ГОРБАНЕ́ВСКАЯ Нат. Евг. (род. 1936) - поэт, участница правозащитного движения 1960-х - 70-х гг. Училась на филол. ф-те Моск., затем Ленингр. ун-та (закончила заочное отд. в 1964). Ранние стихи Г. получили поддержку и одобрение Б. М. Эйхенбаума, позже А. А. Ахматовой. Г. была дружна с ленингр. группой молодых поэтов (Бродский, Бобышев, Найман, Рейн), к-рым Ахматова в шутку говорила, что им недостает женского имени (подразумевая свою собств. роль в группе акмеистов).
Первая подборка стихов появилась в самиздатском ж. "Феникс" (1961). В 1965-68 в печати опубл. 9 стих. Впоследствии Г. исключила большинство ранних стихов из осн. собрания и на этом основании дезавуировала в спец. письме, переданном из Бутырской тюрьмы, сб. "Стихи" (Франкфурт-на-Майне, 1969), выпущенный без ее ведома на основе старых самиздатских подборок. Стихи тех лет Г. оформляла в виде небольших машинописных тетрадок, к-рые и стали композиц. основой последующих сборников, особенно трех первых - "Побережье" (1973, корректор И. Бродский), "Три тетради стихотворений" (1975) и "Перелетая снежную границу" (1979).
Участвовала в ряде акций демократич. движения, была инициатором и основателем ж. "Хроника текущих событий" (выходил с апреля 1968) - вероятно, наиб. значительного достижения движения (в год ее отъезда журнал поместил статью ""Хроника" о своем основателе"). 25 авг. 1968 была одной из 8 участников демонстрации против вторжения в Чехословакию. Не была осуждена вместе с остальными демонстрантами, т. к. кормила новорожденного ребенка, успела до ареста составить документ. книгу о демонстрации "Полдень. Дело о демонстрации авг. 1968 г. на Красной площади" (Франкфурт-на-Майне, 1970). Арестована 24 дек. 1969, присуждена к принудит. лечению в Казанской спец. психиатрич. больнице, освобождена 22 февр. 1972. В 1975 эмигрировала во Францию, с 1976 живет в Париже, работала в ж. "Континент", на радиостанции "Свобода"; с 1981 работает в газ. "Рус. мысль".
В лирике Г. большое место занимает политич. тематика, однако наиб. показательны те стихи, в к-рых эта линия сливается с традиц. лирич. темами, звучащими всегда трагично. Для Г. характерна игра на этимологич. или квазиэтимологич. связях, на паронимиях и аллитерациях. С этим, возможно, связана и особая роль темы музыки (еще в ранних стихах, написанных после ареста Бродского: "Мой сын мал. Он / говорит вместо "музыка" - "мука"). Хорошо разработана цитатная техника, вплоть до того, что нек-рые краткие стихотворения оказываются почти центонами. Последнее время Г. составляет автокомментарий к своим стихам, ориентированный прежде всего на указание "источников" (рабочее название "Где что плохо лежало"). В последних сборниках, особенно "Цвет вереска", - эксперименты с "расшатыванием" метра (в рамках классич. размеров).
Соч.: Побережье. Ann Arbor, 1973; Три тетради стихотворений. Bremen, 1975; Перелетая снежную границу. 1974-1978. Paris, 1979; Ангел деревянный. Ann Arbor, 1982; Чужие камни. NY., 1983; Переменная облачность. Paris, 1985; Где и когда. Paris, 1985; Цвет вереска. Эрмитаж. N. Y., 1993; Набор. М., 1996; Не спи на закате. Почти полное избранное. СПб., 1996; Кто о чем поет. М., 1997.