БЛЭЙКИ Aрт - БЛЭ́ЙКИ (Blakey) Aрт (исламское имя Абдулла Ибн Бухайна) (11 октября 1919 - 16 октября 1990), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (ударник), руководитель ансамбля.
Музыкой начал заниматься в школе вопреки воле отца, бизнесмена, посещал уроки фортепиано. С 1936 стал выступать как пианист в клубах, однако по совету друзей перешел на ударные инструменты. В 1939-40 играл в профессиональных оркестрах, выступал с собственным джаз-бэндом в Бостоне. В 1944-47 работал по ангажементу в оркестре Билли Экстайна (в одно время с «Диззи» Гиллеспи (см. ГИЛЛЕСПИ Диззи) и другими известными музыкантами). В 1948 организовал ансамбль Messengers, который вскоре распался, несмотря на участие талантливых музыкантов. Поиски самостоятельного пути побудили его отправиться к истокам джаза - в Африку (Золотой Берег, Нигерия), где он изучал местные музыкальные культуры, африканские ритмы, традиционную технику игры на ударных инструментах. Проявил также интерес к арабской и индийской музыке. Испытал влияние ислама, принял мусульманское имя. В 1951-53 с успехом выступал с различными оркестрами. В 1955 основал свой ансамбль Jazz Messengers, с которым достиг наибольшей известности. В конце 1970-х годов членом ансамбля был трубач Валерий Пономарев из Москвы, эмигрировавший в США. Группа много гастролировала в Европе, Японии, выступала на различных джаз-фестивалях.
Был признан одним из самых значительных музыкантов в истории джаза, до сих пор входит в число ведущих исполнителей на ударных инструментах в модерн-джазе (см. МОДЕРН-ДЖАЗ). Прошел школу свинга, (см. СВИНГ) но в дальнейшем придерживался ориентации прежде всего на бибоп (см. БИБОП). Достиг высокого уровня виртуозного мастерства, максимальной свободы выражения в импровизации. Одним из первых вывел ударные инструменты за рамки аккомпанемента, вступая в органичное взаимодействие с мелодическими инструментами ансамбля. Для Блэйки характерны экстремальный динамизм, мощные нагнетания ритмического напряжения, неожиданные «взрывы» энергии. Широко использовал сложные полиритмические наложения, разнообразные формы перекрестной ритмики, временные смещения, сжатия, расширения тех или иных ритмических формул.
Интересны эксперименты Блэйки с африканскими и кубинскими ударными инструментами и ритмами, которые он начал еще в 1950-е годы (афро-джаз, афро-кубинский джаз). Эти опыты были продолжены в 1970-е годы Максом Роучем, с которым его связывали долгие годы знакомства, и его ударным ансамблем M"Boom Re, где число исполнителей на ударных инструментах могло доходить до девяти человек. Стал первооткрывателем многих талантов и звезд, которые прошли в его ансамбле настоящую школу джазового мастерства.