сущ., кол-во синонимов: 1
титул (219)
ГУН ЦЗЫЧЖЭНЬ
Гун Сэжэнь. Гун Динъань (1792-1841), китайский философ-неоконфуцианец, ученый, литератор, представитель Чанчжоуского направления "школы новых текстов" (или "школы текстов новых письмен"), воссозданной Чжуан Цуньюем (18 в.). Родился 22 августа 1792 в Жэньхэ (на территории совр. Ханчжоу) провинции Чжэцзян в семье чиновника, состоял на государственной службе. В 1829 получил высшую ученую степень цзиньши. Умер 26 сентября 1841 в Даньяне провинции Цзянсу. Общетеоретические взгляды Гун Цзычжэня не были систематизированы и нашли выражение в небольших произведениях, объединенных в несколько сборников после его смерти, вызванной потрясением от наступления в Китае "эпохи смуты" и поражения страны в первой "опиумной" войне с Англией (1840-1842). Один из организаторов Сюньнаньского поэтического общества (1830), распространявшего идеи политико-правовой реформации. Как и другие сторонники "школы текстов новых письмен"
(см. ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ; ВЭЙ ЮАНЬ),
Гун Цзычжэнь стремился связать традиционную науку, в которой господствовали философия, филология и история, с общей теорией государственного управления. В числе первых в Китае выступил за социально-экономическую и научно-техническую модернизацию страны, ликвидацию устарелых государственных институтов (экзаменационной системы и т.п.) и общественных норм (бинтование ног у женщин и т.п.). Главной социальной опасностью считал разрыв между богатством и бедностью. Идеальное "сбалансированное" (пин цзюнь) распределение благ, по Гун Цзычжэню, подобно справедливой раздаче воды (каждому - по его иерархической норме) и зависит от общественных умонастроений: "Человеческое сердце - корень (бэнь) мирских нравов, мирские нравы - корень государевой службы". Вслед за Гао-цзы, оппонентом Мэн Кэ (4-3 вв. до н.э.), утверждал, что "[[человеческая]] природа (син1) лишена и добра, и недобра". Поэтому "человеческие сердца" могут быть изменены к лучшему и общественные отношения усовершенствованы посредством принципов, изложенных в наборе канонических конфуцианских произведений, определенном "школой текстов новых письмен". Изменения в общественной жизни и духовной атмосфере неизбежно требуют пересмотра политико-правовых норм. Чем консервативнее были правившие династии, тем скорее они гибли, ибо их правители "слепо следовали установлениям основателя династии и боялись вынести эти установления на суд людей". Своевременное политико-правовое реагирование на рождаемые жизнью новшества способно сохранить трон императорской фамилии навечно.
ЛИТЕРАТУРА
Гун Цзычжэнь. 0 равномерном распределении. - В кн.: Избранные произведения китайских мыслителей нового времени (1840-1898). М., 1961 История китайской философии. М., 1989 История политических и правовых учений. М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
ГУН-ГУН - ГУН-ГУН, в китайской мифологии злой дух воды. Изображался с телом змеи и лицом человека. Считался сыном духа огня Чжу-жуна (см. ЧЖУ-ЖУН), сражение с которым проиграл. После поражения якобы бился головой о гору Бучжоушань (см. БУЧЖОУШАНЬ) и надломил ее, что привело к всемирной катастрофе.
ГУН-ОБОБЩЕНИЕ - "Обобщение", "совмещение", "обобществление", "генерализация" (гун1). Термин китайской философии и логики; этимологически восходит к изображению сведенных вместе рук. "Гун" означает обобщение не посредством абстрагирования идеальных свойств разных объектов некоего множества, а за счет выделения одного объекта или имени этого объекта ("общего имени" - гун мин) в качестве репрезентанта всего множества однородных (тун лэй) объектов: так Полярная звезда объединяет (гун) остальные звезды (Лунь юй), а ступица - спицы в колесе (Дао дэ цзин). Репрезентант, которому приписываются свойства всех других элементов множества, обозначается иероглифом "гун2" - синонимом и омонимом "гун", совмещающим значения "общественный публичный, альтруистический" и "правительственный, высший, главный". Термин "гун2" играл важную роль в утопических концепциях: "колодезных полей" (цзин тянь - обозначал общее поле, расположенное в центре системы девяти полей и предназначенное для налоговых отчислений в казну), "Великого единения" (Да тун1 - трактовался как подобное телесному здоровью состояние органичной гармонии, достигаемой Поднебесной в централизованной социальной иерархии). В Чжуан-цзы вселенская функция гун2, раскрываемая в понятиях "центра/предела"
(цзи2, см. ТАЙ ЦЗИ)
и "предельно большого" числа 10 000 (тьмы), приписывается дао. Логико-гносеологическое истолкование гун как объединения множества объектов единым именем, противопоставленного их различению (бе) посредством разных имен, содержит Сюнь-цзы, где максимально общее "большое объединяющее имя" - да гун мин (соответствующее "большому имени" - да мин в Мо-цзы) "вещь" (у3) не является ни универсалией в европейском смысле, т.е. предельно всеохватывающим понятием, так как не распространяется на Небо, Землю и дао, ни абстрагированием "вещности". В современном китайском языке иероглиф "гун" используется, в частности, для передачи понятий "коммунизм" (гунчаньчжуи), "республика" (гунхэго).
ЛИТЕРАТУРА
Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
ГУНА, гуня жен. худая, ветхая, истасканная одежда, рубище; заплатник, тяжелко сев. и вост.;
| поддевка, парусинник, ветхий полушубок или армяк, крытый простым холстом твер. перм.
| Рубаха, сорочка вят.
| Ветошь, обноски, отрепье, тряпье, тряпица ряз., пенз.; лохмотья у тряпки, мохры. Подбери гуни; вишь гуни висят. Надо молодым гуню собрать, о свадебном подарке.
| Вялый; нерасторопный человек, сев.
| Гуня мокрая, бранное грязный, неопрятный; неряха и пьяница. Гунка, гунишка. гунюшка ·умалит. гунища ·увел. Гунье, гуньишко ср., собир.
| Гунка южн. панева или женская запаска, полотнище, огибаемое вкруг себя, замест юбки;
| сев. детская пеленка, подстилка. Гуни мн., тряпье, обноски, ветошь; намоченное в буке или воде черное белье вологод. ряз. Гунавый, гунявый ряз., тул. лысый, плешивый, облезлый, голый, нагой, вытертый; о человеке плешивый от бывших паршей, золотушной сыпи. Иногда путается со словом гугнявый (см. гугнивый). Гунявый мех, облезлый. Гуняветь, плешиветь от болезни, золотухи. Гуньба жен., сар. мелкая сыпь во рту у грудных младенцев, молочница. Aphthae.
| Растен. Carum carvi, тмин, кмин, тимон, тимин, полевой анис, козловки.
| Растен. Melilotus coerulea.
| Растен. Pulmonaria officin. медунка, медуница (ошибочн. гоньба, коньба), посечная и пр.
| Растен. Trigonella foenum graecum, гунба, верблюжья трава.
См. guṇa.
- Санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство».
Гуна́дхья (приблизительно III - IV вв.), древнеиндийский писатель. Писал на одной из разновидностей пракритов - пайшачи. Его сказочный эпос «Великий сказ» дошёл до нас в санскритских версиях кашмирских писателей Кшемендры (XI в.) и Сомадевы.
* * *
ГУНАДХЬЯ - ГУНА́ДХЬЯ (прибл. 3-4 вв.), древнеиндийский писатель. Писал на одной из разновидностей пракритов (см. ПРАКРИТЫ) - пайшачи. Его сказочный эпос «Великий сказ» дошел до нас в санскритских версиях кашмирских писателей Кшемендры (11 в.) и Сомадевы (см. СОМАДЕВА).
ГУНАДХЬЯ (прибл. 3-4 вв.) - древнеиндийский писатель. Писал на одной из разновидностей пракритов - пайшачи. Его сказочный эпос "Великий сказ" дошел до нас в санскритских версиях кашмирских писателей Кшемендры (11 в.) и Сомадевы.
ГУНАК, гуначик? муж., вост.-сиб., монгол. теленок по третьему году, третьячок, третьегодок, позалоншак.
гуна́к
"теленок по третьему году"; вост.-сиб. (Даль), из шор. qunaq "трехгодовалая козуля", уменьш. от quna, от монг. ɣuna "трехгодовалый бык"; см. Менгес, UJb. 15, 524. Ср. сл.
гуна́н
"трехгодовалый теленок или жеребенок", сиб. (Даль), из монг. gunan "трехгодовалый бык", калм. gunn̥ - то же; Рамстедт, KWb. 155; Менгес, UJb. 15, 524; Радлов 2, 1542. Из того же источника чагат., алт., тел., леб., казах. kunan "трехлетний (о животных)", тар. gunan "животное по первому году"; см. Радлов 2, 910.
Гу́нбьёрн (Gunnbjørn), гора в хребте Уоткинса на востоке Гренландии. Высота 3700 м - наибольшая в Арктике.
* * *
ГУНБЬЕРН - ГУ́НБЬЕРН (Gunnbjrn), гора в хр. Уоткинса на востоке Гренландии. Высота 3700 м - наибольшая в Арктике.
- Наивысшая точка Гренландии.
- Наивысшая точка Арктики.
- В исландских сагах эта гора упоминалась под именем Хвитсерк, что буквально означает «белый сарафан».
ГУНДАРЕВ
Наталья Георгиевна Гундарева прославила свою достаточно редкую фамилию. Хотя понятие, положенное в ее основу, вполне бытовое и массовое. В Нижнем Новгороде и в Твери вместо «говорить», «беседовать» сказали бы гундорить, гундарить. Гундорой и гундоркой дразнили, соответственно, болтуна и тараторку. Донской вариант, запомнившийся всем по произведениям М.А. Шолохова, - гутарить. В некоторых говорах гундорой называли нескладного, тяжелого на подъем человека. «Однофамильцы» Гундаревой : Гундорин, Гундоров, Гутарин, Гуторин, Гутыря. А вот фамилии Гундобин и Гондобин, а также Гондырев имеют в основе, вероятнее всего, диалектизмы гондобить, гонодобить, что означало ‘беречь, копить, припасать’, ‘делать помаленьку из остатков’, ‘гоношить’. Так называли, должно быть, рачительного хозяина или... скопидома.
ГУНДАРЕВ ГУНДОРОВ ГУНДОРИН
В одних говорах гундор означает "болтун, говорун", в других - "толстьш, неуклюжий человек". (Ф) Варианты фамилии: Гундорин, Гундарев (Э) Упоминаются в "Ономастиконе" Веселовского Гундор, Гундоровы: Гундор Васильевич Тетерин, 1530 г., Ростов; Федор Федорович Гундор Мичурин, 1531 г., Галич; Гундор Михайлович Братцев, 1545 г., Новгород; князья Иван и Андрей Федоровичи Пестрого Стародубские, оба Гундоры; от них Ч князья Гундоровы; кн. Иван Федорович Гундор Палецкий
ГУНДАРЕВ
Наталья Георгиевна Гундарева прославила свою достаточно редкую фамилию. Хотя понятие, положенное в ее основу, вполне бытовое и массовое. В Нижнем Новгороде и в Твери вместо «говорить», «беседовать» сказали бы гундорить, гундарить. Гундорой и гундоркой дразнили, соответственно, болтуна и тараторку. Донской вариант, запомнившийся всем по произведениям М.А. Шолохова, - гутарить. В некоторых говорах гундорой называли нескладного, тяжелого на подъем человека. «Однофамильцы» Гундаревой : Гундорин, Гундоров, Гутарин, Гуторин, Гутыря. А вот фамилии Гундобин и Гондобин, а также Гондырев имеют в основе, вероятнее всего, диалектизмы гондобить, гонодобить, что означало ‘беречь, копить, припасать’, ‘делать помаленьку из остатков’, ‘гоношить’. Так называли, должно быть, рачительного хозяина или... скопидома.
- Российская актриса, исполнившая роль Нины в фильме «Осенний марафон».
- Российская актриса, исполнившая роль Веры в фильме «Одиноким предоставляется общежитие».
- Российская актриса, исполнившая роль Дуси в фильме «Осень».
- Российская актриса, исполнившая роль Таси в фильме «Подранки».
- Российская актриса, исполнившая роль Надежки в фильме «Здравствуй и прощай».
- Российская актриса, исполнившая роль Нади Кругловой в фильме «Однажды двадцать лет спустя».
- Российская актриса, исполнившая роль Ани Доброхотовой в фильме «Сладкая женщина».
ГУНДАРЕВА Наталия Георгиевна (р. 1948) - российская актриса, народная артистка России (1986). С 1971 в Московском театре им. Вл. Маяковского. Снималась в фильмах: "Сладкая женщина", "Вас ожидает гражданка Никанорова", "Осень", "Подранки", "Осенний марафон", "Срок давности" и др. Государственная премия СССР (1984).
Гу́ндарева Наталья Георгиевна (р. 1948), актриса, народная артистка РСФСР (1986). С 1971 в Московском театре имени Вл. Маяковского. Роли: Липочка («Банкрот, или Свои люди - сочтёмся!» А. Н. Островского), Люська («Бег» М. А. Булгакова), Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову), Леттис Дуффе («Любовный напиток» П. Шеффера) и др. Снималась в фильмах: «Сладкая женщина», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Осень», «Подранки», «Осенний марафон», «Срок давности», «Однажды двадцать лет спустя», телесериале «Петербургские тайны» и др. Государственная премия СССР (1984).
* * *
ГУНДАРЕВА Наталья Георгиевна - ГУНДАРЕВА Наталья Георгиевна (28 августа 1948, Москва - 15 мая 2005, там же), российская актриса, народная артистка России (1986), лауреат Государственной премии СССР (1984, за театральную работу), лауреат Государственной премии РСФСР (1980, за фильм «Осенний марафон»).
Сразу после окончания Московского театральное училища имени Щукина (1971), Гундарева начала работать в Московском театре имени Маяковского. Андрей Гончаров (см. ГОНЧАРОВ Андрей Александрович) пригласил вчерашнюю студентку сыграть Липочку в комедии Островского «Свои люди - сочтемся». Роль хваткой купеческой дочки многое определила в судьбе актрисы, в том числе и ее амплуа характерной драматической актрисы. Она на всю жизнь осталась верна театру имени Маяковского и практически не выступала в антрепризах. Почти каждая роль на сцене становилась событием. Открытая, сочная, размашистая манера игры Гундаревой диктовала выбор репертуара. Ее стихией стали сильные женские характеры. Героини Гундаревой готовы были бросаться в любой омут и бороться за свое счастье, не выбирая средств. Не случайно самой знаменитой ее театральной ролью стала Катерина Измайлова в «Леди Макбет Мценского уезда». Она воплощала на сцене русский национальный тип, но делала это с оглядкой на европейскую театральность. В театре Маяковского работал и ее муж актер Михаил Филиппов.
В кино актриса дебютировала еще в 1966 году, снималась в эпизодах и ролях второго плана. Ее мало кто знал, когда вторым экраном прошла картина Андрея Смирнова «Осень» (1974). Тем, кто сумел ее посмотреть, не меньше главных героев, решавших свои личные проблемы, запомнилась гундаревская Дуся, прелестная молодая русская женщина. Своей деревенской естественностью она оттеняла выморочность существования героев-интеллектуалов. Блестяще удалась молодой актрисе эпизодическая роль детдомовской поварихи в фильме Николая Губенко «Подранки» (1976).
Известность Гундаревой принесла роль Ани Доброхотовой в фильме Владимира Фетина «Сладкая женщина» (1976) - простой деревенской девчонки, превратившейся в городскую мещанку-хищницу и горько расплатившуюся за эту метаморфозу. В середине 1970-х годов, когда советское кино все больше сгибалось под гнетом официоза. Требовались актеры способные играть героев производственных драм. Наталья Гундарева отличалась от стереотипа тем, что играла не героинь, а нормальных современных женщин, городских и деревенских, часто без всякой профессии - жен, матерей, любовниц. В фильме «Однажды двадцать лет спустя» ей досталась роль многодетной матери, и она спасла эту мелодраму от ходульности, внеся в нее юмор, свой природный оптимизм.
Естественность и энергичность, порой напористость обеспечили актрисе ведущую роль в советском кинематографе конца 1970-х - 1980-х годов. Катя Никанорова («Вас ожидает гражданка Никанорова»), Нина («Осенний марафон») стали образцами высочайшего профессионализма. Впоследствии Гундарева доводилось много и с успехом сниматься и в фильмах о современности, и в экранизациях классики, и в сериалах.
Новое время вовлекло многих любимцев публики в водоворот политической жизни. Наталья Гундарева в 1990-х годах тоже совершила хождение в политику - была третьим номером в списке избирательного блока «Женщины России», заседала в Государственной думе (1993-1995). Но политика не была ее стезей. Богемных актерских посиделок она тоже избегала, вела довольно замкнутый образ жизни.
Ее успешная профессиональная жизнь оборвалась летом 2001 года, когда актриса перенесла обширный ишемический инсульт. Гундарева долгое время находилась в коме, потом здоровье к ней возвращалось медленно. Ни на сцене, ни даже просто на людях Наталья Гундарева с тех пор так и не появилась. Затем болезнь взяла свое и актриса скончалась от тромболии легочной артерии.
Гу́ндарева Наталья Георгиевна (р. 1948), актриса, народная артистка РСФСР (1986). С 1971 в Московском театре имени Вл. Маяковского [«Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову, «Жертва века» («Последняя жертва») А. Н. Островского, «Кукушкины слёзы» А. Н. Толстого и др.]. В кино с 1971, снималась в фильмах: «Сладкая женщина», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Осень», «Подранки», «Осенний марафон», «Срок давности», телесериале «Петербургские тайны» и др. Обладает сильным актёрским темпераментом и даром перевоплощения, играет разнообразные роли. Государственная премия СССР (1984).
Наталья Гундарева - Марина в фильме "Уходя - уходи".
ГУНДАРЕВА Наталья Георгиевна (родилась в 1948), актриса. С 1971 в Московском театре имени Владимира Маяковского. Игре свойственны жизненная сила и достоверность, сценический темперамент, эмоциональное обаяние: Катерина Измайлова ("Леди Макбет Мценского уезда" по Н.С. Лескову, 1979), Эмма Гамильтон ("Виктория" Г. Реттигана, 1991) и др. Снималась в фильмах: "Сладкая женщина" (1977), "Вас ожидает гражданка Никанорова" (1978), "Осенний марафон" (1979) и др.
Н.Г. Гундарева (справа) в фильме "Здравствуй и прощай".
прил., кол-во синонимов: 8
говоривший (189)
говоривший в нос (8)
гундосивший (7)
жаловавшийся (43)
занудствовавший (10)
нывший (40)
рассказывавший (64)
I гунде́рить
I. "есть краденое", вятск. (Васн.) Темное слово.
II гунде́рить
II. "болтать", гундо́рить - то же. Сюда же, по-видимому, гундо́ра "болтун", гундо́сить, гу́ндос, гундо́сый, терск. (РФВ 44, 90). Ср. словен. godrnjáti "ворчать, жужжать" (к гуде́ть), диал. gondráti, gondrljáti, gondrnjáti - то же; ср. Бернекер 1, 340.
Вероятно, звукоподражательное, как и гугни́вый; см. Соболевский, РФВ 66, 338.
ГУНДЕТЬ, гунжу, гундишь, ГУНДОСИТЬ, -ошу, -осишь; несов., что, о чем и без доп.
Говорить, рассказывать что-л. (обычно долго, нудно, неинтересно).
Не гунди.
Ср. диал. «гунить«, «гунуть», «гундерить», «гундорить», «гундосить» - говорить, выспрашивать, рассказывать, общеупотр. «гундосить» - говорить в нос, гнусавить.
ГУНДИ - ГУ́НДИ (Ctenodactylus gundi), грызун (см. ГРЫЗУНЫ) семейства гребнепалых (см. ГРЕБНЕПАЛЫЕ ГРЫЗУНЫ). Длина тела 16-20 см, хвоста 1-2 см. Покрыт очень мягким пушистым мехом розовато-желтого цвета, по мягкости напоминающим мех шиншиллы. Жевательная мускулатура у гунди развита слабо в связи со склонностью к мягким кормам. На пальцах ног голые выпуклые подушечки, способствующие беганию по скалам.
Обитают в расщелинах скал в гористых местностях и в полупустынях. Ловко бегают и лазают по голым камням, взбираются по почти вертикальным стенам. Активны в дневное время. Вскоре после восхода солнца среди скал слышен их голос - своеобразный свист и писк, похожий на крики мелких птиц. Питаются различными злаками, семенами и другими плодами. Насытившись, приступают к туалету: тщательно расчесывают волосы гребневидными щетинками задних ног. Затем принимают солнечные ванны: распластываются на плоском камне и подолгу неподвижно лежат под лучами утреннего солнца. Когда солнце поднимается высоко и наступает жара, гунди прячутся в свои убежища и появляются вновь, когда жара спадает - в предвечернее время.
У гунди нет определенных участков. Живут семьями и поодиночке, но во время поисков корма зверьки забегают на территории соседей, и это не вызывает никаких инцидентов. В случае тревоги гунди поднимается на задние лапы, оглядывается и, заметив опасность, молниеносно скрывается в расщелине, издав короткий тревожный свист. Самки приносят нескольких покрытых мехом зрячих детенышей.
Имеют многочисленных естественных врагов - змеи, вараны, лисицы, шакалы, кошки. При неожиданном нападении гунди впадает в особое оцепенение ужаса. Он валится набок, вытягивает ноги, закатывает глаза. У безжизненно лежащего зверька рот полуоткрыт, дыхание не прослеживается. Такое состояние может длиться 1-3 мин, причем это не простое притворство, а специфическое каталептоидное состояние, наступающее непроизвольно в результате испуга.
Гундоба, очевидно, от "гондобить" - экономить, беречь материал, делать из остатков и обрезков; отсюда смысловой сдвиг: делать кое-как. (Ф) Варианты фамили - Гондобин, Гондырев(Э) Упоминаются в "Ономастиконе" Веселовского Гундобин Яков, бурмистр, конец XVII в., Муром
Гундо́бин Николай Петрович (1860-1908), российский педиатр. Труды по возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Создал петербургскую школу педиатров.
* * *
ГУНДОБИН Николай Петрович - ГУНДО́БИН Николай Петрович (1860-1908), российский педиатр. Труды по возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Создал петербургскую школу педиатров.
ГУНДОБИН Николай Петрович (1860-1908) - российский педиатр. Труды по возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Создал петербургскую школу педиатров.
ГУНДОЛЬФ (Gundolf) Фридрих (1880-1931) - немецкий историк культуры, писатель-эссеист Принадлежал к кругу Ст. Георге. Книги "Гете" (1916), "Штефан Георге" (1920), "Цезарь. История его славы" (1924), "Шекспир" (1928).
ГУНДОЛЬФ Фридрих - ГУ́НДОЛЬФ (Gundolf) Фридрих (1880-1931), немецкий историк культуры, писатель-эссеист Принадлежал к кругу Ст. Георге (см. ГЕОРГЕ Стефан). Книги «Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг)» (1916), «Штефан Георге» (1920), «Цезарь. История его славы» (1924), «Шекспир» (см. ШЕКСПИР Уильям) (1928).
В одних говорах гундор означает "болтун, говорун", в других - "толстьш, неуклюжий человек". (Ф) Варианты фамилии: Гундорин, Гундарев (Э) Упоминаются в "Ономастиконе" Веселовского Гундор, Гундоровы: Гундор Васильевич Тетерин, 1530 г., Ростов; Федор Федорович Гундор Мичурин, 1531 г., Галич; Гундор Михайлович Братцев, 1545 г., Новгород; князья Иван и Андрей Федоровичи Пестрого Стародубские, оба Гундоры; от них Ч князья Гундоровы; кн. Иван Федорович Гундор Палецкий
В одних говорах гундор означает "болтун, говорун", в других - "толстьш, неуклюжий человек". (Ф) Варианты фамилии: Гундорин, Гундарев (Э) Упоминаются в "Ономастиконе" Веселовского Гундор, Гундоровы: Гундор Васильевич Тетерин, 1530 г., Ростов; Федор Федорович Гундор Мичурин, 1531 г., Галич; Гундор Михайлович Братцев, 1545 г., Новгород; князья Иван и Андрей Федоровичи Пестрого Стародубские, оба Гундоры; от них Ч князья Гундоровы; кн. Иван Федорович Гундор Палецкий
Гу́ндоровка - см. Донецк (город в Ростовской области).
* * *
ГУНДОРОВКА - ГУ́НДОРОВКА, название г. Донецк (см. ДОНЕЦК (город в Российской Федерации)) Ростовской обл. до 1955.
ГУНДОРОВКА - название г. Донецк Ростовской обл. до 1955.
ГУНДОС, -а, м.
Человек с неприятным голосом; любой человек, который что-л. говорит, рассказывает.
См. гундеть.
прил., кол-во синонимов: 7
гнусавивший (3)
гнусивший (6)
говоривший (189)
говоривший в нос (8)
гугнявивший (4)
гундевший (8)
рассказывавший (64)
несов. перех. и неперех. разг.-сниж.
1. Говорить в нос; гнусавить (о человеке).
2. Издавать монотонные гнусавые звуки (о мошкаре, комарах и т.п.).
3. перен.
Монотонно, неразборчиво говорить; бубнить.
ГУНДЕТЬ, гунжу, гундишь, ГУНДОСИТЬ, -ошу, -осишь; несов., что, о чем и без доп.
Говорить, рассказывать что-л. (обычно долго, нудно, неинтересно).
Не гунди.
Ср. диал. «гунить«, «гунуть», «гундерить», «гундорить», «гундосить» - говорить, выспрашивать, рассказывать, общеупотр. «гундосить» - говорить в нос, гнусавить.
гундо́сить, гундо́шу, гундо́сим, гундо́сишь, гундо́сите, гундо́сит, гундо́сят, гундо́ся, гундо́сил, гундо́сила, гундо́сило, гундо́сили, гундо́сь, гундо́сьте, гундо́сящий, гундо́сящая, гундо́сящее, гундо́сящие, гундо́сящего, гундо́сящей, гундо́сящих, гундо́сящему, гундо́сящим, гундо́сящую, гундо́сящею, гундо́сящими, гундо́сящем, гундо́сивший, гундо́сившая, гундо́сившее, гундо́сившие, гундо́сившего, гундо́сившей, гундо́сивших, гундо́сившему, гундо́сившим, гундо́сившую, гундо́сившею, гундо́сившими, гундо́сившем
см. гнусавить
I нареч. качеств. разг.
Имея неприятный носовой призвук; гнусаво I (о звуке, звучании).
II предик. разг.
Оценочная характеристика чьего-либо произношения как имеющего неприятный носовой призвук; гнусаво II.
нареч. к гундосый.
см. гнусаво
ГУНДО́СЫЙ -ая, -ое. Разг. Говорящий в нос, гнусавый (о человеке). // Имеющий носовой призвук (о голосе).
◁ Гундо́со, нареч. Г. шепелявить.
гундо́сый, гундо́сая, гундо́сое, гундо́сые, гундо́сого, гундо́сой, гундо́сых, гундо́сому, гундо́сым, гундо́сую, гундо́сою, гундо́сыми, гундо́сом, гундо́с, гундо́са, гундо́со, гундо́сы, гундо́сее, погундо́сее, гундо́сей, погундо́сей
см. гнусавый
прил.
гнусавый
гнусливый
гугнивый
произносящий звуки или звучащий с носовым призвуком (о человеке, звуке))