Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

говорение

Толковый словарь

ср.

Устная форма продуктивной речевой деятельности (в лингвистике).

Толковый словарь Ожегова

ГОВОРИ́ТЬ, -рю́, -ри́шь; -рённый (-ён, -ена́); несов.

Переводоведческий словарь

говорение

1. Один из видов речевой деятельности, заключающийся в выражении мысли словесно, сообщении чего-либо.

2. То же, что речь.

3. Владение устной речью.

Энциклопедический словарь

ГОВОРЕ́НИЕ см. Говори́ть.

Академический словарь

-я, ср.

Действие по глаг. говорить (в 1, 2 и 3 знач.).

Орфографический словарь

говоре́ние, -я

Формы слов для слова говорение

говоре́ние, говоре́ния, говоре́ний, говоре́нию, говоре́ниям, говоре́нием, говоре́ниями, говоре́нии, говоре́ниях

Синонимы к слову говорение

выговаривание, разговаривание, красивые слова, фразы, речь, растабарывание, слова, лепетание, пустословие, каляканье, высказывание

ГОВОРЕНИЕ

ГОВОРЕНИЕ, произнесение, книжн. вещание

ВЫСКАЗЫВАНИЕ, речь, устар. глагол

ГОВОРИТЬ/СКАЗАТЬ, выговаривать/выговорить, проговаривать/проговорить, произносить/произнести, ирон., сов. провещать, книжн. вещать, книжн. изрекать/ изречь, устар., высок., сов. взговорить, устар., высок., сов. возговорить, устар. глаголать, устар., несов. и сов. молвить, разг., сов. вымолвить, разг., сов. промолвить

ГОВОРИТЬСЯ/СКАЗАТЬСЯ, выговариваться/выговориться, проговариваться/проговориться, произноситься/произнестись, книжн. изрекаться, устар. молвиться

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

См. parola 1.

Морфемно-орфографический словарь

говор/е́ни/е [й/э].

Грамматический словарь

говоре́ние с 7a

Педагогическое речеведение

Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение.

Как и все виды речевой деятельности, Г. имеет следующую структуру:

1. На этапе предварительной ориентировки для говорящего важно уяснить цель и задачи высказывания, определить (уточнить) его тему, вид (жанр), состав будущей аудитории (образование, возраст, физическое и психологическое состояние слушателей и пр.) и т. д.

2. На этапе планирования продумывается по возможности содержание, построение и речевое оформление высказывания.

3. Осуществление деятельности, т. е. процесса Г. Большую роль играет жестово-мимический код.

4. Контроль осуществления деятельности. Самоконтроль осуществляется как в течение всего процесса Г., так и после него.

Продуктом Г. является речевое высказывание (текст), речевое сообщение. Продукт Г. - это то, в чем объективируется, воплощается, материализуется все психологическое содержание деятельности Г., все условия протекания, а также особенности самого субъекта Г. Результатом Г. является ответное действие участника речевого общения (вне зависимости от того, имеет ли это действие внешнее выражение или нет, осуществляется ли оно сразу же или через некоторое время). Так, например, результатом Г. учителя является то, что ученики слушают (или не слушают) его. Результатом Г. учеников является слушание учителя, его одобрение или неодобрение их высказывания.

Единицей деятельности Г. является речевое действие, входящее в структуру Г. или ее представляющее.

Психофизиологические механизмы Г.:

1) механизм репродукции, который обеспечивает воспроизведение готовых и усвоенных структурно-смысловых блоков для того, чтобы осуществить коммуникативную задачу;

2) механизм выбора языковых средств, который зависит от смысла сообщения, коммуникативной цели и ситуативного окружения, а также отношений между говорящими, особенностей реципиента, общности жизненного опыта и т. д.;

3) механизм комбинирования, от которого зависят и беглость речи, и ее новизна, и другие ее качества как продукта, и механизм конструирования. Человек конструирует некоторые речевые единицы в процессе Г., осуществляются эти операции на основе чувства языка, чувства допустимости той или иной конструкции, ее непротиворечивости структуре и духу языка;

4) механизм упреждения, который может реализоваться в двух планах: структурном и смысловом. В структурном плане упреждение возможно на уровне фразы, когда при произнесении первых слов упреждается, антиципируется конструкция фразы, и на уровне высказывания, когда также упреждается вся его конструкция, что позволяет порождать высказывание без длительных пауз между отдельными фразами. В смысловом плане упреждение есть предвидение исходов в речевых ситуациях. Такое прогнозирование помогает говорящему строить свое высказывание;

5) механизм дискурсивное™ управляет процессом функционирования речевого высказывания.

Этот механизм позволяет:

а) оценивать ситуацию в ее отношении к цели;

б) воспринимать сигналы обратной связи (реплики собеседника, его невербальное поведение) и принимать решения «на ходу»;

в) привлекать необходимые (имеющиеся у говорящего) знания о предмете Г., ситуации и т. п. Виды Г. - см. Общение.

Умение говорить является одним из основных профессиональных умений учителя. Как отмечают педагоги и психологи, развитию этого профессионального умения способствует наличие определенных задатков и способностей, таких, как отличная вербальная память, хорошо развитые автоматизмы мгновенного отбора нужных языковых средств, общительность как черта характера (умение слушать, сопереживать, сочувствовать и др.). Наличие подобного типа способностей - основа для выработки коммуникативно-речевых умений профессионального характера, особенностью которых является то, что с их помощью реализуются образовательно-воспитательные задачи. Учитель должен целенаправленно развивать в себе умение «публично мыслить», т. е. выступать публично, и умение организовывать общение.

Лит.: Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., 1989.

Л. Е. Тумина

Методические термины

ГОВОРЕ́НИЕ.

Продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием Г. является выражение мыслей в устной форме. В основе Г. лежат произносительные, лексические, грамматические навыки. В большинстве методов обучения Г. является одной из основных целей обучения языку. Различают инициативное (активное) говорение (или инициативная речь), реактивную (ответную) речь, репродуктивную (стохастическую) речь. Психологическая структура акта Г. включает четыре фазы:

1) побудительно-мотивационную, при которой проявляется потребность человека в общении под влиянием определенного мотива и при наличии определенной цели высказывания;

2) аналитико-синтетическую, представленную в виде свернутых умственных действий по программированию и формулированию мыслей (здесь функционирует механизм внутреннего оформления высказывания, обеспечивающий выбор слов и грамматическое прогнозирование);

3) исполнительную - звуковое и интонационное оформление мысли (на начальном этапе обучения переход от программы высказывания к ее исполнению происходит через родной язык);

4) контролирующую, задача которой - сигнализировать о возможных ошибках и способствовать их исправлению; контроль предполагает наличие у говорящего эталона, формирующегося в результате языковой практики и сличения собственной речи с эталоном.

Для обучения Г. предназначены специальные упражнения, подразделяющиеся на подготовительные и речевые. Навыки и умения неподготовленной речи, ее реактивность, спонтанность вырабатываются в диалоге; навыки и умения подготовленной речи с ее инициативностью, логичностью, последовательностью - в монологе. При обучении Г. следует учитывать два обстоятельства:

a) проводится обучение подготовленному или неподготовленному говорению и

б) формируются навыки и умения диалогической или монологической речи. При этом речь может идти о двух подходах (способах) обучения: дедуктивном (синтетическом) и индуктивном (аналитическом). При первом способе, определяемом также как подход к обучению говорению «сверху вниз» (topdown processing), учащиеся идут от восприятия текста как целого произведения к его отдельным частям на уровне значения входящих в его состав лексико-грамматических единиц. Формирование навыков и умений начинается с восприятия текста (чтения, прослушивания, воспроизведения готового монологического текста, диалога или полилога), который рассматривается в качестве образца для построения собственных текстов, а заканчивается анализом содержащихся в тексте единиц языка. При втором способе (подход к обучению говорению «снизу вверх» (bottom-up processing) учащиеся идут от анализа единиц языка, содержащихся в тексте, и способов их употребления в речи к восприятию содержания текста как целого произведения. В основе этого подхода лежит предположение о том, что поэлементное, поэтапное усвоение единиц текста обеспечивает лучшее понимание его содержания и, как следствие этого, приводит к умению участвовать в речевом общении с опорой на приобретенное знание единиц языка и способов их применения в речи (Бим, 1988; Гальскова, Гез, 2004; Колесникова, Долгина, 2008; Пассов, 1991; Практическая методика, 2003; Соловова, 2004, 2008; Nunan, 1998).

Сканворды для слова говорение

- Произношение слов.

Полезные сервисы

говорение языками

Гуманитарный словарь

ГОВОРЕ́НИЕ ЯЗЫКА́МИ - рус. (народное) назв. глоссолалии (калька с греч. γλωσσολαλια - от γλωσσα - язык, слово и λαλεω - лепетать), т. е. экстатич. произнесения каких-то бессмысл. ("заумных") текстов, к-рые осмысляются как тексты на иных языках (ангельском, индийском и т. п.). Практика "языкоговорения" распространена у сектантов, где культовая практика ориентирована на вызывание экстаза (соотв. типам экстаза глоссолалия может быть индивид. или коллективной). Это - "одержимость" с положит. "знаком", в отличие от одержимости бесами. Соотв. прообразом ее служит чудо Пятидесятницы, т. е. сошествие Святого Духа на Апостолов, проявившееся в том, что они заговорили на языках, им дотоле не известных (дар этот д. б. послужить распространению проповеди Слова Христова на разные языки, т. е. народы). Анализ этого события с богословско-лингвистич. т. зр. дан в книге о. С. Булгакова "Философия имени". Как позитивное явление Г. Я. вызывается нарочно (в этом - сходство с техниками вызывания экстаза в ряде вост. религий), в отличие от кликушества, икоты, т. е. одержимости нежелательной. Большое внимание к глоссолалии проявлялось в культуре нач. 20 в. в связи, с одной стороны, с религ. осмыслением слова у символистов (см. книгу А. Белого "Глоссолалия") и с др. - изучением "заумного" языка формалистами (ориентиров. на поэтич. практику футуристов). До того эта тема отражалась лишь у "этнографических" писателей (особенно у П. И. Мельникова-Печерского).

Лит.: Коновалов Д. Г. Религ. экстаз в рус. мистич. сектантстве. Сергиев Посад, 1908; Белый А. Глоссолалия. Поэма о звуке. Берлин, 1922; Булгаков С. Философия имени Париж, 1953; Топоров В. Н. Об образце "говорения языками" в рус. мистич. традиции // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. М., 1988. Ч. 1. С. 160-164.

Полезные сервисы