сущ., кол-во синонимов: 1
напиток (148)
Бо́занкет Бернард (Bosanquet) (1848-1923), английский философ, представитель неогегельянства, последователь Ф. Брэдли. Автор «Философской теории государства» (1899).
* * *
БОЗАНКЕТ Бернард - БО́ЗАНКЕТ (Bosanquet) Бернард (1848-1923), английский философ, представитель неогегельянства (см. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО) , последователь Ф. Брэдли. Автор «Философской теории государства» (1899).
БОЗАНКЕТ Бернард (Bosanquet, Bernard)
(1848-1923), британский философ, представитель неогегельянства. Родился в Рок-Холле (графство Нортамберленд, Англия) 14 июня 1848. Получил образование в Харроу и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. С 1870 до 1881 был научным сотрудником и наставником в Юниверсити-колледже Оксфордского университета; затем, переехав в Лондон, принял самое деятельное участие в работе Общества милосердия, Лондонского этического общества, читал лекции в рамках просветительской деятельности университета. С 1903 до 1908 занимал должность профессора моральной философии в университете Сент-Андруса (Шотландия), а в 1911-1912 читал лекции в Эдинбургском университете. Наиболее значительные результаты были получены Бозанкетом в логике, метафизике и эстетике. Вместе с Ф.Брэдли, своим другом и коллегой по Оксфорду, Бозанкет являлся главой английской школы абсолютного идеализма, черпая главные идеи из философии Платона и Гегеля. Сердцевиной его учения была идея, что только в рамках целого, в законченной и абсолютной системе вещей, мы находим подлинную истину и реальность. Рассматривать что-либо абстрактно, т.е. вне контекста, - значит не видеть реальности. Чтобы понять, что собой представляет какой-нибудь телесный орган, скажем желудок, мы должны увидеть его функцию внутри тела. Подобно этому, чтобы понять, что такое тело, мы должны установить его отношения с окружающей средой, и точно так же обстоит дело с каждой последующей целостностью. Каждая следующая целостность более понятна, и не столько в силу масштаба, сколько в силу своей организации; каждая все ближе к совершенной системе, в которой каждая из частей предполагается другими частями. Такого рода систему Бозанкет называл "конкретной универсалией", или "индивидуумом". В его самой известной работе Принцип индивидуальности и ценность (The Principle of Individuality and Value, 1912) эта система служит мерой истины, добра и красоты. Истина заключается не в соответствии идей грубым фактам восприятия: таких фактов не существует. Само восприятие есть мыслительная конструкция, возведенная на фундаменте ощущений, и в меру своего масштаба и связности эта конструкция есть истина. На тех же соображениях основывается бозанкетовский идеал самореализации в этике и политике. Разум по самой своей сущности есть попытка со стороны фрагментарного опыта сделать себя организованной целостностью. Сам по себе он этого достичь не может, так как является лишь органом в системе социального организма и его истинное назначение - служить сообществу. Поскольку благо этого сообщества является моральной целью каждого из его членов, законы сообщества - даже если они предполагают наказание - представляют собой "действительную волю" самого индивида. Для Бозанкета, как и для его учителя Т.Грина, политическое обязательство исходит из необходимости государства и служит общему благу; политика есть прикладная этика. Обвинение в тоталитарных наклонностях в отношении Бозанкета безосновательно: он был ярко выраженным либералом и интернационалистом. Умер Бозанкет в Лондоне 8 февраля 1923. Среди других его работ отметим следующие: Познание и реальность (Knowledge and Reality, 1885); Логика (Logic, 1888); История эстетики (History of Aesthetics, 1892); Философия государства (Philosophical Theory of the State, 1899); Некоторые идеи в области этики (Some Suggestions in Ethics, 1918); Общественные и международные идеалы (Social and International Ideals, 1917); Три главы о природе сознания (Three Chapters on the Nature of Mind, 1923).
ЛИТЕРАТУРА
Бозанкет Б. Основания логики. М., 1914
БОЗАР * beaux arts. Изящные искусства: живопись, скульптура и т. п. К первым <знакам> принадлежат: голос, мины, телодвижения, ко вторым - языки, буквы, иероглифы. Почему чувственное выражение вообще разделяется на изящные искусства и науки (beaux arts и belles-lettres). И. Я. Кронеберг Мат. для ист. эстетики. // Эст. трактаты 1974 2 317. О бозарах (beaux -arts) и говорить не намерен в официальных донесениях. 25. 1. 1832. А. И. Тургенев - П. А. Вяземскому. // АБТ 6 87. Марсово поле с прилегающей к нему набережной представляет уже теперь вид совершенно законченного оригинального "железного" городка с красивыми куполообразными дворцами des beaux arts и des arts libéraux. Набл. 1881 11 2 59. На вопрос: нужны ли искусства (beaux arts) для народа? - педагоги обыкновенно робеют и путаются. Толст. Яснополянская школа. К "бо-зарам" уже прилепились и всякие проходимцы. Например, Гржебин раскатывает на реквизированном автомобиле, занят по горло, помогает клеить новое, свободное "министерство искусств" (пролетарское, очевидно). З. Гиппиус Дн. 7. 3. 1917. // Лит. рус. Заруб. 1 (2) 273. Вилла роскошная, среди каштановых лесов, смешение "бозаров", дряни, красоты из окон .. с отсутствием примитивных удобств. 7. 9. 1937. З. Гиппиус Дн. // НЛО 1997 27 244.