БРЮЛЛЕР Жан - Брюлле́р Жан, см. Веркор (см. ВЕРКОР)
брюллов
Грамматический словарь
Словарь русских фамилий
БРЮЛЛОВ
Фамилия немецкого происхождения. Братьям-живописцам Карлу и Александру Брюлло (Brullo) в 1822 г. было вменено высочайшим декретом русское написание Брюллов.(Э)
Сканворды для слова брюллов
- Современники по праву называли этого русского живописца Карлом Великим.
- Русский художник, автор картины «Последний день Помпеи».
- Русский художник, автор картины «Всадница».
- Какой художник выкупил из крепостной зависимости Тараса Шевченко?
- Аделаида Демулен утопилась в водах Тибра от неразделённой любви к этому русскому художнику.
- В 1828 году он начал писать «Отважного маленького вольтижёра» и работал над картиной целых 2 года.
- Позируя ему, дочери коннозаводчика Шишмарёва облачились в амазонок.
- На своей картине «Итальянский полдень» он изобразил сбор винограда.
Полезные сервисы
брюллов александр павлович
Энциклопедический словарь
Брюлло́в Александр Павлович (1798-1877), российский архитектор, представитель позднего классицизма. Брат К. П. Брюллова. Здания бывшего штаба гвардейского корпуса (1837-43) на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, Пулковской обсерватории (1834-39); в ряде работ использовал стилистику готической архитектуры.
* * *
БРЮЛЛОВ Александр Павлович - БРЮЛЛО́В Александр Павлович (1798-1877), русский архитектор, рисовальщик, акварелист. Представитель позднего классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). Брат К. П. Брюллова (см. БРЮЛЛОВ Карл Павлович). Здания бывшего штаба гвардейского корпуса (1837-43) на Дворцовой пл. в Санкт-Петербурге, Пулковской обсерватории (1834-39); в ряде работ использовал стилистику готической (см. ГОТИКА) архитектуры.
Большой энциклопедический словарь
БРЮЛЛОВ Александр Павлович (1798-1877) - российский архитектор, представитель позднего классицизма. Брат К. П. Брюллова. Здания бывшего штаба гвардейского корпуса (1837-43) на Дворцовой пл. в Санкт-Петербурге, Пулковской обсерватории (1834-39); в ряде работ использовал стилистику готической архитектуры.
Полезные сервисы
брюллов карл павлович
Энциклопедический словарь
Брюлло́в Карл Павлович (1799-1852), российский живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. В 1823-35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человека («Вирсавия», 1832), драматической напряжённостью образов («Последний день Помпеи», 1830-33), реалистическими тенденциями, тонким психологизмом (портрет М. Ланчи, 1851, автопортрет, 1848). Блестящий мастер парадного портрета («Всадница», 1832).

* * *
БРЮЛЛОВ Карл Павлович - БРЮЛЛО́В Карл Павлович (1799-1852), русский живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова (см. БРЮЛЛОВ Александр Павлович) . В 1823-35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) струю романтизма (см. РОМАНТИЗМ) , жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человека («Вирсавия», 1832), драматической напряженностью образов («Последний день Помпеи», 1830-33), реалистическими тенденциями, тонким психологизмом (портрет М. Ланчи, 1851, автопортрет, 1848). Блестящий мастер парадного портрета («Всадница», 1832).
* * *
БРЮЛЛО́В Карл Павлович [12 (23) декабря 1799, Санкт-Петербург - 23 июня 1852, Марчано, близ Рима], российский художник. Наряду с А. А. Ивановым (см. ИВАНОВ Александр Андреевич) - наиболее известный мастер русского изобразительного искусства романтизма.
Раннее творчество. Брюллов в Италии
Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву, Брюллов учился в Академии художеств (1809-21) у А. И. Иванова (см. ИВАНОВ Андрей Иванович) и А. Е. Егорова (см. ЕГОРОВ Алексей Егорович). Выехав в Италию как пенсионер Общества поощрения художеств, жил и работал там в 1823-35. Впечатления «полуденного края», его природы и искусства помогли молодому Брюллову претворить опыт академического классицизма, учебного копирования антиков в живые образы, полные чувственного обаяния. Уже для ранних картин художника характерны виртуозный рисунок и композиция, эмоциональный, теплый колорит («Итальянский полдень», 1827, Русский музей; «Вирсавия», 1832, Третьяковская галерея). Он выступает и как мастер светского портрета, превращая натурный мотив в образец райски идиллической гармонии [«Всадница (Дж. и А. Паччини)», 1832, там же].
«Последний день Помпеи»
Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном «Последний день Помпеи». Результатом становится величественная «картина-катастрофа» (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Жерико (см. ЖЕРИКО Теодор), У. Тернера (см. ТЕРНЕР Уильям) и др.) - произведений, возникающих по мере того, как череда политических потрясений, вызванных начальным сейсмическим импульсом Великой французской революции, охватывает разные страны Европы. Трагический пафос картины усиливается бурной пластической экспрессией фигур и резкими светотеневыми контрастами. Брюллову удалось изобразить охваченную единым порывом толпу граждан в роковой момент ее исторического бытия, создав тем самым первый пример той многофигурной исторической картины-итога, которую вся русская живопись 19 века осознавала в качестве своей сверхзадачи.
«Последний день Помпеи» производит фурор - как на родине мастера, так и за рубежом. В Италии и Франции картину приветствуют как первый триумф русской художественной школы. Н. В. Гоголь посвящает ей одноименную восторженную статью (1834), назвав ее «полным, всемирным созданием», где «все отразилось», - отразилось в образе «сильных кризисов, чувствуемых целой массой». Политический заряд «Помпеи» чутко ощутил и А. И. Герцен («Новая фаза русской литературы», 1864).
Восточные мотивы
Другие большие исторические замыслы Брюллова, с помощью которых он мечтал повторить успех «Помпеи», остаются неосуществленными или осуществленными лишь частично (эскиз «Нашествие Гензериха на Рим», 1833-35, Третьяковская галерея). В 1835, по пути из Италии на родину, он создает зарисовки Восточного Средиземноморья, сочетающие мечтательный лиризм с тонкой археологической и бытовой наблюдательностью. Позже восточные мотивы оживают в картине «Бахчисарайский фонтан» (на сюжет поэмы А. С. Пушкина, 1849, Музей А. С. Пушкина, г. Пушкин) и примыкающих к ней набросках на гаремную тему.
Брюллов в России
Торжественно встреченный на родине как первый художник России, он, побуждаемый императором Николаем I, обращается к русскому прошлому. Но картина «Осада Пскова Стефаном Баторием» (1836-37, Третьяковская галерея) не стала новым шедевром, поскольку в ней не удалось достичь убедительного композиционного и идейного единства военной и церковной истории. Художник с увлечением берется за монументально-декоративные проекты; антично-мифологические мотивы обретают полнокровную жизненность в эскизах росписей Пулковской обсерватории, прежде всего, в композиции «Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом» (Третьяковская галерея). Этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора (1843-48) проникнуты внутренней силой и величием, однако и здесь, как в Пулкове, конечные результаты (исполненные при участии П. В. Басина и других) оказываются значительно холоднее исходного замысла. Гораздо задушевнее многие малые вещи Брюллова, например, акварели к произведениям Александра Дюма-отца и других авторов (в том числе к «Арапу Петра Великого» А. С. Пушкина, 1847-49, Третьяковская галерея), - их иронический лад предвосхищает стилистику «Мира искусства».
Портреты
Портрет остается той областью, где талант Брюллова царствует полновластно и блистательно. Он по-прежнему пишет бравурные светские портреты, впечатляющие своими сильными красочными и композиционными эффектами («Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А. Паччини», около 1842, Русский музей). Иное, созерцательно-спокойное настроение доминирует в образах людей искусства, более сдержанных по колориту, который как бы мерцает изнутри формы, подчеркивая духовную значительность моделей («Поэт Н. В. Кукольник», 1836; «Скульптор И. П. Витали», около 1837, оба - в Третьяковской галерее; «В. А. Жуковский», 1837-38, Киевский музей Т. Г. Шевченко; «И. А. Крылов», 1839, «А. Н. Струговщиков», 1840, оба - в Третьяковско٠галерее). К данному циклу примыкает и «Автопортрет» (1848, Третьяковская галерея), написанный теплым тоном и легкой кистью, но проникнутый настроениями глубокой меланхолии, усталости и нездоровья.
С 1849 Брюллов, слабея от болезни, живет на о. Мадейра, а с 1850 - в Италии. И в последний период своей жизни мастер создает экспрессивные, полные тонкой духовной грации портреты («Археолог М. Ланчи», 1851, Третьяковская галерея; неоконченная картина «Дж. Титтони в образе Жанны д`Арк», 1852, частное собрание, Рим), согретые поэтичным юмором зарисовки народного быта.
Влияние
Будучи профессором Академии художеств (см. АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ (Санкт-Петербург)) в 1836-49, Брюллов оказал большое воздействие на русское изобразительное искусство и как педагог. Однако непосредственные представители брюлловской школы (Я. Ф. Капков, П. Н. Орлов, А. В. Тыранов, Ф. А. Моллер и др.), сами по себе интересные мастера жанровой и религиозной картины, а также портрета, в целом лишь продолжали стилистику учителя, ничем существенным последнюю не обогатив. К романтической школе Брюллова примыкал как художник и Т. Г. Шевченко (см. ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич), который тоже был его учеником.
Большой энциклопедический словарь
БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799-1852) - российский живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. В 1823-35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человека ("Вирсавия", 1832), драматической напряженностью образов ("Последний день Помпеи", 1830-33), реалистическими тенденциями, тонким психологизмом (портрет М. Ланчи, 1851, автопортрет, 1848). Блестящий мастер парадного портрета ("Всадница", 1832).БРЮЛЛОВ Карл Павлович БРЮМЕР (франц. brumaire - от brume - туман), 2-й месяц (22/23 октября-20/21 ноября) французского республиканского календаря (1793-1805).
Энциклопедия Кольера
Полезные сервисы
брюллов, карл павлович
Иллюстрированный энциклопедический словарь

К.П. Брюллов. Автопортрет.
БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799 - 1852), российский живописец и рисовальщик. В 1823 - 35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма. Произведения отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человеческого тела ("Вирсавия", 1832), драматической напряженностью образов ("Последний день Помпеи", 1830 - 33), тонким психологизмом ("М. Ланчи", 1851). Блестящий мастер парадного портрета ("Всадница", 1832).

К.П. Брюллов. "Семья итальянца". 1830. Акварель.
Полезные сервисы
брюлловы
Гуманитарный словарь
БРЮЛЛО́ВЫ (фон Брюлло) - петерб. семья художников и архитекторов. Родоначальник - акад. орнамент. скульптуры, немец с франц. фамилией Brulleau. Его сыновья:
Ал-др Пав. (1798-1877) - проф. архитектуры АХ, рисовальщик, акварелист. Род. в Пб. в семье акад. орнамент. скульптуры. В 1809 вместе с братом Карлом принят в АХ. После окончания АХ в 1821 направлен в Италию. Член.-корр. Франц. Ин-та архитектуры, д. чл. Миланской АХ и Королевского Ин-та архитектуры, акад. Один из первых мастеров романтизма в рус. архитектуре. Работы 30-х гг. в СПб. и его окрестностях: загородный дом гр. Самойловой в Славянке ок. Павловска (1831), костел в имении кн. Витгенштейна Дружноселье ок. Гатчины (1834) - решены с использованием мотивов античного зодчества. Б. создал готическую правосл. церковь в Шуваловском парке ок. Парголова (1831) и романскую кирху Св. Петра на Невском пр-те, устроил Михайловский т-р (ныне Малый т-р оперы и балета им. М. П. Мусоргского). Б. победил в конкурсе проектов Пулковской обсерватории. В 1837 построил штаб Гвардейского корпуса, оформив вост. границу Дворцовой площади; принимал участие в отделке залов Зимнего (1838) и Мраморного (1845-49) дворцов в неоренессансе, неоготике и помпейском стиле, иногда соединяя эл-ты разных стилей в одном интерьере (Александровский зал Зимнего дворца). Особый интерес представляет собств. дача Б. в Павловске - редчайший образец дачной романтич. архитектуры (1840-е гг.). Творчество Б. отразило переходный этап в развитии рус. зодчества 19 в., объединив худож. концепции классицизма и романтич. стилизаторство.
Лит.: Оль Г. А. Александр Брюллов. Л., 1983.
Карл Пав. (1799-1852) - худ., проф. живописи. В возрасте 10 лет вместе со старшим братом А. Брюлловым поступил в АХ, где занимается под рук-вом А. Е. Егорова, А. И. Иванова, В. К. Шебуева, И. П. Мартоса. В 1821 получил зол. медаль за картину "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского". Среди ранних работ также - полотно "Нарцисс" (1819). В 1822 направлен в Италию на средства Об-ва поощрения художников. По повелению имп. его фам. "Брюлло" изменена на "Брюллов". В Риме познакомился с Ф. А. Бруни, работал в мастерской Б. Торвальдсена. Для АХ выполнил копию "Афинской школы" Рафаэля; создал ряд полотен, посв. Италии: "Итал. утро" (1823), "Эрминия у пастухов" (1824), "Сатир и вакханка" (1824), "Итал. полдень" (1828), "Вирсавия" (1830). Светлый колорит, создающий впечатление ничем не омрач. радости жизни, передача ярких человеч. чувств, эмоциональность приближают полотна Б. к романтизму. Художник отступает от канонов академич. живописи, стремясь к естественности изображения. В 1823-33 по заказу А. Демидова Б. создал полотно "Последний день Помпеи", где проявил себя в этой работе как сильнейший колорист и рисовальщик, передав динамикой движения переживания охвач. ужасом людей. Идеальность представл. типов, характер построения композиции сближают работу Б. с классицизмом, но напряженность, динамика картины выводят ее за рамки академич. живописи. Картина была высоко оценена в Италии. Глава итал. художеств. школы Камуччини объявил Б. художником-колоссом, В. Скотт назвал полотно эпопеей. В 1834 картина была перевезена в Россию, где также имела успех. В 1835 Б. вернулся в Пб., с 1836 проф. АХ. В Казанском соборе им создан большой запрестольный образ "Взятие Божией Матери на небо"; в Сергиевской пустыни образ "Св. Троица". В 1842 приступил к большой работе в Исаакиевском соборе. Роспись плафона с изображением молящейся Богоматери (800 м) начата Б. и закончена Васиным. Нек-рые работы Б. относятся к жанру ист. живописи: "Смерть Инессы де Кастро", "Осада Пскова" (не закончена). Проявил себя как выдающийся портретист: "Всадница" - портрет Джиованнины Пачини (1832), портреты В. А. Перовского (1837), Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини (ок. 1839), И. А. Крылова (1839), автопортрет (1848). Последние годы Б. провел на острове Мадера и в Италии; похоронен в Риме.
Лит.: Карл Брюллов: (Альбом / Авт.-сост. М. М. Ракова). М., 1988; Леонтьева Г. К. Карл Брюллов. 2-е изд. Л., 1983; Порудоминский В. И. Брюллов. М., 1979; Корнилова А. В. Карл Брюллов в Пб. Л., 1976; Ацаркина Э. Н. Карл Павлович Брюллов. М., 1963; К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. М., 1961.
Ник. Фед. (1826-1885) - академик и проф. архитектуры (1864), племянник А. и К. Брюлловых. Гор. архитектор СПб. Автор разнообр. жилых, обществ. и промышл. зданий; прекрасно владел всеми ист. формами. Сохранились роскошные интерьеры (1870-е гг.) в особняке гос. секретаря А. Половцева (ныне - Дом архитектора в СПб.).
К. П. Брюллов. Худ. В. А. Тропинин
