м.
Телеграфное или иное сообщение без использования кода или шифра; открытым текстом, клером.
I.
КЛЕР I а, м. claire f., clairçage m., нем. Klär. Сженая кость claire. Сл. комм. 6 174. Порошок из золы костей для очистки золота, серебра. Ян. 1804. Клер. Так называют тот порошок, который состоит из весьма пережженой и выщелоченной древесной золы и из пережженого белого цвета костей. Сей порошок употребляется для делания капелей. Ян. 1804. Пережженый костный мельчайший порошок. известный под названием клера или клеры (klare; claire). Спасский Горн. сл. 1841. Промытая зола, из которой делаются чашечки, употребляемые пробирерами. Вавилов 1856. Флюс, шлак, клер, глет. нем. Металлург. терминология. Замкова 82.
II.
КЛЕР II а, м. claire. Термин телеграфа, когда сообщение идет без кодирования. Капельзон. Открытый текст. Порецкая. В перлюстрации: en clair рескрипт к барону Келлеру .. с уведомлением, что кампания кончена. 1788. Храповицкий Дн. 201.
КЛЕР (франц. claire, от clair - ясный). Костяная зола, употребляемая для приготовления пробирных чашечек, капелей.
- Один из самых значительных французских кинорежиссёров 1920-х и 1930-х годов, создатель жанра музыкального фильма, писатель, актёр.
КЛЕР (Clair) Рене (1898-1981) - французский кинорежиссер и сценарист. Фильмы: "Под крышами Парижа" (1930), "Последний миллиардер" (1934), "Большие маневры" (1955), "Порт де Лила" (1957; в советском прокате "На окраине Парижа"), "Все золото мира" (1961) и др.
КЛЕР (Clare) Джон (1793-1864) - английский поэт. Жил в бедности, занимался фермерством, скончался в приюте. Сборники пасторальной лирики "Стихи о сельской жизни и природе" (1820), "Менестрель" (1821), "Календарь пастуха" (1827) заново открыты символистами (А. Саймонс) и высоко оценены в 20 в., когда издана и его автобиография (1931).
КЛЕР Джон - КЛЕР (Clare) Джон (1793-1864), английский поэт. Жил в бедности, занимался фермерством, скончался в приюте. Сборники пасторальной лирики «Стихи о сельской жизни и природе» (1820), «Менестрель» (1821), «Календарь пастуха» (1827) заново открыты символистами (см. СИМВОЛИЗМ) (А. Саймонс) и высоко оценены в 20 в., когда издана и его автобиография (1931).
Клер Рене (Clair), настоящая фамилия Шомет (Chomette) (1898-1981), французский кинорежиссёр. От авангардных фарсово-эксцентрических фильмов («Антракт», 1924) перешёл к созданию лирико-иронических, порой сатирических комедий: «Соломенная шляпка» (1928), «Под крышами Парижа» (1930), «Большие манёвры» (1955), «Порт де Лила» (1957; в отечественном прокате - «На окраине Парижа»), «Всё золото мира» (1961) и др. Для режиссёрской манеры Клера характерны опора на театральные и литературные традиции, тонкая наблюдательность, фантазия, юмор, музыкальность. Автор сценариев своих фильмов.
* * *
КЛЕР Рене - КЛЕР Рене (Rene Clair; наст. фам. Шомет, Chomette) (11 ноября 1898, Париж - 15 марта 1981, Нейи-сюр-Сен, Франция), французский кинорежиссер.
Сын торговца мылом, Рене с раннего детства увлекался театром, писал стихи и пьесы, ставил спектакли в кукольном театре. Во время Первой мировой войны добровольцем ушел на фронт. В 1920-х гг. увлекся левой идеологией и художественным авангардом. Рене выступал с критическими статьями, снимался в фильмах Луи Фейада и Якова Протазанова (см. ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович).
В 1923 Клер поставил по собственному сценарию фантастическую комедию «Париж уснул». Оригинальный замысел позволил сочетать сатиру на нравы и мораль обывателя с экспериментами (движение, монтаж, ритм). В 1924 снял короткометражный фильм «Антракт», предназначенный для дадаистического спектакля. Последующие ленты Клера «Призрак Мулен Ружа» (1925) и «Воображаемое путешествие» (1926) не имели успеха. Уже в них возникает тема несовпадения мечты и реальности.
В 1927 Клер экранизировал водевиль «Соломенная шляпка», которая стала одной из лучших лент немого кино и образцом лирической комедии. Эта картина вывела Клера в число ведущих режиссеров французского кино. Его водевили «Двое робких» (1928), «Миллион» (1931), лирические и сатирические комедии «Под крышами Парижа» (1930, первая звуковая лента Клера), «14 июля» (1933), «Свободу нам!» (1932), «Последний миллиардер» (1934, приз на международном кинофестивале в Москве, 1935) отличаются оригинальными экспериментами со звуком, музыкой и изображением. В каждой ленте он ставил перед собой новые формальные задачи и с блеском их решал.
Постепенно складывается своеобразный мир клеровских персонажей, в котором представлены наиболее характерные типы межвоенной эпохи. В то же время определяется и специфический взгляд режиссера на мир, заявляющий о себе то лирическим изображением жизни обитателей окраин Парижа, то жесткой сатирой на абсурдность и античеловечность индустриализованного общества.
После 1934 Клер переезжает в Англию, а в начале Второй мировой войны - в США. Его картины 1936-1945 гг. «Призрак едет на Запад» (1935), «Красотка Нового Орлеана» (1941), «Я женился на ведьме» (1942) по-прежнему остроумны и профессиональны, но утрачивают прежнее обаяние. После войны Клер снимает во Франции фильмы «Молчание - золото» (1947), «Красота дьявола» (1950), «Ночные красавицы» (1952), однако эти фильмы не имели особого успеха у зрителей и критики, несмотря на высочайшее мастерство и оригинальные находки.
Картины позднего Клера «Большие маневры» (1955, первый цветной фильм режиссера), «Порт де Лила» (1957, другое прокатное название - «На окраине Парижа»), «Все золото мира» (1960) проникнуты лирической нежностью, поэтизируют жизнь парижских окраин, персонажей, не находящих себе места в безумном мире потребления. Последняя лента «Праздники любви» поставлена в 1965. Автор смешных и условных по манере фильмов, которые снимались в стилизованных декорациях, Клер остается символом самого счастливого периода для кино Франции, отстоявшего свою независимость и оригинальность. В 1960 Клер первым из деятелей кино был избран членом Французской академии.
КЛЕР Рене (Clair, Rene) (1898-1981), французский кинорежиссер, сценарист. Клер (наст. имя - Рене Шомет, Chomette) родился 11 ноября 1898 в Париже. В 1921 статистом дебютировал в кино. Сыграв в нескольких картинах, в 1922 был принят на должность ассистента режиссера. В том же году поставил свою первую самостоятельную картину - экспериментальную короткометражку Париж уснул (Paris qui dort). Следующая картина Клера, также фантастическая комедия Призрак Мулен-Руж (Le Fantme du Moulin Rouge), провалилась. Тем не менее в 1924 он был приглашен снять короткометражный фильм для показа в антракте дадаистического балетного спектакля Представление отменяется (Relche). Первый звуковой фильм Клера - Под крышами Парижа (Sous les Toits de Paris, 1930) - принес режиссеру международную известность. Последовавшие за ним Миллион (Le Million, 1931) и Свободу нам! (A Nous la libert, 1932) были отнесены к шедеврам комедийного жанра. Англоязычный дебют Клера - Призрак едет на Запад (The Ghost Goes West, 1935) - тоже увенчался крупным коммерческим успехом, что побудило режиссера с началом Второй мировой войны выехать в США. Во время пятилетнего пребывания в Америке Клер снял всего четыре фильма. Вернувшись в 1947 во Францию, Клер активно работал в кино, но лишь две его работы - Ночные красавицы (Les Belles de nuit, 1952) и Большие маневры (Les Grandes Manoeuvres, 1955) получили признание.
ЛИТЕРАТУРА
Брагинский А.В. Рене Клер. М., 1963 Клер Р. Сценарии и комментарии. М., 1969 Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. М., 1981 Божович В.И. Рене Клер - классик французского кино. М., 1981
Рене Клер.
КЛЕР (Clair) (настоящая фамилия Шомет) Рене (1898 - 1981), французский кинорежиссер. От авангардных фарсово-эксцентрических фильмов ("Антракт", 1924, и др.) перешел к созданию лирико-иронических, порой сатирических комедий: "Под крышами Парижа" (1930), "Последний миллиардер" (1934), "Молчание - золото" (1947), "Большие маневры" (1955), "Порт де Лила" (1957, в прокате - "На окраине Парижа"). Для режиссерской манеры Клера характерны тщательная проработка деталей, музыкальность.
Р. Клер. Кадр из фильма "Порт де Лила".
КЛЕР-ДЕЛЮН claire de lune. букв. Лунный свет. Сукно-клер - светлого цвета клер де люн. Передник-пластрон был из черного фая, гарнированный кружевным плиссе, по которому блестела вышивка из бисера клер-де-люн. Буренин Хвост. См. также Клэр де люн.
КЛЕР-ОБСКЮР а, м. claire-obscure. У живописцев называют свет и тень, т. е. такой рисунок, коего тени темны, а свет возвышен белым цветом. Ян. 1803. В композиции Остадовой, так как и всех фламанских мастеров, поетичества живописи, благородства характеров, возвышенные мысли и вкус Антика не находятся, а вместо того удивительная правда, искусное сплавление красок, совершенный колер и прелестный клер-обскюр, кои, можно сказать, насилно эстиму зрителей к сему живописцу привлекают. Д. А. Голицын Опис. знаменитых произведений. // Брук 249. О колере, который две вещи заключает: краску свойственную или принадлежащую ко всякому предмету, и клер-оскур, живописец, должен совершенное знание иметь. Д. А. Голицын Описание знаменит. произведений. // Каганович 309. Императорская Академия знает о том верно, что римские бывшие славные профессоры имели перед прочими Академиями преимущество в рисунке, композиции, экспрессии и драпери, а в колюрах натуральных .. и клер обскюр, весьма были слабы пред прочими, а почитались в этом венециани. 1767. А. Лосенко. // Каганович 301. Клер-обскюр есть хитрость распорядить пристойно и авантажно свет и тень, столь на особливых предметах, сколь во всей картине: на особливых предметах, дабы чрез то пристойное им окружение и релиев от картин дать. 1776. Д. А. Голицын Описание знаменитых произведений. // Каганович 310. Композиция его <Андриена ван Остода> не возвышеннее была Тениеров, Баруеровых и протчих фламандцов и состояла также в кабаках. табажиях, поварнях и протчее. Его можно почитать за мастера фламандского, который наиболее разумел клер-обскюр. Д. А. Глицын Описание знамен. произведений. // Брук У истоков 249. Он имел совершенное понятие о светло-темном (clair-obscur ). Историч. сл. Ладвоката 1769 г. Как соблюден клер-обскюр! Путешествие дю-Пати в Италию в 1785 г. Перевод с фр. Спб, 1800-1801. Клеробскюр, свет и тень в живописи. И. И. Татищев. Полный фр.-росс. сл. М., 1816 т.1. Истинное же волшебство очертательного художества есть тьмо-свет (clair-obscur ). Галич. // Эст. трактаты 1974 2 241. Клеробскюр, светлые места и тени на картине. Н. С.Арапова Светотень. // РР 1994 6 107. Нельзя ли пройти к свету ближе, я враг claire-obscur'ов. С. Витте Мой роман. // ВЕ 1902 6 634. - Тут clair-obcur не точно смешан. Ошибка, братец. Н. Полевой Живописец. Не упоминаю о сильной клар-обскуре Еспаньолета, которая в соединении с творчеством производит такой необычный эффект в картине "Ангел, освобождающий Петра из темницы". Анненков Путев. зам. // А. Париж. письма 273. Шлегель .. держится исторического мистицизма; везде clair-obscur. 6. 5. 1812. Н. М. Карамзин - С. С. Уварову. // РОА 2-3 31.- Норм. Параллельно ему <клеробскюр> существовало слово светотень, возникшее в конце 18 в. Держалось до 30-40 гг. 19 в. Наряду с ним тьмосвет. Принятый в настоящее время термин светотень впервые отмечается в журнале "Моск. телеграф! 1828 г. № 22. // РР 1994 6 107. - Лекс. Чудинов 1902: клер-обскюр.
КЛЕР-ОБСКЮР (фр.). 1) в живописи: правильное распределение света и тени. 2) резьба на дереве и пластинках для отпечатания с них рисунков красками.
клере́т, клере́ты, клере́та, клере́тов, клере́ту, клере́там, клере́том, клере́тами, клере́те, клере́тах
I.
КЛЕРЕТ а, м. clairet, clairette? Как делать хороший клере (clairet ). Под названием клере известен во Франции пенящийся .. на вкус, напиток, который подают летом и вообще как прохладительное питье после танцев. Эконом 1841 13 139.
II.
КЛЕРЕТ а, м. clairette. Винный сорт винограда. Белый клерет. БАС-1. - Лекс. БСЭ-2: клере/т белый. <а не кларет ли ?>
КЛЕРИДИС Глафкос - КЛЕРИ́ДИС Глафкос (р. 1919), кипрский политический деятель, президент Республики Кипр (см. КИПР (государство)) с 1993.
Во время Второй мировой войны служил в Британских Королевских ВВС, был сбит над Германией и пробыл в плену до конца войны. По образованию юрист.
КЛЕРИК - муж. духовное лицо католической церкви. Клерикальный, относящийся к католическому духовенству.
кле́рик
"католический священнослужитель", укр. кле́рик. Из польск. kleryk; см. Бернекер 1, 520. Ср. клир.
КЛЕРИК а, м. clerc m. обл. Кладовщик <клерк?. Он себе теплое место нашел: в кле/рики устроился. + Рука руку моет - клерик клерика выручает. Говор. Заб.
КЛЕРИКА́Л -а; м. Неодобр. Сторонник клерикализма. // Член клерикальной партии.
* * *
клерика́л (от позднелат. clericalis - церковный), сторонник клерикализма; член клерикальной партии.
* * *
КЛЕРИКАЛ - КЛЕРИКА́Л (от позднелат. clericalis - церковный), сторонник клерикализма (см. КЛЕРК); член клерикальной партии.
клерика́л, клерика́лы, клерика́ла, клерика́лов, клерика́лу, клерика́лам, клерика́лом, клерика́лами, клерика́ле, клерика́лах
КЛЕРИКАЛ а, м. clérical m., > нем. Klerikal.
1. Приверженец духовенства; принадлежащий к духовенству. Толль 1864. Принадлежащий к духовенству. БАС-1. Столкновение между папством и светской властью могло произойти только из-за личных, узких и мелких интересов. Деньги и господство - вот яблоко раздора между клерикалами и феодалами. Писарев Перелом в умств. жизни среднев. Европы. Члены парижского муниципалитета вполне успели ослабить влияние клерикалов на первоначальное обучение. Братья-иньоранты и сестры-иньорантки начали понемногу исчезать из школ и заменяться светскими учителями. Дело 1880 3 2 113.
2. Сторонник, приверженец клерикализма; член клерикальной партии (напр. партии христианских демократов в Италии). БАС-1. Приверженец римской курии или вообще разделяющий образ мысли духовенства и защищающий его власть над мирянами. Павленков 1911. Истина же пока в том, что маршал в руках клерикалов и что они его направляют, хотя он и , без сомнения, думает, что это он их направляет и что они в руках его, а не он в их руках. 1877. Дост. Дн. пис. // 30-26 10. - Лекс. Толль 1864: клерикал; САН 1910: клерика/л.
КЛЕРИКАЛ - приверженец римской курии или вообще разделяющей образ мыслей духовенства и защищающий его власть над мирянами.
КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ и, ж. cléricalisation f. Усиление влияния духовенства. Клерикализация деревни. РБ 1914 3 403. Большая часть населения < России> - люди неверующие. Кам им объяснить, на каком основании и с чьего попустительства происходит клерикализация государственной жизни в России? ВФ 1994 12 15. Федотов далек от клерикализации культуры, т. е. от того, чтобы ограничивать культурное творчество людей только истинной, в его глазах, религией и церковью. Звезда 2001 9 208. Идеологизация и клерикализация государства, противоречащие плюралистическим принципам российской конституции. Съезд 2001 141. Фактический отход РФ от принципа светскости государства, выражающийся в клерикализации институтов и органов власти, неизбежно ведет к регламентации духовно-нравственной сферы. ОЗ 2002 7 396.
м.
Политическое и идеологическое течение, стремящееся к укреплению роли католической церкви и духовенства в политической и духовной жизни общества.
КЛЕРИКАЛИ́ЗМ, клерикализма, мн. нет, муж. (от лат. clericalis - церковный) (полит.). В буржуазных странах - политическое направление, стремящееся к установлению господства церковных организаций в политической и культурной жизни страны.
КЛЕРИКАЛИ́ЗМ, -а, муж. Идеологическое и политическое течение, стремящееся к укреплению и усилению влияния церкви в политической и общественной жизни. Католический к.
| прил. клерикальный, -ая, -ое.
КЛЕРИКАЛИ́ЗМ -а; м. [от лат. clericalis - церковный] Неодобр. Идеологическое направление в политике, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества. Израильский, польский к. Ортодоксальный к.
* * *
клерикали́зм - стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.
* * *
КЛЕРИКАЛИЗМ - КЛЕРИКАЛИ́ЗМ, стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни. Клерикальное государство (см. ГОСУДАРСТВО) - форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты влияет на политику государства и сферы общественной жизни. Примером клерикального государства является Исламская Республика Иран, где помимо светских органов (парламент, президент, правительство) существует пожизненный руководитель государства (аятолла), официально являющийся духовным и политическим лидером страны.
КЛЕРИКАЛИЗМ - стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.
-а, м.
Политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества.
[От лат. clericalis - церковный]
КЛЕРИКАЛИЗМ (от позднелатинского clericalis - церковный), направление, ставящее целью усиление влияния церкви и духовенства в политической и культурной жизни.
КЛЕРИКАЛИЗМ
(лат.-церковный): система взглядов и убеждений, обосновывающая необходимость активного вовлечения церкви в общественно-политическую и государственную деятельность. Во многих странах клерикалам удалось добиться для религии статуса официальной идеологии, а церковь сделать государственной (Израиль, Иран, Пакистан, Афганистан и др.).
клерикали́зм, клерикали́змы, клерикали́зма, клерикали́змов, клерикали́зму, клерикали́змам, клерикали́змом, клерикали́змами, клерикали́зме, клерикали́змах
КЛЕРИКАЛИЗМ а, м. cléricalisme m., нем. Klericalismus. Реакционное течение при феодализме и капитализме, стремящееся к усилению влияния церкви или господству ее в политической и культурной жизни. БАС-1. Почему так пассивно относится к усилению клерикализма французская буржуазия, которую еще недавно обзывали "вольтерьянской"? Дело 1877 3 2 205. Русские народники и либералы долго утешали себя или, вернее, обманывали себя "теорией", что в России нет почвы для воинствующего клерикализма, для борьбы "князей церкви" со светской властью и т.п. Ленин 15 384-385. // БАС-1. В России слово "клерикализм" впервые появилось не в дешевых атеистических брошюрках, а в солидном православном журнале "Миссионерское обозрение" и звучало как положительная характеристика. ЛГ 19. 7. 2000. В 1887 г. он <Гамбетта> провозгласил лозунг: "Клерикализм - вот враг"! - ставший на долгие годы краеугольным камнем радикальной доктрины. НИНИ 2001 6 50. - Лекс. САН 1910: клерикали/зм.
КЛЕРИКАЛИЗМ [< ср.-лат. clericalis - церковный] - политическое направление, широко использующее религию и церковь для усиления воздействия на все сферы общественной жизни.
- Стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.
- Господство духовенства.
прил.
1. соотн. с сущ. клерикализм, клерикал, связанный с ними
2. Свойственный клерикализму, характерный для него.
прил.
1. соотн. с сущ. клерикализм, клерикал, связанный с ними
2. Свойственный клерикализму, клерикалу, характерный для них.
3. Принадлежащий клерикалам.
КЛЕРИКА́ЛЬНЫЙ, клерикальная, клерикальное (полит.). прил. к клерикализм. Клерикальная партия.
КЛЕРИКАЛИ́ЗМ, -а, м. Идеологическое и политическое течение, стремящееся к укреплению и усилению влияния церкви в политической и общественной жизни. Католический к.
КЛЕРИКА́ЛЬНЫЙ -ая, -ое. Неодобр.
1. Характеризующийся клерикализмом. К-ая партия, идеология. К-ое влияние на секулярное общество.
2. Связанный с религиозной моралью; церковной жизнью. К. журнал. К-ое искусство. К-ые традиции.
клерика́льный, клерика́льная, клерика́льное, клерика́льные, клерика́льного, клерика́льной, клерика́льных, клерика́льному, клерика́льным, клерика́льную, клерика́льною, клерика́льными, клерика́льном, клерика́лен, клерика́льна, клерика́льно, клерика́льны, клерика́льнее, поклерика́льнее, клерика́льней, поклерика́льней
КЛЕРИКАЛЬНЫЙ ая, ое. Отн. к клерикализму, клерикалам. БАС-1. Взошел на трибуну Жюль-Ферри, говоривший также около двух часов сряду. Он распространялся особенно по поводу той интимной связи, какая обнаружена обстоятельствами между клерикальным вопросом и попыткою 10 мая. ОЗ 1877 12 2 270. Но таких ловких людей можно найти только в одной партии, правда, в огромнейшей и сильнейшей, - в клерикальной. 1877. Дост. Дн. пис. // 30-26 10. В один только прекрасный день шесть новых общин заразились этим эпидемическим ядом, который на клерикальном жаргоне назван laicisation. Дело 1880 3 2 113. Неспроста к лучшим проявлениям человеческого юмора принадлежат клерикальные анекдоты. Ведь и Франсуа Рабле был персона духовного чина. С. Аверинцев О духе времени. // НМ 2000 1 138. - Лекс. Даль-1: клерика/льный.
I м.
Конторский служащий, ведущий делопроизводство.
II м.
Церковнослужитель, младший священник (во Франции и Англии в эпоху Средневековья).
КЛЕРК -а; м. [от лат. clericus - духовное лицо]
1. В некоторых странах: конторский служащий. Судейский, банковский клерк.
2. В средневековой Англии и Франции: духовное лицо.
* * *
клерк (франц. clerc, от позднелат. clericus - духовное лицо), 1) духовное лицо в средневековой Франции и Англии.
2) В некоторых странах конторский служащий.
* * *
КЛЕРК - КЛЕРК (франц. clerc, от позднелат. clericus - духовное лицо),
1) духовное лицо в средневековой Франции и Англии.
2) В некоторых странах конторский служащий.
КЛЕРК (франц. clerc - от позднелат. clericus - духовное лицо), 1) духовное лицо в средневековой Франции и Англии.
2) В некоторых странах конторский служащий.
КЛЕРК (французское clerc, от позднелатинского clericus - духовное лицо),
1) духовное лицо в средневековой Франции и Англии.
2) В некоторых странах конторский служащий.
- «Пешка» в штате банка.
- Офисный «чернорабочий».
- Офисный работяга.
- Канцелярская крыса.
- Конторский служащий.
- В средневековой Франции и Англии это было духовное лицо, а сейчас это простая рядовая, конторская крыса.
- Конторщик.
- Президент ЮАР в 1989-1994 годах.
- Духовное лицо в средневековой Франции, Англии.