Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гуссерль эдмунд

Энциклопедия Кольера

ГУССЕРЛЬ Эдмунд (Husserl, Edmund) (1859-1938), немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения. Благодаря преподавательской деятельности и многочисленным работам оказал значительное влияние на философию в Германии и многих других странах, в частности на возникновение и развитие экзистенциализма. Гуссерль родился 8 апреля 1859 в Проснице (Моравия). Учился в Берлинском и Венском университетах, готовился стать математиком, но Т.Масарик привел его в классы философа и психолога Ф.Брентано. Общение с Брентано, а затем с психологом К.Штумпфом стимулировало его интерес к исследованию мыслительных процессов. Гуссерль обязан Брентано важнейшим понятием интенции (направленности сознания: сознание есть всегда сознание "чего-то"). Впоследствии Гуссерль заявлял, что Брентано не удалось увидеть действительных проблем "интенциональности", связанных с основаниями знания и конституированием структур опыта. Среди тех, кто повлиял на Гуссерля в ранний период, - У.Джемс, английские эмпирики (главным образом Дж.С.Милль), а также Г.В.Лейбниц. Кантовская теория познания оказала влияние на Гуссерля в более поздний период его философского развития. Гуссерль полагал, что главную задачу он определил уже в первой книге - Философия арифметики (Philosophie der Arithmetik: Psychologische und logische Untersuchungen, 1891). Два основных предмета его интереса, математика и формальная логика, с одной стороны, и психология - с другой, впервые соединились в этой работе. Трудности, с которыми он столкнулся (некоторые из них были выявлены Г.Фреге в критическом анализе этой книги), заставили Гуссерля предпринять общее исследование строения и специфической активности "осознанного опыта". В последней главе он рассматривал мгновенное "схватывание" таких характерных форм, как шеренга солдат или стая птиц. Таким образом, Гуссерля можно считать предтечей гештальт-психологии. Хотя через все работы Гуссерля проходят одни и те же идеи, его взгляды претерпели значительные изменения. Можно выделить четыре основные группы работ: 1) период увлечения "психологизмом"; 2) феноменология, первоначально именуемая "дескриптивной психологией", или феноменология в узком смысле; и 3) трансцендентальная феноменология, впервые изложенная в 1913, однако задуманная несколькими годами ранее. Работы, опубликованные в поздний период жизни Гуссерля и после его смерти, составляют четвертую группу. Логические исследования (Logische Untersuchungen, 1900-1901) - наиболее известная работа Гуссерля, рассматривалась им самим как "расчистка пути" для феноменологии. В первом томе, озаглавленном Пролегомены к чистой логике, дана решительная критика в то время влиятельной концепции "психологизма", или взгляда, согласно которому основополагающие понятия и принципы логики определяются в терминах психологии. В последней главе, "Идея чистой логики", представлена философия формальной логики, эмансипированная от психологии. Гуссерль настаивает на бессмысленности отнесения сферы чистой логики, или формального мышления, к психологии. Второй том составляют шесть исследований значения и структуры опыта. Прежний интерес к характерным формам опыта привел Гуссерля к изучению "категориальной интуиции". Для следующего периода, начало которому было положено лекциями Идея феноменологии (Die Idee der Phnomenologie, лекции 1907, опубл. посмертно) и исторически связано с трудом Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии (Ideen zu einer reinen Phnomenologie und phnomenologischen Philosophie, 1913), решающее значение имел осуществленный Гуссерлем переход к новому типу идеализма. Этой цели служил предложенный им метод феноменологической "редукции". Эпохэ (epoche), или методическое воздержание от любых суждений и верований, является необходимым предварительным шагом в процедуре выделения поля восприятий как таковых и нахождения "абсолютного" основания для философии. Стало ясно, что феноменология ищет не что иное, как сущности и сущностные отношения. В работах Гуссерля рельефно представлена его оппозиция натурализму, что видно, в частности, по его эссе Философия как строгая наука (Philosophie als strenge Wissenschaft, 1911). Это противостояние было для него одним из наиболее действенных мотивов. Дескриптивная наука об опыте, рассматриваемая чисто рефлексивно или "трансцендентально", должна была дать философии "радикальное" начало, свободное от каких-либо предпосылок. Программа "конститутивной" феноменологии, развернутая в последующих томах его Идей (опубл. посмертно), а также в других трудах, имела целью создание новой идеалистической философии. Гуссерлевский гений особенно поражает в двух областях: в философии логики и дескриптивном анализе процессов сознания, включая опыт сознания времени. Исследования по логике включают работы зрелого периода: Опыт и суждение (Erfahrung und Urteil, 1939) и Формальная и трансцендентальная логика (Formale und transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft, 1929). Бесспорного признания заслуживает исследование сознания времени в Лекциях о феноменологии внутреннего сознания времени (Vorlesungen zur Phnomenologie des inneren Zeitbewusstsein, 1928), а также ряде работ разных лет. В Картезианских медитациях (Mditations cartsiennes, 1931) дано детальное изложение проблемы переживания и познания сознания других людей. Многие бывшие студенты и коллеги Гуссерля разрабатывали феноменологию в альтернативных направлениях. Так, М.Шелер испытывал интерес к религии и соответственно строил свою концепцию феноменологии. М.Хайдеггер, один из основателей экзистенциализма, вначале был почтительным и восприимчивым учеником Гуссерля. Затем он предпринял основательную ревизию феноменологии, основываясь на понятиях "бытия" и "существования". Уверенный в безграничном потенциале своей "конститутивной" феноменологии, дополненной понятием "пред-данного жизненного мира", Гуссерль подверг критике теорию Хайдеггера. Покинутый своими "арийскими" учениками, Гуссерль тяжело переносил нездоровье последних лет жизни. Завершила поздний период его работа Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (Die Krisis der Europischen Wissenschaften und die transzendentale Phnomenologie, 1936, опубл. в 1954), в которой Гуссерль предложил известное понятие жизненного мира (Lebenswelt). Умер Гуссерль во Фрайбурге-им-Брайсгау 26 апреля 1938. После него осталось около 11 000 страниц неизданных трудов и заметок. К счастью, они были сохранены и перевезены в Левен (Бельгия), где в настоящее время продолжается начатая в 1950 работа по их редакционной подготовке и изданию (серия "Гуссерлиана" - "Husserliana").

ЛИТЕРАТУРА

Гуссерль Э. Логические исследования, т. 1. СПб, 1909 Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Логос, кн. 1, 1911 Шпет Г.Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. М., 1914 Гуссерль Э. Собрание сочинений., т. 1. М., 1994 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1994

Полезные сервисы

феноменология

Энциклопедический словарь

ФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. phainomena - явления и logos - учение] В идеалистической философии Гегеля: учение о становлении науки, об исторических формах сознания, восходящего к абсолютному знанию.

Феноменологи́ческий, -ая, -ое. Ф-ая школа права.

* * *

феноменоло́гия (греч., буквально - учение о феноменах), 1) описание и классификация предметов какой-либо отрасли научного знания.

2) Философское учение о явлении, по-разному трактовавшееся в истории философии: у И. Г. Ламберта (1764) - как учение о явлениях, позволяющее отделить истину от видимости; у Г. В. Ф. Гегеля - как «наука об опыте сознания», его поступательном восхождении от чувственной непосредственности к абсолютному знанию («Феноменология духа», 1807); у Ф. Брентано - как часть психологии, описывающая психические феномены.

3) Философское направление 1-й половины XX в., основанное Э. Гуссерлем, считавшим задачей феноменологии выявление чистой структуры сознания (его изначальной интенциональности - направленности на предмет) через очищение его от эмпирического содержания и освобождение от каких-либо догматических утверждений, вырастающих на почве обычной, «естественной установки» сознания по отношению к миру. Феноменология мыслится как интуитивное усмотрение идеальных сущностей (феноменов), непосредственно данных сознанию. В этике идеи феноменологии проводил М. Шелер, влияние её сказалось в эстетике (Р. Ингарден), психологии, психиатрии, социологии, философии культуры, она явилась одним из истоков экзистенциализма (М. Хайдеггер и др.).

* * *

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - ФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ (нем. Phaenomenologie, от феномен (см. ФЕНОМЕН) и логос - слово, учение), одно из главных направлений в философии 20 в., основателем которого является Э. Гуссерль (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд), непосредственными предшественниками - Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц) и К. Штумпф (см. ШТУМПФ Карл).

Гуссерль и его последователи

Исходный пункт феноменологии - книга Гуссерля «Логические исследования», ее ядро - идея интенциональности. Феноменология не замкнутая философская школа, но широкое философское движение, в котором уже в ранний период возникают тенденции, несводимые к философии Гуссерля - учения М. Шелера (см. ШЕЛЕР Макс) и М. Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин); работы мюнхенской группы феноменологов (И. Дауберт, А. Райнах, А. Пфэндер и др) - отправная точка «реалистической феноменологии», которая обнаруживает как тенденцию, близкую к аналитической философии (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ), так и тенденцию, связанную с традиционной метафизикой (см. МЕТАФИЗИКА). Феноменологический метод нашел свое применение в психологии (Пфэндер, В. Шапп) и психиатрии (Л. Бинсвангер (см. БИНСВАНГЕР Людвиг), В. Франкл), этике (Шелер и Д. ф. Гильдебранд), эстетике (М. Гайгер, Р. Ингарден (см. ИНГАРДЕН Роман), М. Дюфрен), праве и социологии (А. Райнах, Э. Штайн, А. Шюц), философии религии (Шелер, К. Ставенхаген, Ж. Херинг), онтологии (см. ОНТОЛОГИЯ) (А. Райнах, X. Конрад-Мартиус), философии математики и естествознания (О. Беккер), истории и метафизике (Л. Ландгребе). Феноменология оказала влияние на экзистенциализм (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ), персонализм (см. ПЕРСОНАЛИЗМ), герменевтику (см. ГЕРМЕНЕВТИКА) , а также другие философские течения и получила широкое распространение после Второй мировой войны не только в Европе и Америке, но и в Австралии, Японии и некоторых других странах Азии. Архивы Гуссерля находятся в Лувене (Левен, Бельгия) (основной архив), а также в Кельне, Фрайбурге, Париже. Исследовательские центры и феноменологические общества были созданы во многих странах мира. В России быстрое освоение идей Гуссерля в начале 20 в., обусловленное определенной традицией философии сознания в русской философии 19 в., было прервано в начале 1920-х гг. Только начиная с 1960, вновь появляются аналитические работы по феноменологии и переводы феноменологических текстов.

Основные идеи и метод

Исходный пункт феноменологии как философского учения -интенциональная жизнь сознания (см. СОЗНАНИЕ) (Гуссерль), бытие личности (Шелер (см. ШЕЛЕР Макс)) и фундаментальные структуры человеческого существования (Хайдеггер (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин)), возможность описания которых укоренена в самом сознании и человеческом бытии. Феноменологический метод является принципиально дескриптивным, ему свойственно отстранение от любых предпосылок, которые не поддаются описанию. Основная идея феноменологии - неразрывность и в то же время взаимная несводимость, нередуцируемость сознания, человеческого бытия, личности и предметного мира, психофизической природы, социума, духовной культуры. Гуссерлевский лозунг «к самим вещам!» ориентирует на отстранение от причинных и функциональных связей между сознанием и предметным миром, а также от их диалектико-мистического взаимопревращения. Движение к предметам - это воссоздание непосредственного смыслового поля, поля значений между сознанием и предметами. У Гуссерля взаимная несводимость сознания и мира выражается в различии трех видов связей: между вещами (предметами и процессами внешнего мира), между переживаниями и между значениями. У Хайдеггераразличие непредметного и предметного - это различие бытия и сущего, у Сартра (см. САРТР Жан Поль) - в-себе-бытия и для-себя-бытия, у Мерло-Понти (см. МЕРЛО-ПОНТИ Морис) «невидимого» и «видимого». Невозможно, полагает Мерло-Понти, представить себя просто кусочком мира, только объектом биологических, психологических и социологических исследований. В послегуссерлевской феноменологии приоритет отдан проблеме неразрывности человеческого бытия и мира. У Хайдеггера само человеческое бытие как «бытие-в-мире» есть неразрывность мира и человека, поэтому проблема сознания отходит на второй план, речь идет не о многообразии феноменов сознания, но о единственном, фундаментальном феномене - человеческом вот-здесь-бытии (Dasein). Для Мерло-Понти источник смысла - в человеческом одушевленном теле и поле восприятия, «между» сознанием и миром.

Сфера соприкосновения и неразрывности сознания, человеческого бытия и предметного мира - это сфера феноменов, «себя-в-себе-самом-показывающего» (Хайдеггер). Самораскрытие феномена радикально отличается от отношения явление - сущность, однако явление, как и видимость, имеет основания в феномене. Феномен, например, самодостаточное и самоценное произведение искусства, не указывает на нечто, скрытое за ним. Тем не менее феномен не лежит на поверхности - произведение искусства доступно не всякому, кто находится рядом с ним.

Время, сознание, бытие

Феноменология объединяет традиционно противопоставляемые «истины в себе» (идеальные, вневременные предметы) и абсолютный временной поток сознания, рефлексию и время, время и бытие. Поток сознания (см. ПОТОК СОЗНАНИЯ) и идеальный предмет - два рода непсихологических связей сознания, два полюса феноменологической сферы. Время рассматривается в феноменологии не как объективное время (существование которого не отрицается, так же как объективного пространства), но как временность, темпоральность самого сознания и прежде всего его первичных модусов - восприятия, памяти, фантазии (Гуссерль), человеческого бытия (Хайдеггер), человеческой реальности (Сартр), субъективности (Мерло-Понти). Время как «сеть интенциональностей» есть средоточие сознания и человеческого бытия и основное средство его описания.

Истина и бытие

Принципиальным для феноменологии является разработка онтологического понимания истины. Гуссерль называет истиной, во-первых, как саму определенность бытия, т. е. единство значений, существующее независимо от того, усматривает ли его кто-либо или нет, так и само бытие - «предмет, свершающий истину». Истина - это тождество предмета самому себе: истинный друг, истинное положение дел и т. д.; во-вторых, истина - это структура акта сознания, которая создает возможность усмотрения положения дел именно таким, каково оно есть. Для Хайдеггера истина как истинное бытие укоренена в способе бытия человека, которое характеризуется как раскрытость. Человеческое бытие может быть в истине и не в истине; истина - несокрытость; истина как правильность представления «полностью зависит от истины как несокрытости сущего». Хранительница истины - поэзия, являющаяся сущностью искусства. Истина, по существу, тождественна бытию (см. БЫТИЕ (в философии)); история бытия - это история его забвения, история истины - это история ее гносеологизации.

Интерсубъективность и историчность

В феноменологии эти темы внутренне связаны. «Психическое распределено между монадами» (Гуссерль), излучающими смысл изнутри, но непроницаемыми («без окон») извне. Понимание Другого как «вчувствование» возможно только на основе аналогии с временным потоком своего собственного опыта. Другой конституируется при этом не только как природно-телесно-психический феномен, но как субъективность, конституирующая свой собственный смысловой мир, и как трансцендентальная субъективность, конституирующая, в свою очередь, субъективность Других. Мир, который мы обнаруживаем в сознании, есть интерсубъективный мир (мир для каждого), т. е. пересечение и переплетение объективированных смыслов. В основе историчности европейской культуры лежит возникшая в Древней Греции «теоретическая установка», связующая людей для совместной работы по созданию мира смысловых структур. В таком понимании европейская культура должна исполнить свое предназначение - осуществление «сверхнациональности» как цивилизации нового типа не столько на пути унификации экономических и политических связей, сколько через «дух свободной критики», который ставит перед человечеством новые, бесконечные задачи и «творит новые, бесконечные идеалы». По Хайдеггеру, человеческое бытие исторично не потому, что включено в историю, а потому, что в основе своей темпорально. Историчность присуща не субъекту и не объекту, но бытию-в-мире.

Феноменология по своему смыслу не стремится быть завершенной философской системой, ее цель - анализ смыслообразования (от простейшей фиксации пространственно-временного положения объекта до усмотрения идеальных предметов, от первичной рефлексии на восприятие до размышления о смысловых основах культуры) и фундаментальных структур человеческого существования.

Полезные сервисы

левинас эмманюэль

Энциклопедический словарь

Левина́с Эмманюэль (Levinas) (1906-1995), французский философ и писатель. Родился в Литве. С 1923 жил во Франции. Испытал влияние Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и религиозной традиции иудаизма. Основой философии считал этику, её центральные понятия у Левинаса - «другой» и «встреча с другим». Трактаты «Время и иное» (1948), «Целостность и бесконечность» (1961), эссе о литературе («О Морисе Бланшо», 1975; «Имена собственные», 1976).

* * *

ЛЕВИНАС Эмманюэль - ЛЕВИНА́С (Levinas) Эмманюэль [30 декабря 1905 (12 января 1906) Ковно, Российская империя, ныне Каунас - 25 декабря 1995, Париж], французский философ и религиозный мыслитель, оказал влияние на феноменологию (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ), постмодернизм (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ) и философию языка.

Основные темы его философии: поиск ненасильственного отношения с Другим, лик (visage) Другого, дающий заповедь «не убий», отношение «лицом к лицу» с Другим, чудовищность безличного бытия (il y a), отношение к абсолютной инаковости Иного (времени и смерти), женское как Иное.

Жизнь и труды

Левинас поступил на философский факультет в Страсбурге в 1923; учился у Э. Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд) и М. Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) в Германии в 1928-1929; испытал влияние Платона (см. ПЛАТОН (философ)), Р. Декарта (см. ДЕКАРТ Рене), С. Кьеркегора (см. КЬЕРКЕГОР Серен), Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), А. Бергсона (см. БЕРГСОН Анри), Ф. Розенцвейга, М. Бубера (см. БУБЕР Мартин), М. Мерло-Понти (см. МЕРЛО-ПОНТИ Морис); повлиял на П. Рикера (см. РИКЕР Поль), Ж. Деррида (см. ДЕРРИДА Жак), а также на ряд современных католических богословов. Со студенческих лет был дружен с М. Бланшо (см. БЛАНШО Морис). В 1930 Левинас опубликовал первую во Франции книгу о Гуссерле («Теория интуиции в феноменологии Гуссерля») и в том же году принял французское гражданство. В 1940-45 находился в немецком плену. После войны Левинас был членом философского кружка Г. Марселя (см. МАРСЕЛЬ Габриель Оноре) и Ж. Валя. В 1947 публикует свои первые оригинальные работы («От существования к существующему», «Время и Другой»). В 1961 Левинас опубликовал свою докторскую диссертацию «Тотальность и Бесконечное», книгу, которая по праву считается одним из основных философских текстов нашего века; в 1971 - «Гуманизм другого человека», в 1974 - «Иначе, чем быть, или по ту сторону сущности». Опубликовал также ряд работ, посвященных иудаизму и талмудическому экзегезису.

Работы 1940-х гг.

В 1940-е гг. Левинас вступает в полемику с Гуссерлем (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд) и Хайдеггером (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) и постепенно отходит от гуссерлевской феноменологии. Левинас, рассматривая хайдеггеровское различие между сущим и бытием, обвиняет Хайдеггера в попытке подчинить личное сущее безличному бытию. Он описывает безличность бытия, растворяющего в себе сущих («имеется», il y a), и ищет пути становления субъекта. Анализируя отношение субъекта-монады к времени и смерти, Левинас отвергает как хайдеггеровский, так и гуссерлевский подход к темпоральности, как не дающий субъекту возможности этического обновления, которое может быть дано только Другим в интерсубъективном отношении. Он критикует гуссерлевскую теорию интерсубъективности, утверждая, что конституирование Другого как alter ego уничтожает его радикальную «инаковость». Вместо этого он выдвигает отношение «лицом к лицу» с Другим как сохраняющее инаковость Другого, присутствие Другого дается как его отсутствие. Левинас подчеркивает «асимметричность интерсубъективного пространства» (в отличие от взаимности отношения Я-Ты у Бубера (см. БУБЕР Мартин)) и рассматривает эротическое отношение как пример отношения с радикально иным (женским).

«Тотальность и Бесконечное». Обращение к Декарту и Платону: идея Бесконечного и «Благо по ту сторону сущности»

Обличая феноменологию и онтологию как философии насилия теории как умосозерцания, Левинас в качестве «первой философии» выдвигает этику. Со времен Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) этика воспринималась как нормативная наука, но смысл, который Левинас придает этому термину, не совпадает с общепринятым. Для Левинаса «этика» не есть ни свод правил человеческого поведения, ни наука о том, как мы должны вести себя. Он называет этику «духовной оптикой». Его проект заключается в том, чтобы заменить спекулятивные построения дескрипцией этического отношения - отношения абсолютно первичного, которое не может быть подчинено ничему другому. Этическое построено на трансцендентности - на отношении с Другим. Левинас хочет перестроить мир Я так, чтобы в нем присутствовала размерность безмерности, то измерение, которое задает направление к Другому. Другой, будучи абсолютно иным, абсолютно трансцендентен (см. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ) по отношению к Я, целиком остающемуся в сфере Тождественного. Здесь Я обретает область «своего», котором оно может владеть, но как бы Я не стремилось к Другому, Другой остается от него отделенным. При этом стремление Я к Другому, этот жест движения вовне, жест покидания места, сферы Тождественного ни в коей мере не является движением экстаза. Наоборот, Я должно проделать определенную работу в мире, обустроиться и иметь жилище, где оно могло бы принимать Другого и принимать от Другого. Самоидентификация Я и принятие Другого в «Тотальности и Бесконечном» взаимно обусловливают друг друга. Уже сама возможность обращения к Другому является даром со стороны Другого, который Я должно уметь принимать. Но Я не может обратиться к Другому непосредственно, Другой дан Я только в своем лике, который превосходит идею Иного во мне. Лик как единство слова и взгляда выражает Другого, и ненасильственное отношение к Другому возможно только как дискурс, как речь, обращенная к лику. Лик Другого выставляет Я требование, которое прочитывается и как простая забота о ближнем, и как заповедь «не убий». Свобода Я возникает как критический аспект знания, когда Я осознает свою этическую нищету и в стыде перед Другим ставит под вопрос свою спонтанность.

Для Левинаса Другой абсолютно беззащитен и наг, это тот, которого нужно признать и принять как «пришельца, вдову и сироту», как нищего и голодного, - и одновременно тот, к кому можно обращаться только на «Вы». Это отношение обусловливает наше собственное появление как субъекта, как личности.

Поздние работы. Левинас и Деррида

В 1967 году Ж. Деррида (см. ДЕРРИДА Жак) опубликовал книгу «Письмо и различие», содержащую в качестве одной из глав эссе «Насилие и метафизика», посвященное детальному разбору всех опубликованных к тому моменту работ Левинаса. Деррида показал, что Левинас, продолжая пользоваться языком феноменологии и онтологии, в своей критике Гуссерля и Хайдеггера остается от них зависимым, его прочтение этих авторов является далеко не бесспорным. Критика Деррида оказала глубокое влияние на последующие работы Левинаса.

Отказавшись от метафизической и онтологической терминологии (бытие, сущее, Тождественное, Иное) Левинас приходит к собственному философскому языку, в котором этический пафос выражается уже в непосредственно религиозных терминах. Известная несбалансированность «Тотальности и Бесконечного» в том, что касается третьего как того, кто ограничивает Другого, и с появлением которого, тем самым, начинается справедливость, компенсируется в книге «Иначе, чем быть, или по ту сторону сущности». Это открывает возможность появления новой теории субъективности. Левинас переосмысливает интенциональность, открывает новые подходы в феноменологии, говоря об «интенциональности пассивности». Его работы, посвященные понятиям святого и сакрального, прощения, свидетельства, оказывают серьезное влияние на Ж. Деррида, в сильной степени определяя круг интересов последнего в 90-е годы.

Полезные сервисы