˫ако же прѣпитатисѩ ѥи [вдовице] съ чады своими въ гладьное || времѩ. донъде же гобино бы(с) въ людьхъ. ЖФП XII, 54-55; и ѥще же и въ селѣхъ тѣхъ бысть гобино. и въ скотѣхъ же приплодъкъ. Там же, 64г; ч(с)тьны˫а рѹкы ст҃леви. вънегда же въздвизати ю. ѡвогда же съгыбатисѩ. ѥ˫а же прострениѥмь. гобино плодомъ ˫авлѩющи. ПрЛ XIII, 124в; В се же лѣ(т). Въсташа волъсви в Суждали. избиваху старую чадь. къ [в др. сп. по] дь˫аволю наѹщенью. и бѣсованью гл҃ще ˫ако си держать гобино. ЛЛ 1377, 50 (1024); что ради погубиста толико чл҃вкъ ѡнѣма же рекшема. ˫ако ти держать ѡбилье. да аще истребивѣ сих будеть гобино Там же, 59 об. (1071).
ГОБИНО (Gobineau) Жозеф Артюр де (1816-82) - французский социолог и писатель, один из основателей идеологии расизма и расово-антропологической школы в социологии. Этнографические работы по Востоку. Роман "Плеяды" (1874), сборник "Азиатские новеллы" (1876), исторические хроники.
Гобино́ Жозеф Артюр де (Gobineau) (1816-1882), французский социолог и писатель, один из основателей идеологии расизма и расово-антропологической школы в социологии. Этнографические работы по Востоку. Роман «Плеяды» (1874), сборник «Азиатские новеллы» (1876), исторические хроники.
* * *
ГОБИНО Жозеф Артюр де - ГОБИНО́ (Gobineau) Жозеф Артюр де (1816-82), французский социолог и писатель, один из основателей идеологии расизма и расово-антропологической школы (см. РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА) в социологии.
Стремился доказать, что человеческие расы изначально не равны между собой (на первом месте - белая, на втором - желтая, на третьем - черная); это обусловливает превосходство или ущербность той или иной расы. Белой расе принадлежит главная роль, только она может организовать людей в цивилизацию. Считал, что социальная жизнь и культура являются продуктом расово-антропологических факторов, что социальное поведение людей обусловлено биологической наследственностью (см. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ). Расовые смешения рассматривал как вредные с точки зрения общественного прогресса; смешение рас с участием белой расы первоначально носит положительный характер (взаимное обогащение культур, появление нового физического генотипа (см. ГЕНОТИП)), но впоследствии это приводит к ее вырождению. Этнографические работы по Востоку. Работа «Опыт о неравенстве человеческих рас», роман «Плеяды» (1874), сборник «Азиатские новеллы» (1876), исторические хроники.