- Старинное смешанное шотландское виски 16 в.
- Старинное смешанное шотландское виски 16 в.
ж.
1. Отказ от жизненных благ, умерщвление плоти и т.п. как духовное совершенствование, являющееся одним из условий религиозной жизни.
2. перен.
Поведение в миру, характеризующееся отказом от жизненных удовольствий.
АСКЕ́ЗА -ы; ж. [от греч. askēsis - образ жизни]. Книжн.
1. Совокупность физических и нравственных упражнений, направленных на освобождение духа (в противовес плоти).
2. = Аскети́зм (2 зн.).
* * *
АСКЕЗА - АСКЕ́ЗА (греч. askesis - упражнение, практика), совокупность форм и методов самоограничения и самоконтроля. Те или иные виды аскезы существуют в большинстве религий мира. В древности особое разнообразие аскетических практик сложилось в религиях Индии (в частности, в йоге (см. ЙОГА)), где иногда аскеза переходит в крайние формы измождения плоти, вплоть до сознательного доведения себя до смерти.
Аскеза имеет немаловажное значение в христианстве, заимствовавшем из иудаизма (см. ИУДАИЗМ) основные ее формы, которые получили дальнейшее развитие, с одной стороны, не без влияния опыта античного мира, и, с другой, религий Востока. Наибольшего расцвета христианская аскеза достигает после 4 в. с возникновением монашества (см. МОНАШЕСТВО). Именно в монашеской среде вырабатываются ее важнейшие методы, которые в средние века по мере усиления диктата монашества в Церкви широко распространяются и среди мирян как на Востоке, так и на Западе христианского мира.
В числе основных форм христианской аскезы: отказ от удовольствий, ограничения в пище (см. посты (см. ПОСТ (в религии))), сне и т. п., стояния, поклоны, искусственное создание суровых условий жизни и прочее.
На протяжении всей истории Церкви постоянно существовали две тенденции извратить сущность христианской аскезы: во-первых, стирание грани между аскезой и самоистязанием (недопустимым с точки зрения уважения жизни и физической целостности человека) и, во-вторых, возведение аскезы в самоцель. Тем не менее, учение как Православной, так и Католической Церкви всегда настаивало на умеренном характере аскезы под строгим церковным контролем (своеволие в аскезе толкуется как крайнее проявление гордыни), а также на том, что аскеза является лишь средством к достижению духовных целей (умению контролировать свои желания, достижению подлинной духовной свободы, стяжанию Святого Духа).
АСКЕ́ЗА - система психофизических и духовн. упражнений, практически выражающая существо религии, в рамках к-рой формируется, и оказывающая огромное влияние на сист. личных и общественных ценностей соответствующей культурной традиции. В обыденном словоупотреблении А. - "умерщвление плоти", аскет - изможденный постами отшельник, явный анахронизм, словно бы сошедший со страниц известного романа Г. Флобера "Искушение святого Антония". Это неверно как этимологически, так и по существу.
Греческое слово ασκησις, А., переводится как "подготовка", "упражнения"; а производное от него ασκησις (аскет) - спортивная метафора. В античной Греции аскетами называли атлетов, готовящихся к Олимпийским состязаниям и потому подвергающих себя определенным ограничениям. На языке др. философов аскет есть упражняющийся в добродетели, особенно в обуздании неразумных порывов своей воли. Новый Завет и памятники раннехрист. письменности продолжили традицию использования античных спортивных образов и уподоблений. "Не знаете ли, - пишет ап. Павел христианам Коринфа, - что бегущие на ристалище [букв. - на стадий] бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те [атлеты] для получения венца тленного, а мы - нетленного. И поэтому я бегу не так, как на неве́рное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух..." (1 Кор. 9, 4-26).
Смысл аскезы, как физической, так и духовной, состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физич. и нравств. препятствий. Награда атлету - венок лавровый, награда христианину - венец спасения, и потому христианский пост-аскеза направлен не на "умерщвление", но на восстановление внутренней свободы и изначальной целостности духовно-телесной сущности человека. Поэтому "аскетом" является каждый христианин - монашествующий и женатый, клирик и мирянин. Конкретная же форма и степень его аскезы определяются данными им обетами, жизненным призванием и советами духовного отца. Христианский аскетизм исходит не из противопоставления плоти и духа (которое особенно сильно в буддизме и у неоплатоников), а из необходимости привести их в состояние гармонии. Материальная природа, человеческая плоть - не зло; напротив, она бесконечно ценна, ибо вся ее полнота воспринята воплотившимся и вочеловечившимся Сыном Божиим, ставшим Сыном Человеческим. Поэтому тело для христианина - не просто материальная и смертная оболочка, но храм живущего в нем Святого Духа, и это его новое и удивительное состояние "куплено дорогою ценою", - через поношения, страдания и крестную смерть Сына Божия (1 Кор. 6, 19-20). Отсюда и осознание невозможности предать этот "храм" во власть постыдных низших стихий, страх осквернить его. Напротив, брезгливый взгляд на тело как на "тюрьму" и "темницу духа" и проистекающий отсюда идеал нирваны ("угасания", "небытия") означает для христианина конечную степень плененности человека духом злобы.
Бесчисленные духи "самоуничтожения и небытия", как называет их Ф. М. Достоевский, не имея средств уничтожить себя до конца, "требуют" от Бога "себе уничтожения". "Ненасытимы во веки веков, - говорит старец Зосима, - и прощение отвергают; Бога, зовущего их, проклинают. Бога Живого без ненависти созерцать не могут и требуют, чтобы не было Бога Жизни, чтобы уничтожил Себя Бог и создание Свое. И будут гореть в огне гнева своего вечно, жаждать смерти и небытия. Но не получат смерти" ("Братья Карамазовы").
Древнехристианские отцы Церкви не считают аскетизм особой "профессией" или горделивой привилегией избранных, но полагают его сущность в том же, в чем кроется сущность христианства вообще, - в "подражании божескому естеству", или в "возведении человека в древнее благополучие" (Григ. Нисский. К Армению о том, что значит имя и название христианин // Творения. Т. VII. С. 217). Аскетизм, к-рый освобождает дух от страстей постыдных лишь для того, чтобы тем крепче связать его страстями злыми... есть ложный или безнравственный аскетизм; его первообразом, по христианским понятиям, следует признать Диавола, который не ест, не пьет, не спит и пребывает в безбрачии" (Соловьев В. Аскетическое начало в нравственности // Вопросы философии и психологии. 1895. Кн. 26 (1). С. 87-88).
Лит. Гусев А. Ф. Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству. СПб., 1874; Попов И. Естественный нравственный закон. Серг. Посад, 1897; Понамарев П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV в. Казань, 1899; Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). М., 1899; Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907; Цели христианской жизни: Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Серг. Посад, 1914.
АСКЕЗА -
совокупность аскетических упражнений, состояние добровольного самоограничения, умерщвления плоти с целью очищения и морального возвышения души. Образ жизни, отвечающий требованиям и правилам аскетизма.
АСКЕЗА ы, ж. ascèse f. <гр. askesis медитация. Достижение праведности испытаниями воли и лишениями; суровый образ жизни при отказе от жизненных благ и удовольствий. Надо привыкнуть к аскезе. Москва 2004 7 174. - Лекс. СИС 1964: аске/за.
АСКЕНАЗИ Шимон - АСКЕНА́ЗИ Шимон (Askenazy) (28 декабря 1866, Завихост - 22 июня 1935, Варшава), польский историк еврейского происхождения. Автор множества работ об истории Польши конца 18 - начала 19 в.
Образование получил в Варшавском, затем в Геттингенском университетах. С 1897 преподавал во Львовском университете, с 1904 по 1910 - профессор этого университета. С 1910 - член Краковской академии наук. В 1920-1923 гг. был представителем Польши в Лиге Наций (см. ЛИГА НАЦИЙ).
(от англ. asker) спрашивающий; тот, кто задает вопросы
Мне как раз показалось, что аскер как раз понимает всю сложность данного вопроса.
- Турецкий солдат.
- Молодой купец оперы азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан».
I м.
Приверженец аскетизма [аскетизм I].
II м.
1. Тот, кто ведет суровый образ жизни, отказываясь от жизненных благ, удовольствий.
2. перен.
Художник, писатель и т.п., скупо использующий изобразительные средства.
АСКЕ́Т, аскета, муж. (от греч. asketes - упражняющийся, борец). В древности - христианский отшельник, проводивший свою жизнь в строгом воздержании; подвижник (церк. ист.).
|| перен. Человек в высшей степени воздержанный, ведущий замкнутый образ жизни (книжн.).
АСКЕ́Т, -а, м Перен.
Человек, отказывающийся от жизненных благ, удовольствий или ограничивающий себя, ведущий аскетический образ жизни.
Вам все эти красоты жизни, можно сказать, - ничто, аскет, монах, отшельник! Для вас книга, перо за ухом, ученые исследования - вот где парит ваш дух! (Дост.).
АСКЕ́Т -а; м. [от греч. askētēs - упражняющийся, борец].
1. Христианский отшельник, проводящий свою жизнь в строгом воздержании.
2. О том, кто ведёт аскетическую жизнь.
-а, м.
Человек в высшей степени воздержанный, ведущий суровый образ жизни (в древности: христианский отшельник, проводивший свою жизнь в строгом воздержании).
[От греч. ’ασκητής - упражняющийся, борец]
аскет - человек самой строгой, воздержной жизни, до изнурения себя
Ср. Аскетическая жизнь.
Ср. Мне прежде всего следует сделаться аскетом, человеком не от мира сего, и разобраться в своем душевном сундуке, чтобы устроить там хоть мало-мальски порядок.
Писемский. Масоны. 1, 10.
Ср. Жил он, случалось, впроголодь, но не падая духом... Он закаливал себя... Занимался он превосходно, вел самую аскетическую жизнь и не сходился близко ни с одним из товарищей.
К.М. Станюкович. Откровенные. 1, 6, 2.
Ср. Кирилов ищет красоту в небе, он аскет: я - на земле...
Гончаров. Обрыв. 1, 17.
Ср. ασκητής (άσκειν - упражняться, трудиться, подвизаться) - подвизающийся.
См. не от мира сего.
См. закалить.
См. подвижник...
Аскет - сегодня аскетом называют человека, довольствующегося лишь самым необходимым, скромного в своих потребностях, - где бы он ни обитал и чем бы ни занимался. В средневековой Европе значение слова было гораздо уже: аскетами именовали отшельников, ушедших от мирской жизни, чтобы в одиночестве посвятить себя Богу, иначе говоря, «упражняющихся в добродетели». Греческое asketes и означает - упражняющийся.
АСКЕТ а, м. ascète m., гр. asketes упражняющийся, подвижник.
1. Религиозный подвижник, отшельник, умерщвляющий свою плоть путем всевозможных лишений. СИС 1985. От самых апостольских времен избирали на архиерейство .. аскетов, безженно живущих. Чист. 398. Аскитник, Аскит или Асцет .. Пустынник, пустынножитель, отшельник, подвижник, человек живущий в уединении и упражняющийся в богомыслии. Ян. 1803 1 242. Дух, вызванный из какой-то бездны словом очень неосторожного аскета. Лесков Совместители. // 7 425.
2. Крайне воздержанный чловек, ведущий строги образ жизни, отказывающийся от жизненных благ. СИС 1985. Можно было бы, например, набрать длинную процессию фанатических действий, аскетов и аскеток, и вышло бы очень эффектно. Черн. ПСС 12 498. - Вы не понимаете тогда этого чувства .. Это дело другое. Вы аскет ... монстр! Д. Гирс Стар. и юная Россия. // ОЗ 1868 4 1 381.
3. О художнике, писателе и т. п., скупо использующем изобразительные средства. БАС-2. Успенский есть художник-аскет, отвергнувший всякую роскошь. Михайлов Г. И. Успенский. - Лекс. Сл. 18: аскит 1786, аскет 1740-е гг; САН 1789: аскит; Ян. 1803: аскит, асцет; Михельсон 1866: аскет; Даль: аски/т и аске/т; САН 1891: аске/т.
- Минималист по части потребностей.
- Человек строгого образа жизни, отказавшийся от всех благ.
- Спартанец по образу жизни.
- Добровольный лишенец комфорта.
- Человек, подавляющий все чувственные желания.
- Отшельник.
- Монах строгих правил.
- Типичный пуританин.
- Дервиш.
I м.
Религиозное учение, проповедующее крайнее воздержание, умерщвление плоти как путь к достижению нравственного совершенства, путь к общению с Богом [Бог I]; религиозное подвижничество.
II м.
1. Отказ от жизненных благ и удовольствий; крайнее воздержание во всём.
2. перен.
Намеренная скупость в использовании изобразительных средств в искусстве.
АСКЕТИ́ЗМ, аскетизма, мн. нет, муж. (книжн.). Крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствий, свойственное аскету. Следует воздерживаться от излишеств, но нет необходимости впадать в аскетизм.
АСКЕТИ́ЗМ, -а, муж. Строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.
| прил. аскетический, -ая, -ое.
Аскетизм
-а, только ед., м.
1) Отказ от жизненных благ, ограничение и подавление чувственных влечений, естественных желаний как средство достижения нравственного совершенства или религиозных целей, присущих практике философских школ и различных религий.
Религиозный аскетизм.
Точно в нем (Мурильо) вдруг прорвался грек, замигал глазок Фидия сквозь всю толщину католицизма, аскетизма, фантастики... (Розанов).
Синонимы:
умерщвле́ние пло́ти
2) перен. Крайнее воздержание, отречение от жизненных благ.
Склонный к аскетизму.
Придерживаться аскетизма.
Он был очень чистых нравов и вообще скорее склонялся к аскетизму, чем к наслаждениям (Герцен).
Родственные слова:
аскети́ческий (аскетическая жизнь), аскети́чный (аскетичный человек)
Этимология:
От греческого askēsis ‘упражнение’, ‘подвиг’.
Энциклопедический комментарий:
Проповедь аскетизма как религиозного подвижничества характерна для большинства религий. В христианстве аскетизм рассматривается как основной закон жизни верующего, целью которого является соучастие в страданиях Иисуса Христа.
АСКЕТИ́ЗМ1́, -а, м и {{stl_8}}Аске́тика{{/stl_8}}, -и, ж
Учение (религиозное), проповедующее крайнее воздержание ради духовного совершенствования.
Многие христианские подвижники проповедовали аскетизм. Аскетика составляет значительную часть монашеской жизни.
АСКЕТИ́ЗМ2́, -а, м
Образ жизни, основанный на принципе отказа от жизненных благ и удовольствий, строгом воздержании.
Нередкий мотив аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства.
АСКЕТИ́ЗМ -а; м.
1. Жизненный принцип, заключающийся в строгом воздержании, отказе от земных благ и удовольствий во имя достижения нравственного совершенства (основа многих философских и религиозных учений: школы киников, христианства, йоги, толстовства, ранних крестьянских движений с уравнительным принципом распределения благ). Проповедовать а.
2. Образ жизни, основанный на таком принципе.
3. Намеренная ограниченность в использовании изобразительных средств в произведениях искусства.
* * *
аскети́зм (от греч. askētēs - упражняющийся в чём-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение «сверхъестественных способностей» (йога), в христианстве - соучастие в «страданиях» Христа. Нередкий мотив аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы и др.).
* * *
АСКЕТИЗМ - АСКЕТИ́ЗМ (от греч. asketes - упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (напр., киников (см. КИНИКИ)) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение «сверхъестественных способностей» (йога (см. ЙОГА)), в христианстве - соучастие в «страданиях» Христа. Нередкий мотив аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы (см. ТОЛСТОВЦЫ) и др.).
АСКЕТИЗМ (от греч. asketes - упражняющийся в чем-либо) - ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (напр., киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение "сверхъестественных способностей" (йога), в христианстве - соучастие в "страданиях" Христа. Нередкий мотив аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы и др.).
-а, м.
Религиозно-этическое учение, проповедующее подавление потребностей человека и «умерщвление плоти» для достижения нравственного совершенства.
||
Крайнее воздержание, отказ от жизненных благ и удовольствий.
Он был далек от аскетизма и отрешенности от мира. Воронова, Шадр.
АСКЕТИЗМ - принципы или образ жизни аскета. Термин восходит к греческому слову ascesis, что означает, собственно, тренировку атлетов; стоики применили его к нравственному самосовершенствованию. Аскетическая практика (аскеза) характерна для многих религий и культурных традиций, включая анимизм, ислам, буддизм и др. Часто в ее основе лежит дуалистическое мировоззрение, согласно которому существует непреодолимая пропасть между духом и материей, причем последняя обычно рассматривается как зло и источник зла. Самоистязания, посты, воздержание от определенных видов пищи, отказ от роскоши и от всего, что доставляет радость и удовольствие, соблюдение молчания и пр. являются наиболее распространенными формами аскезы. Христианские аскеты, прибегая к подобного рода умерщвлению плоти, руководствуются стремлением к нравственному и духовному совершенству. Их цель - обуздание человеческой греховности и превращение тела в инструмент, пригодный для жизни в подражании Христу, так что строгость жизни и покаяние рассматриваются ими лишь как средства для достижения этой цели. Чрезмерное умерщвление плоти иногда считалось (и продолжает считаться) особой заслугой или средством искупления греха, однако подобные взгляды представляют собой отклонение от подлинного христианского аскетизма.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
АСКЕТИЗМ (от греческого asketes - упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п. Характерен для практики различных религий (монашество и т.п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение "сверхъестественных способностей" (йога), в христианстве - соучастие в "страданиях" Христа.
АСКЕТИЗМ
(греч.-упражняться): нравственный принцип, утверждающий превосходство человеческого духа над плотью и требующий ограничения чувственных наслаждений или отказа от земных радостей во имя высших духовных идеалов. Целью аскета может быть достижение личного нравственного совершенства или блага других людей. Во имя этого аскет готов переносить физические страдания, материальные лишения, духовные испытания.
Аскетизм
(asceticism, др.-греч. askeo - упражняться, совершенствоваться), поведение, при к-ром человек подавляет в себе естественные желания и чувственные влечения ради религ. целей. Термин А. первоначально - спорт, упражнения атлетов, однако позже А. стал основой целого ряда религ. и филос. систем; выражается в разл. формах - от воздержания, поста, монашества и уединенной созерцательной жизни (отшельничества) до самобичевания и самоистязаний. Культовый А. характерен для христианства, индуизма и ислама. Как правило, А. призывает к умерщвлению плоти, освобождению от нее. Так, гностицизм и манихейство (еретические течения эпохи раннего христианства) были едины в дуалистическом взгляде на мир, принижая все физическое, что приводило их приверженцев к самым крайним формам А. Ортодоксальные христиане также рассматривали самоотверженность и жертвенность как путь подражания Христу, и к кон. 4 в. возникло монашество, требовавшее безбрачия, бедности и послушания. Практика А. до сих пор имеет весьма большое значение в вост. православных церквах. В индуизме sadhu, или святой, укрепляет силу своего духа путем подавления чувственных влечений, поста и даже самоистязания. В исламе нек-рые суфиты придают особое значение посту и воздержанию от сна. Хотя буддизм и проповедует срединный (истинный) путь, т.к. обе крайности, А. и гедонизм, далеки от правильного пути, однако буд. монашеские правила содержат целый ряд требований А.
аскети́зм, аскети́змы, аскети́зма, аскети́змов, аскети́зму, аскети́змам, аскети́змом, аскети́змами, аскети́зме, аскети́змах
см. воздержание
АСКЕТИЗМ а, м. ascétisme m.
1. Религиозный принцип, характеризующийся ограничением и подавлением чувственных влечений и желаний, отказом от благ в целях достижения нравственного совершенства и для общения с божеством; религиозное подвижничество. СИС 1985. Сон об аскетизме сулит Вам перемену Ваших принципов и взглядов. Во сне 56.
2. Крайнее воздержание, отказ от жизненных благ. СИС 1985. Разумеется, я в асцетизм никогда не впаду, но намерен никогда не напиваться свыше известного градуса. 1847. Огарев - Герцену. // ЛН 61 751.
3. О намеренной скупости в использовании изобразительных средств в искусстве. БАС-2.
- Лекс. Энц. лекс: аскитисм; Михельсон 1866: аскетизм; Сан 1891: аскети/зм; Поликарпов 1704: аскити/ческий; Толль 1866: аскетическое богословие; БАС-1 1948: аскети/ческий. МАС 1981: аскети/чный.
- Добровольная бедность.
- Философское учение о том, что не в материальных благах счастье.
- Строгий образ жизни с отказом от всех благ.
- «Узда» на сибарита.
- Какую философию практиковал Диоген?
- Борьба с плотью для укрепления духа и одухотворения тела.
I нареч. качеств.-обстоят.
Так, как характерно для аскетов [аскет I], приверженцев аскетизма [аскетизм I] - религиозного учения, проповедующего крайнее воздержание, умерщвление плоти в качестве пути к достижению нравственного совершенства, пути к общению с Богом [Бог I]; аскетично I.
II нареч. качеств.
1. Так, как характерно для аскетов [аскет II] - тех, кто ведет аскетический образ жизни, отказываясь от жизненных благ и удовольствий; аскетично II 1..
2. перен.
Скупо используя изобразительные средства; аскетично II 2. (о стиле художника).
I прил.
1. соотн. с сущ. аскетизм I, аскет I, связанный с ними
2. Свойственный аскетизму [аскетизм I], характерный для него.
II прил.
1. соотн. с сущ. аскетизм II, аскет II, связанный с ними
2. Свойственный аскетизму [аскетизм II], характерный для него.
АСКЕТИ́ЧЕСКИЙ, аскетическая, аскетическое (книжн.). прил. к аскет; полный аскетизма. Аскетическая жизнь.
АСКЕТИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое.
1. Относящийся к аскети́зму (1-2 зн.); связанный с ним. Книги аскетического содержания.
2. Свойственный аскету; такой, как у аскета. А-ое самоотречение. А-ая жизнь. А-ое лицо.
3. Характеризующийся намеренной ограниченностью в использовании изобразительных средств. А-ая гамма красок.
◁ Аскети́чески, нареч.
-ая, -ое.
Аскетическая жизнь.
||
Свойственный аскету.
Дмитрий был болен и душевно: бешеная раздражительность сочеталась у него с крайней добротой, --- аскетические наклонности с порывами чувствительности, пьянства, разгула. Бунин, Освобождение Толстого.
аскети́ческий, аскети́ческая, аскети́ческое, аскети́ческие, аскети́ческого, аскети́ческой, аскети́ческих, аскети́ческому, аскети́ческим, аскети́ческую, аскети́ческою, аскети́ческими, аскети́ческом, аскети́ческ, аскети́ческа, аскети́ческо, аскети́чески
см. суровый 1
I нареч. качеств.-обстоят.
Так, как характерно для аскетов [аскет I], приверженцев аскетизма [аскетизм I] - религиозного учения, проповедующего крайнее воздержание, умерщвление плоти в качестве пути к достижению нравственного совершенства, пути к общению с Богом [Бог I].
II нареч. качеств.
1. Так, как характерно для аскетов [аскет I] - тех, кто ведет аскетический образ жизни, отказываясь от жизненных благ и удовольствий.
2. перен.
Скупо используя изобразительные средства (о стиле художника).
III предик.
Оценочная характеристика чьих-либо взглядов, действий, поступков как свойственных приверженцам аскетизма [аскетизм I] - религиозного учения, проповедующего крайнее воздержание, умерщвление плоти в качестве пути к достижению нравственного совершенства, пути к общению с Богом [Бог I].
IV предик.
Оценочная характеристика взглядов, действий, поступков как свойственных тем, кто ведет аскетический образ жизни, отказываясь от жизненных благ и удовольствий.
I прил.
1. соотн. с сущ. аскетизм I, аскет I, связанный с ними; аскетический I 1..
2. Свойственный аскетизму [аскетизм I], аскетам [аскет I], характерный для них; аскетический I 2..
II прил.
1. соотн. с сущ. аскетизм II, аскет II, связанный с ними; аскетический II 1..
2. Свойственный аскетизму [аскетизм II], аскетам [аскет II], характерный для них.
АСКЕТИ́ЧНЫЙ -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. = Аскети́ческий. А-ое лицо. А. образ жизни. Живопись художника Корина аскетична.
◁ Аскети́чно, нареч.