м.
см. бритты 2.
см. англичанин
БРИТТЕН (Britten) Бенджамин (1913-76) - английский композитор, пианист, дирижер. Возродил английский музыкальный театр. Сочетал национальные музыкальные традиции 16-17 вв. (особенно Г. Перселла) с современными музыкальными средствами. Оперы "Питер Граймс" (1945), "Альберт Херринг" (1947), "Сон в летнюю ночь" (1960), камерные оперы, в т. ч. "Поворот винта" (1954); вокально-симфонические сочинения "Баллада о героях", "Военный реквием" (1961), "Кантата милосердия" (1963) и др.
Бри́ттен Бенджамин (Britten) (1913-1976), английский композитор, пианист, дирижёр. Возродил английский музыкальный театр. Сочетал национальные музыкальные традиции XVI-XVII вв. (особенно Г. Пёрселла) с современными музыкальными средствами. Оперы (свыше 10): «Питер Граймс» (1945), «Альберт Херринг» (1947), «Сон в летнюю ночь» (1960); камерные оперы, в том числе «Поворот винта» (1954); балет «Принц пагод» (1957); вокально-симфонические сочинения «Баллада о героях», «Военный реквием» (1961), «Кантата милосердия» (1963) и др.
* * *
БРИТТЕН Бенджамин - БРИ́ТТЕН (Britten) Бенджамин (1913-76), английский композитор, пианист, дирижер. Возродил английский музыкальный театр. Сочетал национальные музыкальные традиции 16-17 вв. (особенно Г. Перселла) с современными музыкальными средствами. Оперы «Питер Граймс» (1945), «Альберт Херринг» (1947), «Сон в летнюю ночь» (1960), камерные оперы, в т. ч. «Поворот винта» (1954); вокально-симфонические сочинения «Баллада о героях», «Военный реквием» (1961), «Кантата милосердия» (1963) и др.
БРИТТЕН, БЕНДЖАМИН ЭДВАРД (Britten, Benjamin)
БЕНДЖАМИН БРИТТЕН
(1913-1976), английский композитор, родился 22 ноября 1913 в Лоустофте (графство Саффолк). Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте - с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. Среди учителей Бритенна - Ф. Бридж, Дж. Айрленд и А. Бенджамин; у двух последних он занимался в лондонском Королевском музыкальном колледже (1930-1933). Характер дарования Бриттена определил преобладание в его творчестве вокальных жанров. Ряд лучших страниц его музыки написаны для голоса с оркестром, например, Озарения (Les Illuminations, 1939); Серенада (Serenada, 1943); Ноктюрн, Nocturne, 1958) и для голоса с фортепиано Семь сонетов Микеланджело (Seven Sonnets of Michelangelo, 1940); Духовные сонеты Джона Донна (The Holy Sonnets of John Donne, 1945); Зимние слова по Т.Харди (Winter Words, 1953); Шесть фрагментов из Гельдерлина (Six Hlderlin Fragments, 1958). Среди многочисленных сочинений жанра кантаты выделяются - Дитя нам родилось (A boy was born, 1933), Гимн св. Цецилии (Hymn to St.Cecilia, 1942), Венок колядок (The ceremony of carols, 1942), Св. Николай (Saint Nicolas, 1948), Кантата милосердия (Cantata misericordium, 1963). В широко известном монументальном Военном реквиеме (War Requiem), где стихи погибшего в Первую мировую войну английского поэта У.Оуэна перемежаются с текстами католической заупокойной мессы, музыка раскрывает тему бессмысленности всех войн. Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение их автора в человеческую психику. Питер Граймс (Peter Grimes) по поэме Дж.Крабба Местечко (The Borough) был написан по заказу Фонда Сергея Кусевицкого и сразу после премьеры, прошедшей в Лондоне в 1945, принес композитору громкий успех. Две другие большие оперы Бриттена, Билли Бадд (Billy Budd, 1951) по новелле Мелвилла и Глориана (Gloriana, 1953), которая сочинялась специально к коронации Елизаветы II, не приобрели столь же широкой известности. Зато камерные оперы Бриттена, созданные для руководимой им Английской оперной труппы (English Opera Group), свидетельствуют об исключительном мастерстве их автора: это Поругание Лукреции (The Rape of Lucretia, 1946), Альберт Херринг (Albert Herring, 1947), Давайте создадим оперу! (Let us Make an Opera, 1949) и Поворот винта (The Turn of the Screw, 1954). Можно также упомянуть Ноев ковчег (Noye's Fludde, 1958) - детскую оперу-мистерию на текст Честерского средневекового миракля и трехактный балет Принц пагод (The Prince of Pagodas, 1957). В 1960 появилась очень удачная опера Сон в летнюю ночь (партитура для оркестра среднего состава). Три оперы-притчи предназначены для церковного исполнения: Река Керлю (Curlew River, 1964), Пещное действо (The Burning Fiery Furnace, 1966) и Блудный сын (The Prodigal Son, 1968). В 1973 состоялась премьера последней оперы Бриттена - Смерть в Венеции (Death in Venice) по Т.Манну. Среди оркестровых сочинений Бриттена - Простая симфония (Simple Symphony, 1934) для струнного оркестра, Симфония-реквием (Sinfonia da Requiem, 1940), Весенняя симфония (Spring Symphony, 1949) для солистов, хора и большого оркестра, Симфония для виолончели с оркестром (1964). Бриттен превосходно владел формой вариаций: в этом жанре написаны два замечательных сочинения - Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра (1937) и Путеводитель по оркестру для юношества (The Young Person's Guide to the Orchestra, 1946), Путеводитель состоит из вариаций и фуги на тему Перселла. На музыку упомянутых вариационных циклов ставились балеты. В наследии Бриттена имеются концерты для фортепиано (1938) и скрипки (1939) с оркестром; среди камерно-инструментальных жанров - два струнных квартета (1941 и 1945). Бриттен стал Кавалером ордена кавалеров почета (1953) и пэром (1976).
Умер Бриттен в Олдборо 4 декабря 1976.
ЛИТЕРАТУРА
Холст И. Б. Бриттен. М., 1968 Ковнацкая Л.Г. Б. Бриттен. М., 1974
Бенджамин Бриттен.
БРИТТЕН (Britten) Бенджамин (1913 - 76), английский композитор, пианист, дирижер. 15 опер, в том числе воплощающие нравственную тематику драмы "Питер Граймс" (1945), "Поворот винта" (1954), комические оперы "Альберт Херринг" (1947), "Сон в летнюю ночь" (1960); "Военный реквием" (1961) и другие вокально-симфонические сочинения.
БРИТТОН Джек - БРИ́ТТОН (Britton) Джек (14 октября 1885, Клинтон, шт. Нью-Джерси - 27 марта 1962, Майами, шт. Флорида), американский спортсмен (бокс (см. БОКС (в спорте))). Чемпион мира во втором полусреднем весе среди профессионалов (1915-16, 1919-22).
Свою спортивную карьеру на профессиональном ринге начал в 1904, закончил ее двумя эффектными победами в 1930. Наибольший интерес среди болельщиков вызвала серия его встреч с Т. Льюисом (см. ЛЬЮИС Тед) - 20 поединков, состоявших из 222 раундов. Боксер преимущественно атакующего плана. За карьеру выиграл 99 матчей (21 нокаутом), проиграл 28 встреч, а 20 свел вничью.
I мн.
1. Кельтские племена, составляющие основное население Британии (с VIII в. до н.э. до V в. н.э.).
2. Представители этих племен.
II мн. устар.
Жители Великобритании; британцы.
БРИ́ТТЫ -ов; мн. (ед. бритт, -а; м.). Кельтские племена, составлявшие основное население Британии (с 8 в. до н.э. по 5 в. н.э.).
* * *
бри́тты - кельтские племена, основное население Британии в VIII в. до н. э. - V в. н. э. Оставшаяся в ходе англосаксонского завоевания (V-VI вв.) часть бриттов составила один из элементов английской народности.
* * *
БРИТТЫ - БРИ́ТТЫ, кельтские племена, основное население Британии в 8 в. до н. э. - 5 в. н. э. Оставшаяся в ходе англо-саксонского завоевания (5-6 вв.) часть бриттов составила один из элементов английской народности.
БРИТТЫ - кельтские племена, основное население Британии в 8 в. до н. э. - 5 в. н. э. Оставшаяся в ходе англо-саксонского завоевания (5-6 вв.) часть бриттов составила один из элементов английской народности.
-ов, мн. (ед. бритт, -а, м.).
Кельтские племена, составлявшие основное население Британии с 8 в. до н. э. по 5 в. н. э.
БРИТТЫ - кельтские племена, населявшие Британию в эпоху римского завоевания. Первые кельты, происходившие с низовий Рейна, осели на юге и востоке Британских островов в период поздней бронзы (в середине 8 в. до н.э.). За ними в 5 в. до н.э. последовали другие кельтские племена из бассейна Роны, которые принесли с собой гальштадскую культуру периода раннего железного века. В начале 3 в. до н.э. на Британские острова нахлынула новая волна кельтских завоевателей, на сей раз представителей латенской культуры позднего железа из Бретани. Последние кельтские пришельцы, белги, прибыли в Англию из северной Франции в 75 до н.э. и продолжали поддерживать контакты с соплеменниками на другом берегу Ла-Манша. К эпохе римского завоевания в Британии сложилось несколько воюющих друг с другом племенных объединений: белги в Уилтшире и Гэмпшире, думноны в Корнуолле и Девоне, канты в Кенте, тринованты и ицены в восточной Англии, силуры в Уэльсе, бриганты в Йоркшире. По-видимому, к тому времени первые волны кельтских завоевателей уже полностью ассимилировали аборигенов Британских островов, стоявших на более примитивной стадии развития. Бритты возводили на холмах крепостные поселения, окруженные стенами, а по деревням жили в круглых хижинах, заглубленных в землю, в состоявших из нескольких комнат землянках или в свайных постройках на болотах. На юге Британии, где существовали зачатки торговли и городской жизни, обнаруживаются остатки более совершенных типов жилищ. Искусство бриттов отличается от континентальной латенской культуры и демонстрирует в изделиях из бронзы и эмалях более высокую степень развития. Огромное влияние на духовную жизнь бриттов оказывали жрецы-друиды с их древними обрядами и человеческими жертвоприношениями. Армия Юлия Цезаря вторгалась в Британию в 55 и 54 до н.э., но подлинное завоевание острова произошло лишь при императоре Клавдии в 43 н.э. После крушения Западной римской империи в 5 в. романизированные британцы были покорены нахлынувшими с континента англами и саксами.
ЛИТЕРАТУРА
Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне. М. - Л., 1948 Садовская М.С. Экономика и социальные отношения у бриттов накануне похода Цезаря в 55-54 до н.э. - Научные доклады Высшей школы. Исторические науки. 1961, № 4