м.
Инструмент для проверки прямых углов.
ви́нкель, ви́нкели, ви́нкеля, ви́нкелей, ви́нкелю, ви́нкелям, ви́нкелем, ви́нкелями, ви́нкеле, ви́нкелях
ВИНКЕЛЬ (нем. Winkel - угол). Наугольник, столярный инструмент, состоящий из двух линеек, соединенных под прямым углом; правило.
ВИНКЕЛЬМАН (Winckelmann) Иоганн Иоахим (1717-68) - немецкий историк искусства. Анализируя с просветительских позиций историю античного искусства, находил идеал в благородной, возвышенной скульптуре древнегреческой классики. Ее возникновение объяснял политической свободой. Основоположник эстетики классицизма.
Винкельман Иоганн Иоахим (Winckelmann, Johann Joachim) (1717 - 1768)
Немецкий историк античного искусства, археолог. Получил богословское образование. Учился в Берлине (1735 - 1736), в Галле (1738 - 1740). С 1755 служил в Риме. С 1763 - главный антикварий и "президент древностей" Ватикана. Принимал участие в раскопках Геркуланума, Помпей, Пестума. Положил начало становлению эстетики классицизма, впервые рассматривал не отдельных мастеров, а искусство в целом - в его расцвете и упадке. Среди работ - "История искусства древности" ("Geschichte der Kunst des Altertums", 1763)
Афоризмы, цитаты
Кисть, которой водит художник, должна обмакиваться в разум: о грифеле Аристотель (Aristotels) говорили, что он больше оставлял для мысли, чем для глаз.
Художники и мудрецы древнего мира всегда старались в малом высказывать многое. Оттого ум древних глубоко затаен в их творениях; новейший же мир большей частью напоминает собой обедневших торговцев, которые выставляют лицом весь свой товар.
Ви́нкельман Иоганн Иоахим (Winckelmann) (1717-1768), немецкий историк искусства. В своей главной работе «История искусства древности» (1763) впервые отказался от традиционных описаний творчества отдельных мастеров и художественных школ ради рассмотрения процесса художественного развития в целом. Анализируя с просветительских позиций историю античного искусства, находил идеал в благородной, возвышенной скульптуре древнегреческой классики. Её возникновение объяснял политической свободой. Основоположник эстетики классицизма.
* * *
ВИНКЕЛЬМАН Иоганн Иоахим - ВИ́НКЕЛЬМАН (Winckelmann) Иоганн Иоахим (1717-68), немецкий историк искусства. Анализируя с просветительских позиций историю античного искусства (см. АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО), находил идеал в благородной, возвышенной скульптуре древнегреческой классики. Ее возникновение объяснял политической свободой. Основоположник эстетики классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) .
ВИНКЕЛЬМАН Иоганн Иоахим (Winckelmann, Johann Joachim)
(1717-1768), немецкий антиквар и историк античного искусства. Сын бедного сапожника, родился в Штендале 9 декабря 1717. Несмотря на бедность, в 1735 Винкельман получил возможность посещать прекрасный берлинский Гимнасиум; два года спустя ему была присуждена стипендия для изучения теологии в Галле; в 1741 он отправился в Йену, где изучал медицину. В 1743 Винкельман возглавил школу, где преподавал древнееврейский, греческий и латинский языки, геометрию и логику, но в 1748 оставил пост преподавателя. Карьера Винкельмана началась после 1748, когда он стал библиотекарем крупной частной библиотеки близ Лейпцига и впервые познакомился с шедеврами итальянской живописи. В 1755 он опубликовал статью Размышления о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре (Gedanken ber die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst), где употребил выражение "благородная простота и спокойное величие" для характеристики превосходных свойств греческого искусства. Винкельман сблизился с папским нунцием, который рассказал ему о красотах Рима, и в 1754 он решил стать членом Римско-католической церкви. В сентябре 1755 он отправился в Рим, где поселился на Монте Пинчио. Винкельман изучал памятники, познакомился с живописцем-классицистом Р.Менгсом и был представлен кардиналу Альбани, крупнейшему коллекционеру, который назначил ему пенсион и пригласил поселиться на вилле Альбани в окружении произведений древнего искусства. В такой обстановке у Винкельмана вскоре созрел замысел крупного труда, посвященного искусству древности. Хотя в своих исследованиях Винкельман сосредоточился на римских древностях, он часто совершал поездки в южную Италию, посетив в 1758, 1762, 1764 и 1767 Неаполь с его прекрасными музеями. Первая значительная публикация Винкельмана, изданный в 1760 каталог коллекции Стоша, была посвящена геммам. Ключевым принципом его подхода к древнему искусству было выявление различий между произведениями мастеров древности и итальянского Возрождения. В 1761 он завершил том по древней архитектуре, основанный на анализе греческих храмов Пестума, а в 1762 - еще один том, посвященный архитектуре храмов в Джирдженти (древний Агригент) на Сицилии, которые он никогда не видел. В 1764 появилось на свет его Сообщение о новейших открытиях в Геркулануме - первое серьезное описание раскопок в Помпеях и Геркулануме. Знаменитый труд Винкельмана История древнего искусства (Geschichte der Kunst des Altertums) был завершен в 1759, но не публиковался вплоть до 1763; в 1766 появилось его французское издание, а в 1767 Винкельман добавил к нему еще один том - Заметки по истории древнего искусства. Полное издание, окончательного варианта этой работы было предпринято Венской академией в 1776. История Винкельмана содержит как систематический, так и исторический разделы. Искусство Греции и Рима находится в центре внимания Винкельмана, но он обращается и к памятникам других древних народов. Помимо Истории, среди наиболее важных работ Винкельмана - двухтомный труд Неопубликованные памятники древности (Monumenti antichi inediti), изданный в 1767 и посвященный кардиналу Альбани. С 1763 Винкельман - антикварий и президент древностей Ватикана. В 1765 он отклонил поступившее из Берлина предложение стать директором библиотеки, собрания монет и древностей, однако в апреле 1768 все же решил вернуться в Германию. Однако, добравшись до Мюнхена, он повернул обратно и прибыл в Вену, где Мария Терезия оказала ему теплый прием. В июне Винкельман вновь пересек Альпы и прибыл в Триест. Здесь его ограбил и зарезал случайный попутчик, которому Винкельман показал бывшие при нем золотые медали, 8 июня 1768.
ВИНКЕЛЬМАН (Winckelmann) Иоганн Иоахим (1717 - 68), немецкий историк античного искусства, которое анализировал с позиций философии Просвещения. Идеал Винкельмана - древнегреческая скульптура середины 5 в. до нашей эры (так называемого века Перикла). Расцвет древнегреческого искусства объяснял климатическими условиями, государственным устройством и прежде всего политической свободой. Один из создателей методики искусствоведческого анализа, основатель эстетики классицизма.
ВИНКЕЛЬРИД (Winkelried) Арнольд (Эрни) - швейцарский народный герой 14 в. По преданию, в битве 1386 при Земпахе ценою жизни обеспечил победу швейцарцев над войском австрийского герцога.
ВИНКЕЛЬРИД Арнольд - ВИ́НКЕЛЬРИД (Winkelried) Арнольд (Эрни), швейцарский народный герой 14 в. По преданию, в битве 1386 при Земпахе (см. ЗЕМПАХ) ценою жизни обеспечил победу швейцарцев над войском австрийского герцога.