ж.
Совокупность психологических, биологических, социологических концепций развития ребенка.
ПЕДОЛО́ГИЯ, педологии, мн. нет, жен. (от греч. paides - дети и logos - учение). Лженаука, основанная на антимарксистских положениях, глубоко реакционных "законах" о фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды. ЦК ВКП(б) устанавливает, что такая теория могла появиться лишь в результате некритического перенесения в советскую педагогику взглядов и принципов антинаучной буржуазной педологии, ставящей своей задачей в целях сохранения господства эксплоататорских классов доказать особую одаренность и особые права на существование эксплоататорских классов и "высших рас" и, с другой стороны - физическую и духовную обреченность трудящихся классов и "низших рас" (из постановления ЦК ВКП(б) от 4/VII 1936 г.).
ПЕДОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. pais (paidos) - дитя и logos - учение] Совокупность психологических, социологических и других концепций о развитии и воспитании ребёнка, носящая механистический характер и не создавшая целостной теории.
◁ Педологи́ческий, -ая, -ое. П-ое направление в педагогике.
* * *
педоло́гия (от греч. páis, род. п. paidós - дитя и ...логия; буквально - наука о детях), направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребёнка. Возникла в конце XIX в. Распространение педологии в России в 1920-30-х гг. сопровождалось острыми дискуссиями о её предмете, задачах и методах. Многие работы, выполненные в русле педологии, содержали ценный материал по проблемам детства. Официальный запрет педологии в СССР (1936) затормозил становление комплексной науки о детстве.
* * *
ПЕДОЛОГИЯ - ПЕДОЛО́ГИЯ (от греч. pais, род. п. paidos - дитя и logos - слово, учение; буквально «наука о детях»), направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребенка.
Возникла в конце 19 в. Распространение педологии в России в 1920-1930-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. Многие работы, выполненные в русле педологии, содержали ценный материал по проблемам детства. Официальный запрет педологии в СССР (1936) затормозил становление комплексной науки о детстве.
ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pais - род. п. paidos - дитя и ...логия; букв. - наука о детях), направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребенка. Возникла в кон. 19 в. Распространение педологии в России в 1920-30-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. Многие работы, выполненные в русле педологии, содержали ценный материал по проблемам детства. Официальный запрет педологии в СССР (1936) затормозил становление комплексной науки о детстве.
-и, ж.
Совокупность психологических, социологических и других концепций
о развитии и воспитании ребенка, не представляющая целостной теории.
[От греч. παιδές - дети и λόγος - учение]
ПЕДОЛОГИЯ (от греческого pais, родительный падеж paidos - дитя и ...логия, буквально - наука о детях), направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и др. подходы к развитию ребенка. Возникла в конце 19 в. Распространение педологии в России в 1920 - 30-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. Многие работы, выполненные в русле педологии, содержали ценный материал по проблемам детства. Официальный запрет педологии в СССР (1936) затормозил становление комплексной науки о детстве.
педоло́гия, педоло́гии, педоло́гий, педоло́гиям, педоло́гию, педоло́гией, педоло́гиею, педоло́гиями, педоло́гиях
ПЕДОЛО́ГИЯ (от греч. pais (paidos) - дитя + ...логия).
Направление в педагогике и психологии, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребенка. Термин предложен в 1893 г. американским психологом О. Хризманом для обозначения исследования закономерностей возрастного развития. В России В. М. Бехтеревым был создан Педологический институт (1907 г.), в 1928-32 гг. выходил журнал «Педология». Распространение П. в 1920-30 гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. В разработке проблем П. участвовали П. П. Блонский, Л. С. Выготский, М. М. Рубинштейн и другие видные ученые. Широкое распространение приобрел метод тестов, а результаты тестирования считались основанием для психологического диагностирования. Многие работы, выполненные в русле П., содержали ценный материал по проблемам детства. Однако в 1936 г. все исследования в области П. были прекращены. Возрастная психология, возрастная физиология, педагогическая психология стали обособленными друг от друга отраслями знаний. В результате замедлилось развитие педагогической и возрастной психологии, наблюдалось отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая «бездетность» педагогики).
ПЕДОЛОГИЯ и, ж. pédologie, paidologie <гр. Реакционная буржуазная лженаука о воспитании детей, обоснованная на признании фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и неизменной среды. БАС-1. Павел Иванович с юмором рассказывал про новую науку - педологию - в педагогике. Это физиологические опыты на детях. 1908. Маковицкий 3 299. ЦК ВКП(б) устанавливает, что такая теория могла появиться лишь в результате некритического перенесения в советскую педагогику взглядов и принципов антинаучной буржуазной педологии, ставящей своей задачей в целях сохранения господства эксплуататорских классов доказать особую одаренность и особые права на существование эксплоататорских классов и "высших рас" и, с другой стороны - физическую и духовную обреченность трудящихся классов и "низших рас". Из постановления ЦК ВКП(б) от 4. 7. 1936. // Уш. 1939. - Лекс. Гранат: педология; Уш. 1939: педоло/гия.
ПЕДОЛОГИЯ, ИЛИ ПАЙДОЛОГИЯ
(от гр.-ребенок и наука): наука, изучающая ребенка не как взрослого человека в миниатюре, но как существо, универсум которого качественно отличается от мира взрослого. В основе педологии лежит изучение развития ребенка как процесса «социализации»»: все реакции и поступки ребенка имеют смысл лишь в отношении той социальной и человеческой группы, к которой он принадлежит. В целом педология - это психологическое изучение ребенка.