м.
см. гуситы
Гуси́тские пе́сни (гуситские гимны), чешские народные песнопения периода гуситских войн, выражавшие боевой дух и патриотические чувства участников национально-освободительного движения. Исполнялись без сопровождения, большей частью одноголосно. Оказали влияние на формирование протестантского хорала. Наиболее известен походный марш гуситов «Восстань, восстань, великий город Прага!».
* * *
ГУСИТСКИЕ ПЕСНИ - ГУСИ́ТСКИЕ ПЕ́СНИ (гуситские гимны), чешские народные песни периода гуситских войн (см. ГУСИТЫ) , выражавшие боевой дух и патриотические чувства участников национально-освободительного движения. Оказали влияние на формирование протестантского хорала (см. ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ) . Наиболее известен походный марш гуситов (см. ГУСИТЫ) «Восстань, восстань, великий город Прага!».
ГУСИТСКИЕ ПЕСНИ (гуситские гимны) - чешские народные песни периода гуситских войн, выражавшие боевой дух и патриотические чувства участников национально-освободительного движения. Оказали влияние на формирование протестантского хорала. Наиболее известен походный марш гуситов "Восстань, восстань, великий город Прага!".
прил.
1. соотн. с сущ. гуситы, связанный с ним
2. Свойственный гуситам, характерный для них.
3. Принадлежащий гуситам.
ГУСИ́ТСКИЙ, гуситская, гуситское (ист.). прил. к гуситы. Гуситские войны.
гуси́тский, гуси́тская, гуси́тское, гуси́тские, гуси́тского, гуси́тской, гуси́тских, гуси́тскому, гуси́тским, гуси́тскую, гуси́тскою, гуси́тскими, гуси́тском, гуси́тск, гуси́тска, гуси́тско, гуси́тски
Гуси́тское движе́ние - борьба чешского народа (отчасти охвачена и Словакия) в первой половине XV в. против католической церкви, феодального гнёта и немецкого засилья, вылившаяся в так называемые гуситские войны 1419-37. Подготовлено реформационной деятельностью Милича из Кромержижа, Матвея из Янова, Я. Гуса, Иеронима Пражского, их последователей Микулаша из Пельгржимова, М. Гуски и др. Центры гуситов - Прага, Пльзень, Табор. В гуситском движении различалось 2 основных направления: табориты и чашники, военные руководители - Я. Жижка, Я. Желивский, Прокоп Великий. Феодально-католические силы (во главе с папой Мартином V и императором Сигизмундом I) провели в 1420-31 пять безуспешных походов против гуситов. В 1433 чашники объединились с противниками и в 1434 у Липан разгромили таборитов, последняя крепость которых (Сион) пала в 1437.
ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - борьба чешского народа (отчасти охвачена и Словакия) в 1-й пол. 15 в. против католической церкви, феодального гнета и немецкого засилья, вылившаяся в т. н. гуситские войны 1419-1437. Подготовлено реформационной деятельностью Милича из Кромержижа, Матвея из Янова, Яна Гуса, Иеронима Пражского, их последователей Микулаша из Пельгржимова, Мартина Гуски и др. Центры гуситов - Прага, Пльзень, Табор. В гуситском движении различались 2 основных направления: табориты и чашники, военные руководители - Ян Жижка, Ян Желивский, Прокоп Великий. Феодально-католические силы (во главе с папой Мартином V и императором Сигизмундом I) провели в 1420-31 пять безуспешных походов против гуситов. В 1433 чашники объединились с реакцией и в 1434 у Липан разгромили таборитов, последняя крепость которых (Сион) пала в 1437.
мн.
Участники борьбы народных масс Чехии (и отчасти Словакии) в 1-й половине XV в. против католической церкви, феодальной эксплуатации и немецкого засилья.
ГУСИ́ТЫ, гуситов, ед. гусит, гусита, муж. (ист.). Последователи Яна Гуса, чешского религиозного реформатора 15 в.
ГУСИ́ТЫ -ов; мн. (ед. гуси́т, -а; м.). [чешск. hussit]. В Чехии первой половины 15 в.: последователи Яна Гуса, участники борьбы против засилья католической церкви и немецкой агрессии. ● По имени религиозного реформатора из Богемии Яна Гуса (1369 - 1415).
◁ Гуси́тка, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Гуси́тский, -ая, -ое. Г-ое движение. Г-ие войны.
* * *
гуси́ты - название сторонников Реформации в Чехии (отчасти в Словакии) в первой половине XV в. - участников Гуситского движения, последователей учения Я. Гуса и других народных проповедников.
* * *
ГУСИТЫ - ГУСИ́ТЫ, сторонники антикатолического и национального движения в Чехии (отчасти в Словакии) в первой половине 15 века, последователи учения Яна Гуса (см. ГУС Ян) .
Движение гуситов было подготовлено реформационной деятельностью Милича из Кромержижа (см. МИЛИЧ Ян), Матвея из Янова (см. МАТВЕЙ (чешский мыслитель)), Яна Гуса, Иеронима Пражского (см. ИЕРОНИМ Пражский), их последователей Микулаша из Пельгржимова (см. МИКУЛАШ из Пельгржимова), Мартина Гуски (см. ГУСКА Мартин) . Центры гуситов - Прага, Пльзень, Табор.
Движение зародилось после казней Яна Гуса (15 июля 1415) и Иеронима Пражского (1416). На сейме в сентябре 1415 в Праге был составлен протест против сожжения Гуса, подписанный 452 баронами и низшими дворянами Богемии и Моравии. 5 сентября на сейме была подписана грамота, в которой вельможи и дворяне обязались способствовать свободной проповеди в своих владениях, а в случаях противоречия между мнением церковников и Священным Писанием решение предоставлялась профессорам и магистрам Пражского университета (который к тому времени был практически чисто чешским). Вопрос о евхаристии (см. ПРИЧАЩЕНИЕ) (тот, за который в основном и был признан еретиком Уиклиф (см. УИКЛИФ Джон) ) стал центральным для повстанцев. Они требовали причащения для мирян «под обоими видами», то есть хлебом и вином (католическая церковь причащает мирян только хлебом). Чаша для мирян стала символом движения. Другим важным пунктом расхождения с ортодоксальным католицизмом была литургия на чешском языке. Для того, чтобы послушать проповеди, в 1415-1419 народ собирался на горах (Табор, т. е. евангельский Фавор, Ореб, Беранек), где народные проповедники выступали подобно Христу с Нагорной проповедью. От «чаши» и г. Табор и получили название впоследствии два важнейших крыла гуситов. Самих же гуситов в начале движения чаще называли виклефитами (по имени Уиклифа).
И народ, и чешское дворянство были резко настроены против императора Сигизмунда (см. СИГИЗМУНД I Люксембург), чья охранная грамота помогла выманить Гуса в Констанц (хотя император и сожалел о его аресте). В 1419 умер король Вацлав (см. ВАЦЛАВ IV), и император, брат покойного, стал претендовать над власть над Богемией, что вызвало новые восстания. 30 июля 1419 под предводительством Яна Желивского (см. ЖЕЛИВСКИЙ Ян) произошла пражская дефенестрация - из окон ратуши выбросили католиков-членов городского совета. Так началось настоящее восстание гуситов. Наряду с Прагой важным центром стал г. Пльзень, где вождем был народный проповедник Вацлав Коранда (см. КОРАНДА Вацлав). Из Пльзеня повстанцы двинулись на юг и укрепились на г. Табор (Южная Чехия, р. Лужнице у Сезимово-Усти, близ городка Аусти). Религиозное и национальное брожение охватило всю страну. В Чехии началась война между католическим и гуситским лагерями. Император Сигизмунд I начал против гуситов крестовый поход при поддержке папы Мартина V (см. МАРТИН V). Крестоносцы осадили Прагу, но потерпели полное поражение 14 июля 1420 от гуситов, чте войско возглавил опытный и талантливый полководец Ян Жижка (см. ЖИЖКА Ян) .
После первого крестового похода состоялись еще четыре: 1421, 1426, 1427 и 1431. Все они окончились неудачей. Гуситы в этот период только оборонялись. Ян Жижка и его преемники (Прокоп Великий (см. ПРОКОП ВЕЛИКИЙ) и др.) в качестве тактических средств успешно применяли вагенбурги (см. ВАГЕНБУРГ), ввели новые роды войск - повозочные и пушкарские. Иногда войско гуситов даже называют первым войском Нового времени. Противники же гуситов в основном придерживались традиционной тактики рыцарей, плохо применяли артиллерию. Гуситы одерживали победы, из Чехии были изгнаны не только крестоносцы, но и тысячи немцев. В 1420 обозначилась разница между таборитами и умеренными. Чашники, среди которых ведущую роль играли магистры Карлова университета, изложили свою программу в Четырех пражских статьях. Они требовали разрешить народным проповедникам использовать Священное Писание в их проповедях, совершать причастие мирян хлебом и вином, ввести отказ от собственности для священства, а также запрет проституции и суровое наказание за совершенные грехи. Программа таборитов (Двенадцать пражских статей) была принята в августе 1420 и гораздо более радикальна. От Церкви табориты требовали возвращения к евангельской простоте, отказа от богатства и власти, от светской власти - ликвидации частной собственности и феодальных привилегий. На Таборе была сделана попытка отказаться от собственности, создать общество всеобщего равенства. Кроме того, среди таборитов были более радикальные группировки, часто вспыхивали ожидания хилиазма (см. ХИЛИАЗМ). В 1419-1421 взгляды наиболее радикальных таборитов (пикартов (см. ПИКАРТЫ)) преобладали, чешские историки впоследствии назвали этот период «гегемонией бедноты». Но на практике попытка создать общество «всеобщего равенства» привела лишь к падению уровня жизни, прекращению земледелия и ремесел. 1421 стал переломным для гуситского движения. В этом году чашники расправились с вождями сторонников бедности - Яном Быдлинским, Мартиной Гуской и др. 9 марта 1422 был убит Ян Желивский (см. ЖЕЛИВСКИЙ Ян), в 1424 умер Ян Жижка (см. ЖИЖКА Ян). После смерти Яна Жижки его войска назвали себя «сиротами». Табориты и «сироты» от обороны перешли к вылазкам в соседние страны: в Силезию (1427-28), Саксонию, Верхнюю Франконию и Баварию (1429-30), в Восточную Словакию и к Балтийскому морю (1433).
Император не смог военной силой победить гуситов, но тяжелое положение страны вызывало все большее недовольство бюргерства и рыцарей. Они пошли на примирение с Сигизмундом, который был согласен на незначительные уступки чашникам на Базельском соборе 1431, но табориты не пошли на компромисс. Тогда чашники соединились с католиками и нанесли поражение таборитам в битве при Липанах (см. ЛИПАНЫ) в 1434, в 1436 Сигизмунд занял, наконец, чешский трон. По Пражским соглашениям 1436 было признано общее причащение хлебом и вином (вскоре отмененное). Император согласился с провозглашением независимой от Рима Богемской церкви, которая просуществовала до 1620. Последняя крепость таборитов, Сион пала в 1437.
Гуситские войны стали прологом к началу Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ) 16 в. В самой Чехии их преемниками в религиозном смысле стали «чешские братья».
ГУСИТЫ - название сторонников Реформации в Чехии (отчасти в Словакии) в 1-й пол. 15 в. - участников Гуситского движения, последователей учения Яна Гуса и других народных проповедников.
-ов, мн. (ед. гуси́т, -а, м.; гуси́тка, -и, мн. гуси́тки, -ток, -ткам, ж.).
Последователи Яна Гуса, вождя национально-освободительного и антикатолического движения в Чехии в 15 в.
ГУСИТЫ - последователи чешского религиозного реформатора Яна Гуса (ок. 1369-1415); гуситская революция привела к созданию первой национальной реформированной церкви, не находившейся в зависимости от Римско-католической церкви. Вероучительный раскол и "Четыре пражских статьи". С 1363 Чехия была охвачена движением за исправление нравов и возрождение личной религии. Оно значительно усилилось, когда в начале годы 15 в. в Прагу попали полемические сочинения английского реформатора Джона Уиклифа, распространявшиеся Иеронимом Пражскими и двумя другими чехами. Но главным выразителем идей движения за реформы, а также первым мучеником стал Ян Гус, который по постановлению Констанцского собора был сожжен на костре в Констанце 6 июля 1415. Число последователей Гуса и его популярность среди чехов были столь велики, что в Праге на многолюдном сейме несколько сотен вельмож и дворян поставили свои подписи под официальным протестом против этой казни. В Чехии началась настоящая революция, длившаяся около 6 лет. Многие представители духовенства и Пражского университета отрицали право Католической церкви навязывать вероучительные доктрины и богослужебные обычаи, если они противоречили учению и делам Христа и первохристианской церкви. Радикальный вызов наиболее характерно выразился в гуситском причащении мирян хлебом и вином ("причастие под двумя видами", sub utraque specie), тогда как церковь предписывала причащаться освященным вином лишь духовенству. Так евхаристическая чаша стала символом еретиков-гуситов, которых часто называли каликстинами ("чашниками", от лат. calix, "чаша") или утраквистами. В 1420 гуситы сформулировали свою программу в "Четырех пражских статьях": свободная проповедь слова Божьего, евхаристическая чаша для всех верующих, секуляризация церковной собственности, публичные наказания за прегрешения против нравственности.
Революция. Гуситская революция была отчасти нацелена на нравственную и церковную реформы. Жители Праги и других городов во главе с гуситскими священниками и беглыми монахами преследовали пользовавшихся дурной славой праздных, невежественных и безнравственных представителей духовенства, нападали на монастыри и разрушали их. Сотни монахов были убиты, а богатства и обширные владения монастырей конфисковывались дворянством и городскими властями.
Табориты и пражане. Раннее гуситство содержало в себе и элементы социальной революции. Многие крестьяне и арендаторы, особенно из Юго-Восточной Чехии, поверили в скорое наступление тысячелетнего царства и возвращение Христа для истребления грешников и дарования вечной жизни и свободы избранным. Большинство из них прекратили платить аренду своим хозяевам и исполнять трудовую повинность на их полях, многие продали землю и весь свой достаток вложили в общее имущество в "городах-убежищах", куда они устремились в ожидании дня Господа. Укрепленный городок на юге Чехии Табор превратился в центр радикального крыла гуситов: табориты избрали своего епископа, отвергли большинство таинств, сохранив причастие и крещение, проводили все службы на родном языке и отказались от многих обрядов и большинства деталей церковного облачения. Тем самым все пути к примирению были отрезаны. Но основная часть гуситов, сосредоточенная в Праге, придерживалась относительно умеренных взглядов; они были готовы примириться с церковью, если бы им позволили осуществлять принципы "Четырех пражских статей". Столкновения между таборитами и пражанами привели к гражданской войне. Табориты потерпели сокрушительное поражение в битве при Липанах (1434), а к 1453 с таборитским движением было покончено.
Гуситы и Сигизмунд. Гуситская революция носила и политический характер. После смерти короля Чехии Вацлава IV (1419) законным наследником стал его брат Сигизмунд, император Священной Римской империи и король венгерский. Однако на нем, в конечном счете, лежала вина за казнь Гуса, и чехи отказывались признать его своим королем. В течение 1420-1431 армии Сигизмунда и Католической церкви предприняли "крестовые походы", пытаясь положить конец религиозной и политической независимости Чехии, но они либо терпели поражение от войск гуситов, либо позорно обращались в бегство, не вступая в бой. Национальное и религиозное рвение, а также военный гений Яна Жижки и Прокопа Голого наводили ужас не только на интервентов, но и на жителей соседних стран, которые страдали от набегов грозных гуситских "воинов Бога".
Независимая гуситская церковь. После победы над таборитами более умеренные гуситы заключили мир с Сигизмундом и пришли к согласию с Базельским собором (созванным в первый раз в 1431 и частично признавшим итоги реформы церкви), констатировав завершение гуситских войн. В 1436 Сигизмунд был признан чехами в качестве короля при условии, что он и собор согласятся с положениями "Четырех статей". Компромисс был оформлен в соглашении, получившем название "компактатов". Этот документ стал хартией автономии гуситской церкви - первой национальной реформированной церкви, которая не находилась в прямом подчинении Риму. Гуситская церковь процветала как старейшая из реформированных церквей вплоть до национальной катастрофы в битве при Белой горе (1620), когда и она, и независимая Чехия были раздавлены силами, представлявшими Контрреформацию и осуществлявшими имперские притязания Габсбургов.
ЛИТЕРАТУРА
Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995
ГУСИТЫ, сторонники Реформации в Чехии (отчасти в Словакии) в 1-й половине 15 в., участники так называемых гуситских войн 1419 - 37 против католической церкви, феодального гнета и немецкого засилья. Приверженцы Я. Гуса, Иеронима Пражского, их последователей - Микулаша из Пельгржимова, М. Гуски и др. Военные руководители - Я. Жижка, Я. Желивский, Прокоп Великий. Феодально-католические силы (во главе с папой Мартином V и императором Сигизмундом I) провели в 1420 - 31 пять безуспешных походов против гуситов. В 1433 умеренное крыло гуситов - чашники, объединившись с феодально-католическими силами, в 1434 у Липан разгромило радикальных таборитов, их последняя крепость (Сион) пала в 1437.