Гайда́й Леонид Иович (1923-1993), кинорежиссёр, народный артист СССР (1989). Мастер эксцентрической комедии с элементами сатиры и пародии. Поставил фильмы: «Кавказская пленница» (1967), «Бриллиантовая рука» (1969), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Спортлото-82» (1982), «На Дерибасовской хорошая погода...» (1992) и др.
* * *
ГАЙДАЙ Леонид Иович - ГАЙДА́Й Леонид Иович (30 января1923, г. Свободный Амурской области - 19 ноября 1993, Москва), российский кинорежиссер и сценарист. Народный артист СССР (1989).
Интерес к комедии
В 1947 окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, в 1955 - ВГИК (мастерская Г. В. Александрова (см. АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич)). Был режиссером-практикантом на съемках комедии «Ляна» (1955) Б. В. Барнета (см. БАРНЕТ Борис Васильевич). Два этих учителя как бы подтверждают несомненную связь творчества Гайдая с традициями отечественной кинокомедии. Но первый фильм «Долгий путь» (1956, совместно с В. И. Невзоровым) он поставил по сибирским рассказам В. Г. Короленко, таким образом отдав дань своему дальневосточному происхождению. Обратился к жанру сатирической комедии только в следующей работе «Жених с того света» (1958), которая подверглась жесткой цензуре и в результате была значительно сокращена. Фильм «Трижды воскресший» (1960), решенный в жанре героической киноповести с явным идеологическим пафосом, считается вообще вынужденным в творчестве Гайдая, который все-таки был чужд политике вопреки ныне приписываемым ему диссидентским мотивам. Но немаловажно, что действие «Трижды воскресшего» сначала происходит в годы Гражданской войны, а для режиссера эпоха начала 20 века (вплоть до 1930-х годов) окажется впоследствии одной из самых излюбленных, если судить по экранизациям произведений И. Ильфа и Е. Петрова (см. ИЛЬФ Илья и ПЕТРОВ Евгений) («12 стульев», 1971), М. А. Булгакова («Иван Васильевич меняет профессию», 1973), М. М. Зощенко («Не может быть!», 1975). Да и в упомянутом «Долгом пути», а также в фильмах «Деловые люди» (1963, по рассказам О. Генри) и «За спичками» (1980, СССР-Финляндия, совместно с Р. Орко, по М. Лассиле) события разворачиваются примерно тогда же. Интерес к той поре, безусловно, связан у Гайдая еще и с его пристрастием к раннему кинематографу.
Клондайк Гайдая
В 1961 в короткометражке «Пес Барбос и необычайный кросс» он вроде бы случайно взялся за «экранизацию» газетного фельетона Степана Олейника, чтобы не оставаться в простое. Но в невидимом перенесении во времени, в ориентации на сатирическо-комедийное искусство 20-х годов как советское, так и американское (Чарли Чаплин (см. ЧАПЛИН Чарли), Бастер Китон (см. КИТОН Бастер) и Гарольд Ллойд (см. ЛЛОЙД Гарольд)), Гайдай нашел истинный Клондайк. И даже приемы эксцентрической американской комедии приобрели у него чисто российское и вполне советское звучание. Эта незатейливая короткометражка также породила уникальный феномен трех суперпопулярных героев-масок советского кинематографа - Балбеса, Труса и Бывалого, которые потом были задействованы в следующей короткометражке «Самогонщики» (1962), в третьей новелле комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) и в «Кавказской пленнице» (1966). Две последние названные картины и «Бриллиантовая рука» (1968), удостоенная ГосудаQҐՐݐݐސ٠премии в 1970, образуют своеобразную комедийную трилогию 1960-х годов. Все эти фильмы являются также самыми кассовыми - только за 15 месяцев проката их посмотрели 222,8 млн. зрителей, то есть практически все население СССР. В целом же аудитория в советских кинотеатрах на фильмах Гайдая составила (без учета повторного проката) около 600 млн. человек (например, у Стивена Спилберга (см. СПИЛБЕРГ Стивен) в США зрителей было раза в полтора меньше). То есть по весьма грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 млн. рублей в ценах до 1991 года. Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Гайдая. В Америке был бы при жизни мультимиллионером, у нас же жил скромно, как, допустим, Семен Семенович Горбунков из «Бриллиантовой руки». Неслучайно, что именно эта комедия в 1995 году в результате опроса зрителей телеканала РТР была признана самой лучшей. Это и наиболее кассовое, и совершенное творение режиссера, вошедшего наряду с Э. А. Рязановым (см. РЯЗАНОВ Эльдар Александрович) и Г. Н. Данелией (см. ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич) в первую тройку советских комедиографов. Роль Горбункова, который всегда готов выручить и помочь совершить чудо, была доверена Ю. В. Никулину (см. НИКУЛИН Юрий Владимирович). Эта карнавальная двойственность героя, программно заявленная и в его любимой песне про зайцев, была своеобразным выходом за пределы регламентированного социального существования, романтически-пародийным проявлением индивидуального куража. Столь популярная и всегда приносившая большую удачу в кинопрокате формула «свой среди чужих, чужой среди своих» обыграна у Гайдая с редкой язвительностью и в то же время с подлинным сочувствием к маленькому человеку, который вынужден играть не свойственную себе значительную роль (этот мотив не раз использовался и Чаплином и Китоном, перед которыми Гайдай преклонялся всю жизнь). И несмотря на то, что режиссер порой сам появлялся в маленьких ролях на экране, его подлинным автопортретом следовало бы считать симпатичного Семена Семеновича (вот и реальная жена режиссера актриса Н. Гребешкова сыграла супругу Горбункова), наивного, добродушного и сердечного «агента поневоле», вынужденного жить на «острове невезения» и спасаться от отчаяния, напевая «А нам все равно, а нам все равно...». Вот почему «Бриллиантовая рука» - не только самая смешная и умная, но и наиболее личная работа Гайдая.
Экранизация классики и перестроечные фильмы
А его по-своему знаменательный уход в застойные 1970-е годы прочь от современной тематики и увлечение эксцентрическими экранизациями литературы прошлого в итоге привело режиссера к заведомой неудаче в случае обращения в «Инкогнито из Петербурга» (1978) к «Ревизору» Н. В. Гоголя. Последующие, уже перестроечные работы Гайдая: «Опасно для жизни!» (1985), «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989) и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) - позволили ему вернуться к современности. Однако в изменившейся ситуации прежняя гайдаевская манера сочетания трюковых комедий с сатирическим зарядом действия и остро выписанными характерами персонажей теперь оборачивалась беззубостью в социальной критике действительности и лишь внешней комедийностью героев. После его смерти началась стремительная (иногда чересчур залихватская) переоценка творчества режиссера, запоздало признанного безусловным классиком, неповторимым мастером советской эксцентрической и сатирической комедии.