Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вышеслав

Орфографический словарь

Вышесла́в (Вышесла́вович, Вышесла́вовна и Вышесла́вич, Вышесла́вна)

Синонимы к слову вышеслав

сущ., кол-во синонимов: 1

имя (1104)

Грамматический словарь

Вышесла́в мо 1а, §27

Словарь русских имен

-а, м. Слав. редк.

Отч.: Вышесла́вович, Вышесла́вовна; Вышесла́вич, Вышесла́вна.

Производные: Сла́ва.

[От выше- (ср. вышина, высокий) и слав- (ср. слава).]

Словарь имён

-а, муж. Слав. редк.

Отч.: Вышеславович, Вышеславовна; Вышеславич, Вышеславна.

Производные: Слава.

Происхождение: (От выше- (ср. вышина, высокий) и слав- (ср. слава))

Словарь имён и отчеств

русск.

мужское имя

отч. Вышеславович, Вышеславовна и Вышеславич, Вышеславна

Сканворды для слова вышеслав

- Старший брат Ярослава Мудрого.

- Трагедия русского писателя Александра Сумарокова.

- Старший сын Владимира Святославича, правивший в Новгороде.

Полезные сервисы

вышеславский леонид николаевич

Энциклопедический словарь

Вышесла́вский Леонид Николаевич (р. 1914), русский поэт, литературовед. Живёт на Украине. Сборники стихов и поэм «Простор» (1956), «Гончарный круг» (1964), «Основа» (1974), «За голубыми кордонами тишины» (1979).

* * *

ВЫШЕСЛАВСКИЙ Леонид Николаевич - ВЫШЕСЛА́ВСКИЙ Леонид Николаевич (1914-26 декабря 2002, Киев), русский поэт, литературовед. Жил в Киеве. Сборники стихов и поэм «Простор» (1956), «Гончарный круг» (1964), «Основа» (1974), «За голубыми кордонами тишины» (1979).

Большой энциклопедический словарь

ВЫШЕСЛАВСКИЙ Леонид Николаевич (р. 1914) - русский поэт, литературовед. Живет на Украине. Сборники стихов и поэм "Простор" (1956), "Гончарный круг" (1964), "Основа" (1974), "За голубыми кордонами тишины" (1979).

Полезные сервисы

вышеславцев

Словарь русских фамилий

ВЫШЕСЛАВЦЕВ

От старинного села Вышеславского, ныне Владимирской области. (Ф) Княжеское имя Вышеслав пришло в Киевскую Русь в конце X в., равнозначно имени Вячеслав из старославянского вяще - "много". С XV в. в документах нередко упоминается род Вышеславцевых. Возникновение фамилии неясно. Может быть, существовало местечко Вышеславец, названное по личному имени владельца, позже исчезнувшее или переименованное. (Н)

Полезные сервисы

вышеславцев бор. петр

Гуманитарный словарь

ВЫШЕСЛА́ВЦЕВ Бор. Петр. (1877-1954) - философ, деятель рус. религ. возрождения. В 1899 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та, занялся адвокатурой, но вскоре примкнул к кружку, руководимому видным представителем философии права в России П. И. Новгородцевым. Слушал лекции П. Наторпа и Г. Когена в Марбурге. В 1914 защитил дисс. "Этика Фихте" и получил каф. философии в Моск. ун-те; преподавал также в Моск. коммерч. ин-те и Нар. ун-те А. Л. Шанявского. Неприятие рационализма, онтологизм и интуитивизм, проявившиеся уже в первой работе В., свидетельствуют о его глубинной связи с осн. традицией рус. философии. Участие в работе Вольной акад. духовной культуры свело его с Н. А. Бердяевым, содружество с к-рым продолжалось и после высылки обоих философов из России в 1922. В Берлине сблизился с христ. молодежным союзом (ИМКА), работал в изд-ве "ИМКА-Пресс". Ред. изв. сб. "Проблемы рус. религиозного сознания" (Берлин, 1924). Вскоре переехал в Париж, где вместе с Н. А. Бердяевым издавал ведущий орган рел.-филос. мысли рос. эмиграции - ж. "Путь". Член Религиозно-филос. акад. и проф. Богословского ин-та в Париже. Осн. темы его творчества - социальная философия и филос. антропология. Проявлял интерес к психоаналитич. школе К. Г. Юнга, используя, в частности, ее концептуальный аппарат для изучения опыта христ. подвижников. В 1935 в организов. Религиозно-филос. акад. богословском диспуте защищал софиологич. учение о. Сергия Булгакова от осуждения его Моск. Патриархией как еретич. После войны жил в Женеве, где и скончался.

Соч.: Этика преображенного Эроса. М., 1994.

Полезные сервисы

вышеславцев борис петрович

Энциклопедический словарь

Вышесла́вцев Борис Петрович (1877-1954), религиозный философ, профессор Московского университета (1917-1922). Выслан из СССР в 1922, жил в Париже. Труды по этике, истории русской философии и др. Разрешение сформулированной Н. Гартманом антиномии нравственных ценностей и человеческой свободы видел в христианском учении о «благодати» как преображении подсознательных влечений в любовь к высшим ценностям («Этика преображённого Эроса», 1932).

* * *

ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович - ВЫШЕСЛА́ВЦЕВ Борис Петрович (1877-1954), русский религиозный философ, профессор Московского университета (1917-22). Выслан из СССР в 1922, жил в Париже. Труды по этике, истории русской философии и др. Разрешение сформулированной Н. Гартманом (см. ГАРТМАН Николай) антиномии нравственных ценностей и человеческой свободы видел в христианском учении о «благодати» как преображении подсознательных влечений в любовь к высшим ценностям («Этика преображенного Эроса», 1932).

Большой энциклопедический словарь

ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877-1954) - религиозный философ, профессор Московского университета (1917-22). Выслан из СССР в 1922, жил в Париже. Труды по этике, истории русской философии и др. Разрешение сформулированной Н. Гартманом антиномии нравственных ценностей и человеческой свободы видел в христианском учении о "благодати" как преображении подсознательных влечений в любовь к высшим ценностям ("Этика преображенного Эроса", 1932).

Энциклопедия Кольера

ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877-1954), русский философ. Родился в Москве 3 октября 1877. В 1899 окончил юридический факультет Московского университета, продолжил образование в Марбурге у П.Наторпа и Г.Когена. В 1914 защитил магистерскую диссертацию Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. С 1917 - профессор философии права Московского университета. В 1922 был выслан из России. Преподавал в основанной Н.А.Бердяевым Религиозно-философской академии в Берлине, в Богословском институте в Париже, работал редактором в издательстве ИМКА-Пресс. С 1925 - один из редакторов религиозно-философского журнала "Путь". В 1950-е годы сотрудничал с Национально-трудовым союзом (НТС). Основные произведения Вышеславцева эмигрантского периода: Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати, 1931; Кризис индустриальной культуры, 1953; Вечное в русской философии, 1955).

Умер Вышеславцев в Женеве 5 октября 1954. Уже в своей книге о Фихте, положительно характеризуя принципы трансцендентального идеализма, Вышеславцев особо подчеркивал "иррациональные" элементы в фихтеанстве и значение интуиции в познании. "Тема метафизики - вся таинственная беспредельность, развертывающаяся в интуиции". Интуиция оказывается своего рода "прорывом" к абсолютному, которое "не дано в понятиях". Этот интерес к иррациональному в бытии и познании получил развитие в последующем творчестве Вышеславцева. В Этике преображенного Эроса он утверждал, что "мы окружены непознаваемым и недоказуемым", что "иррациональная глубина бытия смотрит на нас отовсюду". В то же время для Вышеславцева "иррациональное" отнюдь не противостоит разуму, а, напротив, является "основой" разумности в мире и в человеке: "Это Абсолютное, будучи иррациональным, лежит в основе рационального как его основание". В этом отношении философская позиция Вышеславцева близка метафизике всеединства (особенно учению о "непостижимом" С.Л.Франка). В опыте построения нравственной метафизики Вышеславцев обращался к психоаналитическим теориям Фрейда и Юнга. Традиция нормативной этики ("этики закона"), считал он, оказалась подорванной в самих своих основах благодаря учению о "бессознательном". Кантианский долг апеллирует исключительно к разуму и совершенно игнорирует иррациональное, бессознательное начало в человеческой душе. Основой "новой", творческой этики, по Вышеславцеву, должна стать "преображающая сила воображения". Психоаналитическая "сублимация", в его трактовке, фиксирует ту же динамику психической жизни, которая в христианской мистике выступает как процесс духовного преображения и "обожения" личности. Новая этика, "преодолевающая морализм", соединяет эти две традиции и оказывается способной "преображать и сублимировать". Иррациональное (эротическое) и рациональное в человеке образуют единую основу его этической позиции и нравственных действий. Принципиальным же недостатком психоаналитического понимания "сублимации" является, согласно Вышеславцеву, отсутствие в теории Фрейда метафизической "вертикали": нет Абсолюта, нет богочеловеческого процесса и, соответственно, нет высшей (возвышающей) цели для сублимации, которая в "плоскостно"-позитивистском варианте оказывается либо хаотически-витальным актом, либо обретает вполне "технологический" смысл в системе психоаналитической практики. К философам, которые отстаивали метафизический смысл "бессознательного" и, одновременно, признавали человеческую свободу (свободу "произвола", "абсолютного выбора"), Вышеславцев в первую очередь относил Н.Гартмана. Для самого Вышеславцева обращение к бессознательному - это движение к Абсолюту, к "очевидности иррациональной глубины бытия". Без такой "возвышающей" цели человек оказывается "закованным в самом себе", "пойманным в заколдованном кругу самосознания". В конечном счете, согласно Вышеславцеву, сама человеческая свобода раскрывается в отношении к Абсолюту и есть не что иное, как "свободная зависимость".

ЛИТЕРАТУРА

Гаврюшин Н.К. Б.П.Вышеславцев и его "философия сердца". - Вопросы философии, 1990, № 4 Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994

Полезные сервисы

вышеславцева анна агафон

Гуманитарный словарь

ВЫШЕСЛА́ВЦЕВА Анна Агафон. (1818-95) - актриса. Род. в семье крепостных актеров нижегородской труппы Н. Г. Шаховского. Семья В. выкуплена вместе с труппой антрепренерами Климовым и Распутиным в 1827, при орг-ции театра в Нижнем Новгороде, с к-рыми связана вся актерская судьба В. Отличалась пылким темпераментом, даром перевоплощения, простотой и естественностью сценич. существования. Наиб. успех снискала в ролях Луизы ("Коварство и любовь"), Амалии ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа), Терезы ("Тереза, или Женевская сирота" Дюканжа).

Полезные сервисы