Мужское имя.
Жизнь, жизненный путь.
Бытие. Антрополексема.
АМРАТСКАЯ КУЛЬТУРА - АМРА́ТСКАЯ КУЛЬТУ́РА, археологическая культура эпохи энеолита (см. МЕДНЫЙ ВЕК) (2- ая пол. 5-го - нач. 4-го тысячелетия до н. э.), распространенная от Среднего Египта до Нубии. Название происходит от находок у местечка Эль-Амра в Среднем Египте.
Археологами исследованы поселения и могильники амратской культуры. Основой хозяйства амратцев было мотыжное земледелие, скотоводство и охота. Орудия труда были в основном изготовлены из камня и кости, медные орудия встречаются редко. Керамика (см. КЕРАМИКА) амратской культуры - красная лощеная, часто с росписью белой краской. В Среднем Египте амратскую культуру сменила бадарийская культура (см. БАДАРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА), а в Верхнем Египте - герзейская культура (см. ГЕРЗЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА).
АМРИ - А́МРИ, археологическая культура эпохи энеолита (см. МЕДНЫЙ ВЕК) и раннего бронзового века (см. БРОНЗОВЫЙ ВЕК) (4-3 тысячелетия до н. э.) в Синде и Южном Белуджистане (на территории Пакистана). Названа по находкам у поселения Амри в Синде.
Культура Амри исследовалась в 1934-1935 годах индийским археологом Н. Маджмударом. Она характеризуется лощеной расписной керамикой (см. КЕРАМИКА) с геометрическим орнаментом. В некоторых поселениях керамику Амри обнаружили под слоем с хараппской (см. ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ) керамикой, что позволяет рассматривать Амри как дохараппскую или раннехараппскую культуру. Археологи прослеживают связи Амри с находками в Нале (Северный Белуджистан) и ее сходство с культурами Ирана и Средней Азии (Анау (см. АНАУ)).
Амрикя́н Михрдат Ованесович (1843-1879), актёр и театральный деятель. На сцене с 1859, играл в армянских труппах. С 1863 в передвижной труппе Г. А. Чмшкяна. Один из основоположников сценического реализма в армянском театре.
* * *
АМРИКЯН Михрдат Ованесович - АМРИКЯ́Н Михрдат Ованесович (1843-79), армянский актер и театральный деятель. На сцене с 1859. С 1863 в передвижной труппе Г. А. Чмшкяна. Один из основоположников сценического реализма в армянском театре.
АМРИКЯН Михрдат Ованесович (1843-79) - армянский актер и театральный деятель. На сцене с 1859. С 1863 в передвижной труппе Г. А. Чмшкяна. Один из основоположников сценического реализма в армянском театре.
`амрита, амр`ита
ж.
Напиток бессмертия, добытый богами при сбивании вод Мирового молочного океана (в индуистской мифологии).
Амри́та - в индуистской мифологии напиток бессмертия, добытый богами при пахтании океана.
* * *
АМРИТА - АМРИ́ТА (санскр. бессмертный), в индуистской мифологии особое питье, эликсир бессмертия, добытый богами из океана в начале творения.
АМРИТА (санскр. бессмертный) - в индуистской мифологии особое питье, эликсир бессмертия, добытый богами из океана в начале творения.
- Согласно индуистской мифологии, она была одним из продуктов пахтания мирового океана.
- Напиток бессмертия в индуизме.
Амри́тсар - город на северо-западе Индии, штат Пенджаб. 709 тыс. жителей (1991). Текстильная, машиностроительная, химическая промышленность. Известен производством тканей, ковров, изделий из металла, кости, кож. Основан в конце XVI в. Главный религиозный центр сикхов. «Золотой храм» сикхов (разрушен в 1761, затем восстановлен).
* * *
АМРИТСАР - АМРИ́ТСАР (Amritsar), Амритсир или Рамдаспур, город на северо-западе Индии, в штате Пенджаб (см. ПЕНДЖАБ (штат)). Население 1,071 млн. человек (2004).
Важный транспортный и торговый центр. Текстильная, машиностроительная, химическая промышленность. Традиционное ремесленное производство (тканей, ковров, изделий из металла, кости, кожи). Университет.
Основан вокруг священного озера Бессмертия (санскр. амрита сарас) в конце 16 в. Рам Дасом, четвертым гуру (см. ГУРУ) сикхов (см. СИКХИ), и стал их священным городом, главным религиозным и культурным центром. В 19 в. входил в состав государства Ранджит Сингха (см. РАНДЖИТ СИНГХ). В 1849 в результате второй англо-сикхской войны (см. АНГЛО-СИКХСКИЕ ВОЙНЫ) захвачен английской Ост-Индской компанией (см. ОСТ-ИНДСКАЯ КОМПАНИЯ (английская)). В период подъема национально-освободительной борьбы (1918-22 гг.) стал одним из ее центров. Расстрел колониальными властями 13 апреля 1919 митинга протеста против политики колониального правительства (было убито и ранено свыше 1000 чел.) известен как «Амритсарская бойня». Во время раздела Индии в 1947 город подвергся значительному разрушению вследствие индусско-мусульманско-сикхских погромов.
В Амритсаре находится главный религиозный центр сикхов, называемый Дарбар Сахиб (Двор Господина), или Хармандир (Божественный храм), или «Золотой храм» (16-18 вв., разрушен в 1761, затем восстановлен). В архитектуре двухъярусного «Золотого храма» причудливо переплетаются индуистские и мусульманские мотивы. Центральный купол и стены украшены медными пластинами, сверху они покрыты позолотой. В храме хранится Грантх Сахиб - священная книга сикхов. «Золотой храм» стоит в центре священного для сикхов озера Амритсар, на берегу которого, по преданию, побывал и Будда (см. БУДДА). Храм соединен с берегом узким мраморным мостиком - символом пути, который душе предстоит пройти после смерти.
Крепость Говиндар (построена в 1809).
АМРИТСАР - город на северо-западе Индии, шт. Пенджаб. 709 тыс. жителей (1991). Текстильная, машиностроительная, химическая промышленность. Известен производством тканей, ковров, изделий из металла, кости, кож. Основан в кон. 16 в. Главный религиозный центр сикхов. "Золотой храм" сикхов (разрушен в 1761, затем восстановлен).
АМРУШ (Amrouche) Жан Эль Мухув (1906-1962) - алжирский поэт. Зачинатель алжирской литературы на французском языке. Сборник "Берберские песни Кабилии" (1939), эпический сказ "Бессмертный Югурта" (1946), патриотическая поэма "Алжирская битва" (1958, опубликована 1962).
Амру́ш Жан Эль Мухув (Amrouche) (1906-1962), алжирский поэт. Зачинатель национальной литературы на французском языке. Сборник «Берберские песни Кабилии» (1939), эпический сказ «Бессмертный Югурта» (1946), патриотическая поэма «Алжирская битва» (1962).
* * *
АМРУШ Жан Эль Мухув - АМРУ́Ш (Amrouche) Жан Эль Мухув (7 февраля 1906, с. Игхиль-Али, Кабилия - 16 апреля 1962, Париж), алжирский поэт. Зачинатель алжирской литературы на французском языке.
С детства жил на чужбине - в Тунисе, а затем в Париже. Воспитывался в католической вере, которую в зрелые годы подвергал сомнению в духе Р. Декарта (см. ДЕКАРТ Рене). Увлекался французской поэзией (коллективный сборник «Мысль П. де Ла Тур дю Пена» 1934), но свое творчество подчинил выстраданной теме разлуки с отчим домом (книга стихов «Прах» 1934), преодоления своей отчужденности от судеб родины (романтическая поэма «Сокровенная звезда» 1937). Собирая и осмысляя фольклорное наследие («Берберские песни Кабилии» 1939), приходит к слиянию народного творчества и опыта всемирной литературы в своем эпическом сказе «Бессмертный Югурта» (1946). Гражданственная поэзия Амруша выразила надежды восставшей отчизны поэмы «Алжирская битва» и «Эскиз воинской песни» (1958, опубликовано посмертно в 1962).