Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

воронихин

Словарь русских фамилий

ВОРОНИН ВОРОНИХИН

Отчество от нецерковного мужского личного имени Ворона, т.е. первоначально "сын Вороны"; формант -ин образовывал притяжательные прилагательные от основ на -а. Ранние документации имени: Ворона Ивашко - 1482г., пушкарь Ворона - 1552г. и много других. (Н) Ворониха - жена Вороны. См так же Воронов

Сканворды для слова воронихин

- Русский архитектор XVIII века, построивший Казанский собор и Горный институт в Санкт-Петербурге.

Полезные сервисы

воронихин анд. никиф

Гуманитарный словарь

ВОРОНИ́ХИН Анд. Никиф. (1759-1814) - архитектор. Род. в селе Новое Усолье на Урале в семье крепостных гр. А. С. Строганова. С 1777 учился в Москве архитектуре у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Продолжил образование в Петербурге. В 1785 получил вольную. В 1786-90 сопровождал в путешествии по Европе молодого графа П. А. Строганова. За акварели В., изображающие Картинную галерею и дачу Строгановых, в 1797 получил звание акад. перспективной живописи. Позднее В. работал в Строгановском дворце, заново оформив ряд интерьеров. С 1802 проф. архитектуры. Быстрым продвижением В. обязан А. С. Строганову - в то время президенту АХ. Был представлен имп. Павлу I, высоко оценившему его способности и заказавшему В. стр-во двух павильонов, обрамляющих центр. партер Нижнего сада в Петергофе (1800-03), постройку храма главной святыни столицы - иконы Казанской Божией Матери, поставив условием сделать его подобным собору св. Петра в Риме. В создании Казанского собора (1801-11) В. решил ряд сложных арх. и инженерных задач, создав грандиозную полукруглую колоннаду (реминисценцию Римской) - у бокового сев. фасада, обращенную на Невский просп., зрительно делающую этот фасад главным и включающую храм в ансамбль магистрали. Используя передовые достижения техники, В. впервые применил в конструкции чугун и железо. Следование определ. градостроит. началу в застройке отд. р-нов города - гл. достижение зрелых работ В. Новые арх. формы гор. ансамбля воплотились и в др. его выдающейся постройке - Горном институте (1806-11). В 1803 вдова Павла I имп. Мария Федоровна пригласила В. реконструировать ее сгоревший дворец в Павловске. Бережно восстановив дворцовые интерьеры, созд. Ч. Камероном и В. Бренной, В. внес в часть их небольшие изменения, отвечавшие совр. вкусам, сделал проекты новой мебели, устроил для императрицы новые комнаты: кабинет "Фонарик" с кариатидами раб. В. И. Демут-Малиновского и наборным паркетом с рисунком цветков ромашек, а также опочивальню. В. - автор проектов мн. изделий из фарфора и худож. стекла, гл. обр. для Павловска. В парке он построил мосты, Ферму и "Розовый павильон" (1811-12), ставший любимым местом хозяйки и гостей парка. Развивая композиц. приемы мастеров итал. Возрождения, И. Е. Старова, Ч. Камерона, В. ориентировался на классич. архитектуру, достигая с помощью четких и ясных форм большей худож. выразительности, создав новый тип монумент. обществ. здания. Худож. формы ампира, одним из зачинателей к-рого был В., получили блестящее развитие в следующие десятилетия.

Лит.: Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. Л.; М., 1963.

А. Н. Воронихин. Казанский собор в Петербурге

А. Н. Воронихин. Казанский собор в Петербурге

Полезные сервисы

воронихин андрей никифорович

Энциклопедический словарь

Ворони́хин Андрей Никифорович (1759-1814), российский архитектор, представитель ампира. Произведения в Санкт-Петербурге - Казанский собор (1801-1811), положивший начало крупному горному ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806-1811) - отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.

* * *

ВОРОНИХИН Андрей Никифорович - ВОРОНИ́ХИН Андрей Никифорович (1759-1814), русский архитектор, представитель ампира (см. АМПИР) . Произведения в Санкт-Петербурге - Казанский собор (см. КАЗАНСКИЙ СОБОР) (1801-1811), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806-1811) - отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.

* * *

ВОРОНИ́ХИН Андрей Никифорович [17 (28) октября 1759, село Новое Усолье Пермской губернии - 21 февраля (5 марта) 1814, Санкт-Петербург], русский архитектор. Блестящий представитель зрелого классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) и ампира (см. АМПИР) в архитектуре, автор одного из важнейших в исторической застройке Петербурга сооружений - ансамбля Казанского собора (см. КАЗАНСКИЙ СОБОР).

Краткая биография

Родился в семье крепостных графа А. С. Строганова (существует предположение, что он - внебрачный сын графа). Живописный талант Воронихина обнаруживается рано, и его посылают учиться иконописи в мастерской Тыскорского монастыря. В 1777 граф Строганов отправляет его в Москву, где Воронихин сначала осваивает миниатюру, а затем - перспективную живопись. В это время начинается его общение с крупнейшими московскими архитекторами В. И. Баженовым (см. БАЖЕНОВ Василий Иванович) и М. Ф. Казаковым (см. КАЗАКОВ Матвей Федорович), заинтересовавшимися его произведениями. Под влиянием Баженова Воронихин начинает заниматься архитектурой. С этого момента живопись отходит на второй план, хотя интерес к ней Воронихин сохраняет и часто использует для выражения своих архитектурных идей. Сохранились многие его архитектурные зарисовки, а также автопортрет на фоне Казанского собора.

С 1779 Воронихин живет в Петербурге, в доме Строганова, и продолжает обучение. В 1781 путешествует по России с сыном Строганова, Павлом. В 1785 получает «вольную», а через год едет с Павлом Строгановым за границу, живет в Швейцарии и Франции. Продолжает свое образование в Париже: изучает архитектуру, физику, механику, математику, проявляя незаурядные способности и трудолюбие. После возвращения в 1790 в Петербург начинает свою архитектурную деятельность. Одновременно занимается живописью: в 1794 был «назначен» в Академию художеств, в 1797 получил звание академика «перспективной живописи» (за «Вид картинной галереи в Строгановском дворце», акварель, 1793, Эрмитаж, и «Вид Строгановской дачи», масло, 1797, Русский музей). С 1800 преподает в Академии, в 1803 становится профессором.

Ранний период творчества (1790-1800)

Строит ряд частных домов, но самыми важными становятся работы, выполненные для графа Строганова. В перестройке интерьеров дворца Строганова на Мойке (архитектор Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич)) уже проявляются незаурядные способности декоратора. Он умело организует пространство с помощью мотивов классического зодчества, которые не только украшают интерьер, но и вносят в него архитектонические акценты. Наиболее эффектна Картинная галерея.

Дача Строганова в Новой деревне (не сохранилась) - первое произведение, раскрывающее всю самобытность и масштаб его таланта. Композиция построена на контрасте тяжелого рустованного нижнего этажа и ажурно-легкого второго, решенного в виде глубокой лоджии, увенчанной куполом.

Строительство Казанского собора (1801-1811)

Воронихин получает заказ на строительство собора после победы в конкурсе, в котором участвовали также Ж. Тома де Томон (см. ТОМА ДЕ ТОМОН Жан) и Ч. Камерон (см. КАМЕРОН Чарлз). Образцом для нового храма, согласно воле Павла I, становится ватиканский собор св. Петра. Казанский собор в плане имеет форму латинского креста. Своим протяженным северным фасадом он обращен к Невскому проспекту, но на линию сплошной застройки не выходит. В результате смещения собора с «красной линии» улицы образуется глубокая площадь, которую мощным полукольцом охватывает грандиозная дуга колоннады из четырех рядов коринфских каннелированных колонн, примыкающая к северному фасаду здания. Концы дуги завершены монументальными проездными порталами с аттиками. Над богатым антаблементом колоннады по всей длине высится парапет, зрительно усиливающий единство всех ее частей. Фасады западного, северного и южного рукавов креста акцентированы глубокими портиками с венчающими фронтонами. Особое значение имеет северный портик - центр композиции колоннады. Пространство перед собором, организованное на контрасте разрыва сплошной линии застройки с динамичным ритмом полукружия колоннады, создает очень выразительный градостроительный эффект. Проект предполагал сооружение с южной стороны симметричной колоннады, но недостаток средств помешал ее осуществлению.

Храм построен из натурального камня (известняка) и украшен многочисленными барельефами, выполненными И. П. Мартосом (см. МАРТОС Иван Петрович), И. П. Прокофьевым и др. Его внутреннее пространство создано по типу зальных церквей - два ряда парных гранитных колонн образуют равные по высоте нефы. В интерьере зодчий также применяет коринфские колонны, но оставляет их стволы гладкими. Особую парадность интерьеру придают богато украшенные кессонированные коробовые своды центрального и поперечного нефов. Над средокрестием возвышается световой барабан, несущий оригинальный по конструкции купол, - одна из основных вертикальных доминант Петербурга. После окончания войны 1812 собор был превращен в мемориал: в нем хранились боевые знамена и трофеи, иконостас был отлит из серебра, награбленного французами из московских церквей. На площади установлены памятники М. И. Кутузову (см. КУТУЗОВ Михаил Илларионович) (1829-1835) и М. Б. Барклаю де Толли (см. БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ Михаил Богданович) (1829-1836) работы скульптора Б. И. Орловского (см. ОРЛОВСКИЙ Борис Иванович). В Казанском соборе похоронен фельдмаршал Кутузов.

В 1810-1812 Воронихин с западной стороны дополняет ансамбль собора знаменитой оградой, послужившей образцом для многих подобных малых архитектурных форм в Петербурге. Чугунная решетка украшена ромбовидными орнаментальными накладками и растительным узором. Ее линия строго ритмизованна мощными гранитными каннелированными колоннами, увенчанными шарами. Ограда завершает оригинальную, уникальную по силе художественного образа композицию всего сооружения.

Строительство Горного института (1806-1811)

Если Казанский собор в целом доводит до логического конца развитие зрелого классицизма, соприкасающегося с ампиром, Горный институт воплощает в себе основные тенденции ампира. Роль здания в градостроительном решении стрелки Васильевского острова очень велика: оно замыкает противоположный Бирже конец острова в устье Невы. Между двумя стилистически близкими ансамблями - Биржи и Горного института - развертывается вся его застройка. Сходство основывается не только на принадлежности к ампиру: Воронихин, вслՐԠза Томоном, использует мощную пестумскую дорику для портика Института. Планировка предопределена корпусами пяти старых домов, которые зодчий включает в композицию, соединив их коридором и новой фасадной стеной. Протяженное двухэтажное здание следует изгибу Невы. Монументальный, очень красивый по пропорциям портик с фронтоном, который поддерживают 12 каннелированных дорических колонн, акцентирует фасад. На постаментах по сторонам широкой пологой лестницы размещены две скульптурные группы: «Геракл, удушающий Антея» (1809-1811) С. С. Пименова (см. ПИМЕНОВ Степан Степанович) и «Похищение Прозерпины Плутоном» (1809-1811) В. И. Демут-Малиновского (см. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ Василий Иванович). Мифологическая тема Земли, звучащая в этих произведениях, через все пространство острова перекликается с аллегорической темой водной стихии в скульптурном убранстве ансамбля Биржи. От интерьеров, оформленных Воронихиным, сохранилась лишь парадная лестница.

Одновременно с осуществлением крупнейших проектов Воронихин строит и другие сооружения в окрестностях Петербурга: колоннады у подножия Большого каскада в Петергофе, Розовый павильон в Павловске (1811-1812), фонтан на Пулковской горе (1806). За проект Петергофских каскадов в 1800 он получает звание архитектора, а в 1802 - профессора архитектуры.

Воронихин работает и в области декоративно-прикладного искусства. Создавая проекты мебели, осветительных приборов, фарфоровых ваз и др., он стремится к органическому сочетанию интерьера с архитектурой.

Воронихин похоронен на кладбище Александро-Невской лавры (см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА).

Большой энциклопедический словарь

ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759-1814) - российский архитектор, представитель ампира. Произведения в Санкт-Петербурге - Казанский собор (1801-11), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806-1811) - отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.

Полезные сервисы

воронихин, андрей никифорович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

А.Н. Воронихин. Казанский собор в Санкт-Петербурге.

А.Н. Воронихин. Казанский собор в Санкт-Петербурге.

ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759 - 1814), архитектор, представитель ампира. В строгих торжественных формах выстроил Казанский собор в Санкт-Петербурге (1801 - 11), участвовал в создании архитектурных ансамблей в Павловске и Петергофе. Применил новые, облегченные конструкции, естественные стройматериалы.

А.Н. Воронихин. Казанский собор в Санкт-Петербурге.

А.Н. Воронихин. Казанский собор в Санкт-Петербурге.

Полезные сервисы