ГИЛЯ́РОВ-ПЛАТО́НОВ Никита Петр. (1824-87) - философ и публицист. В 1848 закончил Моск. духовную академию, где преподавал в 1848-55. Изд. и ред. консерват. газ. "Современные известия" (1867-87). По обществ. взглядам близок к славянофилам, участвовал в их изд. "Рус. беседа", "День", "Москва", "Русь". Критиковал философию И. В. Гегеля, стремясь показать ее крайний рационализм, порождавший у околофилософской общественности обратную реакцию - безграничное преклонение перед эмпирич. фактами, открывшее дорогу атеизму и материализму. В лит. критике высоко оценивал творчество близких ему по духу писателей ("Семейная хроника и воспоминания С. Аксакова", 1856; "О новой повести г-жи Кохановской", 1859; и др.). В ней встречаются отрицат. отзывы о М. Ю. Лермонтове и А. С. Пушкине, что позволяло обвинить Г.-П. в "эстетич. нигилизме". Автор воспоминаний ("Из пережитого". М., 1886).
гиляров-платонов никита петрович
Энциклопедический словарь
Гиля́ров-Плато́нов Никита Петрович (1824-1887), российский историк, экономист, публицист, издатель. Близок к славянофилам. Участник подготовки крестьянской (1861) и цензурной (1865) реформ. Труды по истории церкви, политэкономии, публицистические статьи о современном положении православной церкви в России, в том числе «Основные начала экономики» (1889), «Вопросы веры и церкви» (т. 1-2, 1905-06).
* * *
ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ Никита Петрович - ГИЛЯ́РОВ-ПЛАТО́НОВ Никита Петрович [23 мая (4 июня) 1824, г. Коломна Московской губ. - 13 (25) октября 1887, Петербург], русский публицист, философ, издатель.
Сын священника П. М. Никитского. Фамилию Гиляров получил в Коломенском духовном училище (1831-38). В 1848 окончил Московскую Духовную академию (где как стипендиат митрополита Платона (см. ПЛАТОН (Левшин)) получил прибавление к фамилии - «Платонов»). После получения степени магистра (1850) читал в академии лекции по истории русской церкви, в которых проповедовал идеи веротерпимости и просвещенной церковности. В 1855 под давлением митрополита Филарета (см. ФИЛАРЕТ (Дроздов)), усмотревшего в лекциях Гилярова-Платонова «сомнительные мысли», был вынужден подать в отставку. В 1856 назначен цензором Московского цензурного комитета. С 1863 - управляющий Московской синодальной типографией.
С 1867 Гиляров-Платонов издавал дешевую газету «Современные известия», в которой критиковались злоупотребления администрации, полиции и духовенства. Газета, несмотря на консервативное направление, подвергалась цензурным репрессиям и приносила убытки. Гиляров-Платонов много печатался в журналах «Русский вестник», «Дело», «Православный собеседник» и др.
В 1850-х гг. Гиляров-Платонов идейно сблизился со славянофилами, прежде всего с А. С. Хомяковым (см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович); их объединяло неприятие католицизма и протестантизма. Славянофильские идеи отразились в литературно-критических статьях Гилярова-Платонова (в частности, в статье «Семейная хроника и Воспоминания С. Аксакова», 1856). Упрекая Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич) и Лермонтова (см. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич) в нравственном безучастии, а Гоголя в отрицании положительного содержания русской жизни, он противопоставляет им С. Т. Аксакова (см. АКСАКОВ Сергей Тимофеевич). Задача художника, согласно Гилярову-Платонову, «не казнить действительность во имя идеи», а «отыскивать блеск идеи и самой темной действительности». Гиляров-Платонов отвергал «идею раздора», присущую «западному уму при суждении о государстве и обществе». В статье «Откуда нигилизм?» он определяет нигилизм (см. НИГИЛИЗМ) как самоубийственное «возмущение озлобленной воли русского человека», видит в нем симптом болезни общества. Основная критико-философская работа Гилярова-Платонова - «Онтология Гегеля» (М.,1846). Гегелевская философия, по его мнению, противоречит «здравому смыслу» и поэтому оставляет человека с двумя равноправными воззрениями на мир - обыденным и отвлеченно-теоретическим. Согласно оценке В. В. Розанова (см. РОЗАНОВ Василий Васильевич), в Гилярове-Платонове открывался «глубокий мыслитель, которого Россия не успела заметить».