Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

высоцкий

Грамматический словарь

Высо́цкий ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

ВЫСОЦКИЙ

От селений, носящих название Высокое, Высоке (таких особенно много на Украине), или городка Высоцк, Ровенской области. (Ф)

Сканворды для слова высоцкий

- Российский поэт, певец, актёр, исполнитель роль Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя».

- Муж Марины Влади.

- Российский актёр, исполнивший роль радиста Володи в фильме «Вертикаль».

- Актёр, ставший капитаном Жегловым.

- Мелодия из чьей песни звучит в первом выпуске мультфильма «Ну, погоди!»?

- Советский актёр, исполнивший роль Ибрагима Ганнибала в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил».

- На съёмках «Хозяина тайги» он давал импровизированные концерты для местного населения, обеспечивая всю киногруппу натуральными продуктами.

- Российский поэт-певец, автор стихов-песен «Аисты», «Случай», «Горизонт».

- Российский поэт-певец, автор стихов-песен «Памятник», «Прощание», «Смотрины».

- В фильме «Стряпуха» он сыграл тракториста Андрея Пчёлку, но песню за него исполнил один из солистов хора.

- Российский актёр, исполнивший роль Джорджи Троттера в фильме «Мышеловка».

- Его песня «Сыновья уходят в бой» прозвучала в одноимённом кинофильме.

- Малая планета.

- Семья этого актёра разрешила назвать 54-этажное здание Екатеринбурга в его честь.

- Памятник ему возле Одесской киностудии напоминает, что здесь он снимался и в «Коротких встречах», и в «Опасных гастролях».

- Лауреатам премии «Своя колея» вручается номерная золотая медаль с его профилем.

- Современный небоскрёб, расположенный в центре города Екатеринбурга, в районе улиц Красноармейской и Малышева.

- Российский поэт, певец, актёр, исполнитель роль студента Пети в фильме «Сверстницы».

- Российский поэт, певец, актёр, исполнитель роль геолога Максима в фильме «Короткие встречи».

- Российский поэт, певец, актёр, исполнитель роль Дона Гуана в фильме «Маленькие трагедии».

- Российский поэт, певец, актёр, исполнитель роль белогвардейского офицера Брусенцова в фильме «Служили два товарища».

- Российский поэт, певец, актёр, исполнитель роль браконьера Рябого в фильме «Хозяин тайги».

Полезные сервисы

высоцкий вл. сем

Гуманитарный словарь

ВЫСО́ЦКИЙ Вл. Сем. (1938-80) - поэт, актер. Род. в Москве в семье военнослужащего; родители рано разошлись. Во время войны вместе с матерью два года был в эвакуации в Чкаловской обл. В 1947-49 жил с отцом по месту его службы на терр. Вост. Германии, в г. Эберсвальде. Вернувшись в Москву, снова жил с матерью. По окончании ср. школы начал учиться в Моск. инж.-строит. ин-те, но вскоре оставил его и поступил в Школу-студию МХАТ. С 1960 - в Моск. драм. т-ре им. Пушкина, в 1964-80 - актер Моск. т-ра драмы на Таганке. В 1970 женился на актрисе Марине Влади (см. ее кн. "Владимир, или Прерванный полет", 1989). Поэтич. дарование В. погранично с актерством, т-ром. Первые песни под гитару В. исполнил в 1961. В течение 20 лет поэтич. творчество В. жило в устной песенной форме; нек-рые песни были написаны для спектаклей. Огромный успех у слушателей сочетался с резким офиц. непризнанием В. (статья "О чем поет Высоцкий?" в "Сов. России", 1968 - выражение офиц. точки зрения). Стихи В. не печатались, прижизнен. изд. его стихов-песен - на магнитофонных лентах и двух пластинках. Первая кн. стихов В. - "Нерв" (опубл. 1981). Наиб. полно наследие В. представлено в кн.: "Избранное" (1988), "Поэзия и проза" (1989), куда, помимо стихов, вошел, в частности, и "Роман о девочках". Поэзия В. отражает массовый уклад мышления, разноголосицу жизни. На поэтике стихов сказывается ощущение массовости аудитории, в стихах - сплав бытового языка и поэзии, живущей на глубине житейской прозы. Родословную поэзии В. ведут от городского романса (Д. Самойлов), от рус. скоморошества (Н. Крымова). В поэзии В. - соединение драматизма бытия и смеха, защищающего жизнь, обнаруживающего в среде обитания человека все неестественное, извращенное ("Бермудский треугольник", "Слухи", "Лекция о международном положении", "Письмо с сельхозвыставки", "Таможня" и др.). Один из постоянных мотивов поэзии - преодоление отчаяния. В трагич. стихах В. - предчувствие близкого конца ("Кони привередливые", "Две просьбы", "Мне судьба - до последней черты, до креста...", "Райские яблоки", "Когда я отпою и отыграю..."). Безвременная смерть В. вызвала новый прилив массового поклонения и мн. посвящения поэтов-современников (А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы и др.).

В. С. Высоцкий в роли Гамлета

В. С. Высоцкий в роли Гамлета

Полезные сервисы

высоцкий владимир семёнович

Энциклопедический словарь

Высо́цкий Владимир Семёнович (1938-1980), русский поэт, актёр, автор и исполнитель песен. Трагически-исповедальные стихи, романтико-лирические, комические и сатирические песни, баллады (сборники: «Нерв», 1981; «Я, конечно, вернусь...», 1988). В песенном творчестве отталкивался от традиций русского городского романса. С 1964 в Московском театре драмы и комедии на Таганке (Хлопуша - «Пугачёв» по С. А. Есенину; Гамлет - «Гамлет» У. Шекспира; Лопахин - «Вишнёвый сад» А. П. Чехова и др.). Снимался в фильмах: «Вертикаль», «Короткие встречи»; телефильмах: «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии» и др. Высоцкому был присущ мощный, «лавинный» темперамент; его подлинно трагический герой - сильная личность, бунтарь-одиночка, сознающий свою обречённость, но не допускающий мысли о капитуляции. В комических жанрах Высоцкий с лёгкостью менял социальные маски, добиваясь абсолютной узнаваемости гротескных «зарисовок с натуры». В других песнях и драматических ролях пробивалась наружу бурлящая под спудом глубинная сила, рвущая душу тоска по справедливости. Государственная премия СССР (1987, посмертно).

* * *

ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович - ВЫСО́ЦКИЙ Владимир Семенович (25 января 1938, Москва - 25 июля 1980, там же), русский поэт, актер, автор и исполнитель песен. Трагически-исповедальные стихи, романтико-лирические, комические и сатирические песни, баллады (сборники «Нерв», 1981, «Я, конечно, вернусь...» 1988). В песенном творчестве отталкивался от традиций русского городского романса. С 1964 в Московском театре драмы и комедии на Таганке (см. МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ТАГАНКЕ) (Хлопуша - «Пугачев» по С. А. Есенину; Гамлет - «Гамлет» У. Шекспира; Лопахин - «Вишневый сад» А. П. Чехова и др.). Снимался в фильмах: «Вертикаль» (1967), «Короткие встречи» (1968), телефильмах «Место встречи изменить нельзя» (1979) и др. Высоцкому присущ мощный «лавинный» темперамент; его подлинно трагический герой - сильная личность, бунтарь-одиночка, сознающий свою обреченность, но не допускающий мысли о капитуляции. В комических жанрах Высоцкий с легкостью менял социальные маски, добиваясь абсолютной узнаваемости гротескных «зарисовок с натуры». В «серьезных» песнях и драматических ролях пробивалась наружу бурлящая под спудом глубинная сила, рвущая душу тоска по справедливости. Государственная премия СССР (1987, посмертно).

* * *

ВЫСО́ЦКИЙ Владимир Семенович (25 января 1938, Москва - 25 июля 1980, там же), русский поэт, автор и исполнитель песен на собственные стихи, актер.

Родился в семье военнослужащего, Семена Владимировича, и переводчицы с немецкого, Нины Максимовны Высоцких. В 1941-43 гг. с матерью находился в эвакуации в Чкаловской (ныне - Оренбургской) области; в 1947-49 жил в Германии с отцом и его второй женой. В юности заметное влияние на Высоцкого оказала творческая дружеская компания, собиравшаяся в доме по Большому Каретному переулку (Л. Кочарян, А. Макаров, В. Акимов и др.), где жил и он сам с отцом и мачехой в 1949-55 гг. (впоследствии переехал к матери).

Первые песни

В 1960 окончил Школу-студию МХАТ (среди преподавателей - способствовавший формированию литературных интересов Высоцкого А. Д. Синявский (см. СИНЯВСКИЙ Андрей Донатович), специалист по поэзии «серебряного века»), недолгое время работал в Театре им. А. С. Пушкина, Театре миниатюр, снимался в кино в эпизодических ролях. В начале 1960- х появились (и вскоре были записаны на тогдашние катушечные магнитофоны) первые песни Высоцкого, связанные обычно с тюремной темой: «Татуировка», «Рецидивист», «Формулировка» и др. Отражая присущий интеллигенции того времени интерес к уличному и лагерному фольклору, эти песни (сам автор называл их «стилизациями») в то же время содержат оригинальную авторскую интерпретацию такой тематики, табуированной для официальной советской культуры. Иронизируя над неожиданным «благородством» героя из уголовной среды, поэт еще и пародировал расхожие речевые штампы советской идеологии («Зачем нам врут: / «Народный суд!» - / Народу я не видел…» и т. п.). В то же время песни о героях-маргиналах несли в себе присущий вообще русской культуре пафос сочувствия «маленькому человеку», зачастую противостоящему бездушной и отталкивающей его среде.

Взлет актера

Важным творческим рубежом стал для Высоцкого 1964 год. Он приходит работать в преобразованный тогда Театр драмы и комедии на Таганке (см. МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ТАГАНКЕ) под руководством Ю. П. Любимова (см. ЛЮБИМОВ Юрий Петрович) и вскоре становится одним из ведущих его актеров, демонстрируя мощную экспрессивную манеру игры: участвует в поэтических спектаклях («Павшие и живые», по стихам поэтов-фронтовиков, 1965), А. А. Вознесенского (см. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич) («Антимиры», 1965), В. В. Маяковского («Послушайте!», 1967), получает заглавную роль в пьесе Б. Брехта «Жизнь Галилея» (1966), роль Хлопуши в драматической поэме С. А. Есенина «Пугачев» (1967). В 1967 на экраны выходит фильм С. С Говорухина (см. ГОВОРУХИН Станислав Сергеевич) и Б. В. Дурова «Вертикаль» с участием Высоцкого как актера и автора-исполнителя песен о горах, впервые широко «показавший» его стране и сильно способствовавший росту его популярности. К этому же времени (1967-68) относятся и первые крупные кинороли Высоцкого в фильмах «Короткие встречи» (режиссер К. Г. Муратова (см. МУРАТОВА Кира Георгиевна)), «Интервенция» (режиссер Г. И. Полока (см. ПОЛОКА Геннадий Иванович)), «Служили два товарища» (режиссер Е. Е. Карелов).

«Энциклопедия советской жизни»

Поэтическое, песенное творчество Высоцкого второй половины 1960-х годов отмечено заметным расширением тематики и образных средств (отчасти связанным с творческим влиянием старшего барда М. Л. Анчарова (см. АНЧАРОВ Михаил Леонидович), особенно в области военной тематики). Сохраняя найденную еще в начале пути ролевую манеру (стихи от лица героя), Высоцкий теперь создает новую поэтическую «энциклопедию советской жизни», обширную галерею персонажей, беря их из самых разных социальных слоев советской действительности (часто его героями становились обыкновенные работяги), предпочитая людей с трудной судьбой, оказавшихся в ситуации важного жизненного выбора, идущих, по его выражению, «вдоль обрыва, по-над пропастью». Рассказанные им «жизненные» ситуации были всегда стопроцентно узнаваемы, диалоги, казалось просто подслушаны, яркие краткие реплики персонажей немедленно превращались в народные афоризмы («Поездка в город», «Инструкция перед поездкой за рубеж», написанные позднее «Диалог у телевизора», «Письмо в редакцию передачи «Очевидное-невероятное» и др.). Удивительная достоверность и убедительность, демократизм героев и подкупающая искренность авторской манеры исполнения (манеры в то же время профессиональной, включавшей мастерское владение интонацией и хрипловатым, звучащим словно из самой гущи жизни, голосом) создавали у публики впечатление, будто автор сам прошел все жизненные перипетии своих героев. Народное сознание мифологизировало Высоцкого, «превращая» его то в заключенного, то во фронтовика… Поэтическая палитра Высоцкого обогащается в эти годы за счёт обращения к травестии («Песня о вещем Олеге», «Песня про плотника Иосифа, деву Марию и непорочное зачатие»…), иносказанию («Утренняя гимнастика»), гротеску («Вот главный вход…»). Художник творчески усваивал и стилизовал в своем творчестве мотивы разных музыкально-поэтических жанров - русского романса, цыганской песни, танго и др.

«Мой Гамлет»

На рубеже двух десятилетий поэтическая манера Высоцкого меняется: число ролевых, комедийных песен сокращается, лирика становится более рефлективной, исповедальной, философской («Песня конченого человека», «Штормит весь вечер…»). Это во многом было связано с работой поэта-актера над ролью Гамлета в спектакле Любимова (премьера состоялась в 1971), ставшей центральной в его творческой судьбе (ее он играл без замен до конца жизни) и словно поставившей его перед «последними» вопросами - о предназначении человека, о соотношении «быть» и «не быть» в человеческой судьбе. В первой половине 1970-х гг. в поэзии Высоцкого нередко звучит тема смерти («Кони привередливые», «Мой Гамлет» и др.). Все настойчивее его стремление осмыслить свою поэтическую судьбу в контексте русской культуры («О фатальных датах и цифрах», «Памятник»). «Гамлетовское», философское начало пронизывает в эти годы даже большие заказные работы поэта (серии песен для фильма «Бегство мистера Мак-Кинли», для дискоспектакля «Алиса в стране чудес»).

На пути к эпосу

На вторую половину 1970-х гг. приходится заключительный период творчества Высоцкого. В эти годы им были сыграны несколько значительных ролей в театре (Лопахин в «Вишневом саде», 1975; Свидригайлов в «Преступлении и наказании», 1979) и кино: Ибрагим Ганнибал («Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 1976), Глеб Жеглов («Место встречи изменить нельзя», 1979), Дон Гуан («Маленькие трагедии», 1980). В поэзии этих лет ощутимо, с одной стороны, своеобразное подведение итогов, выразившееся в разработке новой для поэта темы детства как темы автобиографической («Баллада о детстве», «О конце войны»), в возвращении к лагерной теме («Был побег на рывок…», «Райские яблоки») и к своим давним сюжетам («Конец «Охоты на волков»…», «Через десять лет»), а с другой стороны - открытие новых возможностей песенного жанра: усиление эпического начала, умение вместить в сюжет целую человеческую судьбу, обычно трагическую, связанную с судьбой общенациональной («Разбойничья», «Летела жизнь»). Тяготение к эпосу выразилось и в попытке написать прозаический «Роман о девочках» (1977). Еще прежде Высоцкий написал сценарии «Как-то так все вышло» (начало 1970-х гг.) и «Где Центр?» (1975); фильмы по ним поставлены не были.

В 1967 познакомился с известной французской актрисой Мариной Влади (см. ВЛАДИ Марина), вскоре знакомство переросло в бурный роман, в 1970 они поженились, это обстоятельство помогло Высоцкому сделаться «выездным». Начиная с 1973, он побывал в Англии, Италии, США, Канаде, Мексике и других странах, постоянно бывал во Франции. Во Франции вышли три диска. В составе труппы Театра на Таганке Высоцкий выступал (1975-1980) на сценах Болгарии, Венгрии, Югославии, Франции, Польши. Впечатления от поездок отразились в песнях, как серьезных, так и шуточных («Черногорские мотивы», «Письмо к другу, или Зарисовка о Париже» и др.).

Пророк в своем Отечестве

Широкий творческий диапазон, погруженность в жизненную стихию, непоказной, органичный нонконформизм, неуемная фантазия, разговорный язык, насыщенный фразеологизмами и каламбурами богатый словообразовательными возможностями и одновременно рифмовкой («скалолазка моя» - «скалоласковая», «на тыши те» - «не отыщите»…, «нам бермуторно на сердце и бермутно на душе»), противостоявший гладкому и выхолощенному советскому новоязу, пронзительная, на разрыв аорты, манера исполнения - все это обеспечило песням Высоцкого широчайшую, поистине всенародную популярность. В 1960-1980-е годы в стране трудно было найти дом, квартиру, где бы не звучали песни Высоцкого - «всенародного Володи» (А. Вознесенский (см. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич)) - чаще всего переписанные на магнитной ленте, не всегда качественной. Власти, однако, предпочитали не замечать этой популярности, более того, не только замалчивали ее, но и время от времени обрушивались с критикой в ведущих советских изданиях («Комсомольская правда», «Советская Россия» и др.). Стихи Высоцкого не допускались на страницы книг и журналов; за всю его жизнь в СССР вышли лишь несколько его грампластинок-миньонов (по 3-4 песни на каждой). Высоцкий не являлся членом творческих союзов и потому не имел официального статуса литератора или композитора. Многочисленные выступления поэта перед публикой носили обычно полулегальный характер и часто оборачивались неприятностями для их организаторов.

Огромное напряжение на пределе человеческих сил в последние годы, болезненно переживаемое непризнание официальной литературой, сложные, с нарастающим конфликтом отношения в театре, личные проблемы, подорванное здоровье оборвали жизнь Высоцкого на творческом взлете. Его смерть и похороны в дни московской Олимпиады стали событием национального масштаба и вылились в первое за долгие десятилетия советской истории массовое народное волеизъявление. Первый сборник поэта «Нерв» вышел (с сильными цензурно-редакторскими искажениями) лишь после его смерти, в 1981. Официальное признание поэта состоялось лишь в эпоху «перестройки», во второй половине 1980-х гг. В 1987 ему была посмертно присуждена Государственная премия СССР. В 1989 в Москве был открыт Центр-музей В. С. Высоцкого. В 1990-е годы оформилось и высоцковедение, стали проводиться научные конференции, выходить монографии и сборники статей. В русской поэзии 20 в. Высоцкий по праву занял свое высокое место.

Полезные сервисы

высоцкий владимир семенович

Большой энциклопедический словарь

ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович (1938-80) - русский поэт, актер, автор и исполнитель песен. Трагически-исповедальные стихи, романтико-лирические, комические и сатирические песни, баллады (сборники "Нерв", 1981, "Я, конечно, вернусь..." 1988). В песенном творчестве отталкивался от традиций русского городского романса. С 1964 в Московском театре драмы и комедии на Таганке (Хлопуша - "Пугачев" по С. А. Есенину; Гамлет - "Гамлет" У. Шекспира; Лопахин - "Вишневый сад" А. П. Чехова и др.). Снимался в фильмах: "Вертикаль" (1967), "Короткие встречи" (1968), телефильмах "Место встречи изменить нельзя" (1979) и др. Высоцкому присущ мощный "лавинный" темперамент; его подлинно трагический герой - сильная личность, бунтарь-одиночка, сознающий свою обреченность, но не допускающий мысли о капитуляции. В комических жанрах Высоцкий с легкостью менял социальные маски, добиваясь абсолютной узнаваемости гротескных "зарисовок с натуры". В "серьезных" песнях и драматических ролях пробивалась наружу бурлящая под спудом глубинная сила, рвущая душу тоска по справедливости. Государственная премия СССР (1987, посмертно).

Энциклопедия Кольера

28 февраля 1979 г. в Ярославле.

В. С. Высоцкий в роли Гамлета в спектакле "Гамлет" Московского театра драмы и комедии на Таганке. 1977 г.

Полезные сервисы

высоцкий георгий николаевич

Энциклопедический словарь

Высо́цкий Георгий Николаевич (1865-1940), лесовод и почвовед, академик ВАСХНИЛ (1934) и АН УССР (1939). Основные труды по защитному лесоразведению, почвенной гидрологии, ландшафтоведению.

* * *

ВЫСОЦКИЙ Георгий Николаевич - ВЫСО́ЦКИЙ Георгий Николаевич (1865-1940), украинский лесовод (см. ЛЕСОВОДСТВО) и почвовед (см. ПОЧВОВЕДЕНИЕ) , академик ВАСХНИЛ (1934) и АН Украины (1939). Основные труды по защитному лесоразведению, почвенной гидрологии (см. ГИДРОЛОГИЯ), ландшафтоведению (см. ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ) .

Большой энциклопедический словарь

ВЫСОЦКИЙ Георгий Николаевич (1865-1940) - украинский лесовод и почвовед, академик ВАСХНИЛ (1934) и АН Украины (1939). Основные труды по защитному лесоразведению, почвенной гидрологии, ландшафтоведению.

Полезные сервисы

высоцкий михаил иосифович

Энциклопедический словарь

ВЫСОЦКИЙ Михаил Иосифович - ВЫСО́ЦКИЙ Михаил Иосифович (р. 19 апреля 1954, Москва), российский ученый-физик, член-корреспондент РАН (с 2003). Специалист в области теоретической физики.

Полезные сервисы

высоцкий, владимир семёнович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Владимир Высоцкий.

Владимир Высоцкий.

Высоцкий, Владимир Семенович

ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович (1938 - 80), русский поэт, актер, автор и исполнитель песен. Трагически-исповедальные стихи, романтико-лирические, комические и сатирические песни, баллады (сборники "Нерв", 1981, "Я, конечно, вернусь...", 1988). В своем песенном творчестве отталкивался от традиций русского городского романса. С 1964 в Московском театре на Таганке (Хлопуша - "Пугачев" по С.А. Есенину, 1967; Гамлет - "Гамлет" У. Шекспира, 1971; Лопахин - "Вишневый сад" А.П. Чехова, 1975, и др.). Снимался в фильмах: "Вертикаль" (1967), "Короткие встречи" 1968), т/ф "Место встречи изменить нельзя" (1979) и др. Высоцкому присущ мощный, "лавинный" темперамент; его подлинно трагический герой - сильная личность, бунтарь-одиночка, сознающий свою обреченность, но не допускающий мысли о капитуляции. В комических жанрах Высоцкий с легкостью менял социальные маски, добиваясь абсолютной узнаваемости гротескных "зарисовок с натуры". В драматических песнях и ролях пробивалась наружу бурлящая под спудом глубинная сила, рвущая душу тоска по справедливости.

В.С. Высоцкий в роли Гамлета. 1971.

В.С. Высоцкий в роли Гамлета. 1971.

Владимир Высоцкий (крайний слева) в фильме Опасные гастроли.

Владимир Высоцкий (крайний слева) в фильме "Опасные гастроли".

Полезные сервисы