м.
Вооруженный борец из специально обученных рабов, пленных или осужденных преступников и т.п., сражающийся с другим борцом, борцами или с дикими животными на арене цирка перед публикой (в Древнем Риме).
м.
Вооруженный борец из специально обученных рабов, пленных или осужденных преступников и т.п., сражающийся с другим борцом, борцами или с дикими животными на арене цирка перед публикой (в Древнем Риме).
ГЛАДИА́ТОР, гладиатора, муж. (лат. gladiator) (ист.). В древнем Риме - борец, чаще из рабов и военнопленных, сражавшийся на арене цирка с дикими зверями или с другими борцами.
ГЛАДИА́ТОР, -а, муж. В Древнем Риме: боец из рабов или военнопленных, сражающийся на арене цирка с другим бойцом или с диким зверем.
| прил. гладиаторский, -ая, -ое.
ГЛАДИА́ТОР -а; м. [лат. gladiator] В Древнем Риме: вооружённый боец из специально обученных рабов, пленных или осуждённых преступников, сражающийся на арене цирка с другим бойцом или диким зверем. Бой гладиаторов. Даровать гладиатору жизнь. Побеждённый г. осуждён на смерть.
◁ Гладиа́торский, -ая, -ое. Г-ие бои, игры. Г-ая школа.
-а, м. В древнем Риме:
борец из рабов или военнопленных, специально обученный для сражения с другим борцом или дикими зверями на арене цирка.
[лат. gladiator]
тюрем. сильный человек, служащий орудием исполнения планов и приказов блатного, которому он привержен.
гладиа́тор, гладиа́торы, гладиа́тора, гладиа́торов, гладиа́тору, гладиа́торам, гладиа́тором, гладиа́торами, гладиа́торе, гладиа́торах
ГЛАДИАТОР а, м. gladiateur m. <, лат. gladiator.
1. В древнем Риме - боец из числа рабов или военнопленных,выступающий на арене цирка. Сл. 18. Славный Гладиатор Спартак. Арг. 2 624. Древних обыкновение было, показывать в сих местах народу сражение поединщиков (gladiateurs). Витр. (Б) 5 5.
2. О бойце вообще. Сл. 18.Тогож дня имели мы любопытство присудствовать при зрелище весьма чрезвычайном,.. то есть бой Гладиатеров. Маркиз 5 82. || перен. У каждой <придворной> партии вместо знамени - гвардейский гладиатор, которого серые министры и полководцы толкают в опозоренную постель, прикрытою порфирой Мономаха. Потемкин, Орловы, Панин - каждый имеет запас кандидатов, за ними посылают в случае надобности в действующую армию, особая статс-дама испытывает их. Герц. Предисловие к кн. "О повреждении нравов" кн. Щербатого. // 30-13 175. Ревекка в "Ярмарке тщеславия" Теккерея покажется беззаботною девочкой в сравнении с этим 18-летним гладиатором в цветах и брильянтах, отправляющимся на завоевание себе своими булавочными средствами всех приманок, которыя общественная жизнь реставрационной Франции ставит для честолюбия и алчной похотливости. О Луизе де Шальо, героине Бальзака. // Дело 1879 7 1 277. И антагонизм исчез в теоретических построениях разных гладиаторов свободного обмена - Сеев, Гарнье и Бастиа. Дело 1880 11 2 36. || устар. Амплуа в цирке. Попробовал себя артист-новичок и в эксцентрической акробатике, выступал как "гладиатор" и воздушный гимнаст. Н. Ольховиков Страницы жизни. // Встречи 239. Артисты выходили на манеж в металических шлемах, накинутых на плечи тогах, иногда в в леопардовых или тигровых сандалиях с высокой, крест-накрест, ременной шнуровкой, с мечами или копьями и щитами в руках. Обычно демонстрации акробатических трюков предшествовала короткая интермедия - "живые картины", изображавшие бой гладиаторов. Номер сохранялся в отечественном цирке до 30-х гг. 20 в. ЦИР. - Лекс. Ян. 1803: гладиатор; САН 1892: гладиа/тор.
ГЛАДИАТОР (лат. gladiator, от gladius - меч). Рабы или военнопленные, которых древние римляне заставляли бороться в цирке между собой или с дикими зверями для удовольствия зрителей.
- «Одноразовый артист» древнеримского Колизея.
- Основная профессия Спартака.
- Профессионал, вынужденный убивать, чтобы выжить.
- Сжатый кулак символизировал меч, убранный в ножны, и призывал его помиловать, а вот большой палец как раз сулил ему смерть.
- Раб-боец в Древнем Риме, сражающийся на арене.
- «Солдат опилок» для древних римлян.
- Фильм Ридли Скотта, получивший «Оскара» в номинации «Лучший фильм 2000 года».
- Австралийский паук, подобно ретиарию, набрасывает на жертву «сеть», вот и получил это название.
- Это латинское слово имело несколько значений: оно могло обозначать мастера-оружейника, а могло - вооружённого грабителя.
прил.
1. соотн. с сущ. гладиатор, связанный с ним
2. Свойственный гладиатору, характерный для него.
3. Принадлежащий гладиатору.
ГЛАДИА́ТОР, -а, м. В Древнем Риме: боец из рабов или военнопленных, сражающийся на арене цирка с другим бойцом или с диким зверем.
гладиа́торский, гладиа́торская, гладиа́торское, гладиа́торские, гладиа́торского, гладиа́торской, гладиа́торских, гладиа́торскому, гладиа́торским, гладиа́торскую, гладиа́торскою, гладиа́торскими, гладиа́торском, гладиа́торск, гладиа́торска, гладиа́торско, гладиа́торски
ГЛАДИАТОРСКИЙ ая, ое. gladiateur m. Отн. к гладиатору, гладиаторам. БАС-2. Был чин пребезчинный в людех, гладиаторский, тоесть мечников или убийцев мечами секущихся, .. на потехах самовольно. Прокопович СР 2 28. Первое из амфитеатральных зрелищ было Гладиаторское. Арг. 2 598. - Лекс. САН 1892: гладиа/торский.
Гладиа́торы (лат. gladiator, от gladius - меч), в Древнем Риме рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями. Обучались в специальных школах (в Риме, Капуе, откуда началось восстание Спартака, в Пренесте). С начала V в. бои гладиаторов не практиковались.
* * *
ГЛАДИАТОРЫ - ГЛАДИА́ТОРЫ (лат. gladiator, от gladius - меч), в Др. Риме рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями. Обычай гладиаторских боев возник из этрусских обрядов ритуальных убийств рабов и военнопленных на похоронах знати. Первые гладиаторские бои состоялись в Риме в 264 до н. э. Обучались гладиаторы в специальных школах (в Риме, Капуе, откуда началось восстание Спартака, в Пренесте и Александрии). Тяжеловооруженные гладиаторы носили имена народов, из которых они происходили - фракийцы, самниты, галлы.
Существовали также следующие разряды гладиаторов: велиты - сражавшиеся дротиками; ретиарии (рыбаки) - сражавшиеся с трезубцем и металлической сетью; бестиарии - сражавшиеся с дикими зверями; андабаты - выступавшие в глухом шлеме в прорезями для глаз; димахеры - без щита и шлема в двумя кинжалами; эквиты - на конях с копьем, мечом и небольшим круглым щитом; эссеуарии - сражавшиеся на боевых колесницах, управляемых возницами; лакварии - ловившие арканом; лухории - с деревянным мечом или тупым орудием; петниарии - сражавшиеся бичом или палкой. Устраивались и морские бои. В период империи представление начиналось торжественным шествием гладиаторов с приветственными криками Ave Caesar, moritori te salutant - «Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя».
Битву начинали поставленные парами друг против друга лухории и петниарии. Побежденный гладиатор поднимал вверх указательный палец как знак просьбы о пощаде. Если зрители (или иногда только император) щадили его, то поднимали вверх большой палец или махали платками. Большой палец, направленный вниз, означал смерть. Гладиатор мог заслужить и освобождение от службы после удачных выступлений. Такие отставные гладиаторы назывались рудиариями, свое боевое оружие они посвящали храму Геркулеса. Рудиарии могли продолжать выступления и за плату. С нач. 5 в. бои гладиаторов были запрещены.
ГЛАДИАТОРЫ (лат. gladiator - от gladius - меч), в Др. Риме рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями. Обучались в специальных школах (в Риме, Капуе, откуда началось восстание Спартака, в Пренесте). С нач. 5 в. бои гладиаторов не практиковались.
ГЛАДИАТОРЫ - в Древнем Риме - вооруженные бойцы, поединки которых, как правило до смертельного исхода, являлись средством увеселения публики. В римских источниках говорится, что нередко происходившее на арене кровопролитие бывало столь велико, что поединки приходилось останавливать, чтобы посыпать площадку, сделавшуюся скользкой от крови, свежим песком. Поединок гладиаторов, возможно, восходит к раннему европейскому обычаю человеческих жертвоприношений на могиле знатных покойников. Вероятно, римляне переняли эту традицию у своих соседей-этрусков, которые давали обреченным на заклание людям оружие и заставляли их сражаться возле могилы. Первый известный нам поединок гладиаторов в Риме был устроен в 264 до н.э. на похоронах Децима Брута Юния Перы - таким образом его сыновья "почтили прах отца". Тогда сражались лишь три пары гладиаторов, однако к началу 2 в. до н.э. не редкостью становится сотня пар. По мере того, как популярность этого зрелища возрастала, поединки гладиаторов перестали ограничиваться одними только похоронами, их стали устраивать по случаю государственных торжеств, а также по другим поводам. В республиканскую эпоху политические деятели нередко устраивали поединки с множеством участников. Были и такие, что использовали отряды гладиаторов в качестве телохранителей или персональной армии, которую они применяли для давления на противников. В имперский период страсть к необычайному размаху устраиваемых на арене зрелищ возросла. Так, про Тита сообщают, что он устроил чудовищное представление, длившееся 100 дней. Траян отметил завершение покорения Дакии тем, что выставил 5000 пар гладиаторов. Чтобы вновь пробудить интерес публики, были введены новые облачения и доспехи гладиаторов, изобретались неслыханные виды поединков. Часто людей выставляли против диких животных, при Домициане карлики бились с женщинами. Некоторые императоры в связи с ростом влияния христианства попытались сократить число участников поединков или даже свести сражение к его имитации. Указом императора Константина (326 н.э.) гладиаторские поединки были запрещены, однако почти сто лет спустя (404 н.э.) вышел указ Гонория аналогичного содержания, так что можно предполагать, что поединки продолжались вопреки всем указам. Гладиаторские поединки пользовались популярностью по всей Римской империи. Помимо римского Колизея, знаменитые руины амфитеатров имеются в Поццуоли, Помпеях, Пестуме, Капуе и Вероне. Вне Италии известны амфитеатры в Ниме и Арле (ныне они используются для корриды), в Эль-Джеме в Тунисе и др. Отбор и подготовка гладиаторов. Хотя официально гладиторов в Риме презирали, удачливого гладиатора ждало немалое вознаграждение: он становился народным любимцем; кроме того, его ожидало богатство в виде ценных призов и денежных подарков. Редкий боец, которому удавалось уцелеть в проведенных поединках, мог получить от императора заветный деревянный меч (rudis), означавший почетную отставку. Порой в гладиаторы записывались и свободнорожденные, мечтавшие о славе бойца-чемпиона. Известно, что соответствующую подготовку проходили и некоторые императоры, один из них, полубезумный Коммод, даже выходил на арену. Но все же по большей части это были рабы, преступники и пленные, которых записывали в гладиаторы против их воли. Школы гладиаторов принадлежали государству или частным лицам. Главный управляющий такого заведения назывался "ланиста". В распоряжении ланисты находился немалый штат учителей фехтования, оружейников, поваров, врачей, а сверх того похоронная команда. При выборе местоположения школы принимался во внимание климат, бойцы соблюдали диету, подготовка и распорядок отличались суровостью. В сохранившейся лучше всех прочих гладиаторской школе в Помпеях были обнаружены несколько захороненных скелетов в кандалах, а в помещении для стражи найдены колодки и оковы. Существовало несколько видов гладиаторов. Мирмиллон и самнит были тяжело вооружены, у них имелся короткий меч и продолговатый щит. И тот и другой носили шлем с забралом, но у самнита на шлеме красовался высокий гребень, как то было принято у самнитов, а на шлеме мирмиллона гребень, по-видимому, изображал рыбу. Фракиец носил поножи и круглый щит, а вооружен был большим изогнутым кинжалом. Ретиарий выходил на бой практически обнаженным, у него имелась лишь сеть, чтобы набросить на противника, и трезубец, чтобы его пронзить. Подчас для разнообразия выставляли и другие типы гладиаторов: конных, на колесницах, с двумя мечами, с веревкой, которой они ловили своего противника, в шлемах без отверстий для глаз.
Зрелище. О том, что состоятся поединки гладиаторов, публику извещали за несколько дней. В сообщениях указывалось имя устроителя, число пар гладиаторов и их вооружение. Иногда сообщалось, что для защиты от солнца над ареной будет натянут навес или же что для охлаждения воздуха будет разбрызгиваться вода. Бой начинался с показательного поединка тупыми мечами, чтобы гладиаторы могли разогреться. Труба подавала сигнал к настоящему сражению, как правило, со смертельным исходом. Более двух гладиаторов одновременно выставляли нечасто. Зрители предпочитали поединки. В большинстве случаев бойцы сражались в одинаковом вооружении, но не меньшей популярностью пользовались поединки ретиария с тяжеловооруженным соперником. Гладиатора, из трусости уклонявшегося от боя, выгоняли на арену бичами и раскаленным железом. Обычно сражение завершалось нанесением смертельного удара, но раненный гладиатор мог просить о пощаде, поднимая палец вверх. В таком случае устроитель обращался к зрителям, которые голосовали за смерть бойца, делая некий жест большим пальцем (pollice verso, обычно переводят как "обращая большой палец вниз"), либо, ценя отвагу побежденного, соглашались пощадить его (вероятно, в этом случае они махали платками). Павшего прижигали раскаленным железом, чтобы убедиться в том, что он умер, а не притворяется, после чего тело крючьями стаскивали с арены.
ЛИТЕРАТУРА
Гельмут Хефлинг. Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима. М., 1992
ГЛАДИАТОРЫ (латинское gladiator, от gladius - меч), в Древнем Риме рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями. Обучались в специальных школах (в Риме, Капуе).
ГЛАДИАТОРЫ - в древн. Риме бойцы, боровшиеся друг с другом в цирке пред публикою. Нередко борьба г. оканчивалась смертью. Они были преимущ. из рабов и военнопленных и получали подготовку в особых заведениях.
ГЛАДИВѢИ (1*) сравн. степ. к гладивыи. В роли с.:
не получающи(х) [благодати крещения]… || …горше су(т) преобидѩіце ю. и отину(д) гладивѣишеи(х). или лѣнивѣишеи(х). ГБ XIV, 34-35.
прил., кол-во синонимов: 24
бивший (220)
выравнивавший (21)
доглаживавший (3)
заглаживавший (9)
заутюживавший (3)
наутюживавший (5)
обглаживавший (3)
оглаживавший (4)
отглаживавший (9)
отпаривавший (7)
отутюживавший (10)
поглаживавший (5)
приглаживавший (16)
притиравший (6)
проглаживавший (12)
проутюживавший (7)
разглаживавший (22)
разутюживавший (11)
светловавший (6)
сглаживавший (32)
углаживавший (3)
утюживший (49)
прил., кол-во синонимов: 11
делавший зло (10)
делавший назло (2)
дергавший (60)
досаждавший (41)
портивший кровь (14)
портивший нервы (8)
раздражавший (66)
трепавший нервы (20)
прил., кол-во синонимов: 19
выравнивавшийся (23)
доглаживавшийся (3)
заглаживавшийся (9)
заутюживавшийся (4)
лощившийся (9)
наутюживавшийся (5)
обглаживавшийся (3)
оглаживавшийся (4)
отглаживавшийся (9)
отутюживавшийся (7)
поглаживавшийся (4)
приглаживавшийся (16)
проглаживавшийся (12)
проутюживавшийся (7)
разглаживавшийся (18)
разутюживавшийся (9)
сглаживавшийся (53)
углаживавшийся (3)
утюжившийся (18)
ГЛАДИВЫИ (2*) пр. Ненасытный:
гнѣзда бо ихъ [ласточек] исполниваютьсѩ дѣти… ѥстество ихъ [в др. сп. ес(с)твом бо] гладиви сѹть. и неѹдобь сытьнѹ имѣють пѹчинѹ. Пал 1406, 75г;
в роли с.:
да не вари(т) ва(с) разбоини(к). ни любодѣи пре(д) не дотечеть. ни гладивыи лихо не пришедъ возме(т). ГБ XIV, 35г.
ГЛАДИ́ЛИН Анат. Тих. (род. 1935) - прозаик. Обучался в Лит. ин-те им. Горького (1954-58). Первые повести и рассказы (50-е - 60-е гг.) - "Хроника времен Виктора Подгурского", "Бригантина поднимает паруса", "Идущий впереди", "Вечная командировка", "Первый день Нового года", "История одной компании" и др. - были посв. людям несложившихся судеб, ищущих достойного места в жизни, детям хрущевской "оттепели". Г. участвовал в создании серии "Пламенные революционеры", написав для нее повести "Евангелие от Робеспьера" (1970) и "Сны Шлиссельбургской крепости" (1974). Публикация за рубежом ром. "Прогноз на завтра" (1972) послужила толчком для вынужд. отъезда Г. за границу (1976). Герои "зарубежных" романов Г. "Прогноз" и "Большой беговой день" (1983) - те же неудачники, мечущиеся люди, жизнь к-рых уподоблена неизменному и бесцельному "беговому дню", уготованному механикой паразитирующего на них гос. и парт. аппарата. За рубежом вышли сб. рассказов "Репетиция в пятницу" (1988) и сб. путевых заметок, лит. портретов "Парижская ярмарка" (1980).
Глади́лин Анатолий Тихонович (р. 1935), русский писатель. Повести («Хроника времён Виктора Подгурского», 1956), роман «Прогноз на завтра» (1972), рассказы - о нравственных исканиях молодёжи. В повести «Евангелие от Робеспьера» (1970) гибель вождей Французской революции конца XVIII в. в процессе её перерождения осмысливается как трагическая закономерность. В 1976 эмигрировал. Путевые заметки, литературные портреты, фельетоны, сатирические произведения («ФССР. Французская Советская Социалистическая Республика», 1984).
* * *
ГЛАДИЛИН Анатолий Тихонович - ГЛАДИ́ЛИН Анатолий Тихонович (р. 1935, Москва), русский писатель.
Повести («Хроника времен Виктора Подгурского», 1956, «Первый день после Нового года», «История одной компании»,1963, , роман «Прогноз на завтра» (1972), рассказы - о нравственных исканиях молодежи. В повести «Евангелие от Робеспьера » (1970) гибель вождей Великой французской революции осмысливается как трагическая закономерность. После того как в 1976 его роман «Прогноз на завтра» был опубликован в Западной Германии, эмигрировал во Францию, где работал в парижском отделении радио «Свобода» (этот роман был опубликован в России только в 2001). В эмиграции не прекращал занятий собственно литературным трудом, писал путевые заметки, литературные портреты, фельетоны, сатирические произведения («ФССР, Французская Советская Социалистическая Республика», 1984). С середины 1990-х гг. стали выходить его книги на Родине: «Записки беспокойника» (1995), роман «Большой беговой день», «Меня убил скотина Пелл» (2001).
ГЛАДИЛИН Анатолий Тихонович (р. 1935) - русский писатель. Повести ("Хроника времен Виктора Подгорского", 1956), роман "Прогноз на завтра" (1972), рассказы - о нравственных исканиях молодежи. В повести "Евангелие от Робеспьера" (1970) гибель вождей Великой французской революции в процессе ее перерождения осмысливается как трагическая закономерность. В 1976 эмигрировал. Путевые заметки, литературные портреты, фельетоны, сатирические произведения ("ФССР, Французская Советская Социалистическая Республика", 1984).
I ж. разг.
Инструмент в виде бруска, валика, лопатки и т.п. для сглаживания неровностей, шероховатостей, выравнивания поверхности чего-либо.
II ж. разг.
Помещение, предназначенное для глаженья; гладильная.
ГЛАДИ́ЛКА, гладилки, жен. (живоп.). То, чем разглаживают. Агатовая гладилка (инструмент - гладкий шпат на рукоятке, которым отполировывают готовый акварельный рисунок для придания ему прочности).
ГЛАДИ́ЛКА -и; мн. род. -лок, дат. -лкам; ж. Разг.
1. Инструмент в виде валика, лопатки и т.п. для выравнивания поверхности чего-л., сглаживания неровностей и шероховатостей.
2. = Глади́льная. Отпарить юбку в гладилке.
* * *
глади́лка - стальной стержень с полированными концами. Основной инструмент в гравюре меццо-тинто и вспомогательный - в гравюре на металле.
* * *
ГЛАДИЛКА - ГЛАДИ́ЛКА, стальной стержень с полированными концами. Основной инструмент в гравюре меццо-тинто (см. МЕЦЦО-ТИНТО) и вспомогательный - в гравюре на металле.
ГЛАДИЛКА - стальной стержень с полированными концами. Основной инструмент в гравюре меццо-тинто и вспомогательный - в гравюре на металле.
-и, род. мн. -лок, дат. -лкам, ж.
Инструмент в виде валика, лопатки и т. п., предназначенный для разглаживания, выравнивания чего-л.
глади́лка, глади́лки, глади́лок, глади́лке, глади́лкам, глади́лку, глади́лкой, глади́лкою, глади́лками, глади́лках
сущ., кол-во синонимов: 10
виброгладилка (1)
воронило (5)
гладило (2)
гладильник (5)
гладильня (1)
инструмент (541)
лоснило (2)
полировка (16)
стержень (77)
электрогладилка (1)
- Инструмент художника, стальной стержень с полированными концами.
- Штукатурный, скульптурный инструмент.
ГЛАДИЛИН ГЛАДИЛОВ
Гладила в курско-орловских говорах - любитель поухаживать за женщинами. (Ф). Вообще-то гладило - деревянный, костяной или стеклянный инструмент для наведения лоска. (Э)
глади́льный, глади́льная, глади́льное, глади́льные, глади́льного, глади́льной, глади́льных, глади́льному, глади́льным, глади́льную, глади́льною, глади́льными, глади́льном, глади́лен, глади́льна, глади́льно, глади́льны, глади́льнее, поглади́льнее, глади́льней, поглади́льней
глади́льня, глади́льни, глади́лен, глади́льне, глади́льням, глади́льню, глади́льней, глади́льнею, глади́льнями, глади́льнях
I м.
Тот, кто работает с гладилкой [гладилка I], занимается сглаживанием неровностей, шероховатостей, выравниванием поверхности чего-либо.
II м.
Тот, кто занимается глаженьем белья, одежды и т.п.
ГЛАДИ́ЛЬЩИК -а; м.
1. Рабочий, занимающийся выравниванием поверхности чего-л., сглаживанием шероховатостей, неровностей.
2. Рабочий, занимающийся глаженьем на комбинате (обычно оператор пресса).
глади́льщик, глади́льщики, глади́льщика, глади́льщиков, глади́льщику, глади́льщикам, глади́льщиком, глади́льщиками, глади́льщике, глади́льщиках
ГЛАДИ́ЛЬЩИКОВ Ник. Пав. (1895-1980) - артист цирка, дрессировщик. В 1922 чемпион РСФСР по франц. борьбе. С 1923 выступал с номером "Борьба с медведем". В 1927 выпустил первый в истории отеч. цирка забавный аттракцион с группой животных. Демонстрировал дрессировку бурых медведей, львов, гиен, собак, крокодилов, домашних птиц. Помимо работы с группой животных, демонстрировал сольные номера, в т. ч. с дрессиров. удавом ("Борьба с удавом"). Вносил в работу эл-ты театрализации (номер оформлен в рус. стиле), нар. юмора. Работал в мягкой манере, отказавшись от нарочитого подчеркивания опасности. В 1964 оставил манеж.
Соч.: На арене - хищники. Архангельск, 1957.