Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дейнека

Синонимы к слову дейнека

сущ., кол-во синонимов: 3

Грамматический словарь

Дейне́ка ф. <жо 3а>

Словарь русских фамилий

ДЕЙНЕКА ДЕЙНЕКИН ДЕНИКИН ДАЙНЕКО ДЕЙНЕГА

Фамилия украинского происхождения. В основе лежит слово, обозначающее социальное положение. Дейнека - украинский казак XVII в., вооруженный дубиной. Фамилия Деникин могла быть сильно русифицированной формой исходной украинской фамилии. (У) Деникин может быть связан с именем Денис (см. Денисов)

Сканворды для слова дейнека

- Одна из самых известных картин этого художника на военную тему - «Сбитый ас».

- Советский живописец, чьи мозаики украшают станции московского метро «Маяковская» и «Новокузнецкая».

- Советский живописец, автор картины «Оборона Севастополя».

- Украинский казак XVII века, вооружённый подручными средствами.

- Человек неизвестного происхождения или неопределённого статуса.

- Показаченный крестьянин.

Полезные сервисы

дейнека ал-др ал-др

Гуманитарный словарь

ДЕЙНЕ́КА Ал-др Ал-др. (1899-1969) - живописец, график, скульптор, педагог, Нар. худож. СССР (1963), д. ч. АХ СССР (1947). Учился во ВХУТЕМАСе (1920-25) у В. А. Фаворского, И. И. Нивинского и др. Работал в разл. жанрах и видах иск-ва, стремясь к созданию новых форм, неизменно проявляя стремление к монументализации. В ранний период мн. работает в журн. графике (журн. "Прожектор", "У станка" и др.). Живопись 20-30-х гг. отражает трудовой энтузиазм первых пятилеток или рев. героизм ("Перед спуском в шахту", 1926; "Текстильщицы", 1927; "Оборона Петрограда", 1927 и др.). Неизменен интерес Д. к теме спорта ("Вратарь", 1934; "Игра в мяч", 1927 и др.). Проникнут лиризмом ряд портретов, картина "Мать" (1933) и мн. др. Произв. периода Вел. Отеч. войны полны героич. пафоса, суровы и драматичны ("Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года"; "Оборона Севастополя", 1942 и т. д.). Много работал в монументальной живописи, экспериментировал в технике мозаики (мозаичные плафоны станции Моск. метрополитена "Маяковская", 1938-39; серия мозаик "Хорошее утро" и "Хоккеисты", 1959 и др.). Оставил важное для понимания иск-ва 20-30-х гг., в частности монументальной живописи, лит. наследие. Иск-во Д. - самобытное, ярко индивидуальное, в определ. время подвергавшееся критике за поиски в обл. формообразования, испытало влияние эпохи тоталитаризма, что нашло выражение в неск. одностороннем отражении сов. реалий 30-50-х гг. Оказал влияние на художников 2-й пол. 50-х гг. и послед. периода, особенно мастеров "сурового стиля".

Лит.: А. А. Дейнека: Альбом / Авт. вступ. ст. и сост. В. П. Сысоев. Л., 1982; Непарокомова И. "Люблю большие планы...": Худ. Александр Дейнека. М., 1987.

А. А. Дейнека. На стройке новых цехов. 1926

А. А. Дейнека. На стройке новых цехов. 1926

Полезные сервисы

дейнека александр александрович

Энциклопедический словарь

Дейне́ка Александр Александрович (1899-1969), живописец и график, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969). Монументальные по формам, динамичные по композиции произведения на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928; «Будущие лётчики», 1938; «Оборона Севастополя», 1942; «Хорошее утро», 1959-60; панно, росписи в общественных интерьерах). Ленинская премия (1964).

* * *

ДЕЙНЕКА Александр Александрович - ДЕЙНЕ́КА Александр Александрович [8 (20) мая 1899, Курск - 12 июня 1969, Москва], российский живописец и график, народный художник СССР (1963), действительный член Академии худржеств СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964). Автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928; «Будущие летчики», 1938; «Оборона Севастополя», 1942; «Хорошее утро», 1959-1960; панно, росписи в общественных интерьерах).

Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-1917). В 1919-1920 руководил студией при Курском политическом управлении, выезжал на фронт как художник агиттеатра, участвовал в обороне Курска от белых войск. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-1925), в том числе у В. А. Фаворского (см. ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич), оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера (см. ХОДЛЕР Фердинанд)и немецкого экспрессионизма (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ). В 1925 стал одним из учредителей ОСТ (см. ОСТ (общество))а.

Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка»; с 1923). Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый - светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926; обе - в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил; повторение - 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции.

Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932-33, Русский музей). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма (см. МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ) («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва). Мотивы счастливой страны будущего, - населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938-1939) - этих красочных «прорывах» из подземелья. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935).

Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей). Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты»,1959-1960; за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля» (см. СУРОВЫЙ СТИЛЬ) .

Большой энциклопедический словарь

ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899-1969) - российский живописец и график, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969). Монументальные по формам, динамичные по композиции произведения на темы патриотической героики, труда, спорта ("Оборона Петрограда", 1928; "Будущие летчики", 1938; "Оборона Севастополя", 1942; "Хорошее утро", 1959-60; панно, росписи в общественных интерьерах). Ленинская премия (1964).

Полезные сервисы