Энциклопедический словарь
Анабапти́сты (от греч. anabaptízō - вновь погружаю, то есть крещу вторично) (перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохи Реформации XVI в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524-1526, образовали Мюнстерскую коммуну 1534-1535; разгромлены. Отдельные элементы учения анабаптистов перешли в догматику некоторых протестантских сект.
* * *
АНАБАПТИСТЫ - АНАБАПТИ́СТЫ (от греч. anabaptizo - вновь погружаю, т. е. крещу вторично) (перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохи Реформации 16 в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524-26, образовали Мюнстерскую коммуну 1534-35; разгромлены. Отдельные элементы учения анабаптистов перешли в догматику некоторых протестантских сект.
Большой энциклопедический словарь
АНАБАПТИСТЫ (от греч. anabaptizo - вновь погружаю - т. е. крещу вторично) (перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохи Реформации 16 в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524-26, образовали Мюнстерскую коммуну 1534-35; разгромлены. Отдельные элементы учения анабаптистов перешли в догматику некоторых протестантских сект.
Энциклопедия Кольера
АНАБАПТИСТЫ - перекрещенцы, общее название членов протестантских групп, отделившихся во времена Реформации от главных течений протестантизма и создававших добровольные религиозные сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных установлений. Термин употреблялся и как оскорбительное наименование всех религиозных радикалов в 16-17 вв. со стороны католиков, лютеран и реформатов в межконфессиональной полемике. В связи с этим предпочтительнее говорить о различных направлениях движения, к которому относятся Швейцарские и Южно-германские братья, Гуттеритские братья и Голландские меннониты. Начало анабаптизма относится к 1525, когда небольшая группа верующих в Цюрихе под предводительством Конрада Гребеля отошла от последователей Цвингли. В основанных ими общинах они придерживались апостольских правил: во главе их стояли пресвитеры (Деян 14:23), они придерживались принципов непротивления злу (Мф 5:39 сл.), общности имущества (Деян 4:32 сл.), обличали согрешивших братьев (Мф 18:15-17). Планы реформаторов завоевывать для протестантизма кантоны путем постепенных политических шагов, предпринимаемых магистратами, анабаптистами не признавались; они предлагали создавать свободные церкви услышавших благую весть, уверовавших и крестившихся (Мф 28:18 сл.). Жестоко преследовавшиеся церковными и светскими властями эти, как их называли, Швейцарские братья нашли отклик у простых людей в германоязычных странах. Одно их течение развивалось в Моравии и Южной Германии; параллельно в 40-х и 50-х годах 16 в. в Нидерландах оформилось движение под руководством Менно Симонса (1492-1559). Американские меннониты ведут свое происхождение от швейцарского и голландского ответвлений анабаптизма; колонии гуттеритов, секты, основанной в 1533 Якобом Гуттером в Моравии, поселились в Северной и Южной Дакоте, в Манитобе и Альберте в Канаде, в Парагавае; они все еще придерживаются древнего христианского коммунизма, используя в качестве образца описанную в Деяниях апостолов практику первохристианской иерусалимской общины. В полемических сочинениях своих противников анабаптисты отождествлялись с крестьянскими бунтовщиками, особенно в Тюрингии, где восставшие находились под влиянием Томаса Мюнцера, а также с членами коммуны в Мюнстере (Вестфалия, 1534-1535). На первых порах руководители и основные группы анабаптистов отрицали энтузиастические пророчества и насилие, равно как и современные им молитвы и символы веры, поддерживаемые вековыми традициями; все же, как показывают обнаруженные после 1879 многочисленные архивные документы, основным расхождением с протестантскими реформаторами являлся вопрос о союзе между церковью и государством. В качестве руководящей модели анабаптисты избрали раннехристианскую церковь; они говорили, что церковь совершила "грехопадение" уже при Константине и проповедовали необходимость "восстановления" церковной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Христианство: Словарь. М., 1994
Гуманитарный словарь
АНАБАПТИ́СТЫ ("перекрещенцы") - сектанты эпохи Реформации. Отрицая крещение младенцев, требовали крещения взрослых, т. е. осознанного принятия человеком апостольских обязанностей. Движение возникло в 16 в. в г. Цвиккау (Саксония) и было возглавлено суконщиком Николаем Шторхом, одним из первых т. н. цвиккауских пророков. В 1525 в Цюрихе состоялось первое крещение взрослых. Движение не имело единой программы, и уже в 16 в. все А. дробились на сорок сект. Единым, кроме крещения взрослых, для всех А. было сознание возвращения к церкви апостольских времен, вера в милосердие Божие, добрые дела и учение о свободе воли человека. Соц. система А. требовала неогранич. свободы для человека, абсолютного равенства в об-ве, отмены частной собственности. А. отрицали присягу, суд, воен. службу, повиновение пр-ву; при этом одни сектанты призывали к пассивному противлению, др. требовали насильств. свержения существующих порядков. А. принимали участие в Крестьянской войне 16 в. в Германии (1524-25), где особенно выделился Томас Мюнцер. В 30-х гг. 16 в. А. подверглись гонению: в Германии, Австрии, Тироле принадлежность к А. каралась смертной казнью. После поражения нар. движений агрессивный период анабаптизма закончился, А. удалились из своих стран в др., в т. ч. в Англию. Основывались новые общины, потерявшие полит. характер, - меннониты, мельхиориты, община моравских братьев. Соврем. последователи А. разделяются на многочисл. секты, разбросанные в Германии, Нидерландах, Швейцарии, США, Канаде. В России с конца 17 в. проживают меннониты, сохранившие нек-рые черты анабаптизма - крещение взрослых, отрицание воен. службы, строгость нравов.
Орфографический словарь
анабапти́сты, -ов, ед. ч. -и́ст, -а
Словарь иностранных слов
АНАБАПТИСТЫ (от греч. ana - опять, и baptizein - крестить). Последователи секты, требовавшей вторичного крещения над взрослыми, считая крещение детей недействительным.
Полезные сервисы