Воло́шин Максимилиан Александрович (настоящая фамилия Кириенко-Волошин). (1877-1932), поэт, художественный критик, художник. В поэзии - сыновнее чувство природы как космического целого, трагическое переживание исторических судеб России: сборники «Иверни» (1918), «Демоны глухонемые» (1919), книга стихов «Неопалимая Купина», цикл философических поэм «Путями Каина» (1921-1923), поэма «Россия» (1924). Известен как акварелист; писал тонкие по технике исполнения, обобщённо-эпические пейзажи Крыма.
* * *
ВОЛОШИН Максимилиан Александрович - ВОЛО́ШИН (наст. фам. Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877-1932), русский поэт, художественный критик. В поэзии - сыновнее чувство природы как космического целого, трагическое переживание исторических судеб России: сборники «Иверни» (1918), «Демоны глухонемые» (1919), книги стихов «Неопалимая Купина», цикл философических поэм «Путями Каина» (1921-23), поэма «Россия» (1924). Известен как акварелист.
* * *
ВОЛО́ШИН Максимилиан Александрович (наст. фам. Кириенко-Волошин) [16 (28) мая 1877, Киев - 11 августа 1932, Коктебель, Крым], русский поэт, критик, художник.
Детство, юность
Предки Волошина - запорожские казаки и обрусевшие в 18 в. немцы. После смерти отца (1881) Волошин с матерью, Еленой Оттобальдовной, жил в Москве. В 1893 они переехали в Коктебель, ставший для Волошина «истинной родиной ... духа». Обучался в московских гимназиях (1887-93), в 1897 закончил гимназию в Феодосии. В 1897-1900 (с перерывом) учился на юридическом факультете Московского университета. Позднее годы учения Волошин считал «вычеркнутыми из жизни» - ни гимназии, ни университету «не обязан ни единым знанием, ни единой мыслью» («Автобиография»).
Годы странствий
Высланный из Москвы за участие в студенческих беспорядках, Волошин в 1899 и 1900 путешествует по Европе (Италия, Швейцария, Франция, Германия, Австрия, Греция). Музеи, библиотеки, средневековая архитектура и памятники древности - Волошин как «впитывающая губка», «весь - глаза, весь - уши». Стык столетий - 1900-й год он считал годом своего духовного рождения: странствуя с караваном верблюдов (в составе экспедиции по изысканию трассы Оренбургско-Ташкентской железной дороги) по среднеазиатской пустыне, он получил возможность взглянуть на Европу «с высоты азийских плоскогорий» и почувствовать «относительность европейской культуры».
Полтора десятилетия постоянных переездов: Париж, Берлин, Москва, Петербург, Коктебель и снова Париж. Волошин знакомится с Э. Верхарном (см. ВЕРХАРН Эмиль) (в 1919 вышла книга его стихов в переводах Волошина), О. Роденом (см. РОДЕН Огюст), М. Метерлинком (см. МЕТЕРЛИНК Морис), поэтами-символистами В. Я. Брюсовым, А. Белым, А. А. Блоком, Ю. К. Балтрушайтисом (см. БАЛТРУШАЙТИС Юргис), художниками «Мира искусства», печатается в альманахах «Северные цветы», «Гриф», журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон» и др. Эти годы отмечены «блужданиями духа» - от буддизма и католичества до теософии и антропософии Р. Штейнера (см. ШТАЙНЕР Рудольф), - а также сменяющими друг друга романтическими переживаниями (в 1906-07 был женат на художнице М. В. Сабашниковой).
Лики творчества
Натура щедро одаренная, Волошин совмещал в себе разнообразные таланты. В 1910 вышел его первый сборник «Стихотворения. 1900-1910». Волошин предстает зрелым мастером, прошедшим школу «Парнаса», постигшим сокровенные тайны поэтического ремесла. В стихах о Коктебеле, вошедших в циклы «Киммерийские сумерки», «Киммерийская весна» (Киммерия - древнегреческое название восточного Крыма), поэт обращается к греческой, египетской, славянской мифологии, библейским образам, экспериментирует с античными стихотворными размерами, заставляя сквозь аскетические краски крымских пейзажей услышать дыхание древних цивилизаций. Волошину принадлежат венки сонетов «Corona astralis» («Звездная корона») и «Lunaria» - безупречные образцы редкой в русской поэзии формы (состоит из 15 сонетов; каждый стих ключевого сонета является первым в одном из 14 сонетов и одновременно - последним в предыдущем сонете; конец последнего сонета повторяет начало первого, замыкая венок). «Corona astralis» посвящена Е. И. Дмитриевой (Васильевой (см. ВАСИЛЬЕВА Елизавета Ивановна)), с которой связана еще одна грань волошинского дарования: он явился соавтором блистательной мистификации - Черубины де Габриак.
Особое место в культуре серебряного века заняла художественная и литературная критика Волошина. В своих эссе он не разделял произведения и личность художника, стремясь дать «цельный лик» мастера, сотворить легенду о нем. Разбросанные по периодике многочисленные статьи Волошина о современном искусстве он объединил в книге «Лики творчества» (в 1914 вышел 1-й том, посвященный французской литературе и театру, начавшаяся война помешала осуществить замысел многотомного издания).
Одновременно с художественной критикой Волошин сам занимается живописью. Темперой, а позднее акварелью пишет изысканные по колориту крымские пейзажи, большей частью работая по памяти. С годами акварели превращаются в ежедневное занятие, играя роль своего рода дневника. Как художник Волошин участвует в 1914 в строительстве антропософского храма «Гетеанум» в Швейцарии (рубит барельефы, работает над эскизом занавеса).
«Неопалимая купина»
Отвращение Волошина к начавшейся войне нашло выражение в сборнике «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915», 1916). Октябрьская революция и Гражданская война застают его в Коктебеле, где он делает все, «чтоб братьям помешать / Себя губить, друг друга истреблять». Принимая революцию как историческую неизбежность, Волошин видел свой долг в том, чтобы помогать гонимому, независимо от «окраски» - «и красный вождь, и белый офицер» искали (и находили!) в его доме «убежища, защиты и совета». В послереволюционные годы резко изменилась поэтическая палитра Волошина: на смену философическим медитациям и импрессионистическим зарисовкам приходят публицистически страстные размышления о судьбах России и ее избранничестве (образ «неопалимой купины»), картины и персонажи русской истории - сборник «Демоны глухонемые» (1919), книга стихов «Неопалимая купина», в т. ч. поэма «Россия». К истории материальной культуры человечества обращается поэт в цикле «Путями Каина».
В 1920-е гг. Волошин существует в контакте с новой властью, работает в области народного просвещения, охраны памятников, краеведения - выступает со стихами, лекциями, ездит с инспекционными полномочиями по Крыму и т. п. Неоднократно выставляет свои акварели (в т. ч. в Москве и Ленинграде). Получает охранную грамоту на свой дом, становится членом Союза писателей, ему назначается пенсия. Однако стихи Волошина после 1919 в России практически не печатались.
Дом поэта
Едва ли не главным творением Волошина стал коктебельский дом поэта, построенный им в 1903 на берегу моря. Просторный дом с художественной мастерской и башней для астрономических наблюдений усилиями хозяина превратился в место паломничества литературно-художественной интеллигенции. Здесь бывали М. И. Цветаева (см. ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна), Н. С. Гумилев (см. ГУМИЛЕВ Николай Степанович), А. Н. Толстой (см. ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич), О. Э. Мандельштам (см. МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич), В. Ф. Ходасевич (см. ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович), Е. И. Замятин (см. ЗАМЯТИН Евгений Иванович), М. А. Булгаков (см. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич), С. В. Шервинский, А. П. Остроумова-Лебедева (см. ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Анна Петровна), М. С. Альтман и многие другие. В 1920-х гг. число приезжавших в летние месяцы достигало нескольких сотен. Искрометные коктебельские мистерии - турниры поэтов, шарады, живые картины и пр., прогулки на Карадаг (см. КАРАДАГ), собирание камешков и ловля бабочек - Волошин был душой всех начинаний. В подпоясанном парусиновом балахоне и сандалиях на босу ногу, с массивной головой Зевса, украшенной венком из полыни, представал гостям демиург Коктебеля, хозяин «земли могил, молитв и медитаций» (стихотворение «Дом поэта», 1926), «киммерийский царь».
После смерти Волошина аура Дома поэта поддерживалась его вдовой Марией Степановной, верными ему завсегдатаями и незримым присутствием самого Волошина, оставшегося здесь навсегда: слева от дома холм Кучук-Енишар, где похоронен поэт, справа - Карадаг, на скалистом обрыве которого «судьбой и ветрами изваян» его профиль.