339. Императорская Академия знает о том верно, что римские бывшие славные профессоры имели перед прочими Академиями преимущество в рисунке, композии, экспрессии и драпери, а в колюрах натуральных .. и клер обскюр, весьма были слабы пред прочими, а почитались в этом венециани. 1767. А. Лосенко. // Каганович 301. А ныне нашед случай с его сиятельством графом Брюсом, посылаю одну картину моей композиции, этюд с натуры колюрами, ескиз и три рисунка. 1765. А. Лосенко. // Каганович 296. Я всех святых из церкви переносил мыслями под переходы на стены и делал их своею композицею, за что меня заставали и секали часто. 1770. Баженов Автобиогр. // Молева Пед. сист. 346. Проочитай вопросы и пересмотри свои композиции с отеческою улыбкою. 1786. Петров - Карамзину. // Погодин Карамзин 1 34. Их <фрески> без особого комментария понять нельзя; композиция иногда довольно удачна, но Корнелиус презирает колорит - и , как почти все нынешние художники, - эклектик, аллегорист и подражатель, хотя видно, что ему очень хотелось быть оригинальным. Тург. Письма из Берлина. Компоновка, сочинение, в музыке и других художествах, как действие, искусство, так и самый предмет, что сочинено. Даль. Господин .. занимающийся отчасти ж композицией нравоописательных статеек а la Тряпичкин. // Салт. 10-1 245. Исполнение по рояле или в оркестре альтерированных квартовых шестизвучий, характерных для новейших композиций Скрябина. Соврем. 1915 1 98. Тут уж <на картине>, как говорила моя старая нянька, конпозиция. ЛГ 6. 7. 1994. Профессия у не была странная - мастер спорта по шашечной композиции. Е. Рейн Призрак в коридоре. // НМ 1998 3 83. Заметка .<о слове "пикантный"> ранее не публиковалась. Здесь печатаается как композиция из сохранившихся в архиве разрозненных рукописных фрагментов, относящихся к разному времени. Прим. ред. Виноградов 1994 790.

2. Ит. composizone. муз. Теория сочинения музыкальных произведений. Сл. 18. < Иосиф Гайдн>обучался композиции. Кн. муз. 19. // Сл. 18 10 127.

- един. Соотношение. В такой же композици смачивают холсты и земляные мехи, сшитые вместе, которые прицепляют к домовым воротам или дверям, когда хотя их зажечь. 1733. Арт. С.-Р. 1 345.

3. composition f., compozycyia <лат. compositio. Смешение, составление чего-л. из каких-л. веществ. Сл. 18.

Тая же злодейственная ненависть .. в невидимом своем образе содержит (к)аммуникацию в различных кампозициях или составах, по сущему подобию главнаго артиллернаго снаряда важных и свирепых бомб. 1683. А. Матвеев Зап. // Зап. рус. людей 1 3. Посылаю к вам одну фонтану от фейверка, которые посланы от китайского хана ко мне междо иными подарками 20 штук, ис которых я сжег две и видяя искры из них зело изрядные. Того ради потшися всякими образы достать реестр композиции, которая в них набиваетца и пришли дабы мы могли здесь делать. Петр I - агенту Лангу. 1722. // Рус.-кит. отн. 1 332. И по проезде через Берлин о болезни своей, колике билозной, говорил с дохтуром придворным Шталь, который дал мне пирюли его властной композиции. 1718. АК 3 234. О композиции, или о смешении металлов. 1733. Арт. С.-Р. 2 43. Имеющийся у канцеляриста Безсонова принятой из рентереи в деньгах рублевик, который явился фальшивый, сделанный из некакой композиции, отдать для положения в медальерный кабинет. 1745. МАН 7 246. Привез он, господин асессор, от берлинскаго химика Потта пробы порцелину, також зеленнаго и карминнаго лаку его композиции, которым на масле писать можно. 1749. МАН 10 201. В одном <покое>, к надворной стороне, убрано красною композициею, в пилястрах, панелях и обойных брусках. 1757. Яковкин Ист. Царского 2 204. Также искусен быть <должен> в композициях их мастик, дабы какую разбитую вещь .. склеить было можно. ДАЭ 34. Медные <пуговицы> с композицие. Тариф 1766. Из воску и смолы, и из других вещей состав; <композиция> гуще мази а жиже пластыря. ЛВ-1 1 455. Пряжки томпаковые на туфли (с композицией" и "без композиции" у <актера> Григория Волкова. Дризен 36. Моя <для предохранения от гнилости снастей> композиция по жирному ея свойству всякой сырости сопротивляется. 22. 1. 1800. Н. А. Львов - Г. Г. Кушелеву. // РОА 9 53. В 1775 году кончилось отлитие бюста и коня, из композиции: запрудной меди, олова и цинка. Пушкарев Опис. СПб. 1 106. Страннее всего: вез я в коробе, стоящем в передке, посуду из композиции, под мрамор, кол попал прямо в короб, проткнул короб насквозь, а разбился только один стакан. Левшин Война 1807. // РС 1876 16 72. Состав, смесь металлов, сплав; поддельный, составной камешек или иная подобная вещь. Даль. Фальшивая бронза, так называемая композиция, приняла свое начало на французской почве и впервые явилась во всем своем блеске, на Лондонской всемирной выставке. Обзор ман. пром. 1865 3 210. Но верно быдо, однако же, то, что правый глаз его был стеклянный, хотя и очень искусно подделанный. Зубы тоже были из композиции. Дост. Село Степанчиково. То, что здесь продается лекарств, совсем неведомо, что за композиция, и никакого от них проку и действия. 9. 3. 1935. Е. А. Свиньина Писма в Париж. // Звезда 1997 11 77. || Об имитациях драгоценных, цветных камней. Сл. 18. Конский убор, выложенный хрусталями, топазами и композициями с фабрики господина Ломоносова. Порошин Зап. 10. || Искусственные смеси душистых веществ, воспроизводящие запахи растений или (своеобразные) фантазийные запахи. Алешина 1992 42.

- един. Сделка, мошенничество. Сиятельные и превосходительные подрядчики берут из казны за овес по три рубли и более, делают композиции с полковниками что меньше они возьмут, да и то неисправно платят, и никакой управы никто еще не имел. 1791. А. А. Безбородко. // АВ 13 226.

4. устар. Подделка. Для большего удешевления продукции медь в бронзовых сплавах заменялись цинком, оловом или свинцов.. Это так называемая "фальшивая" или "биргингемская" бронза (современники называли ее также "композицией") затем бронзировалось или золотилось гальваническим способом < сер. 19 в.>. Памят. культ. 1992 368. Прасковью Ивановну кто-то уверил, что настоящий хороший кофе можно найти только в Петербурге, - в Москве все композиция. 1845. Победоносцев Милочка . // Живые картины 136. - Лекс. Ян. 1804: композиция; САН 1847: компози/ция; Сл. 18: копозиция 1711 (кампа- 1707, -ея,-иа 1715.

Словарь иностранных слов

КОМПОЗИЦИЯ (лат., этим. см. пред. слово). 1) соединение отдельных предметов в одно целое. 2) состав, из которого приготовляются поддельные драгоценные камни. 3) музыкальное сочинение. 4) техническое выражение для различных металлических сплавов.

Сканворды для слова композиция

- Суть икебаны.

- Построение изображения.

- Произведение, неоднородное по своему составу.

- Картина Казимира Малевича «Супрематическая ...».

- Картина французского художника Х.Арпа.

- Музыкальное произведение, сложное и неоднородное по составу.

Полезные сервисы

композиция высказывания

Переводоведческий словарь

композиция высказывания - внутренняя структура, конкретное построение высказывания.

Полезные сервисы

композиция линейная

Лингвистические термины

Тип композиции, отражающий естественную последовательность фактов.

Аанализа текста

Тип композиции, отражающий естественную последовательность фактов.

Полезные сервисы

композиция многомерная

Лингвистические термины

Тип композиции, предполагающий наличие различных пространственных, временных, условных связей, включающий элементы обобщения.

Аанализа текста

Тип композиции, предполагающий наличие различных пространственных, временных, условных связей, включающий элементы обобщения.

Полезные сервисы

композиция параллельная

Лингвистические термины

Тип композиции, отличающийся дополнительными отношениями сопоставляемых фактов, событий.

Аанализа текста

Тип композиции, отличающийся дополнительными отношениями сопоставляемых фактов, событий.

Полезные сервисы

композиция текста

Стилистический словарь

КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА - это схема организации и структурной упорядоченности целого текста (произведения), отражающая строение, соотношение и взаимное расположение его частей, членение на смысловые элементы, степень и характер выраженности этих элементов, порядок их следования и взаимосвязь между ними.

Понятие К. традиционно используется для характеристики худож. произведения как целого со стороны его содержательной формы. В литературоведении К. определяется как "построение худож. произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении" (А.И. Ревякин). К. обусловливается не только закономерностями изображаемой действительности, но и мировоззрением, худож. методом и конкретными идейно-эстетическими, в частности жанровыми, задачами, поставленными автором. Обычно к элементам К. худож. произведения относят экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

К. нехудож. текстов обычно понимается как последовательность трех основных частей речевого сообщения: вступления, главной части и заключения. Вступление предполагает введение в тему и содержание текста, представление материала, постановку проблемы, конкретизацию аспекта ее рассмотрения и др. Нередко (особенно в публиц. и науч.-популярных жанрах) введение преследует психологические цели, т.е. отражает стремление автора завладеть вниманием читателя (слушателя), вызвать его интерес, установить психологический контакт с аудиторией. С этой целью могут использоваться яркие образы, интересные, интригующие сообщения о каких-либо фактах, парадоксальные суждения, проблемные вопросы, обращения к аудитории и др.

Главная (основная) часть содержит развитие концепции, намеченное вступлением. Здесь непосредственно и разносторонне раскрывается тема, решаются поставленные проблемы, сообщаются основные сведения. В этой части особенно важно соотношение общих и частных вопросов, абстрактных понятий и конкретных примеров, фактических и статистических сведений и т.п. Здесь же наиболее полно реализуется тот или иной функц.-смысловой тип речи (см.) - повествование (см.), рассуждение (см.), описание (см.) и др. В главной части автор излагает основной материал, в отношении которого выносится суждение или оценка; анализирует (отвергает или принимает) чужие суждения или оценки, предлагает свое понимание темы. Коммуникативное намерение субъекта речи реализуется посредством констатации (см.), доказательства (см.), опровержения и других способов аргументации, включающих тезис - основное положение, которое доказывается в процессе речи, аргументы - положения, которые приводятся в обоснование тезиса и истинность которых является доказанной независимо от тезиса (в качестве аргументов также используются проверенные науч. положения, достоверные факты, аксиомы), демонстрацию - форму соотнесенности аргументов и тезиса. Важнейшая роль в основной части принадлежит тезису, его подтверждению или опровержению.

В заключении обычно подводится итог, со всей определенностью формулируются выводы, суммируется сказанное, намечаются новые задачи и проблемы, требующие разрешения, содержатся призывы к аудитории и т.п.

Однако подобное членение является в большей степени не композиционным, а содержательно-тематическим, поскольку одно и то же трехчастное деление свойственно текстам, К. которых различна. Иногда названные три части действительно совпадают с композиционным членением, но и в этом случае они связаны с содержательным, а не структурным аспектом текста.

В лингвостилистике понятие К. отражает 1) взаимосвязь статического и динамического аспектов текста (первый связан с построением, архитектоникой текста, второй - с логическим развертыванием содержания, движением хода мысли); 2) процесс расчленения континуума (см.) текста на сегменты, информативные блоки и объединения информации внутри каждого блока; 3) внутреннюю (смысловую) сторону организации текста (см. смысловая структура) и его внешнюю сторону (членение на части, разделы, главы, параграфы, абзацы и и.п.).

Исходя из этого в композиционно-смысловой организации текста различаются логико-композиционный и собственно-композиционный планы. Логико-композиционный план, в свою очередь, включает структурно-логический и структурно-смысловой аспекты; собственно-композиционный план предполагает композиционно-содержательный и формально-композиционный аспекты.

Структурно-логический план текста характеризует его конкретные особенности через призму логических понятий как отражение хода мыслей автора в виде суждений и умозаключений, а также способ изложения мыслей (дедуктивный, индуктивный, дедуктивно-индуктивный, индуктивно-дедуктивный). Структурно-смысловой план текста проявляется в организации смыслового содержания. Он отражает способы развития мыслей (последовательное или параллельное), направление логического движения мыслей (горизонтальное или вертикальное), способы сопоставления мыслей (сравнения, аналогии, противопоставление понятий или их признаков и т.п.). Композиционно-содержательный план текста фиксирует структурные способы раскрытия компонентов содержания через их расположение в составе целого, форму выражения, характер речевой реализации. Формально-композиционный план текста характеризует взаимоотношения между его вступительной, основной и заключительной частями, которые могут нести различную композиционную и смысловую нагрузку в зависимости от стиля, жанра и типа, в рамках которых создан текст.

К. текста может быть простой и сложной. Для многих жанров (типов текстов) существуют готовые стандартные формы не только выражения мысли (на уровне предложения, абзаца), но и на уровне построения текста (документы, деловые письма, авторефераты диссертаций и др. - см. жанры оф.-дел. стиля, жанры науч. литературы). В связи с этим выделяется "нулевой уровень" композиции с присущим ему линейно-последовательным и объективно-нейтральным изложением (например, N родился в… году в селе… В детстве… В юности… и т.п.). Стремление к большей выразительности требует от автора трансформации нейтрально-линейной последовательности изложения - реальной (т.е. изменение естественного течения факта, явления) либо логической (т.е. изменение отношений элементов в системе, установленной в той или иной науч. области, например замена дедукции индукцией в науч.-популярном тексте). Трансформированные композиционные структуры широко используются не только в худож. произведениях, но во многих нехудож. жанрах - очерках, фельетонах, науч.-популярных текстах, учебниках, в судебной речи и т.д. В.В. Одинцовым выделено пять типов усложненной К., определяющей развертывание нехудож. текстов: конкретизацию, трансмутацию, адаптацию, аддицию, иммутацию (см. лит.).

В рамках риторики (применительно к устной и письменной убеждающей речи) используется коммуникативный подход к К., который базируется на следующих теоретических положениях: 1) речь является не только результатом деятельности, но и самой этой деятельностью, отсюда К. речевого произведения есть не только готовая структура, но и процесс создания этой структуры; 2) речевая деятельность основана на целеполагании, поэтому К. текста - это не просто структура, а структура, наделенная коммуникативной функцией управления вниманием адресата. В соответствии с данными положениями К. речевого произведения определяется как строение, соотношение, взаимное расположение частей (подбор, группировка и последовательность), посредством которого адресант (оратор) управляет вниманием адресата (аудитории) таким образом, что эти части воспринимаются как единое иерархическое целое, где каждому компоненту уделяется внимание, соответствующее его значимости, обусловленной коммуникативной установкой (Т.Г. Хазагеров).

В риторике разработаны основные принципы композиционного построения убеждающей речи: 1) оптимальный подбор главных и факультативных компонентов; 2) оптимальная внутренняя структура главных компонентов, включающих описание темы и проблемы, контактоустанавливающую часть, изложение тезисов, аргументов и выводов и др.; 3) оптимальное расположение и группировка факультативных компонентов (отступлений, связанных с налаживанием обратной связи с аудиторией, приемов, обеспечивающих активизацию внимания адресата, и др.); 4) оптимальный подбор, группировка и последовательность расположения используемых языковых средств.

Лингвистический аспект изучения К. худож. текста предполагает "анализ динамически развертывающегося содержания, которое раскрывается в смене и чередовании разных форм и типов речи, синтезируемых в образе автора и его создающих как сложную, но целостную систему экспрессивно-речевых средств" (В.В. Виноградов). Композиционной единицей литературного произведения является такой его элемент (микрообраз), в рамках которого сохраняется один и тот же способ худож. изображения. С этой точки зрения выделяются динамическое повествование, статическое описание или характеристика, диалог персонажей, монолог, внутренний монолог, авторская ремарка, лирическое отступление и т.п. Каждый из этих элементов характеризуется особым содержанием, определенной функцией в образной системе произведения, а также специфической речевой реализацией.

Простейшие единицы композиции объединяются в более сложные и крупные композиционные формы - портрет (который может слагаться из отдельных элементов повествования, описания, характеристики и т.п.), пейзаж, разговор и др. Дальнейшее укрупнение композиционных элементов приводит к выделению сцены, в рамках которой осуществляется взаимодействие ряда более частных компонентов. Сцены объединяются в самые крупные единицы композиции - главы, части, тома, акты произведения.

Специфический характер имеет композиция в лирическом произведении, где более ограничен круг способов худож. изображения, а членение текста неразрывно связано со структурой стиха.

Науч. текст, содержащий изложение нового знания, в целом характеризуется композиционной однотипностью, хотя и допускающей вариативность. Помимо членения на введение, основную часть и заключение К. науч. произведения свойственно отражение закономерностей процесса познавательной деятельности и формирования знания (Е.А. Баженова, Л.М. Лапп). Так, композиционно-смысловая структура монографий и статей обычно фиксирует динамику этапов (фаз) развития науч. знания, его движение от старого к новому по законам "отрицания отрицания", преемственности, развития мысли по спирали. Изложение строится от экспликации в тексте проблемной ситуации, далее - проблемы, идеи, гипотезы - к доказательству (аргументации) и выводу (закону). Кроме того, науч. текст может фиксировать и интуитивные решения проблемы. Словесное воплощение названных этапов, выражаемое специализированными языковыми и текстовыми средствами (см. коммуникативный блок), сопровождается различными модальными значениями и актуализацией определенных текстовых категорий (см. функциональная семантико-стилистическая категория). Если, например, описание проблемной ситуации связано с выражением удивления и сомнения, идеи - эмоцией радости, гипотезы - модальным значением возможности, то вывод (закон) формулируется в тональности уверенности, определенности и даже категоричности.

Специфичным способом развертывания науч. текста, также определяющим своеобразие его К., являются развернутые вариативные повторы, или РВП (см.), когда вначале кратко сформулированный тезис (обычно центральный в концепции автора) затем многократно повторяется, семантически углубляясь и развиваясь (Н.В. Данилевская). РВП в науч. тексте оказываются своеобразным композиционным стержнем, обеспечивающим структурную упорядоченность и смысловую прогрессию произведения.

Композиция оф.-дел. текстов унифицирована и подчинена комплексу государственных стандартов, устанавливающих общие требования к содержанию и форме документов, используемых на всех уровнях управления. Форма документа определяется его назначением, типом, а также конкретным содержанием. К элементам содержания документа относятся распоряжения, обращения, мотивировки, выводы, цифровые перечни, схемы и т.д., к элементам оформления - реквизиты (наименования, адреса, даты, регистрационные номера и т.д.). Служебный документ, как правило, составляется в строгом соответствии с типовым формуляром, принятым для документов данной разновидности. Так, приказ содержит перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия, мероприятий, которые могут быть необходимы для его исполнения, и сроков исполнения. Текст приказа состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. В констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых действий и причины издания приказа. Распорядительная часть содержит изложение конкретных предписываемых действий и указание исполнителей.

Композиционная стройность документа определяется не только последовательностью изложения содержания и расположением материала. Во многом она зависит от характера и объема сведений, включаемых в документ. В любом случае текст документа должен быть компактным, по возможности кратким и не должен содержать тематически разнородных, логически не связанных между собой сведений.

Внешним выражением композиционной структуры дел. текста является рубрикация - графически выраженное членение текста на составные части. Простейшей рубрикой выступает абзац, который является внутренне замкнутой смысловой единицей и служит показателем перехода от одной темы (мысли) к другой. Абзацное членение текста нередко сочетается с нумерацией, заголовками и подзаголовками.

Стандартизация композиционной структуры дел. текстов, обусловленная спецификой коммуникации в оф.-дел. сфере, значительно упрощает работу с документацией. Напротив, нарушение требований, предъявляемых к документу типовым формуляром, существенно осложняет работу и затрудняет использование документа.

Композиционное членение разг. диалога основывается на выделении в нем тематических фрагментов (Т.В. Матвеева), минимальных диалогических единств (А.Н. Баранов, Е.Г. Крейдлин), интенционально-тематических фрагментов (И.Н. Борисова) - локальных содержательных единиц, характеризующихся тематической и смысловой целостностью, тема-рематической организацией, коммуникативным и структурным единством. Объединение данных компонентов в целое обеспечивается ассоциативными, логическими, эмоциональными связями, заданным сценарием коммуникативного события или коммуникативной стратегией участников речевого взаимодействия (И.Н. Борисова).

Композиционная организация нехудож. текстов различных речевых разновидностей и жанров требует дальнейшего изучения.

Лит.: Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М., 1959; Кожинов В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Т. 2. - М., 1964; Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970; Успенский Б.А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и типология композиционной формы. - М., 1979; Одинцов В.В. Стилистика текста. - М., 1980; Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М., 1982; Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. - Л., 1986; Бабайлова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. - Саратов, 1987; Кухаренко В.А. Интерпретация текста. - М., 1988; Лапп Л.М. Интерпретация научного текста в аспекте фактора "субъект речи". - Иркутск, 1993; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. - Ростов н/Д., 1994; Данилевская Н.В. Вариативные повторы как средство развертывания научного текста // Очерки истории науч. стиля рус. лит. языка. Т. II. Ч. 1. Стилистика научного текста (общие параметры). - Пермь, 1996; Баженова Е.А. Научный текст в аспекте политекстуальности. - Пермь, 2001; Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. - Екатеринбург, 2001.

Е.А. Баженова

Методические термины

КОМПОЗИ́ЦИЯ ТЕ́КСТА.

Схема семантической и структурной организации текста, отражающая строение, соотношение и взаимное расположение его частей, членение на смысловые элементы, типы связей между элементами текста. Понимание К. т. важно при обучении чтению и письму.

Полезные сервисы

композиция текста, метод организации излагаемого содержания

Лингвистические термины

1) Закономерности построения логичного текста. Правильно выбранный метод организации материала является одним из основных лингвистических условий реализации логичности речи на уровне синтаксиса связного текста

2) Один из элементов информационной модели логичности речи, несущий учебную информацию о языковых условиях ее реализации на уровне связного текста.

Полезные сервисы