- Учёный, изучающий теорию познания.
- Теоретик познания.
ГНОСЕОЛОГИ́ЧЕСКИЙ, гносеологическая, гносеологическое (филос.). прил. к гносеология.
гносеологи́ческий, гносеологи́ческая, гносеологи́ческое, гносеологи́ческие, гносеологи́ческого, гносеологи́ческой, гносеологи́ческих, гносеологи́ческому, гносеологи́ческим, гносеологи́ческую, гносеологи́ческою, гносеологи́ческими, гносеологи́ческом, гносеологи́ческ, гносеологи́ческа, гносеологи́ческо, гносеологи́чески
гносеологи́ческий
- относящийся к гносеологии; г-ие корни - фил.особенности самого процесса познания, обусловливающие определенные теоретические построения.
ж.
Раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность; теория познания.
ГНОСЕОЛО́ГИЯ, гносеологии, мн. нет, жен. (от греч. gnosis - знание и logos - учение) (филос.). Наука об источниках и границах человеческого познания; то же, что теория познания.
Гносеология
-и, только ед., ж.
Раздел философии, изучающий источники, формы и методы, закономерности и возможности научного познания, условия его достоверности и истинности, способности человека познавать действительность.
Родственные слова:
гносеологи́ческий
Этимология:
От немецкого Gnoseologie (← греч. gnōsis ‘знание’, ‘познание’ и logos ‘наука’, ‘учение’).
Энциклопедический комментарий:
Существует два основных направления в гносеологии - идеализм и материализм. Идеализм сводит познание к самопознанию "мирового духа" (Г. Гегель), к анализу "комплекса ощущений" (Дж. Беркли, махизм), отрицает возможность познания сущности вещей (Д. Юм, И. Кант, позитивизм), отвергает теорию познания как философскую науку (неопозитивизм). Материализм исходит из того, что знание есть отражение материального мира (Демокрит, Ф. Бекон, Дж. Локк, французские материалисты XVIII в.). Теория познания диалектического материализма основой познания и критерием истины признает общественно-историческую практику; все наши знания есть отражение объективного мира, его связей и закономерностей, познаваемых в процессе этой практики.
ГНОСЕОЛО́ГИЯ, -и, ж
Раздел философии, в котором изучаются возможности и закономерности познания мира человеком, отношение знания к объективной реальности, формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности;
Син.: эпистемология, теория познания.
Система Пордеча представляет собой главным образом мистическую гносеологию и космографию (В. Одоевский).
ГНОСЕОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. gnōsis (gnōseōs) - знание и logos - учение] В философии: изучение форм и способов научного познания; теория познания.
◁ Гносеологи́ческий, -ая, -ое. Г. аспект исследования. Г-ие проблемы, выводы.
* * *
гносеоло́гия (от греч. gnōsis - познание и ...логия), то же, что теория познания.
* * *
ГНОСЕОЛОГИЯ - ГНОСЕОЛО́ГИЯ (от греч. gnosis - познание и logos - слово, учение), то же, что теория познания (см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ).
-и, ж.
Теория познания - философское учение о возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности познания.
[От греч. γνω̃σις - знание и λόγος - учение]
ГНОСЕОЛО́ГИЯ - филос. учение о познании. В самом общем виде можно говорить об эмпирич., рационалистич. и иррационалистич. Г. Они могут быть подразделены на "гностические", предполагающие возможность целостного и даже окончательного проникновения в истину, и агностические, утверждающие лишь поверхностное "знакомство" с Абсолютом, если существование такового вообще предполагается. Попытка преодолеть односторонности эмпиризма, рационализма, иррационализма предпринята в интуитивизме. В рамках европ. философии доминирующей является рационалистич. тенденция. В ее развитии можно выделить метафизич. позицию (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц) и позицию объективно-идеалистич. диалектики (Ф. Шеллинг и Г. В. Ф. Гегель). Гегель ввел в обл. теории познания культ.-ист. категории. Это дало возможность в дальнейшем появиться социологии познания, идея к-рой сформулирована К. Марксом, а в очищенном от "идеологичности" марксизма виде по-своему развита П. Сорокиным, М. Шелером, М. Парсонсом, К. Манхеймом. Против редукции познания к социальности или психологии выступает родоначальник феноменологии Э. Гуссерль. Идеи гегелевской "Феноменологии духа", в сочетании с разработками социологии познания, переосмысленные в свете представлений философии жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель) о специфич. методах познания культ.-ист. реалий (т. н. понимание), дают в результате культурологич. взгляд на познание (культурология, герменевтика, частично структурализм).
В обл. Г. самобытная рус. религ. философия м. б. в общем виде охарактеризована как мышление в символах, смыслах, экзистенциалах и смыслообразах. Этот тип умозрения возникает как синтез идей нем. классич. философии, ориентиров. на понятийно-категориальное знание, свойств. православ. онтологич. символизму и символизму, характерному для постклассич. европ. метафизики. В типологии мышления рус. религ. филос. могут быть выделены след. моменты.
1) Метарациональный (металогический) интуитивизм.
2) Религ.-ориентиров. мистицизм, в рамках к-рого высшей формой интуициии признается мистич., осуществляемая в личном религ. опыте как таинственное в своей основе, однако символически выразимое духовное общение субъектов. Духовным центром познания мыслятся Христос (Логос) или София.
3) Идеал цельного знания, осн. на духовном опыте целостного чувственно-интеллектуально-волевого отношения к Истине.
4) Убежденность в творч. характере познания. Человек не просто "отражает" предмет (т. зр. эмпиризма, материализма, а также нек-рых форм религ. сознания, представляющих человека пассивным "проводником" божеств. Слова) и не просто воспроизводит, "реконструирует" предмет (человек, т. е. субъект, активен, предмет, т. е. объект, пассивен - т. зр. нем. классич. философии), но его мышление носит творческий, смыслообразуюгций характер, и формы познания (в своих ист. и логич. пределах) свободно конструируются человеком в опыте духовного общения. Критерий истины либо видится в соборности, либо представляется в принципе невыразимым и нерационализируемым в том смысле, что критерием свободы является сама свобода. Наиб. систематич. трудами в обл. Г. в рус. философии считаются работы С. Франка и Н. Лосского.
ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого gnosis - познание и ...логия), то же, что теория познания.
ГНОСЕОЛОГИЯ -
раздел философии, в котором предметом исследования является сам процесс познания как таковой, в его целостности, а не отдельные, частные его формы. Кроме Г. различают еще эпистемологию, или теорию основных методов, используемых в науках, охватывающую почти все поле гносеологии. Однако существует и теория эстетического, или аффективного познания (Шелер, Кассирер, Дюфренн), выходящая за рамки классической гносеологии. В западной философии гносеологию противопоставляют онтологии - теории бытия, объекта познания. Гносеология же остается теорией познающего субъекта и, как правило, идеализмом. В евразийской философии нет гносеологии как детально разработанногораздела. Однако это не является достаточным основанием для отлучения казахской, русской и др. школ евразийской ветви философии от мировой философии.
гносеоло́гия, гносеоло́гии, гносеоло́гий, гносеоло́гиям, гносеоло́гию, гносеоло́гией, гносеоло́гиею, гносеоло́гиями, гносеоло́гиях
ГНОСЕОЛОГИЯ и, ж. В философии - область изучения истоников, форм научного познания, способности человека познавать действительность; теория позания. БАС-2. В них <рассуждениях> с позиций материалистического сенсуализма рассмтаривались вопросы гносеологии, хотя в целом Аничков оставался на деистических позициях. Философия 18 89. - Лекс. САН 1892: гносеоло/гия.
ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis - знание, и logos слово). Теория познания; занимающаяся исследованием возникновения, сложения и границ человеческого познания.