Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

апокрифы

Толковый словарь

мн.

Древние произведения с библейским сюжетом, содержащие отступления от официального вероучения и потому отвергаемые Церковью.

Энциклопедический словарь

АПО́КРИФЫ -ов; мн. (ед. апо́криф, -а; м.). [от греч. apokryphos - тайный]. Древние произведения с библейским сюжетом, содержащие отступления от официального вероучения и потому отвергнутые церковью.

Апокрифи́ческий, -ая, -ое. Апокрифи́чный, -ая, -ое.

* * *

апо́крифы (греч. apokryphos - тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включённые в библейский канон.

* * *

АПОКРИФЫ - АПО́КРИФЫ (греч. apokryphos - тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон (см. КАНОН (свод положений, правил)).

Большой энциклопедический словарь

АПОКРИФЫ (греч. apokryphos - тайный - сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон.

Академический словарь

-ов, мн. (ед. апо́криф, -а, м.). лит.

Древние произведения с библейским сюжетом, содержащие отступления от официального вероучения и потому отвергнутые церковью.

[От греч. ’απόκρυφος - тайный]

Энциклопедия Кольера

АПОКРИФЫ (греч. apokryphos - сокровенный), термин, прилагаемый к книгам, не включенным в канон еврейской Библии. В самом широком смысле этот термин употребляется для обозначения всех книг, исключенных из Священного Писания. Протестанты обычно используют его применительно к 14 книгам, которые вошли в Септуагинту, но отсутствуют в еврейском каноне. Такого словоупотребления избегают католики и православные, использующие этот термин исключительно для обозначения псевдэпиграфических книг, которые никогда не входили в Библию. Книги, которые протестанты называют "апокрифическими", у католиков называются "девтероканоническими", а книги, которые называют "апокрифическими" католики, у протестантов могут обозначаться по-разному (наиболее распространенный термин - "апокрифическая литература"). Древнее раввинистическое обозначение неканонических книг - "внешние книги"; термин "апокрифы" ввел в обиход применительно к неканоническим книгам Иероним, создатель Вульгаты. Некоторые из этих книг были написаны на еврейском языке, некоторые - на арамейском или на греческом, а некоторые содержат в себе христианские элементы. Книги, которые протестанты называют апокрифическими, а католики - девтероканоническими, составляли часть английских переводов Библии начиная с 1382. Они были включены в Библию короля Якова (1611), однако в современных стандартных англоязычных изданиях они, как правило, опускаются. Пуритане отказались от них на том основании, что эти книги не входили в первоначальный еврейский канон. Однако в Септуагинте эти книги присутствуют, а Иероним, следуя за Септуагинтой, включил их в Вульгату. Первоначально апокрифы издавались в корпусе канонических ветхозаветных книг, но в 1534 Лютер в своем переводе Библии на немецкий язык впервые выделил их в особый раздел, помещавшийся между Ветхим и Новым Заветом. Эти книги носят следующие названия: Первая и Вторая книги Ездры, приложения к Книге Даниила (включающие Песнь трех отроков, Историю Сусанны и Повесть о Виле и драконе), прибавления к Книге Есфири, Книга Варуха вместе с Посланием Иеремии, Молитва Манассии, Первая и Вторая книги Маккавейские, Книга Товита, Книга Иудифи, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова и Книга Премудрости Соломона. Книги, которые называются апокрифическими у католиков, составляют обширный корпус сочинений, авторство и точное время написания которых неизвестны. Некоторые из них сохранились только во фрагментах, а некоторые и вовсе утрачены и известны лишь по упоминаниям у других авторов. Обычно эти сочинения подразделяют на две основных группы: ветхозаветные апокрифы и новозаветные апокрифы, - в зависимости от присутствия или отсутствия в них христианских элементов. Невозможно привести исчерпывающий перечень всех этих сочинений. Но наиболее важными среди ветхозаветных апокрифов считаются следующие: Псалмы Соломоновы, иудейские разделы Сивиллиных книг, книги Еноха, Вознесение Моисея, сирийский Апокалипсис Варуха, греческий Апокалипсис Варуха, книга Юбилеев, Заветы двенадцати патриархов, Мученичество Исайи, Завет Иова, несколько сочинений, посвященных Адаму и Еве, История Иоанна Гиркана и разнообразные легендарные и апокалиптические сочинения. Среди новозаветных апокрифов упоминания заслуживают следующие: Никодимово Евангелие, Евангелие Фомы, Протоевангелие Иакова, Евангелие от египтян и Евангелие от евреев; ряд "деяний", включающих Деяния Иоанна, Деяния Фомы и Деяния Павла, а также - Дидахе, или Учение двенадцати апостолов; многочисленные послания, приписываемые Клименту Римскому, Игнатию Богоносцу, Поликарпу Смирнскому, апостолу Павлу и другим лицам; обширный корпус апокалиптических сочинений, к которым относятся христианские разделы Сивиллиных книг, Пастырь Гермы, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла и Завет Авраама.

См. также ПСЕВДЭПИГРАФЫ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Гуманитарный словарь

АПО́КРИФЫ (от греч. слова αποκριφοζ - тайный, сокровенный) - переводные соч., возникшие в др.-евр., сирийской и визант. кн. среде, слав. тексты к-рых были изв. в Киев. Руси с древнейших времен, что говорит об их предназначенности только посвященным, знающим книжникам. Впоследствии эти соч., рассказывающие подробности о персонажах библ. истории и Свящ. Писания, но не вошедшие в канонич. христ. тексты, назыв. "отреченными" и не допускаются церковью к чтению (часто занесены в спец. индексы отреченных или, ложных, книг). Следы такого индекса встречаются уже в "Изборнике Святослава 1073 г." Происхождение нек-рых слав. А. связывается с возникшей в Болгарии в 10 в. богомильской ересью (по имени попа Богомила). Др.-болг. лит-ра в процессе передачи А. на рус. почву сыграла роль "лит-ры-посредницы". С нек-рыми А. рус. читатели знакомились в составе Толковой Палеи и хронограф. сводов. В Киев. Руси были известны апокрифич. жития (Василия Нового, Андрея Юродивого), хождения (Богородицы по мукам, старца Агапия в рай), деяния апостолов (апостол. "обходы": Павла и Феклы, Петра и Павла, Андрея и Петра и др.), сказания (об Аврааме, Моисее, Давиде, Адаме и Еве, Соломоне, Мелхиседеке и др.), апокалипсисы и видения (Авраама, Даниила), евангелия (Фомы, Никодима, Иакова) и нек-рые др. жанровые формы. В А. поднимались вопросы о миротворении, добре и зле, эсхатологич. ожиданиях. Обилие легенд., фантастич., беллетрист. материала превращало А. в подобие "нар. Библии", занимающей промежут. положение между книжной и устной культурой. Несмотря на церк. запрещения, А. имели широкую читат. среду и попадали в сб-ки канонич. состава (Четьи-Минеи, Торжественники). Мн. из них генетич. связаны с духовными стихами. В 19 в. А. издавались и изучались Н. С. Тихонравовым, А. Н. Пыпиным, И. Я. Порфирьевым, И. Я. Франко, М. И. Соколовым, в 20 в. - А. И. Яцимирским, Н. А. Мещерским, О. В. Твороговым.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

АПОКРИФЫ (греческое apokryphos - тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон.

Словарь иностранных слов

АПОКРИФЫ (греч. apokrypha - скрытые, тайные). 1) Богословские книги, неизвестно кем написанные и потому не принадлежащие к числу канонических, т. е. церковью одобренных и употребляемых при богослужении. 2) вообще сочинение, имеющее таинственный смысл, или книга, автор которой неизвестен.

Сканворды для слова апокрифы

- Сборник рассказов Карела Чапека.

Полезные сервисы

апокрифы библейские

Гуманитарный словарь

АПО́КРИФЫ БИБЛЕ́ЙСКИЕ - соч., к-рые не принимаются церковью как из-за того, что их содержание (прежде всего богословское) вызывает у религ. авторитетов подозрения, так и из-за того, что само их происхождение неясно. Апокрифич. соч. предполагают противопоставление каноническим (см. Библия). В ранней церкви понятие апокрифа применялось лишь в полемике церк. авторов с разл. стремившимися обособиться от Церкви еретиками, которые пользовались т. н. апокрифическими (или тайными, т. е доступными лишь узкому кругу посвященных) книгами, и поэтому уже у ранних авторов (Ириней, Тертуллиан) синонимом слова "апокрифический" становится "поддельный, фальшивый" (notoz, falsus). Составленные неизв. авторами, они могли иногда оставаться анонимными, но чаще, чтобы в глазах неискушенного читателя получить больший авторитет, подписывались именами ветхо- и новозаветных персонажей. Поэтому такие соч., как и нек-рые канонические (напр., Книга пророка Даниила), попадают в разряд псевдоэпиграфических.

Апокрифы, избегая церк. цензуры, имели широкое хождение среди не только еретиков, но и рядовых членов офиц. церкви, их число значительно превышало кол-во канонич. книг. После окончат. формирования канона (не ранее 4 в.) церк. авторитетами составляются списки соч., к-рые не дозволялось читать членам церкви (напр., т. н. Декрет папы Геласия, 5-6 вв.).

К ветхозаветным А. Б. относятся соч., принадлежащие как иудаизму, так и христианству (часто это христ. переработки иудейских текстов, напр. "Завещание 12 патриархов"), к новозаветным - христ. соч., авторами к-рых выступают новозаветные персонажи (апокрифич. евангелия, деяния апостолов, послания, апокалипсисы).

Апокрифич. корпус, благодаря, в числе проч., и слав. письм. традиции, а также находкам рукописей (напр., коптский текст "Послания апостолов", случайно открытый в одном музеев Египта, греч. фрагмент Апокалипсиса Петра, или т. н. "Изречения Иисуса", обнаруженные в Оксириихе и отождествляемые сейчас с греч. оригиналом коптского "Евангелия от Фомы"), постоянно пополняется новыми соч. К последним великим находкам 20 в. принадлежит христ. б-ка из Наг Хаммади (Верхний Египет), содержащая десятки ранее не изв. апокрифов (напр., "Евангелие от Фомы", "Евангелие от Филиппа", "Деяния Петра и 12 апостолов", "Послание Петра Филиппу", "Апокалипсис Павла" и т. д.). Православные и католики имеют расширенный состав ветхозав. книг (39 канонич. и около 10 неканонич.), пользуются евр. Библией (только канонические книги), и то, что православные и католики признают как неканонические книги Ветхого Завета, протестанты наз. апокрифами. Новый Завет имеет только канонич. книги, однако ряд христ. соч., к-рые не достигли канонич. статуса, хотя претендовали на это (напр., "Пастырь" Гермы, к-рый еще в 4 в. включен на правах канонич. книги в Синайский кодекс), не рассматриваются как апокрифы и дозволяются церковью как благочестивое (но не богослужебное) чтение.

Лит.: Свенцицкая И. С., Трофимова М. К. Апокрифы др. христиан. М., 1989.

Полезные сервисы