Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

блонский

Словарь русских фамилий

БЛОНСКИЙ

В некоторых говорах блонье - ‘низина, луговая равнина у реки’. Так назывались и деревни, расположенные в подобных местах. Естественно, выходцы из селений именовались Блонскими .

БЛОНСКИЙ БЕЗУСЫЙ

Блонье - низина, луговая равнина уреки. Отсюда и название селений, расположенных в таких местах, и фамилия выходцев из этих селений. (Ф).

БЛОНСКИЙ

В некоторых говорах блонье - ‘низина, луговая равнина у реки’. Так назывались и деревни, расположенные в подобных местах. Естественно, выходцы из селений именовались Блонскими .

Полезные сервисы

блонский пав. петр

Гуманитарный словарь

БЛО́НСКИЙ Пав. Петр. (1884-1941) - педагог и психолог. В 1907 окончил ист.-филол. ф-т Киевского ун-та. Науч. и пед. деятельность начинал как историк философии (см., напр., кн. "Философия Плотина". М., 1918). В дальнейшем многосторонние интересы ученого сосредоточились на проблемах обучения и воспитания. В психологии Б. отстаивал генетич. метод изучения и "объективные" формы иссл. психики ("Очерк науч. психологии", 1921). В педагогике ученый разработал концепцию трудовой политехн. школы, проникнутую пафосом индустриализма и активных методов обучения (см. монографию "Трудовая школа", 1919). Б. искренне соотносил свои идеи с теорией и практикой "социалистич. стр-ва". В 20-х - нач. 30-х гг. был одним из виднейших предст. отечеств. педологии (комплексного изучения детства; см. такие его работы, как "Педология" (изд. 1925, 1934, 1936), "Возрастная педология" (1930, и др.). После опубликования постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 "О педологич. извращениях в системе наркомпросов" Б. вместе с др. сторонниками этого объявленного "буржуазной лженаукой" направления (в частности, с уже покойным к этому времени Л. С. Выготским) подвергся жестокой травле в печати. В результате его тр., из к-рых мн. входят в зол. фонд совр. мир. психологии, оказались на мн. годы изъяты в нашей стране из науч. обихода.

Соч.: Избр. педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М., 1979.

Полезные сервисы

блонский павел петрович

Энциклопедический словарь

Бло́нский Павел Петрович (1884-1941), педагог, психолог, историк философии. Создатель (1919) и профессор (до 1931) Академии социального воспитания в Москве. Разделял идеи педологии. Развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти.

* * *

БЛОНСКИЙ Павел Петрович - БЛО́НСКИЙ Павел Петрович (14 мая 1884, Киев - 15 февраля 1941, Москва), русский философ и психолог.

Окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Углубленно занимался античной философией и прежде всего платонизмом (см. ПЛАТОНИЗМ). Был учеником Г. И. Челпанова (см. ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович). Магистерская диссертация Блонского посвящена творчеству Плотина (см. ПЛОТИН). В Киеве публикует историко-философские исследования: «Проблема реальности у Беркли», «Этическая проблема у Эд. Гартмана» и др. В 1913 Блонский избран приват-доцентом Московского университета. Помимо историко-философских изысканий (работы о Декарте (см. ДЕКАРТ Рене), Спинозе (см. СПИНОЗА Бенедикт), Руссо (см. РУССО Жан Жак) и др. новоевропейских мыслителях) Блонский много внимания уделяет проблемам психологии и педагогики, преподает педагогические дисциплины в Университете Шанявского (см. ШАНЯВСКОГО УНИВЕРСИТЕТ). Одно время был близок к эсерам, в дальнейшем (после Февральской революции 1917) сближается с большевиками. В своих статьях этого периода рассматривал возможности развития системы образования в условиях социализма («Почему все трудящиеся должны стать социалистами», «Школа и общественный строй»). Несмотря на радикальные перемены в мировоззрении (от Платона и Плотина к марксизму) Блонский оставался блестящим историком философии («Кн. С. Н. Трубецкой и философия» // Мысль и слово. М., 1917. Вып.1.). С 1919 Блонский руководит Московской академией народного образования. В 1930-1941 работает в Институте психологии, разрабатывает теорию педологии (см. ПЕДОЛОГИЯ) (в частности, генетическую теорию памяти). Научные изыскания Блонского были прерваны после запрета в 1930-х гг. педологии.

Большой энциклопедический словарь

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884-1941) - российский педагог, психолог, историк философии. Создатель (1919) и профессор (до 1931) Академии социального воспитания в Москве. Разделял идеи педологии. Развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти.

Энциклопедия Кольера

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884-1941), русский философ, психолог. Родился в Киеве 14 мая 1884. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Занимался античной философией и прежде всего платонизмом. Был учеником Г.И.Челпанова. Магистерская диссертация Блонского посвящена творчеству Плотина. В Киеве он публикует историко-философские исследования: Проблема реальности у Беркли; Этическая проблема у Эд.Гартмана и др. В 1913 Блонский становится приват-доцентом Московского университета. Помимо историко-философских изысканий, Блонский много внимания уделяет проблемам психологии и педагогики, преподает педагогические дисциплины в университете Шанявского. Одно время он был близок к эсерам, затем (после Февральской революции) сблизился с большевиками. В своих статьях этого периода Блонский рассматривал возможности развития системы образования в условиях социализма (Почему все трудящиеся должны стать социалистами, Школа и общественный строй). Несмотря на радикальные перемены в мировоззрении (от Платона и Плотина к марксизму), Блонский оставался блестящим историком философии, способным понять и оценить серьезные идеи и позиции, в том числе ему отнюдь не близкие. Так, в большой статье Кн. С.Н.Трубецкой и философия, посвященной книгам С.Н.Трубецкого Метафизика в древней Греции и Учение о Логосе в его истории и опубликованной в ежегоднике "Мысль и слово" (издававшемся Г.Г.Шпетом), Блонский критически оценивает многие выводы автора и, в первую очередь, сближение Трубецким античной метафизики и мистики с последующей христианской традицией. Однако, не разделяя этих историко-философских обобщений и самой религиозно-философской позиции Трубецкого, он смог оценить ее по достоинству: "Для кн. С.Н.Трубецкого философия имела огромное жизненное значение... По его мнению, философию делает философией метафизика, т.е. цельное и сверхчувственное свободное познание вселенской истины. Метафизика - заветное святое святых философии, ее душа... Кн. С.Н.Трубецкой был метафизиком не только как философ-писатель, но и как живая психологическая личность... История метафизики была для него не мертвой историей, но живой метафизикой". С 1919 Блонский руководит Московской академией народного образования. В 1930-1941 работает в Институте психологии, много усилий тратит на разработку теории педологии (им, в частности, была разработана генетическая теория памяти). Эти научные изыскания Блонского были прерваны после запрета педологии в 1930-е годы. Умер Блонский в Москве 15 февраля 1941.

ЛИТЕРАТУРА

Блонский П.П. Философия Плотина. М., 1918 Блонский П.П. Современная философия. М., 1918-1922 Блонский П.П. Очерк научной психологии. М., 1921 Блонский П.П. Педология. М., 1925 Блонский П.П. Память и мышление. М., 1935

Полезные сервисы

блонский, павел петрович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884 - 1941), педагог и психолог. Один из организаторов (1919) Академии социального воспитания в Москве. Труды посвящены проблемам общей и детской психологии и истории философии. Разрабатывал генетическую теорию памяти, вопросы полового воспитания и др.

Полезные сервисы