м.
Специалист в области анатомии [анатомия 1.].
Á сущ см. Приложение II
Я по утрам, вскочив с постели,
летел на лекцию; свистели
концы плаща, - и наконец
стихало все в холодноватом
амфитеатре, и ана́том
всходил на кафедру.
В. В. Набоков, Университетская поэма
Единственно живой средь неживых,
свидетелем он Рая стал и Ада,
обитель справедливую Расплаты
он, как ана́том, все круги постиг.
А. А. Вознесенский, К Данте
Сведения о происхождении слова:
Слово заимствовано нашим языком из немецкого, ср. Anatóm, или из голландского, ср. anatóom, - оба с ударением на о, однако оно не соответствует по ударению ни тому, ни другому языку.
Сведения о старой норме ударения:
Норма ударения в нем изменялась, и еще недавно некоторые словари рекомендовали и анато́м.
"Узелок на память":
Если выбор правильного ударения в этом слове затрудняет вас, попробуйте связать его в памяти с другим, «легким» словом: ана́том - ана́лиз, ср.: Ана́томы занимаются ана́лизом строения организма. У обоих слов ударение падает на второй слог.
ана́том, ана́томы, ана́тома, ана́томов, ана́тому, ана́томам, ана́томом, ана́томами, ана́томе, ана́томах
АНАТОМ (этим. см. анатомия). Ученый, изучающий анатомию, человек, занимающийся рассечением трупов с научной целью.
- Его дело - изучать тело.
- Врач, изучающий пациентов «в разрезе».
- Знаток нутра человека.
- Специалист по всем нашим внутренностям.
- Врач, специалист по человеческому телу.
- У людей какой профессии в средние века могла висеть вывеска «здесь мёртвые служат живым»?
- Знаток нашего внутреннего устройства.
- Специалист по вскрытиям.
- Зная, что по-гречески «неделимый» это «атом», скажите по-гречески «разделяющий на части».
анатомирование -
анатомия (анатомирование)
иноск.: вхождение во все подробности дела (намек на науку анатомию - о составе и строении орудных тел)
Ср. Надо брать людей как они есть, не пускаясь в анатомирование...
*** Афоризмы.
Ср. Нельзя же основывать свои возражения (против курсов) на том, что там учат анатомии.
Потапенко. Дочь курьера. 1, 6.
анатоми́рование, анатоми́рования, анатоми́рований, анатоми́рованию, анатоми́рованиям, анатоми́рованием, анатоми́рованиями, анатоми́ровании, анатоми́рованиях
несов. и сов. перех.
1. Вскрывать, препарировать труп для научных или судебно-медицинских целей.
2. перен. разг.
Проводить детальный анализ чего-либо.
АНАТОМИ́РОВАТЬ, анатомирую, анатомируешь, совер. и несовер., кого-что (мед.). Вскрыть (вскрывать) для научных или судебно-медицинских целей (трупы).
АНАТОМИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; совер. и несовер., кого (что). Вскрыть (-ывать) (труп) для научных или диагностических целей.
АНАТОМИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; анатоми́рованный; -ван, -а, -о; св. и нсв. кого-что.
1. Вскрыть - вскрывать, препарировать для научных и судебно-медицинских целей (о трупе).
2. Анализировать, детально исследовать. А. социальную структуру общества.
◁ Анатоми́роваться, -руется; страд. Анатоми́рование, -я; ср.
-рую, -руешь; сов. и несов., перех.
Вскрыть (вскрывать), препарировать труп для научных или судебно-медицинских целей.
см. разрезать 2, 4
См. разбирать...
АНАТОМИРОВАТЬ (от греч. anatome - рассечение). Вскрывать труп, разделять его на части и члены, с научною целью.
АНАТОМИ́РОВАТЬСЯ, анатомируюсь, анатомируешься, совер. и несовер. (мед.). страд. к анатомировать.
АНАТОМИСТ а, м. anatomiste m. Анатом. Хотя анатомисты и знают тела структуру и состояние, однако не льзя от того разсудить об тех непорядках, которые в живом человеке случаются. Кантемир Сат. 1 199. Мне приятно себя находить ребенком, мальчиком, мужем совершенным и наконец стариком,- и видеть , какою ниткою разсудок мой от 15 лет и до 50 прокладывал себе пути к счастью в том глубоком лабиринте, что анатомисты назвали сердцем. Долгорукий Соч. 1 XIII. Приняв же в разсуждение, просил я одного искусного анатомиста, чтоб он рассмотрел голову крестьянина и голову благородного. Смесь 1769 лист 25. // Сат. журн. 84. || перен. Тщательный аналитик. Любовь анатомист: где сердце у тебя, Узнаешь, полюбя. Карамзин На сердце. - Лекс. Ян. 1803: анатомист; Сл. 18: анатомист 1731.
АНАТОМИ́ЧЕСКИЙ, анатомическая, анатомическое. прил. к анатомия. Анатомический препарат. Анатомический атлас. Анатомический театр (помещение, в котором производятся занятия по анатомии на трупах).
АНАТОМИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое. к Анато́мия. А-ие исследования. А. атлас. А-ие особенности детского организма. А-ое вскрытие. А. театр (специально оборудованное помещение при медицинском учебном заведении для вскрытия и препарирования трупов).
◁ Анатоми́чески, нареч.
-ая, -ое.
1. прил. к анатомия.
Анатомические исследования. Анатомический атлас.
2. Относящийся к анатомированию.
◊
анатомический театр
специально оборудованное помещение при научно-учебном учреждении для вскрытия и препарирования трупов.
анатоми́ческий, анатоми́ческая, анатоми́ческое, анатоми́ческие, анатоми́ческого, анатоми́ческой, анатоми́ческих, анатоми́ческому, анатоми́ческим, анатоми́ческую, анатоми́ческою, анатоми́ческими, анатоми́ческом, анатоми́ческ, анатоми́ческа, анатоми́ческо, анатоми́чески
анатоми́ческий
- прил. от сл. анатомия; а. театр - помещение при научно-учебном учреждении, где занимаются анатомированием (см. анатомировать); а. препарат - специально приготовленное с научной целью тело, часть его, орган или ткань животного или человека.
АНАТОМИЧЕСКИЙ ая, ое. anatomique adj.< , лат. anatomicus. Отн. к анатомии. Сл. 18. При разнимании анатомическом. УВМ 446. Анатомическия орудия. Чулков Пересмешник 2 100. Анатомическое глаза описание. Эйлер ПП 1 170. ♦ А. театр, театрум. ПСЗ 14 289. Специально оборудованное помещение при медицинском научно-исследовательском учреждении для вскрытия и препарирования трупов с целью изучения строения человеческого тела. БАС-2. Реальная правда в созданиях мысли и воображения не может быть живою правдою: она уже охолодавший труп под лекарским ножом, не в театре живых людей, а в театре анатомическом, по Французскому выражению. Вяземский Стар. зап. кн. // РА 1876 2 210. - Лекс. Лекс. 1762: анатомический; Нордстет 1780: анатоми/ческий; Сл. 18: анатоми/ческий 1715.
АНАТОМИ́ЧЕСКИЙ ТЕА́ТР (от лат. theatrum anatomicum) - в совр. употреблении - помещение для вскрытия трупов в мед. учреждениях, обычно в учебных целях. Исторически - специфич. явление культуры эпохи барокко: воплощение идеи vanitas в максимально соответствующих ей мат-ле и формах. Впервые появились в Италии в 15-16 вв., старейший постоянный А. Т. - Падуя, 1594. Первое знакомство русских с А. Т. состоялось во время "Великого посольства" Петра I в Голландию в Лейдене в 1698. Церемонии "анатомии" проводились как публичное действо, сопровождаемое музыкой. Помещение А. Т. представляло собою амфитеатр, в центре сцены находился стол для анатомирования, анатомы были в парадных одеяниях (эта традиция дожила до сер. 19 в.). Профессор зачитывал тексты Галена и Авиценны, а вскрывал трупы служитель или цирюльник. Зрителями были аристократы и др. уважаемые люди. В 1706 при вновь открытом Моск. госпитале по именному указу устроен первый рус. А. Т., в к-ром Петр I "сам при разнятии мертвых тел многократно присутствовал". В СПб. в здании Кунсткамеры (проект 1718) для А. Т. предназначался центральный круглый зал на 1-м этаже, куда вело высокое крыльцо гл. входа. В зале 4 секторами по окружности располагались скамьи для зрителей. Здесь иноземные анатомы разнимали тела нищих и преступников, умерших "монстров", содержавшихся в Кунсткамере, редких животных из Зоологич. сада - напр., льва. Театр функционировал лишь 19 лет: с открытия Кунсткамеры в 1728 до пожара здания в 1747. Позднее он представлял "анатомии" в разл. зданиях и постепенно прекратил свое существование. Зал А. Т. в Кунсткамере был по периметру оформлен препаратами анатомич. коллекций Ф. Рюйша. Это заспиртованные человеч. эмбрионы, младенцы и части тел, помещенные в живописных позах, с кружевными манжетами, воротниками и т. п.; скульптурные композиции из скелетов и засушенных внутр. органов, напр. дет. скелет, вытирающий слезы пустой глазницы кружевным платочком из засушенного легкого. Изготовление таких препаратов требовало как худож. вкуса, так и особых технологий, позволяющих веками сохранять останки и даже впечатление их свежести. Органы высушивали на воздухе, или смазывали древесным уксусом, или покрывали прозрачным лаком. Препараты сохраняли в растворе винного спирта, сулемы и т. д. Глаза нерожденных младенцев - искусственные, но создающие иллюзию натуральности. Голландец Ф. Рюйш, проживший б. 90 лет и трудившийся до последнего своего часа, - самый выдающийся среди анатомов, делавших эти препараты. Он был поэтом, художником, философом, его композиции представляли собой своего рода эмблемы, сопровождаясь латинскими девизами. Он открыл способ делать инъекции красящего вещества в сосуды; при этом, если ответвления сосудов мешали худож. композиции, Рюйш удалял их. Его огромную коллекцию и рецепты приготовления инъекционных масс купил в 1716 Петр I, заплатив цену, равную годовому доходу среднего нем. княжества. Коллекция была помещена в петерб. Кунсткамере, где и поныне находится 935 экспонатов (кроме Кунсткамеры, 20 препаратов - в анатом. коллекции Военно-Мед. академии, и несколько в Казанском мед. ин-те). Коллекция Рюйша размещалась, кроме зала А. Т., в др. помещениях Кунсткамеры. Воплощала также барочную идею varientas, включая бабочек, птиц, экзотич. животных - высушенных, бальзамированных, заспиртованных. Их дополняли цветы, жемчуга, бабочки-поденки - символы vanitas. Т. к. на пути в Россию почти все анатомо-поэтич. композиции разрушились, их "убирание" возлагалось на художницу Марию-Доротею Гзелль, жену художника Гзелля, к-рая золотила клешни крабов, делала подставки из бархата, оформляла кружевами младенч. ручки и ножки и т. п.
Тогда же родился жанр иллюстрированных "Анатомий" с гравированными композициями, изображающими скульптуры из анатомированных органов типа вышеописанных - как реально виденные, так и порожденные воображением художников. Крупнейшее в России собрание "Анатомий" находится в Централ. Военно-Морской б-ке (СПб.).
Несмотря на явный интерес Петра I - истинного человека барокко, однажды демонстрировавшего публике устройство организма на только что отрубленной голове его бывшей возлюбленной Марии Гамильтон, А. Т. и коллекции не получили широкого распространения в России, выполняя более учебные, нежели общекультурные функции. К феномену А. Т. типологически близки в эту эпоху публичные казни (особ. испанские auto de fé - "действо веры"). Очень частые в России в период раннего барокко (весь 17 в. царствования Петра I, в т. ч. знаменитая Стрелецкая казнь, и Анны I), они прекратились с воцарением Елизаветы I, отменившей смертную казнь (была восстановлена 120 лет спустя). Театрализация, отражающая единство практического и культурного, проявлялась не только в публичном анатомировании мертвых тел, но и в хирургии: вплоть до открытия антисептики хирурги нередко оперировали в парадных костюмах, превращая операцию в комментированное зрелище для избр. публики.
I ж. разг.
Анатомический театр (обычно в речи студентов-медиков).
II ж. разг.
Преподавательница анатомии.
анатоми́чка, анатоми́чки, анатоми́чек, анатоми́чке, анатоми́чкам, анатоми́чку, анатоми́чкой, анатоми́чкою, анатоми́чками, анатоми́чках
ж.
1. Научная дисциплина, изучающая форму и строение отдельных органов, систем и организма в целом.
отт. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины.
отт. разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
2. Строение какого-либо организма или отдельного органа.
отт. перен. Внутреннее строение, невидимое устройство чего-либо.
АНАТО́МИЯ, анатомии, мн. нет, жен. (от греч. anatome - разрезание). Наука о внутреннем строении органических тел. Анатомия человека. Анатомия растений. Описательная анатомия.
АНАТО́МИЯ, -и, жен. Наука о строении организмов. А. животных. А. растений.
| прил. анатомический, -ая, -ое. А. атлас.
АНАТОМИЯ - жен., греч. наука о составе и строении орудных тел; биотомия, о строении тела человека; зоотомия - животных; фитотомия - растений; телословие. Она служит основанием физиологии, науке о жизни. Анатомию животную делят на остеологию, учение о костях; миологию, о мышцах; ангиологию, о сосудах; спланхнологию, об утробе, черевах; аденологию, о железах. Анатомный, анатомичный, анатомический, телословный, к анатомии относящийся. Анатом, анатомик муж. ученый, занимающийся этою наукою. Анатомить, анатомировать что, вскрывать и разнимать мертвые тела с научною целью. Анатомление, анатомирование ср. анатомировка жен., ·об. действие по гл.
АНАТО́МИЯ -и; ж. [от греч. anatomē - рассечение].
1. Наука о форме и строении живого организма и его отдельных органов. Сравнительная а. А. животных, растений.
2. Строение организма или его органов. А. глаза. Отличаться анатомией.
3. Строение, устройство чего-л. А. современной семьи. А. социальной структуры общества.
* * *
анато́мия (от греч. anatomē - рассечение), наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных и анатомию растений. Самостоятельными являются анатомия человека (с её основными разделами - нормальной анатомией и патологической анатомией) и сравнительная анатомия животных. Основоположники анатомии животных и человека в античный период - Аристотель, К. Гален, современная анатомия - А. Везалий и У. Гарвей.
* * *
АНАТОМИЯ - АНАТО́МИЯ (от греч. anatome - рассечение), наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных и анатомию растений. Самостоятельными являются анатомия человека (с ее основными разделами - нормальной анатомией и патологической анатомией) и сравнительная анатомия животных. Основоположники анатомии животных и человека в античный период - Аристотель, К. Гален (см. ГАЛЕН), современной анатомии - А. Везалий (см. ВЕЗАЛИЙ Андреас)и У. Гарвей (см. ГАРВЕЙ Уильям).
АНАТОМИЯ (от греч. anatome - рассечение) - наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных и анатомию растений. Самостоятельными являются анатомия человека (с ее основными разделами - нормальной анатомией и патологической анатомией) и сравнительная анатомия животных. Основоположники анатомии животных и человека в античный период - Аристотель, К. Гален, современной анатомии - А. Везалий и У. Гарвей.
-и, ж.
Наука о форме и строении живого организма.
Анатомия животных. Анатомия растений.
||
Строение организма или его органов.
Анатомия глаза.
[От греч. ’ανατομή - рассечение]
АНАТО́МИЯ (греч. ανατομη - рассечение, расчеление) - наука о форме и строении органов, систем и организма в целом. Основы А. заложены в эпоху Возрождения (16 в. - Леонардо да Винчи, А. Везалий, Г. Фаллопий, Б. Евстихий; 17 в. - У. Гарвей, М. Мальпиги). В России известна с 17 в.: Е. Славинецкий перевел "Эпитом" - труд Везалия "О строении человеч. тела" (1657-58). Открытия в обл. А. в значит. степени сформировали менталитет барокко. Поскольку осн. методом старой А. было исследование трупов, предмет А. оказался близок филос. размышлениям на темы взаимопереходов живого и мертвого, суетности и бренности мира (vanitas vanitatis), присущим эпохе барокко, и это ввело А. в число осн. культурных интересов 17 - нач. 18 в., проявившись в создании анатомических т-ров и коллекций. В России, однако, увлечение А. не привилось, что является одним из показателей отличия рус. барокко, для к-рого тема vanitas не была определяющей, от зап.-еропейского. В сер. 19 в. на волне увлечения вульгарным материализмом ("позитивизмом") А. стала излюбленным занятием естеств.-научных исследователей - "нигилистов". Образ Базарова из тургеневского ром. "Отцы и дети" стал для поколения "детей", включая ринувшихся в науку барышень, образцом для подражания, и даже в 1960-х гг. в нек-рых сов. школах учителя биологии предлагали учащимся "резать лягушек". В дальнейшем А. как наука освободилась от подобных культурных коннотаций, однако слово "анатомировать" переносно применяется как отрицательно-оценочное (так, оно было излюбленной партийной оценкой структурно-семиотич. литературоведения Ю. М. Лотмана и его школы).
АНАТОМИЯ (от греческого anatome - рассечение), наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных, анатомию растений, анатомию человека (основные разделы - нормальная анатомия и патологическая анатомия) и сравнительная анатомия животных. Основоположник сравнительной анатомии животных - Аристотель, анатомии человека - А. Везалий.
- Какая наука без покойников «жить не может»?
- «Морговая наука».
- «Устройство» человека.
- Наука о строении организма.
- Раздел биологии.
- Пользу этой науки для художников решительно отрицал Антуан Ватто, полагая, что чем меньше она видна из-под одежды, тем лучше.
- Наука Везалия.
- Скажите по-гречески «рассечение, вскрытие».
- Атлас голландского поэта Говерта Бидлоо «... человеческого тела».
- Фильм Стивена Содерберга «... Грея».
- Эссе английского писателя Роберта Бертона «... меланхолии».
- Роман английского писателя Джона Лили «Эвфуэз, или ... остроумия».
- Поэма английского поэта Джона Донна «... мира».