Веснины́ - архитекторы, братья: Леонид Александрович (1880-1933), Виктор Александрович (1882-1950), академик АН СССР (1943), Александр Александрович (1883-1959). С 1925 Веснины возглавили направление конструктивизма в отечественной архитектуре. Создавали коллективные проекты, уделяя особое внимание функциональному назначению сооружения, внедряли в строительство новые конструкции и материалы - Днепрогэс (1927-32), Дворец культуры автозавода им. Лихачёва в Москве (1-я очередь в 1930-34).
* * *
ВЕСНИНЫ - ВЕСНИНЫ́, российские архитекторы, братья:
1) Леонид Александрович (1880-1933).
2) Виктор Александрович (1882-1950), академик АН СССР (1943).
3) Александр Александрович (1883-1959).
С 1925 Веснины возглавили направление конструктивизма (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) в отечественной архитектуре. Создавали коллективные проекты, уделяя особое внимание функциональному назначению сооружения, внедряли в строительство новые конструкции и материалы - Днепрогэс (1927-1932), Дворец культуры автозавода им. Лихачева в Москве (1-я очередь в 1930-1934).
* * *
ВЕСНИНЫ́, российские архитекторы, братья, постоянно работавшие в творческом содружестве. Вместе прошли путь от дореволюционной к советской неоклассике - через яркий этап авангарда 1920-х годов. Выходцы из купеческой семьи, жили преимущественно в Москве.
Леонид Александрович Веснин [28 ноября (10 декабря) 1880, Нижний Новгород - 8 октября 1933, Москва], учился в Академии художеств у Л. Н. Бенуа (см. БЕНУА Леонтий Николаевич). Виктор Александрович Веснин [28 марта (9 апреля) 1882, Юрьевец, Ивановская область - 17 cентября 1950, Москва], учился в Институте гражданских инженеров (1901-1912). Был председателем Оргбюро Союза архитекторов СССР (1932-1939), первым президентом Академии архитектуры СССР (1939-1949), действительным членом АН СССР (с 1943). Александр Александрович Веснин [16 (28) мая 1883, Юрьевец - 7 ноября 1959, Москва], учился там же (1901-1912), а также в художественных студиях К. Ф. Юона (см. ЮОН Константин Федорович), Я. Ф. Ционглинского (1907-1911) и В. Е. Татлина (см. ТАТЛИН Владимир Евграфович) (1912-1913).
Ранний период. Модерн, неоклассика и рационализм
Стиль модерн (см. МОДЕРН) , а также неоклассика (наиболее значительный пример - дом Сироткина в Нижнем Новгороде, 1913, где А. Веснин исполнил и декоративную живопись) дореволюционных работ братьев эволюционировали в сторону раннего рационализма (см. РАЦИОНАЛИЗМ (в архитектуре)) (банк Юнгера на Кузнецком мосту в Москве, 1913). Рационалистическая линия укрепилась в их творчестве и за счет того, что, начиная с 1914, Виктор Веснин проектировал промышленные сооружения, а Леонид Веснин, помимо промышленного зодчества, активно занимался и соответствующим градостроительством (создал проект Шатурской ГРЭС и рабочего поселка при ней, 1918-1925; реализован лишь частично).
Сценография
Функционально-индустриальное начало, однако, нередко соединялось с тонкой иронией, ощущением мира как театра; в этом плане особенно важна была роль Александра Веснина. Пройдя период беспредметного, близкого супрематизму (см. СУПРЕМАТИЗМ) искусства, он сотрудничал с Камерным и Малым театрами, а также с театром В. Э. Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) . Им были созданы новаторские, этапные для сценографии 20 в. работы, соединившие гибкую органическую ритмику модерна с мотивами тотально-механического «нового мира», что явилось ироническим преображением принципов конструктивизма (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) (наиболее характерный и известный пример - оформление спектакля «Человек, который был Четвергом» по Г. К. Честертону в Камерном театре, 1923).
Конструктивизм
Целый ряд проектов (здание «Ленинградской правды» и дом общества «Аркос», оба - 1924) и реализованных построек братьев Весниных в Москве (Дом общества политкаторжан, ныне Театр-студия киноактера, 1931-1934) вошли в золотой фонд конструктивизма (Ле Корбюзье (см. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар) назвал даже Александра Веснина «основоположником» последнего). Стремление выразить в облике здания его «производственный характер», то есть его функцию в целом, претворялось у них в изящной легкости, даже игривости композиций, динамике эффектно сменяющих друг друга зрительных ракурсов.
С наибольшей полнотой эти принципы были воплощены в здании Дворца культуры ЗИЛа (1930-1934). Здание доминирует в окружающем городском пейзаже как светлый «корабль будущего», однако данное строительство отразило и вопиющий антиисторизм тогдашней официальной культуры (поскольку новый комплекс демонстративно возвели на территории ценнейшего памятника старомосковского барокко (см. БАРОККО), Симонова монастыря 17 в., который в результате был большей частью разрушен).
Неоклассицизм
В последующий период братья Веснины, сохраняя четкую функциональность общей композиции и плана, вновь обращаются к неоклассике, придавая ей теперь особый монументальный размах. Исполинский комплекс Днепрогэса (1927-1932) исполнен впечатляюшего величия. Возведенный же при ГЭС новый район Запорожья (1928-1930) воплотил в себе авангардные тенденции городской планировки - с открытыми кварталами, «комплексами зданий, поставленных на зеленую площадь» (а не замкнутых, как прежде, по периметру улиц). С 1934 Виктор Веснин работает главным архитектором Наркомтяжпрома, сосредоточив в своих руках управление всей промышленной архитектурой СССР, равно как - и даже в значительной степени - и строительство новых городов. Братья, казалось бы, обретают оптимальные условия для проектно-строительной деятельности, - если бы не суровая реальность сталинской индустриализации, которая нивелирует и сводит на нет гуманистическое содержание самых смелых архитектурных идей. Наиболее честолюбивые из поздних замыслов Весниных (проекты Дома Наркомтяжпрома на Красной площади, 1934, и второго Дома Совнаркома в Зарядье (см. ЗАРЯДЬЕ) , 1940; оба не осуществлены) страдают гигантизмом, игнорирующим традиции московского зодчества.
Искусство братьев Весниных оказало большое воздействие на развитие отечественного зодчества еще и потому, что оба младших были высокоодаренными педагогами (они преподавали во ВХУТЕМАСе (см. ВХУТЕМАС)-ВХУТЕИНе (см. ВХУТЕИН) и Московском архитектурном институте).