Византи́я (Восточная Римская империя, Византийская империя), государство IV-XV вв.; образовалось при распаде Римской империи в её восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Столица - Константинополь. Население - греки, сирийцы, копты, армяне и др. Господствующий язык - греческий. Религия - христианство (православие). В IV - начале VII вв. в Византии стал складываться феодализм (при сохранении до VII в. рабовладения). Наибольшего территориального расширения Византия достигла в VI в. при Юстиниане I, превратившись в средиземноморскую могущественную державу. Завоевания VII - середины IX вв. арабов, славян, лангобардов свели её территорию в основном к части Балканского полуострова и Малой Азии. Захват в 1204 участниками 4-го крестового похода Константинополя привёл к падению Византийской империи, основанию Латинской империи, а на не завоёванной крестоносцами территории - греческих государств (Никейской, Трапезундской империй, Эпирского государства). Византийская империя была восстановлена Михаилом VIII в 1261. Взятие в 1453 Константинополя турецкими войсками положило конец Византии.
* * *
ВИЗАНТИЯ - ВИЗАНТИ́Я (Византийская империя), Римская империя в эпоху средневековья со столицей в Константинополе (см. КОНСТАНТИНОПОЛЬ) - Новом Риме. Название «Византия» происходит от древнего наименования ее столицы (Византий находился на месте Константинополя) и прослеживается по западным источникам не ранее 14 в.
Проблемы античной преемственности
Символическим началом Византии считается год основания Константинополя (330), с падением (см. ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ) которого 29 мая 1453 империя прекратила свое существование. «Разделение» Римской империи 395 на Западную и Восточную представляло лишь формально-правовой рубеж эпох, в то время как исторический переход от позднеантичных государственно-правовых институтов к средневековым происходил в 7-8 вв. Но и после Византия сохраняла многие традиции античной государственности и культуры, позволяющие выделить ее в особую цивилизацию, современную, но не идентичную средневековой западноевропейской общности народов. Среди ее ценностных ориентиров важнейшее место занимали представления о так называемой «политической ортодоксии», совмещавшие христианскую веру, хранимую Православной церковью, с имперской идеологией «Священной державы» (Reichstheologie), восходившей к идеям римской государственности. Вместе с греческим языком и эллинистической культурой эти факторы обеспечивали единство государства в течение почти тысячелетия. Периодически ревизуемое и адаптируемое к жизненным реалиям римское право лежало в основе византийского законодательства. Этническое самосознание долгое время (до 12-13 вв.) не играло существенной роли в самоидентификации имперских граждан, которые официально именовались римлянами (по-гречески - ромеями). В истории Византийской империи можно вычленить ранневизантийский (4-8 вв.), средневизантийский (9-12 вв.) и поздневизантийский (13-15 вв.) периоды.
Ранневизантийский период
В начальный период в пределы Византии (Восточной Римской империи) входили земли к востоку от линии раздела 395 - Балканы с Иллириком, Фракия, Малая Азия, Сиро-Палестина, Египет с преимуществено эллинизированным населением. После захвата варварами западных римских провинций Константинополь еще более возвысился как местопребывание императоров и средоточие имперской идеи. Отсюда в 6 в. при императоре Юстиниане I (см. ЮСТИНИАН I Великий) (527-565) велось «восстановление Римской державы», после многолетних войн вернувшее под власть империи Италию с Римом и Равенной, северную Африку с Карфагеном и часть Испании. На этих территориях было восстановлено римское провинциальное управление и распространено действие римского законодательства в его юстиниановой редакции («Кодекс Юстиниана (см. КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА)»). Однако в 7 в. облик Средиземноморья был совершенно преображен в результате нашествия арабов и славян. Империя утратила богатейшие земли Востока, Египет и африканское побережье, а ее сильно сократившиеся балканские владения оказались отрезанными от латиноязычного западноевропейского мира. Отторжение восточных провинций имело следствием возрастание доминирующей роли греческого этноса и прекращение полемики с монофиситами (см. МОНОФИСИТЫ), бывшей столь важным фактором внутренней политики империи на востоке в предшествующий период. Латинский язык, прежде официальный государственный язык, выходит из употребления и сменяется греческим. В 7-8 вв. при императорах Ираклии (см. ИРАКЛИЙ (византийский император)) (610-641 гг.) и Льве III (см. ЛЕВ III Исавр) (717-740 гг.) позднеримское провинциальное деление преобразуется в фемное (см. ФЕМЫ) устройство, обеспечившее жизнеспособность империи на последующие столетия. Иконоборческие (см. ИКОНОБОРЧЕСТВО) потрясения 8-9 вв. в целом не поколебали ее прочности, способствуя консолидации и самоопределению ее важнейших институтов - государства и Церкви.
Средневизантийский период
Империя средневизантийского периода представляла собой мировую «сверхдержаву», чья устойчивая централизованная государственность, военная мощь и утонченная культура составляли разительный контраст с раздробленностью сил латинского Запада и мусульманского Востока в тот период. «Золотой век» Византийской империи длился примерно с 850 по 1050 гг. В эти столетия ее владения простирались от Южной Италии и Далмации до Армении, Сирии и Месопотамии, давняя проблема безопасности северных границ империи была решена присоединением Болгарии (1018) и восстановлением прежней римской границы по Дунаю. Были ассимилированы и подчинены империи заселившие в предшествующий период Грецию славяне. Устойчивость экономики основывалась на развитых товарно-денежных отношениях и обращении золотого солида (см. СОЛИД), чеканившегося со времен Константина I (см. КОНСТАНТИН I Великий). Фемный строй позволял сохранять военную мощь государства и неизменность его экономических институтов, обеспечивавших господство в политической жизни столичной чиновной аристократии, а потому неуклонно поддерживался на протяжении всего 10 - начала 11 вв. Императоры Македонской династии (867-1056) воплощали собой идею избранности и постоянства установленной Богом власти, единственного источника земных благодеяний. Возврат к иконопочитанию в 843 знаменовал примирение и возобновление симфонии «согласия» между государством и Церковью. Авторитет константинопольского патриархата был восстановлен, и в 9 в. он уже претендует на доминирование в восточно-христианском мире. Крещение болгар, сербов, а затем и славянской Киевской Руси расширило пределы византийской цивилизации, очертив ареал духовной общности восточноевропейских православных народов. В средневизантийский период складываются основы того, что современными исследователями было определено как «Византийское содружество» (Byzantin Commonwealth), зримым выражением которого стала иерархия христианских правителей, признававших императора в качестве главы земного миропорядка, а константинопольского патриарха как главу Церкви. На востоке такими правителями были армянские и грузинские цари, чьи независимые владения граничили с империей и мусульманским миром.
Вскоре после смерти наиболее яркого представителя Македонской династии Василия II Болгаробойцы (см. ВАСИЛИЙ II Болгаробойца) (976-1025) начался упадок. Он был вызван саморазрушением фемного строя, шедшего по мере роста слоя землевладельческой, военной по преимуществу аристократии. Неизбежное возрастание частноправовых форм зависимости византийского крестьянства ослабляло государственный контроль над ним и приводило к столкновению интересов столичной чиновной и провинциальной знати. Противоречия внутри правящего сословия и неблагоприятные внешние обстоятельства, вызванные нашествиями турок-сельджуков и норманнов, привели к утрате Византией малоазийских (1071) и южно-италийских владений (1081). Только воцарение Алексея I (см. АЛЕКСЕЙ I Комнин), основателя династии Комнинов (1081-1185) и главы пришедшего вместе с ним к власти военно-аристократического клана, позволило вывести страну из затяжного кризиса. В результате энергичной политики Комнинов Византия 12 в. возродилась как могущественная держава. Она вновь стала играть активную роль в мировой политике, удерживая под своим контролем Балканский полуостров и претендуя на возвращение Южной Италии, однако главные проблемы на востоке так и не были окончательно разрешены. Большая часть Малой Азии оставалась в руках сельджуков, и поражение Мануила I (см. МАНУИЛ I Комнин) (1143-80) в 1176 при Мириокефалоне положило конец надеждам на ее возвращение.
В экономике Византии все более важное место начинает играть Венеция, которая в обмен на военную помощь добивается от императоров беспрецедентных привилегий в восточной торговле. На смену фемному строю приходит система проний (см. ПРОНИЯ), основанная на частноправовых формах эксплуатации крестьянства и просуществовавшая вплоть до конца византийской истории.
Наметившийся закат Византии происходил одновременно с обновлением жизни средневековой Европы. Латиняне устремились на Восток, сначала как паломники, затем как купцы и крестоносцы. Их военная и экономическая экспансия, не прекращавшаяся с конца 11 в., усугубляла духовное отчуждение, нараставшее в отношениях между восточными и западными христианами. Его симптомом стала Великая схизма 1054 (см. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ), знаменовавшая собой окончательное расхождение восточной и западной богословских традиций и повлекшая обособление христианских конфессий. Крестовые походы (см. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ) и установление латинских восточных патриархатов еще более способствовали напряженности отношений между Западом и Византией. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 и последующий раздел империи подвел черту под тысячелетним существованием Византии как великой мировой державы.
Поздневизантийский период
После 1204 на территориях, входивших некогда в пределы Византии, образовались несколько государств, латинских и греческих. Наиболее значительным среди греческих была малоазийская Никейская империя (см. НИКЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ), чьи государи возглавили борьбу за воссоздание Византии. С окончанием «никейского изгнания» и возвращением империи в Константинополь (1261) начинается последний период существования Византии, называемый по имени правящей династии Палеологовским (1261-1453). Ее экономическая и военная немощь в эти годы компенсируются ростом духовного авторитета предстоятеля Константинопольской кафедры в пределах православного мира, всеобщим оживлением монашеской жизни, вызванном распространением учения исихастов (см. ИСИХАЗМ). Церковные реформы конца 14 в. унифицировали письменную традицию и литургическую практику и распространили ее во всех областях Византийского Содружества. Искусства и ученость при императорском дворе переживают блестящий расцвет (так называемой Палеологовский ренессанс).
С начала 14 в. турки-османы отняли у Византии Малую Азию, а с середины того же века приступили к захвату ее владений на Балканах. Особое значение для политического выживания империи Палеологов приобрели отношения с Западом и неизбежная уния церквей как гарантия помощи против иноверных захватчиков. Церковное единство формально было восстановлено на Ферраро-Флорентийском соборе (см. ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ) 1438-1439, однако оно никак не сказалось на судьбе Византии; большинство населения православного мира не приняло запоздалой унии, посчитав ее изменой истинной вере. Константинополь - все, что осталось в 15 в. от некогда великой империи, - был предоставлен самому себе, и 29 мая 1453 пал под натиском турок-османов. С его падением рухнула тысячелетняя твердыня восточного христианства и завершилась история государства, основанного Августом в 1 в. до н. э. Последующие (16-17) столетия нередко выделяют в так называемый поствизантийский период, когда шло постепенное угасание и консервация типологических особенностей византийской культуры, чьим оплотом стали монастыри Афона.
Иконопись в Византии
Характерными особенностями византийских икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери. Святые на иконах статичны, находятся в состоянии аскетического, бесстрастного покоя. Золотой и пурпурный цвет на иконах выражают идею царственности, синий - божественности, белый символизирует нравственную чистоту. Шедевром византийской иконописи считается икона Владимирской Богоматери (см. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА) (начало 12 в.), привезенная на Русь из Константинополя в 1155. В образе Богоматери выражена идея жертвенности и материнской любви.