Валери́ Поль (Valéry) (1871-1945), французский поэт и мыслитель. Лирико-философская медитация, образцы так называемой интеллектуальной поэзии в сборниках «Альбом старых стихов» (1920), «Очарования» (1922), поэмах («Юная Парка», 1917, и др.). В философско-эстетическом эссе (о С. Малларме, Ш. Бодлере, Леонардо да Винчи и др.), дневниках («Тетради», 1894-1945; изданы в 1957-1971) - размышления о природе творчества, о бессилии разума адекватно воспринять реальность.
* * *
ВАЛЕРИ Поль - ВАЛЕРИ́ Поль (1871-1945), французский поэт. Основные темы философской лирики («Юная Парка», «Морское кладбище», «Очарования») - размышления о бессилии разума адекватно воспринять реальность и о природе творчества. Эссе о С. Малларме, Ш. Бодлере и др. Философические (в форме дневниковых записей) «Тетради» (т. 1-29, 1894-1945; изданы 1957-1961).
* * *
ВАЛЕРИ́ (Valery) Поль (полн.имя Амбруаз Поль Туссен Жюль) (30 октября 1871, Сет, южная Франция - 20 июля 1945, Париж), французский поэт, эссеист, критик.
Родился в небольшом средиземноморском порту, где его отец служил таможенником. Получил образование в Монпелье, где изучал юриспруденцию, одновременно увлекся поэзией и архитектурой. В юности был застенчив; в число немногих его друзей входили в то время Гюстав Фурман, ставший впоследствии профессором философии, и писатели Пьер Луи и Андре Жид (см. ЖИД Андре). Одним из первых литературных кумиров стал для него С. Малларме (см. МАЛЛАРМЕ Стефан), которому он был представлен в 1891 и чей салон регулярно посещал.
Первые шаги
Между 1888 и 1891 Валери создал множество стихотворных произведений, небольшая часть которых была опубликована в символистских журналах и получила хвалебные отклики, но разочарование в творчестве и трагедия неразделенной любви привели поэта к кризису в 1892; он решил навсегда отринуть все, что относится к сфере эмоций, и посвятить себя обожествлению «идола Интеллекта». Он избавился от большинства своих книг и с 1894 до конца жизни каждый день вставал на рассвете, размышляя о научном методе познания, о природе сознания и языка, и заносил свои мысли и афоризмы в записные книжки, которые позднее были опубликованы как знаменитые «Тетради». Под влиянием Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) им был написан «Вечер с господин Тэстом» (1896), главный герой которого признавал для себя лишь два понятия - возможное и невозможное.
В 1897-1900 Валери служил в качестве гражданского чиновника в Военном министерстве, а с 1900 после женитьбы на близкой подруге дочери Малларме стал личным секретарем Эдуара Лебе, директора французской ассоциации прессы. Его основной обязанностью было читать директору биржевые сводки и газетные сообщения о важнейших событиях, благодаря чему Валери стал хорошо разбираться в тонкостях и подоплеке текущих событий.
Известность
В 1917 появилась поэма «Юная парка», посвященная пробуждению сознания у самой юной из трех античных богинь Судьбы, традиционно символизировавших три этапа человеческой жизни. Эта поэма принесла Валери славу, которая вскоре была подкреплена «Альбомом старых стихов» (1890-1900) и сборник «Чары, или поэмы» (1922), куда вошло знаменитое стихотворение «Морское кладбище» (1920), посвященное размышлению лирического героя на кладбище в Сете (где теперь покоится прах поэта).
В наиболее характерных произведениях Валери нетрудно обнаружить вариации на тему происходящей в человеческом сознании борьбы между стремлением к созерцанию и потребностью в действии.
После 1922 Валери больше не писал значительных поэтических произведений, но его репутация выдающегося писателя не подвергалась сомнению. И хотя известность принесли ему именно поэтические книги, он последовательно провозглашал, что поэзия как таковая больше не привлекает его и что литературное творчество, подобно математике и естественным наукам, служит для него лишь зеркалом возможностей его разума. Эссе и предисловия Валери, писавшиеся большей частью на заказ, несут на себе печать его постоянных размышлений и свидетельствуют об интересе к самому широкому кругу тем: писатели и литературное творчество, философия и язык, изобразительное искусство и хореография, образование и культура, наконец, политика. Валери интересовался также современным состоянием физики и математики, был знаком со многими учеными и знал работы Мориса де Бройля (см. БРОЙЛЬ Морис), Римана (см. РИМАН Бернхард), Фарадея (см. ФАРАДЕЙ Майкл), Эйнштейна (см. ЭЙНШТЕЙН Альберт) и Максвелла. (см. МАКСВЕЛЛ Джеймс Клерк)
На общественном поприще
В 1922, после смерти Лебе, Валери, ранее склонный к уединению, становится яркой фигурой общественной жизни. Необычайная эрудиция, изысканные манеры и ослепительный дар полемиста способствовали росту его популярности, причем он держался с одинаковой непринужденностью как среди видных зарубежных писателей и ученых, так и среди генералов или государственных деятелей. Он ездил с лекциями по всей Европе и произносил речи по поводу самых различных событий. В 1925 Валери был избран во Французскую Академию (см. ФРАНЦУЗСКАЯ АКАДЕМИЯ), в 1933 назначен руководителем Средиземноморского университетского центра в Ницце, а в 1937 стал профессором поэзии (должность был создана специально для него) в Коллеж-де-Франс. Когда Валери скончался, ему были оказаны высшие государственные почести.
Особенности творчества
Несмотря на то, что Валери главным образом занимался интеллектуальными проблемами и навлек на себя недовольство сюрреалистов за уничижительные нападки на поэтическое вдохновение, его поэзия служит прямым доказательством его приверженности сфере чувств: упоенное любование обнаженной женской натурой («Купальщица», «Спящая»), изображение Евы в «Наброске змея»; эмоциональность, с которой он описывает объятия влюбленных («Морское кладбище», «Фрагменты Нарцисса», «Мертвая подделка»); солнце, небо и море, любимые им с детства, - все это говорит о том, что Валери нельзя отождествлять с сухим господином Тэстом. Отличительной чертой прозы и поэзии Валери, даже когда он обращается к самым отвлеченным темам, остается чувственность. Его проза афористична и изящна; его поэзия так же выразительна и мелодична в лучших своих образцах, как прославленные строки Расина (см. РАСИН Жан) или Верлена. (см. ВЕРЛЕН Поль)
ВАЛЕРИ Поль (Valery, Paul-Ambroise)
ПОЛЬ ВАЛЕРИ. Портрет работы Ж.Э.Бланша.
(1871-1945), французский поэт, эссеист, критик, задавшийся целью создать "математически чистую" поэзию, свободную от традиционного содержания, ассоциаций и ценностей. Родился З0 октября 1871 в г. Сет на Средиземноморском побережье Франции; отец - корсиканец, мать - из старинной генуэзской семьи. По совету своего друга, писателя Пьера Луиса, Валери еще студентом юридического факультета в университете Монпелье начал публиковать в периодике эссе и стихотворения в символистской манере. Переехав в Париж, с 1895 по 1900 служил чиновником в Военном министерстве, а затем личным секретарем Э.Лебе, директора агентства Гавас. Регулярно посещал литературные "среды" Ст. Малларме, работал над одним из самых значительных своих критических произведений Введение в систему Леонардо да Винчи (Introduction la methode de Leonard de Vinci, 1895); в 1897 опубликовал эссе Методическое завоевание (Une conqute mthodique), где дал анализ причин растущего влияния Германии в Европе. Пережив в 1892 душевный кризис, природу которого Валери не раскрыл, он отходит от литературной жизни и погружается в занятия математикой. Лишь в 1917 Валери вернулся в поэзию, опубликовав поэму Юная Парка (La Jeune Parque) - своего рода монолог-размышление, передающий состояние души в момент ее пробуждения к самосознанию и чувственной жизни; согласно первоначальному замыслу, поэма не должна была превышать пятидесяти строк, но в окончательном варианте насчитывает около пятисот. Ежедневные записи мыслей и впечатлений, которые Валери, следуя установленному для себя правилу, делал каждое утро на протяжении многих лет, составили 29 томов факсимильно изданных в 1957-1961 Тетрадей (Les Cahiers). В 1925 Валери был избран во Французскую Академию. Человек скромного достатка, потеряв со смертью Лебе в 1922 секретарскую должность, Валери испытывал настоятельную нужду в литературных заработках и публичных лекциях. Он писал многочисленные предисловия к произведениям разных авторов, заказные вещи (например, диалог Навязчивая идея - L'Ide fixe), публиковал эссе, в которых, подобно Э.По, разрабатывал "конструктивистскую" теорию поэзии, отрицавшую роль вдохновения. К другим значительным произведениям Валери относятся написанные в жанре и с персонажами сократических диалогов Эвпалинос, или Архитектор (Eupalinos ou l'Architecte, 1924) и Душа и танец (L'me et la danse, 1924); сборник стихотворений Чары, или Поэмы (Charmes ou pomes, 1922) и цикл эпизодических фрагментов, посвященных своеобразному фантастическому персонажу по имени "господин Тест" (Monsieur Teste, полностью опубл. 1946). Через все творчество Валери проходит тема поисков "чистого Я" (le moi pur), путь к которому лежит через постепенное освобождение от всего, что подвержено биологическим изменениям и распаду.
Умер Валери в Париже 20 июля 1945.
ЛИТЕРАТУРА
Валери П. Избранное. М., 1936 Валери П. Об искусстве: Сборник. М., 1993 Валери П. Юная Парка. Стихи, поэма, проза. М., 1994